Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство управления впечатлениями. Задаче постановки общекомандного успешного представле­ния. Задаче постановки общекомандного успешного представле­ния



261

задаче постановки общекомандного успешного представле­ния.

Дисциплинированный в драматургическом смысле ис­полнитель — тот, кто помнит свою роль и не допускает при ее исполнении непроизвольных жестов или faux pas. Он осмотрителен и не подведет представления нечаянным ра­зоблачением его секретов. Он находчивый человек, при лю­бых обстоятельствах сохраняющий “присутствие духа”, и способный без подготовки прикрыть неуместные выходки со стороны товарищей по команде, в то же время поддер­живая впечатление, будто он просто исполняет свою обык­новенную партию. А если срыва представления нельзя избежать или скрыть, дисциплинированный исполнитель всегда готов предложить правдоподобное объяснение, по­чему не надо обращать внимания на данное разрушитель­ное событие, в шутливой манере умалить его важность, или усиленным восхвалением и самоуничижением поднять дух ответственных за срыв исполнителей. Дисциплинирован­ный исполнитель — это также человек с “самообладани­ем”, или “самоконтролем”. Он умеет подавлять свои эмо­циональные реакции на личные проблемы, на ошибки то­варищей по команде и на аудиторию, когда та возбуждает в нем неуместную враждебность или любовь. И еще он спо­собен удерживаться от смеха по поводу событий, которые по определению считаются серьезными, и от серьезности в вещах, ситуативно определенных как юмористические. Иными словами, он способен подавлять спонтанное излия­ние своих личных чувств, чтобы создавать видимость при­верженности к избранной эмоциональной линии и уровню выразительности, заданным исполнением его команды, ибо выставление напоказ запрещенных чувств может не только повести к неуместным разоблачениям и ударам по рабоче­му согласию, но и неявно распространить на аудиторию ста­тус члена команды. И, наконец, дисциплинированный ис­полнитель способен, с достаточным самообладанием, без сму­щения переходить со сцен, где уместны частные проявле­ния неформального стиля общения, на сцены, где обяза­тельно соблюдение разного рода формальностей10.

10

Р. 91—92

См. напр.: Page Ch. H. Bureaucracy's other face // Social Forces. Vol. 25

 

Возможно, средоточие драматургической дисципли­ны следует искать в управлении собственным лицом и го­лосом. В этом заключена решающая проверка способно­стей человека как исполнителя. Ведь должна быть скрыта фактическая эмоциональная реакция и показана подхо­дящая к ситуации реакция. Часто кажется, что поддраз­нивание — это прием неформального посвящения в дух команды, выработанный ею, чтобы тренировать и прове­рять способность своих новых членов “воспринимать шут­ку”, то есть сохранять дружелюбие даже, возможно, не испытывая этого чувства в глубине души. Когда индивид проходит такой тест на способность контролировать само­выражение (безразлично, происходит ли это в шутку с по­дачи своих новых сотоварищей по команде или при вне­запной необходимости участвовать во вполне серьезном представлении), после этого он способен рисковать как иг­рок, который может доверять сам себе и кому могут дове­рять другие. Очень тонкая иллюстрация на этот счет име­ется в одной статье X. Бекера о курении марихуаны. Бе-кер сообщает, что нерегулярный потребитель этого нарко­тика очень боится оказаться в наркотическом состоянии в кругу родителей или коллег по работе, которые ждут от него теплого, личного взаимодействия, без искусственной стимуляции дурманящими снадобьями. Похоже, нерегу­лярный потребитель не станет хроническим потребителем, пока не узнает, что он способен быть “на высоте” и может выдержать представление перед некурильщиками, не вы­дав себя. Та же проблема возникает (возможно, в менее драматичной форме) в обыкновенной семейной жизни, когда должно быть принято решение относительно приемлемо­го уровня воспитанности юных членов семейной коман­ды, при котором их можно брать на публичные и полу­публичные церемонии, ибо только когда ребенок научит­ся владеть собой, он будет достаточно надежным участни­ком таких церемоний.

3. Драматургическая осмотрительность. Верность и дисциплина, в драматургическом смысле этих терминов, суть свойства, необходимые участникам команд, если нуж­но, чтобы спектакль, который они ставят, продолжался. Кроме того, весьма полезно, если члены команды применя-

В2

И. Гофман. Представление себя другим...

ют человеческую способность предвидения и планирования, определяя заранее, как лучше инсценировать спектакль. Предусмотрительность следует упражнять. В ситуациях, когда очень мало шансов быть увиденным со стороны, мож­но использовать благоприятные возможности для расслаб­ления. Когда невелика вероятность подвергнуться конт­рольной проверке, неприкрашенные факты можно пред­ставлять другим в радужном свете и исполнители могут играть свою партию во всю силу, демонстрируя все свои до­стоинства. Если осторожность и честность не упражнять, то возможны срывы представления. Но если все время про­являть сверхосторожность и негибкую честность, то вряд ли исполнителей будут понимать просто “очень хорошо” — их могут понять неправильно, недостаточно, или они силь­но ограничат себя в реализации открытых перед ними дра­матургических возможностей. Другими словами, в интере­сах команды исполнителям надо упражнять предусмотри­тельность и осмотрительность при постановке спектакля, заранее готовясь к вероятным событиям и использованию благоприятных возможностей. Упражнения или внешние выражения драматической осмотрительности принимают хорошо известные в жизни формы. Рассмотрим некоторые методы управления впечатлениями.

Очевидно, первым таким методом для команды будет отбор верных и дисциплинированных членов, и вторым — достижение ясности насчет того, на какую степень верно­сти и дисциплинированности состава команды в целом мож­но полагаться. Ибо степень, в какой участники реально об­ладают этими качествами, заметно влияет на вероятность успеха командного исполнения и, следовательно, на надеж­ность вложения в данное исполнение человеческой серьез­ности, авторитета и достоинства.

Осмотрительный исполнитель попытается также подо­брать подходящую аудиторию, которая доставит минимум хлопот в отношении спектакля, какой он хочет поставить, и того спектакля, какой он не хотел бы видеть. Так, на­пример, учителя, как правило, не любят работать ни с уче­никами младших, ни с учениками старших классов, пото­му что в общении с обеими этими группами труднее под­держивать определение ситуации, которое подтверждает


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь