Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богослужение в канун дня преставления преподобного Сергия Радонежского



Понедельник, Октября 08 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7010-bogosluzhenie-v-kanun-dnya-prestavleniya-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo

7 октября 2018 года, в канун дня преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност совершил Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское.

Владыке сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Абрашкин, иеромонах Митрофан (Ворона), духовенство Геленджикского благочиния, протодиакон Евгений Габов, диаконы Александр Лысенко.

Во время Всенощного бдения была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея. По прочтении Евангелия, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.

Литургия.

И вот, наступает день праздника, который я никак не могу пропустить. Утро это выдалось довольно прохладным, хоть ясная погода говорит о том, что день обещает быть теплым. Выхожу из дома. Приближаясь к храму, вижу, как вдоль по улице 9 Января идет облаченный в полную парадную форму казак. Чуть ближе к углу с улице Гладкова о чем-то беседуют два священника. Вниз по улице Гладкова спускается, направляясь к собору, о.Андрей Пашин, настоятель Свято-Георгиевского храма в Новороссийске. Рядом с ведущими во двор собора верхними воротами уже выстроилось довольно большое число машин. В само дворе также стоит много машин. Здесь стоит довольно много духовенства, ожидая времени, когда нужно будет входить в храм. Сам храм пока полупуст. К украшенной цветами иконе преподобного Сергия уже выстроилась очередь. Архиерейский амвон в центре уже установлен, хоть орлец на него будет положен уже в последний момент. Рядом с ним стоит человек в подряснике. На амвоне обычном уже установлены аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Время от времени туда и сюда ходят иподиаконы. Вскоре начинается чтение часов. Завеса на Царских вратах открылась даже несколько раньше, что говорило об окончании проскомидии[30], хоть диакон (один из гостей – о.Иоанн Князькин из Крымского благочиния) начал каждение уже в середине чтения 3 часа. во время чтения часа во двор для проведения исповеди выносятся аналои. Собравшиеся на праздник священники, тем временем, входят в храм, выстраиваясь в две шеренги в центре храма. Среди них есть знакомые лица, вроде настоятеля Свято-Троицкого храма, о Андрея Шамро, настоятеля Свято-Александро-Невского храма в поселке Борисовка, о.Василия Симоры, настоятеля Свято-Пантелеимоновского прихода в станице Нижнебаканской, к которому также относится и храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в хуторе Горный, игумен Филарет (Соколов), но большинство незнакомы. Часть духовенства, которая должна будет сослужить архиерею, в это время находится в алтаре. В это же время в храм снова приносят хоругви для несения во время крестного хода. В середине 6 часа в храме загорается весь свет, но ничего не происходит, поэтому читающий имеет возможность спокойно завершить 6 час. Ближе к концу 6 часа в притвор выходят иподиаконы с подсвечником, архиерейским жезлом и мантией.

Встреча архиерея и облачение.

Один из них кладет орлец на архиерейский амвон. В это время в притвор выходит о.Антоний Новицкий с подносом с напрестольным Крестом, а с ним – духовенство, которое должно будет сослужить архиерею. В первую очередь, это благочинные, кроме благочинного Новороссийска, оМаксима Карпова, который в храме присутствует, но в совершении литургии не участвует. Участие же в литургии будут принимать: секретарь епархии, протоиерей Александр Абрашкин, который сейчас идет ко входу в храм с цветами, протоиерей Сергий Карпец, Крымский благочинный, иеромонах Митрофан (Ворона), Геленджикский благочинный, протоиеркй Виктор Полянкин, Анапский благочинный, протоиерей Виктор Колмык, Темрюкский благочинный, иерей Максим Пьянков, Славянский благочинный. Также в числе сослужащих было и незнакомое духовенство. Один из них на епархиальном сайте представлен, как, как протоиерей Николай Ворона. Другим был незнакомый иеромонах с ярко выраженной средиземноморской внешностью. Также в служении литургии принимал участие и иерей Роман Хотков, настоятель храма святой преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы Феодоровны, Свято-Пантелеимоновского прихода при первой городской больнице Новороссийска. Все они выстраиваются в притворе. Духовенство, которое просто молится в храме, также придвигается ближе ко входу в притвор.

Тем, временем, чтение 6 часа заканчивается. Вскоре начинается трезвон, продолжающийся относительно долго. Архиерей уже здесь. Вскоре в центр храма выходят диаконы: протодиакон о.Евгений Габов с кадилом, а также протодиакон о.Евгений Горин и архидиакон о.Сергий (Пугач) с дикирием и трикирием, а также еще два диакона с подсвечниками. Вскоре трезвон прекращается. Вскоре архиерей, благословляя собравшиеся во дворе народ, восходит на паперть, а затем входит в храм. Здесь его с цветами встречает секретарь епархии, о.Александр Абрашкин, поздравляя с праздником. После этого он входит в храм. На него надевается мантия и вручается архиерейский жезл.

«Премудрость! » - возглашает о.Сергий (Пугач). В этот момент петь начинает хор духовенства епархии,

который громко и величественно поет: «От Восток Солнца до Запад хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! » Диакон Евгений Габов вслух читает: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, тя величаем! » «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». В этот момент архиерей целует Крест, а затем все духовенство целует Крест из его рук. Когда все духовенство (в том числе и те, кто просто стоят в храме) приложилось ко Кресту, то Владыка Феогност под пение «Достойно есть...»[31] входит в храм, поклонившись образу преподобного Сергия, а затем идет к амвону (больше половины верующих входит в храм именно в этот момент). Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» Архиерей восходит на архиерейский амвон и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Хор красивым и величественным распевом начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[32], поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль[33] и поручи[34], после чего надевается палица[35], саккос[36] и большой омофор[37], а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра (отмечу, что все облачение архиерея было не синим, а белым с синими узорами). Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся! » - Возглашает о.Сергий и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

При этих словах облачившееся духовенство выходит на солею и поклонившись архиерею, выходит в центр.

Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Александр Абрашкин) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Если у греков на двунадесятые Богородичные праздники литургия служится с праздничными антифонами, то в Русской Церкви поются обычные изобразительные. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

После этого хор духовенства поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами (целых две пары, причем, одну несли два диакона), затем сразу несколько диаконов с кадилами, старший диакон с Евангелием, а потом и все остальное духовенство. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды на сей раз на службе не использовались вовсе. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. В этот раз Владыка проводил награждение клириков епархии. Так, протоиерей Пантелеимон Кулинич, настоятель одного из храмов в Темрюкском благочинии, а иерей о.Игорь Гайдаев, настоятель прихода святителя Спиридона Тримифунтского на Шесхарисе был возведен в сан протоиерея. В служении литургии они оба не участвовали, лишь молясь в храме. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. После этого хор пропел тропарь Успения Божией Матери, тропарь и два кондака преподобному Сергию Радонежскому. А в конце духовенство в алтаре пропело вместо кондака Успения, кондак «Взбранной Воеводе…». И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала - чтения праздника преподобного Сергия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господней. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании….

И рядовые чтения. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам[38]: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал

хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

14 Всё делайте без ропота и сомнения, 15чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

После призыва к единомыслию и братолюбию, апостол призывает паству всегда идти путем спасения с трепетом или лучше сказать, как замечает, толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст – с усердием. От этого усердия и зависит, совершится ли спасение на самом деле или нет. Если же человек усердно подвизается, очищая душу свою, то и Бог пребывает с ним, помогая ему. « Не бойся и не изнемогай; Он дает нам и усердие и самую деятельность. Когда мы захотим, то Он еще усилит наше хотение. Например, я хочу сделать что-либо доброе: Он совершает это доброе, Он же производит и хотение. Или (так нужно понимать слова апостола, или он) говорит это по особенной предусмотрительности, подобно тому, как и добродетели наши называет дарами (Божиими) [39]» - пишет святитель в своем толковании. Но Бог не спасает человека без его желания, а потому спасение и совершается, только если сам человек с усердием трудится над своей душой.… В то же время, апостол призывает пребывать в чистоте, быть безукоризненными, чтобы никто не мог укорить их в каком-либо беззаконии, дабы не давать повода ищущим повода. Мир ревниво следит за христианами, осуждая христиан подчас за то, что он прощает своим сынам, часто даже вменяя это им в добродетели. Говоря это, апостол пишет, что они «сияют» среди всеобщей тьмы, хваля их усердие в соблюдении заповедей Господних. Но это и призыв к большему усердию. Но призыв быть безукоризненными, «чтобы комар носа не подточил» не значит призыва выставлять свои добродетели напоказ. Это – гибельный путь. Им шли те самые фарисеи, которых обличал Господь. Но если христианин на деле соблюдает заповеди, то поскольку он стремился быть ближе к Богу, и Бог идет навстречу ему, делая его храмом Духа Своего. И тогда Дух Божий преображает человека, так что переполняющий его свет прорывается и наружу, светя всем окружающим. Тогда человек может как угодно скрываться от людей, но свет, который в нем, как маяк будет светить окружающим и они будут тянуться к нему. «Чадо, молю тебя! Стяжи дух мирен и тогда тысячи душ спасутся вокруг тебя! » - Эти знаменитые слова преподобного Серафима Саровского сказаны, как раз, об этом…. Эта высота, к которой мы призываемся, вызывает трепет, но желающий спастись не имеет другого пути, кроме восхождения к этой высоте. Потому и мы призываемся отринуть нечистоту, в которой живем, и последовать по пути спасения….

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый (его проносит через центр один из диаконов, сразу же унося в алтарь), в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Традиционное краткое изложение заповедей блаженства…

Евангелие (от Луки): 1Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

16И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

17Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19проповедовать лето Господне благоприятное.

20И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

21И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

22И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30но Он, пройдя посреди них, удалился.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

44 И проповедовал в синагогах галилейских.

Первые, описанные в данном Евангелии исцелений. Если своим землякам он отказывает в знамениях, обличая их за неверие (просто потому что их интерес был праздным, в других Евангелиях указывается, впрочем, что в Назарете Он чудеса совершал, но их было немного и совершал Он их тайно), то теперь Он охотно помогает людям. Здесь описывается то, как Господь исцеляет тещу апостола Петра, а теща – это, как известно, мать жены. Таким образом, Петр был женат (да и апостол Павел пишет о нем, как о женатом человеке). Здесь человек был готов к исцелению, возможно, горячо молясь, чтобы исцелиться от болезни, и даже вспоминая о своих грехах. А ведь болезнь – это всегда следствие греха, так как человек, согрешая, попадает под власть духов злобы, толкающих его на грех. А чем больше человек впадает в грех, тем больше эта власть. Наконец, наступает день, когда эта власть становится абсолютной. Бог же, не желая погибели человека, принимает меры, чтобы вразумить его, попуская той силе, которой человек поработить себя, мучить его. И одним из способов, как раз, является болезнь. Иные молятся и получают исцеление, так как исцелению тела предшествует исцеление души, покаяние, а другие – нет, так как выводы о причинах болезни они не сделали… Другим способом, которым духи злобы мучат человека, является прямая их власть не только над душой, но и над телом человека. Здесь, как раз, описано то, как Господь исцеляет бесноватых. Причем, заметно, что Он запрещает бесам что-либо говорить. Казалось бы, они исповедуют его Христом, что тут запрещать?! Но в том-то и дело, что сам Господь свидетельствует, что « диавол есть лжец и отец лжи, … когда он говорит ложь – говорит свое ». А диавол ставит перед собой цель – погубить, как можно больше людей и для этого – все средства хороши. Самая же опасная ложь – это та, к которой подмешано хоть слово правды, услышав которое, человек часто, не думая, проглатывают и тьму подмешанной к нему лжи. Потому Господь и запрещает бесам говорить. Это резко контрастирует со многими нынешними экзорцистами, которые, отчитывая бесноватых, пишут целые книги, цитируя то, что кричат бесы во время

отчитки и тем, по сути, давая бесам трибуну для «выступления»…

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого сразу последовала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет песнопения, посвященные преподобному Сергию Радонежскому.

После того, как завершилось причащение духовенства и началось раздробление частиц для причащения мирян, на амвон вышел один из служащих священников, который говорил проповедь на тему праздника, стараясь говорить громче, ввиду царящего в храме гула, производимого многочисленными «захожанами», бегающими по храму туда и сюда с букетами свечей, то и дело обсуждая друг с другом какие-то свои дела. Одновременно икона преподобного Сергия, стоящая в центре храма, ставится и закрепляется на носилки, дабы удобнее было нести ее во время крестного хода. Итак, сегодня мы празднуем память преподобного Сергия Радонежского, одного из любимых наших святых. Всей своей жизнью преподобный Сергий явил пример любви к Богу и угождения Богу. Еще будучи младенцем, Варфоломей являл в себе образец поста, не питаясь материнским молоком в среду и пятницу. Но как мы относимся к посту, к воздержанию? Не тяготимся ли мы постом, не стремимся ли обойти его, приучаем ли мы к нему наших детей? Пост же есть главное орудие против похоти плоти человеческой. Также позднее, учась грамоте, он не справлялся с материалом, но хоть и скорбел, но не унывал, а возносил горячую молитву Богу, прося помощи. И Бог услышал молитву его, дав ему способность постигать азы грамоты книжной. Но так ли мы верим и уповаем на Бога, могущего нам помочь? Проявляем ли терпение мы, если на нас находят скорби, и если у нас что-то не получается? Наконец, имеем ли мы такой навык к молитве, какой имел преподобный Сергий? Не тяготимся ли мы молитвой, общением с Богом? Над этим всем нам подобает подумать. Также, уже будучи создав великую обитель, став игуменом, он не оставлял попечения о ближних, о народе, вознося молитву не за одного себя, но и за все Отчество. Когда же благоверный князь Димитрий Донской просил его благословения на битву с татарами, то он дал его и денно и нощно молился о сражающихся на поле брани. Но имеем ли мы такое попечение о ближних наших и об Отечестве нашем, особенно в наше время, когда самое Отчество наше и вера подвергаются опасности извне, когда то и дело слышны голоса призывающих к вражде и разделению. Сегодня мы молились об укрощения вражды на украинской земле, а также о преодолении разделения церковного, когда Константинопольский патриархат, вопреки канонам церковным, решил дать автокефалию украинской Церкви, через голову матери Церкви Русской. И сейчас там страшное разделение, о преодолении которого и идет наша молитва. Мы должны быть едины во Христе, дабы между нами не было разделения, дабы враг не мог стравить нас между собой, дабы победить нас. Итак, да будем едины, и да стремимся к единству с Богом, стремимся стяжать любовь к Богу, как это делал преподобный Сергий. Его молитвами Господь да утвердит и нас на этом пути.

Открываются Царские врата. Начинается причащение верующих. На этот раз, ради экономии времени оно шло с четырех чаш (народу было и вправду много, но столь большое числе чаш объяснялось именно желанием провести причащение побыстрее). И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Заканчивается литургия. Произнеся отпуст, архиерей идет в алтарь, где разоблачается. Одновременно икона преподобного Сергия относится ближе к притвору. Духовенство, которое просто молилось в храме, теперь, облачившись в епитрахиль, поручи, рясы, фелони и камилавки, выстраивается во дворе храма. Туда выходит и большая часть народа. Духовенство, поющее на литургии в качестве хора, становится в центре храма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь