Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 5 / 18 октября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Симбирских святых



В миру Иван Иванович Игошкин, родился 23 мая / 5 июня 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне с. Сосновка Сосновоборского района Пензенской области) в крестьянской семье.

Закончил 2-классное духовное училище. Его жизненный путь определился уже в детстве: он не увлекался играми подобно своим сверстникам и все свое свободное время старался проводить в храме.

12 / 25 ноября 1903 года, в 15 лет, закончив учебу поступил послушником в мужской монастырь Жадовская пустынь Симбирской епархии.

В 1909 году призван на военную службу, которую проходил в крепостной артиллерии Ковно (русское название литовского города Каунаса) в должности певчего при военном соборе до конца марта 1913 года.

Вернулся со службы в 1913 году, жил со своими родителями, но в 1914 году призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале.

В 1917 году был демобилизован по болезни и вернулся к родителям. Служил псаломщиком в храме во имя Рождества Христова.

Архим. Гавриил (Игошкин)

В январе 1921 года рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви Покровска (ныне город Энгельс Саратовской области) архиепископом Уральским Тихоном, а в 1922 году — в сан иерея к тому же храму.

В 1923 году архиепископ Тихон, назначенный членом Временного Патриаршего Синода, переехал в Москву и забрал с собой отца Иоанна, который по приезде в Москву был назначен священником Покровского храма Марфо-Мариинской обители[447].

Иван Игошкин. 1914 год.

После его закрытия в 1928 году переведен в храм свт. Николая в Пыжах.

В 1929 году в Московском Богоявленском монастыре (в том же году монастырь будет закрыт) епископом Петром (Рудневым) был пострижен в монашество с именем Гавриил.

В 1930 году возведен в сан игумена.

14 апреля 1931 г. был арестован по обвинению в «систематической антисоветской агитации» и организации нелегальных сестричеств и братств, оказании помощи ссыльному духовенству; заключен в Бутырскую тюрьму.

Проходил по групповому делу " Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москвa. 1931г." вместе с Татьяной Николаевной Гримблит. Всего по делу проходило 39 человек.

На следствии показал: " Против влaсти среди прихожaн aгитaции я не вел. Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих" .

30 апреля того же года приговорен к трем годам исправительно-трудового лагеря. Срок отбывал в Вишерском ИТЛ.

29 июня 1932 г. досрочно освобожден по состоянию здоровья с запретом проживания в 12 городах. Поселился в г. Ростове Ярославской обл., с августа — во Владимире. По окончании срока ссылки в декабре 1933 г. вернулся в Москву и назначен настоятелем Московского Никольского храма в Пыжах.

В начале 1934 г. архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым) возведен в сан архимандрита.

В июле 1934 г. в связи с захватом храма Николы в Пыжах обновленцами перешел на служение в храм Воскресения Христова в Кадашах. Избран кандидатом на епископство.

19 августа 1934 г. арестован во время богослужения, обвинялся «в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке», заключен в Бутырскую тюрьму, но 3 октября того же года освобожден. В связи с захватом Воскресенского храма обновленцами переведен на служение в Покровскую церковь с. Звягино Пушкинского района Московской обл.

Прихожане тех московских храмов, где он служил, весьма почитали св. Гавриила. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников.

После того, как местные комсомольцы сожгли Покровскую церковь в октябре 1936 года, переведен в храм во имя Сошествия Святого Духа в г. Пушкино.

4 ноября 1936 г. во время богослужения он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе.

20 января 1937 г. приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по несколько часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в конце 1941 г., освобожден только в июле 1942 г.; работал в лагере.

В октябре 1942 г. уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил около месяца. Для назначения на службу пешком направился в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского района Ульяновской обл.). Заболевшего о.Гавриила старец благословил жить недалеко от себя - в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Отец Гавриил тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием.

В начале мая 1946 года Ульяновский епископ Софроний назначил его настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Ульяновска.

Архим. Гавриил (Игошкин). Фотография. 50-е. XX в.

Из-за отказа в прописке как «врагу народа» переведен настоятелем Никольского храма в Мелекессе[448], где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе.

Икона присп. Гавриила Мелекесского.

Был строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, строго исполнял церковный устав. Богослужение совершал с духовным подъемом. Особое внимание уделял проповеди. После служб в воскресные и праздничные дни по благословению Ульяновского и Мелекесского еп. Серафима (Шарапова) проводил духовные беседы, что привлекло в церковь много молодежи и детей.

8 июля 1949 г. по доносу церковного регента был арестован во время богослужения; позднее переведен во внутреннюю тюрьму управления Министерства государственной безопасности по Ульяновской обл. Обвинен в том, что «является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и сов. правительства», «проводил антисоветскую пропаганду», «во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского». Виновным себя не признал.

29 декабря 1949 г. приговорен к 10 годам лишения свободы. Отправлен в Сибирский ИТЛ в г. Мариинск Кемеровской обл. В лагере (в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты) продолжал пастырское служение: вел беседы с заключенными, тайно исповедовал их, отпевал умерших. Даже в заключении о.Гавриил не нарушал постов. Оделял продуктами из посылок, которые присылали его духовные чада, тех, кто жили вместе с ним.

4 сентября 1953 г. обратился в Верховный суд СССР с просьбой отменить решение Ульяновского обл. суда как незаконное и построенное на клеветнических показаниях свидетелей. 23 октября 1954 г. досрочно освобожден по болезни.

6 января 1955 г. Президиум Верховного суда РСФСР вынес постановление о его полной реабилитации.

Архимандрит Гавриил вернулся в Мелекесс, где ему вернули его конфискованный дом.

В июне 1956 г. он обошел пешком села Сыресево, Самодуровка, Шугурово, Шкудим, Качим, в домах родных служил Божественную литургию, молебны, совершал крещения; на могилах служил панихиды.

18 октября 1959 г., предчувствуя смерть, попрощался со всеми; скончался, как бы тихо заснув. Похоронен на городском кладбище.

Прославление и почитание

20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, архимандрит Гавриил (Игошкин) был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских

18 октября этого же года в Никольском кафедральном соборе Димитровграда были открыты для всенародного поклонения мощи новопрославленного угодника Божия.

В 2004 году на родине святого в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила.[449]

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Вельми светел явися нам подвиг жития твоего, / исповедниче Христов Гаврииле, / любве ради ко Господу изшел еси с радостию на скорбь и лишения, / крест свой носяй / и тако образ терпения показуяй, / верныя в годину озлобления / пастырски в вере соблюл еси, / дерзновением благодать Святаго Духа стяжав, / темже убо вопием ти: // молитвами твоими спаси души наша.

Кондак, глас 2

Крепости Божия соименник / и причастник Божия благодати явился еси, / отче Гаврииле, / преподобием и исповедничеством / истину Православныя веры утверждали, / иго Христово до конца восприял еси, / темже и прославлен еси со святыми, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Литература, документы

  • ГАРФ. Ф. 10035;
  • РГАДА. Ф. 1204;
  • РГВИА. Ф. 11128, 11545;
  • ЦГИАМ. Ф. 1215;
  • ГА Пензенской обл. Ф. 182;
  • ГА Самарской обл. Ф. 5, 32, 353, 360, Р-4187;
  • ГА Ульяновской обл. Ф. 134, 3022, 3705;
  • Архив УФСБ по г. Москве и Московской обл. Д. П-78582, П-27265, П-1086;
  • Архив УФСБ по Ульяновской обл. Д. № П-3375.
  • Симбирские ЕВ. 1911. № 17; 1912. № 12.
  • Баженов Н. Стат. описание соборов, мон-рей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 г. Симбирск, 1903;
  • Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слёз…». М., 1998. С. 286;
  • Куликова Л. Житие прписп. Гавриила Мелекесского // Моск. ЕВ. 2001. № 6. С. 27-35;
  • ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 112-128; Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Моск. епархии. Сент.-окт. Тверь, 2003. С. 112-128.
  • Куликова Л.В. Угодник Божий Гавриил, архимандрит Мелекесский. - Изд-во: Л.В. Куликова, 2011. - 540 с., ч.б. илл.

Использованные материалы

  • Православная энциклопедия, Т. 10, С. 203-204
    • http: //www.pravenc.ru/text/161265.html
  • Жизнеописание на сайте Православие и современность:
    • http: //www.eparhia-saratov.ru/index.php? option=com_content& t...177
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в."
    • http: //213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d** (материал использован частично)
  • Служба преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому, страница блога свящ. Максима Плякина:
    • http: //ustavschik.livejournal.com/32460.html

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вечерня и утреня с полиелеем в честь Собора святителей Московских. Служил о. Александр Корниенко при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Традиционное Евангельское чтение в праздники святителей. Господь говорит о Себе и о тех, кто будут веровать слову Его. Себя Он называет то дверью, подразумевая то, что лишь через Него и созданную им Церковь может прийти истинный пастырь, истинный проповедник, то пастырем, вошедшим через дверь, то есть, так, как и положено. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что в последнем случае под дверью подразумевается Священное Писание, то есть, Христос приходит так, как о Нем было написано, и никак иначе. Все же прочие, приходящие иным образом, есть воры и разбойники, ибо ведут людей не к Богу, а к себе, а в конечном итоге – в бездну. Они не могут спасать, ибо и диавол, использующий их, как раз ставит задачу – как можно больше людей увести с собой в ад. Соответственно, называя Себя дверью, Господь говорит о том, что только через Него и созданную им Церковь возможно спасение, соответственно, всякий проповедник, приходящий через ДВЕРЬ, есть истинный пастырь, а приходящий каким-то иным путем – есть вор и разбойник, который не спасает, а может только погубить. Овцы же – есть те, кто следуют за Христом. « Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. » - говорит Господь. О ком можно сказать, что Бог познал его? Господь знает сердца и души всех людей, однако здесь вспоминаются слова Бога, которые Он говорит пророку Иеремии: « прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. » Речь, таким образом, идет о тех, кто очищен и освящен Богом и стал прибежищем Духа Божия, ведущего его по пути спасения. Такого человека, воистину, никто и ничто не похитит из руки Божией, ибо он познал радость общения с Богом, вкусив сладкого, не будет уже питаться горькими яствами мира сего. Поистине, это страшные слова, ибо мы далеки от этого блаженного состояния. Впрочем, сознательно за Христом всегда идут немногие, и большая часть часто норовит уйти куда-то в сторону. На практике пастухи часто вынуждены прилагать большие усилия, чтобы овцы не разбежались, а пребывали на виду. Однако Бог не гоняет любого из назвавшихся овцой Христовой, так как ценит вложенный в нас дар свободы, но оставляет нам право выбора. Мы сами вольны оставаться в стаде или убежать, но в последнем случае для нас это ожидает гибель. Но если мы считаем себя овцами Христовыми, то наш долг – следовать зову ПАСТЫРЯ, который, как сказано выше, зовет своих овец – откликнется ли кто…

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Корниенко, без диаконов (диакон исполнял обязанности псаломщика за отсутствием таковых), при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Колоссянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, 2находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: 3благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, 4услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 5в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, 6которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине, 7как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова, 8который и известил нас о вашей любви в духе.

9Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, 12благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; 17и Он есть прежде всего, и все Им стои́ т.

18И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

21И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, 23если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, 25которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

И снова слова о радости. Апостол возвещает о радости, не утихающей и в страданиях, претерпеваемых им. Здесь он говорит о радости по поводу того, что многие из жителей Колосс познали Бога. Вообще, слова о радости у него встречаются постоянно. Это как раз та радость, которая, будучи плодом Духа Божия, не может быть поколеблена никакой скорбью. Посему и апостол признается, что радость сия не оставляет его и в скорбях. Это непонятно для нас с вами, но это то, к чему призываемся и мы…. Заметно, с каким восторгом апостол пишет о дарах Божиих, уготованных тем, кто уверовал и последовал по пути Господнему, принося добрые плоды ГОСПОДИНУ СВОЕМУ. Это – желание того, чтобы и паства приобщилась к тому, причастником чего отчасти (насколько это возможно еще живущему на земле) сделался и он сам…. Как это далеко от нас!

Евангелие (от Луки): 2У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

3Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

4И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, 5ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

6Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; 7потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

8Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает.

9Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26 Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Господь свидетельствует об Иоанне Крестителе. Последний посылает учеников ко Христу, дабы спросить – точно ли Он тот, о ком Он сам свидетельствовал. Одни, толкуя этот текст, утверждают, что Иоанн, ранее говоривший то, что ему велел Дух Божий, теперь показывает человеческое и сам начинает сомневаться в этом. Другие же пишут, что Иоанн посылает учеников с этим вопросом лишь, чтобы вразумить своих учеников, которые постоянно ревновали своего учителя ко Христу, которого недолюбливали, как «конкурента» (в ряде Евангелий пишется, что Господь вышел на проповедь уже после того, как Иоанн был взят под стражу, но в Евангелии от Иоанна пишется, что это произошло раньше, так что Иоанн и Господь некоторое время проповедовали параллельно). Господь же, отвечая на вопрос, говорит слова, цитируя которые, ученики бы процитировали слова из книги пророка Исаии, которые, звуча также, заканчиваются словами «… и блажен, кто не соблазнится о Нем». И далее Господь говорит уже народу об Иоанне, обличая тех, кто не принял Его. В Евангелии от Матфея к этому прибавлено: «… и отныне Царство небесное силой берется и употребляющие усилия получают его, ибо весь Закон прорекли до Иоанна…». Подвизавшиеся ранее и томившиеся в аду по вере во Христа освобождались от ада. Теперь же для этого нужно приложить усилие, дабы освободиться от власти диавола, порабощающего человека, и создать Царство Божие в себе, дабы по смерти войти в него…. Теперь одного осознания существования Бога и спасения во Христе недостаточно, спасение это надо принять….

И чтения праздника святителей. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Апостол призывает почитать священноначалие, не просто проповедующее и совершающее Таинства, но ответственное перед Богом за то, что они делают. Мы с вами отвечаем перед богом, преимущественно, за свои грехи. Родители, правда, отвечают за то, как они воспитывают детей. Но ответственность священника за воспитание паствы неизмеримо больше, чем ответственность родителей за детей. В книге пророка Иезекииля приводятся слова Бога, которые Он говорит ему: «… Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: " смертью умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою ». Поистине, страшные слова. Призванный проповедовать, призван и воспитывать свою паству, как пишет апостол Павел: « настой в правде, обличи …». Притом, если пророкам Бог открывал то, что нужно было говорить, ниспосылая особые откровения, то нам все, что нужно, Господь уже ниспослал в Евангелии. Разумеется, для любого из нас верно то, что если наши слова расходятся с нашими же собственными делами, то толку от наших слов не будет. Родитель не приучить детей к тому, чему не следует сам, равно и пастырь не научит паству тому, что сам не соблюдает. И таким образом, ответственность за свои грехи умножается на ответственность за паству. Потому, как сетует святитель Иоанн Златоуст, мало кто из имеющий священный сан спасается. Посему крест священнический страшен. Это нам следует помнить каждый раз, когда мы захотим осудить кого-то из имеющих его….

Евангелие (от Матфея): 1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

«Вы – свет» - говорит Господь, намекая на то, что не только апостолы, но и всякий из Его последователей должны своими делами свидетельствовать о Христе, так как мир взирает на нас и по нашим делам многие судят о нашей вере. Потому наши дела должны соответствовать тому, что мы говорим, иначе мы будем, скорей, вредить проповеди Евангелия, чем помогать. В древние времена потому проповедь и шла так успешно, что христиане жили, так как написано в Писании, так что их жизнь поражала неверующих. Если же ныне дело обстоит не так, то этим и объясняется скромный успех проповеди. Но это не говорит о том, что мы должны всячески демонстрировать свою «праведность», как это делали обличаемые Христом фарисеи, ведь святые Божии подчас, наоборот, скрывали свои добрые дела от мира. Но ничего тайного не укроется, а свет Благодати, почивающий в них, разливался, светя и окружающим, а потому чем больше они прятались от мира, тем больше людей шло за ними. Так Бог через них приводил многих ко спасению. К этому же призывает Господь и нас….

Пятница 19 октября.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь