Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Крестный ход и молебен на Малой земле.



 Наконец, архиерей, облаченный в рясу и клобук, выходит в центр храма с той частью духовенства, которая с ним служила литургию. Звучит начальный возглас, затем всеобщее пение «Царю Небесный[40]….», а затем – «Бог Господь….», а затем хор духовенства поет тропарь преподобному Сергию Радонежскому. Под пение сначала казаки, несущие икону преподобного Сергия, затем духовенство, певчие (уже дежурящие в притворе) и наконец, верующие, выходят из храма. Трезвона при этом не было. Начинается крестный ход. Со двора выезжает машина с переносной звонницей в кузове, колокола которой непрерывно звонят в течение всего времени движения. За ними идет многочисленная процессии казаков (также с ними идут кадеты из казачьего кадетского корпуса, находящегося в городе), несущих бесчисленные хоругви, а за ними духовенство, стоящее во дворе. Уже вслед за ними идут казаки с иконой, а затем архиерей с духовенством, что сослужило ему, иподиаконами, а также клириками, входящими в хор духовенства. После них идут и верующие, которые непрерывно обгоняют и «подрезают» друг друга, стремясь не отставать от духовенства. Кто-то поет песнопения, знакомые ему, а кто-то обсуждает какие-то свои домашние дела. А архиерей с идущими вместе с ним иподиаконами и диаконами поют молебные возгласы, обращенные к Богу, Божией Матери, а также многим святым (в первую очередь – апостолу Андрею Первозванному, собор в честь которого строится в Геленджике, а также – святителю Николаю чудотворцу, собор в честь которого строится в нашем городе, но молитвы обращались и к другим святым: апостолам, святителя, преподобным и так далее). Их повторяет хор. Временами они поют песнопения,

посвященные, по большей части, Божией Матери, а также святым, в том числе, тропарь преподобному Сергию.

Крестный ход идет к набережной
Архиерей обращается к верующим.

Впрочем, их слышно только идущим впереди, остальные верующие предоставлены сами себе и своему умению хранить внимание. Впрочем, не участвуют в этом и остальные священники. Крестный ход, охраняемый гаишниками от проезжающих машин, поднимается по улице Гладкова и идет по улице 9 Января, где шум, сопровождающий Крестный ход, вызывает неистовый лай собак. Из окон и калиток выглядывают полные удивления (и часто неудовольствия) лица местных зевак. То же самое видно постоянно по всему маршруту. Пройдя 9 Января, крестный ход спускается по улице Свободы к Набережной, где идет почти все время пути. Здесь зевак, гуляющих по случаю выдавшейся в эти дни летней погоды, больше всего. При этом Крестный ход проходит через парк имени Фрунзе, где верующих также встречает множество изумленных глаз. Проходит Крестный ход и мимо недостроенного храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. За этот год он весь побелен внутри и снаружи. Над центральной частью храма, вокруг высокого барабана под будущую главу, а также на портике над входом, крыша уже покрыта, а по углам храма уже установлены своеобразные шпили, которые изображались на проекте храма, но которых до сих пор не было. Над апсидами с трех сторон храма ранее были установлены решетчатые каркасы под будущую крышу. Видны эти каркасы и сейчас. Кроме того, рядом с храмом стоит решетчатая конструкция будущей главы, которая должна быть луковичной. Предусматривалось, что в ней должен быть фонарь, дабы храм одновременно был маяком (такие храмы маяки есть в ряде приморских городов в России). Впрочем, подъемов к этому месту не предусмотрено. В момент прохождения мимо здания крестного хода специальная машина заливает куда-то на самый верх барабана под главу бетон. Дойдя до территории бывшего рыбзавода, где теперь намечается широкомасштабная стройка, крестный ход поднимается по улице Героев-Десантиников до проспекта Ленина, где и идет, вплоть до достижения Малой Земли. И вот, пройдя мимо угла с улицей Пионерской, идущей к храму Новомучеников, крестный ход направляется к Малой Земле, а затем сворачивает по дороге, ведущей к набережной, подходя к площадке у закладного камня. Здесь уже установлена акустическая аппаратура, привезенная для удобства совершения молебна. На сей раз в этом месте не было такого количества казаков, поэтому кордонов вокруг площадки с закладным камнем они не создают. Икона вносится и ставится на середину площадки перед камнем, а по периметру площадки становятся хоругвеносцы и духовенство. На стройке, вид на которую открывается отсюда, ничего не изменилось, разве что из стены первого этажа здания епархиального управления выходит металлическая труба дымохода.

Уже здесь архиерей надевает поручи, епитрахиль и малый омофор, дабы полноценно возглавлять молебен. Тем временем, возглашается прокимен, а затем сразу читается Евангелие (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

После этого диакон произносит сугубую ектению, после которой читаются молитвы святителю Николаю чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому, после которых было пропето величание обоим святым. После этого молебен завершается.

После отпуста Владыка обратился к верующим, поздравив всех с праздником. Сегодня мы совершили ставший уже традиционным крестный ход, как бы приобщившись к подвигу преподобного Сергия. Но он, да и прочие преподобные несли Крест свой на протяжении всей жизни. Мы же понесли маленький и легкий подвиг, пройдя крестным ходом от Свято-Успенского собора к месту будущего кафедрального собора. Далее он поблагодарил всех верующих, а также духовенство за участие в мероприятии, отметив участие кадетов из кадетского казачьего корпуса, порадовавшись их усердию, а также курсантов Новороссийского морского университета (бывшей морской академии), которые участвовали в этом впервые. Далее он говорил о служении преподобного Сергия, отметив, что он немало способствовал примирению русских князей, непрерывно враждовавших между собой. Он не боялся, что его деятельность станет известна соглядатаям из Орды, но действовал. И когда к нему пришел за благословением благоверный князь Димитрий Донской, то он не просто дал свое благословение и предрек победу. Он дал ему двух воинов-монахов – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Он не думал о том, что канон запрещает монаху брать в руки оружие, предписывая ему отречься от мира. Монах же, участвующий в мирской брани, не совсем отрекся от мира сего. Но преподобный не думал об этом. Более того, он облек их в еще более высокую монашескую степень – в схиму, которая требует полного отречения от мира. И схимнический куколь он дал им вместо шлемов. Пока же шла битва, он горячо молился, поминая всех участвующих в битве и всех павших воинов, вынимая за каждого частичку. Это была одна из самых долгих литургий за всю историю. И чудо произошло. Русь до этого несколько веков, более 200 лет была под гнетом татар, этих прирожденных воинов. Русское войско победило татар, несмотря на то, что русский воин не был профессиональным бойцом. Русский человек – труженик, землепашец, в то время как татары были профессиональными воинами, которые в седле рождались и умирали. И эта победа была судьбоносной, ибо на Руси поняли, что врага можно бить. Да. Позже придет хан Тохтамыш, который возьмет и сожжет Москву. Однако русский человек понял, что врага можно побеждать. Как говорил историк Ключевский, на Куликовскую битву шли люди разных княжеств, а с битвы пришел единый русский народ. И преподобный всегда молитвенно предстательствовал за народ русский, любя каждого ближнего. Все знают, что всех людей любить легко, но тяжело любить каждого конкретного человека с его слабостями. И преподобный Сергий стяжал эту любовь. И потому он так любим на Руси, что он был плоть от плоти нашим, русским человеком, болевший за свое Отечество и людей, живущих в нем. Потому мы сегодня особо молились о том, чтобы и сегодня он не оставлял своим предстательством нас, и не только конкретно людей, живущих в границах государства Российского, но в границах всей исторической Руси. Особенно это важно сегодня, когда нас пытаются разделить, разлучить. Все знают о происходящем в братской украинской земле, как вслед за разделением государственным, национальным, пытаются навязать разделение духовное, навязать так называемую автокефалию. Но ясно, что за этим последуют гонения на тех, кто по-прежнему стоит на позициях церковного единства, а не разделения в угоду политическим интриганам. Разделение же это означает междоусобную брань, еще большую, чем была доселе. Те, кто устраивают это, прекрасно это знают, и именно поэтому и делают это, желая стравить людей друг с другом. И этого не следует допускать, потому мы особенно усердно молимся о том, чтобы Господь даровал мир украинской земле, но также и всем нам….

Также Владыка сказал о том, что сейчас заканчивается отделка в здании епархиального управления, так что остались последние штрихи, а в ближайшее время (он сказал о «десятом числе», не уточнив – какого месяца) начнутся работы по строительству собора.

Наконец, благословив народ, и сняв богослужебные элементы облачения, он в сопровождении иподиаконов пошел к стоящим чуть поодаль машинам. Чуть ранее сквозь толпу протиснулся ключарь храма Новомучеников, о.Александр Бепрозванный, приведя сюда нескольких девиц в одежде с надписью «православное молодежное движение» и изображением контура будущего кафедрального собора, остов которого стоит за стоящим позади площадки забором. Когда духовенство разошлось, то верующие начали прикладываться к стоящей в центре площадке иконе преподобного Сергия. Изначально возник беспорядок, так что кто-то был задавлен толпой (таковы мы на деле, а не на словах, со всем нашими страстями), потому казакам пришлось устанавливать кордон, дабы упорядочить движение людей. Приложившимся упомянутые выше девушки раздавали иконки преподобного Сергия Радонежского с архиерейским благословением, а также приглашением на открытие так называемой гостиницы милосердия, которая будет находиться на углу улиц Новороссийской республики и Энгельса. Открытие должно состояться в 11.00 и проведет ее правящий архиерей (здесь должен отметить, что об этом после литургии в воскресенье 7 октября говорил ключарь собора, о.Антоний Новицкий, о чем я писал, но статьи о 5, 6 и 7 октября благополучно погибли в результате досадной оплошности с моей стороны, потому пишу об этом, как бы впервые). А рядом с площадкой выступает известный в городе исполнитель авторских песен, прихожанин храма Новомучеников, Анатолий Лукашевич. Песни его носят, преимущественно, патриотический характер.

Вторник 9 октября.

После торжества прошедшего дня этот день – достаточно скромен. Однако и он имеет свои праздники. Так, в этот день вспоминается преставление апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а также прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, чьи частицы мощей в нашем городе есть в Свято-Успенском соборе, а также в храме Новомучеников. При этом в календаре значок под именем апостола и Евангелиста Иоанна Богослова велит служить всенощное бдение. Раньше у нас так и было, но затем его заменили полиелеем. Но все же праздник не забыт.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь