Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава третья. Кабинет Пушкина
Укрывшись в кабинет, Один я не скучаю И часто целый свет С восторгом забываю. " Городок" Больше всего подлинных, лично Пушкину принадлежавших вещей мы видим в кабинете. Взволнованные, стоим мы перед скромным, покрытым темной кожей письменным столом Пушкина. За этим небольшим столом длиной в полтора метра и шириной меньше метра работал Пушкин. Быть может, вот этим гусиным пером, сидя в своем любимом кресле с откидной спинкой, Пушкин написал здесь 19 октября 1836 года свое посвященное двадцать пятой лицейской годовщине стихотворение " Была пора: наш праздник молодой..." За этим столом он закончил " Капитанскую дочку" и работал над " Историей Петра", редактировал " Современник". Стол этот был подарен после смерти Пушкина поэту Вяземскому, долго хранился в Остафьевском музее и затем поступил в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина в Москве, откуда его передали Пушкинскому дому Академии наук СССР. На столе - принадлежавшие Пушкину вещи: чернильница с бронзовой фигуркой арапа, разрезной нож слоновой кости, бисерный бумажник, колокольчик, ножницы, лампа-ночник из жести, подсвечник, печать поэта, найденная в 1925 году на одном из московских складов случайных вещей, визитная карточка. Чернильница была подарена поэту его близким другом, П. В. Нащокиным. Он прислал ее в 1832 году с запиской: " Посылаю тебе твоего предка с чернильницей". Пушкин ответил: " Очень благодарю тебя за арапа". Чернильница была всегда для Пушкина " наперсницей", " подругой думы праздной", и в стихотворении " К моей чернильнице" он писал в 1821 году: Заветный твой кристалл Хранит огонь небесный; И под вечер, когда Перо по книжке бродит, Без вялого труда Оно в тебе находит Концы моих стихов И верность выраженья... Тридцать шесть букв российского алфавита явились, по выражение Пушкина, неисчерпаемым источником его богатства, а на дне чернильницы, писал поэт, таились сокровища его. На столе лежит последний вышедший при жизни Пушкина, четвертый том " Современника" и третье издание " Евгения Онегина", увидевшее свет незадолго перед смертью поэта. Небольшой письменный стол в кабинете Пушкина говорит о большой личной скромности и нетребовательности величайшего русского поэта. Иметь простую комнату для занятий было потребностью его гения. Как свидетельствует биограф Пушкина, П. В. Анненков, голая стена в кабинете была поэту больше по душе, чем роскошная обстановка с эстампами, картинами и скульптурами, которые лишь отвлекали его от творчества. В кабинете висит только одна картина в старинной широкой раме - " Дарьяльское ущелье" Н. Г. Чернецова. Вдоль стен протянулись полки с книгами. Мраморный камин украшают старинные часы и портреты: Пушкина - акварель П. Ф. Соколова - и его жены, Натальи Николаевны, - акварель А. П. Брюллова. Перед портретами - цветы. У противоположной стены стоит на небольшом столике окованный железом старинный ларец, перешедший к Пушкину от его прадеда, знаменитого " арапа Петра Великого", генерал-аншефа Абрама Петровича Ганнибала. В нем поэт хранил свой личный архив и документы. К стене прикреплена сабля, подаренная Пушкину генералом Паскевичем во время поездки поэта на Кавказ. Верхом на коне, с пикой в руке Пушкин участвовал тогда в " перестрелке за холмами" с турецкими всадниками, и Паскевич подарил ему эту саблю с надписью: " Арзрум. 18 июля 1828 года". В углу, у книжных полок, стоит палка Пушкина. На набалдашнике надпись: А. Пушкин. Поэт любил много ходить пешком и во время прогулок всегда брал ее с собой. На книжной полке стоит еще поднос с графином и рюмкой рубинового стекла, приобретенные Пушкиным в 1822 году в Кишиневе. * * * Над письменным столом висят портреты поэтов В. А. Жуковского, А. А. Дельвига и Е. А. Баратынского. Они висели здесь и при жизни Пушкина. Портрет Жуковского был особенно дорог Пушкину. Он никогда не расставался с ним. Он взял его с собой в 1827 году в Москву и повесил над письменным столом, когда жил на Собачьей площадке, у своего друга С. А. Соболевского. Это был тот портрет, который Жуковский подарил Пушкину с надписью: " Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму " Руслан и Людмила". 1820, марта 26, великая пятница". С Жуковским Пушкина связывала большая, искренняя дружба. Посетив Царскосельский лицей, Жуковский писал 19 сентября 1815 года Вяземскому, также ставшему впоследствии одним из самых близких друзей Пушкина. …Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Пушкин-лицеист не раз посещал жившего в летние месяцы в Царском Селе Жуковского. Его пленило творчество этого яркого представителя романтической школы в русской поэзии, автора баллад Людмила, Светлана, Певец во стане русских воинов, и в своих ранних произведениях Пушкин находился под влиянием Жуковского. В четвертой песне Руслана и Людмилы Пушкин передаёт и пародирует содержание Двенадцати спящих дев Жуковского и едва ли не самое имя Людмилы взял из одноименной баллады своего старшего друга. Пушкин считал Жуковского своим учителем. Еще находясь в лицее, Пушкин обратился к нему с большим стихотвореним Благослови, поэт…. Вспоминая посещение Жуковского, он писал: Могу ль забыть я час, когда перед тобой Безмолвный я стоял, и молнийной струей Душа к возвышенной душе твоей летела И, тайно съединясь, в восторгах пламенела.... Пушкин считает себя учеником Жуковского. И когда поэт Вяземский,, отмечая растущую самостоятельность творчества своего юного друга, называет его " следствием Жуковского", Пушкин отвечает: " Я не следствие, а точно ученик его, и только тем и беру, что не смею сунуться на дорогу его, а бреду проселочной"... Одна из юношеских шалостей Пушкина показывает, как высоко ценил и уважал он Жуковского. У старого поэта была привычка: работая над стихами и заменяя одни стихи другими, бросать ненужные на пол. Будучи на семнадцать лет моложе Жуковского, Пушкин как-то подлез под стол, поднял брошенную им бумажку и, сияя своей белозубой улыбкой, сказал: - Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится!.. Летом 1817 года, окончив лицей, Пушкин передает Жуковскому для просмотра свою " Лицейскую тетрадь" стихотворений и через два месяца получает ее обратно с замечаниями и поправками учителя. Пушкин отвечает на это взволнованным посланием " Когда к мечтательному миру". Оно вызывает восторг и удивление Жуковского. " Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение! " - пишет Жуковский Вяземскому. И Батюшков взволнован творчеством юного поэта... Судорожно сжимая в руках листок со стихотворением " Юрьеву" - " Любимец ветреных Лаис", он воскликнул: - О! Как стал писать этот злодей!.. Пушкин посвящает вслед за этим своему учителю еще стихотворение- " К портрету Жуковского", и подписывает его своим арзамасским прозвищем - " Сверчок". Его прозвали так потому, что уже из лицея до Петербурга доходил звонкий голос Пушкина.
Позже Пушкин исправил эту первоначальную редакцию стихотворения: Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. Подарив Пушкину 26 марта 1820 года свой портрет, Жуковский, учитель, признал себя побежденным. И сам ученик, повзрослев, начинает критически относиться к учителю. Поселившись по окончании лицея в Петербурге, Пушкин уже в апреле 1820 года, через месяц после получения портрета Жуковского, пишет Вяземскому: " Читал ли ты последние произведения Жуковского, в бозе почивающего? Слышал ли его " Голос с того света" - и что ты об нем думаешь? Петербург душен для поэта..." " В бозе почивающими" обычно принято было называть скончавшихся русских царей... Спустя несколько лет Пушкин уходит далеко вперед. Он чувствует,, что время перегнало Жуковского и романтические баллады его стали уже вчерашним днем русской поэзии. Перед Пушкиным уже стояли большие и серьезные задачи, он призван был возглавить новую блестящую эпоху русской литературы. Вокруг него выросла большая плеяда поэтов, чье творчество пронизано было идеями освободительной борьбы с самодержавием и крепостничеством. Все они, по выражению Н. В. Гоголя, " зажигали свои свечи от его творческого огня", и некоторые из них пополнили ряды декабристов в день 14 декабря 1825 года. Но Пушкин не забыл своего учителя... В октябре 1830 года он пишет из Болдина П. А. Плетневу, что хотел посвятить своего " Бориса Годунова" Жуковскому, но, по просьбе дочерей Карамзина, с благоговением и благодарностью посвятил " драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный". Письмо это показывает, как высоко ценил и благодарно относился Пушкин к Жуковскому, своему старому учителю, " имевшему решительное влияние на дух нашей словесности", как он писал о том 25 января 1825 года из Михайловского К. Ф. Рылееву... * * * Пушкин по-прежнему относится к Жуковскому и Батюшкову с любовью и уважением, но, по выражению Батюшкова, Пушкину " Аполлон дал чуткое ухо", и он, тонко разбираясь во всех тембрах и оттенках поэтических звучаний своих учителей, все же строго критикует их. Об этих звучаниях очень ярко и образно писал впоследствии, уже после смерти Пушкина, Н. В. Гоголь: "...у каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой щемящей русской грустью, - все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле". Как дирижер многоголосого оркестра, Пушкин своим чутким ухом улавливает тончайшие звучания и нюансы этих разнозвонных колоколов. И, как гениальный музыкант, резко реагирует на фальшивые ноты в поэзии своих учителей. Преклоняясь перед гением Пушкина, Жуковский также не переставал любить своего юного друга, всячески охранял его, когда тот попадал в беду, и старался улаживать его взаимоотношения с царем. Дружба эта длилась от дней юности Пушкина до его трагического конца. Жуковский слышал последний вздох поэта и провожал его в последний путь. * * * Особенно близок был Пушкину А. А. Дельвиг. Его, своего лицейского товарища, Пушкин любил любовью нежной и трогательной. Он называл его своим " братом названым", " парнасским братом", Пушкин ценил " чувство гармонии", " классическую стройность", " слог могучий и крылатый" сонетов и идиллий Дельвига. Он всячески поддерживал " Литературную газету" Дельвига, написал заметки о его творчестве. Дельвиг платил Пушкину такой же нежной любовью. В одном из своих сонетов он говорит: Я Пушкина младенцем полюбил, И первый я его услышал пенье. Еще в лицее Дельвиг писал: Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий. Несмотря на связывавшую обоих поэтов глубокую дружбу, они были так не похожи друг на друга. Пушкин писал Дельвигу: Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души; Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши. " Пушкин, - писал один из современников, - быстрый, сильный, иногда свирепствующий поток, шумно падающий из высоких скал в крутое ущелье. Дельвиг-ручеек, журчащий тихо через цветущие луга и под сенью тихих ив"... О Пушкине писал в 1816 году Дельвиг: Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин! О Пушкин, нет уж великого! Музы над прахом рыдают... Кто ж ныне посмеет владеть его громкою лирой? Кто, Пушкин?! Кто пламенный, избранный Зевсом еще в колыбели, счастливец, В порыве прекрасной души ее свежим венком увенчает? Молися каменам! и я за друга молю вас, камены! Любите младого певца, охраняйте невинное сердце, Зажгите возвышенный ум, окрыляйте юные персты!.. 6 мая 1820 года, когда Пушкин уезжал из Петербурга в изгнание, Дельвиг проводил его до Царского Села. В 1825 году Дельвиг стал издателем альманаха " Северные цветы", а в 1830 году - " Литературной газеты". На страницах этих изданий Пушкин и Дельвиг, два друга, неизменно встречались на протяжении ряда лет. И по этим же страницам шли рука об руку их общие близкие друзья П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, Н. И. Гнедич, Д. В. Давыдов, баснописец И. А. Крылов и другие виднейшие поэты и писатели пушкинской поры. Дельвиг посетил Пушкина и в Михайловской ссылке. 10 августа 1830 года, за полгода до смерти, он снова провожал Пушкина, когда тот уезжал из Петербурга в Москву. Они позавтракали в придорожном трактирчике, и Дельвиг говорил Пушкину, что собирается наконец написать свою русскую идиллию, о которой говорил ему еще в лицее. Вскоре он закончил ее и читал своему другу. Дельвиг скончался 14 января 1831 года. Эта неожиданная ранняя смерть потрясла Пушкина. " Вот первая смерть, мною оплаканная...- писал он Плетневу, узнав о ней в Москве.- Никто на свете не был мне ближе... Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного... Он был лучший из нас..." * * * Очень ценил Пушкин и " нашего первого элегического поэта", мастера оригинальных эпиграмм Е. А. Баратынского. Встретившись с Баратынским по окончании лицея, Пушкин стал его восторженным поклонником. В его произведениях Пушкину нравились " верность ума, чувства, точность выражения, вкус, ясность и стройность", " гармония стихов, свежесть слога, живость". По поводу поэмы Баратынского " Эда" Пушкин писал: Стих каждый в повести твоей Звучит и блещет, как червонец... Давая оценку стихотворению Баратынского " Бал", Пушкин писал, что " сие блестящее произведение исполнено оригинальных красот и прелести необыкновенной". Это стихотворение Баратынского было издано в 1828 году вместе с пушкинским " Графом Нулиным", под одной обложкой - " Две повести в стихах". Пушкин часто обращался в своих произведениях к образу знаменитого римского поэта Овидия Назона, сосланного в начале нашей эры римским императором Октавием Августом на берег Черного моря. В годы своих южных скитаний Пушкин, русский ссыльный поэт, часто бродит с тенью Назона " вдоль берега крутого" при луне и пишет Баратынскому из Бессарабии: Но, друг, обнять милее мне В тебе Овидия живого. Ожидая от Баратынского обещанных им стихов, Пушкин пишет: Я жду обещанной тетради: Что ж медлишь, милый Трубадур! Пришли ее мне, Феба ради, И награди тебя Амур. Баратынский, прослышав о " Борисе Годунове", со своей стороны пишет Пушкину в Михайловское в декабре 1825 года: " Жажду иметь понятие о твоем Годунове. Чудесный наш язык ко всему способен; я это чувствую, хотя не могу привести в исполнение. Он создан для Пушкина, а Пушкин для него. Я уверен, что трагедия твоя исполнена красот необыкновенных. Иди, довершай начатое, ты, в ком поселился гений! Возведи русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами. Соверши один, что он совершил один; а наше дело - признательность и удивление". Все трое - Пушкин, Дельвиг и Баратынский - родились на пороге XIX века. Рука об руку шли эти три поэта всю свою недолгую жизнь. И когда Дельвиг ушел первым, Пушкин писал поэту П. А. Плетневу: Без него мы точно осиротели. Считай по пальцам: сколько нас? ты, я, Баратынский, вот и все … Баратынский скончался через семь лет после Пушкина, в 1844 году. Ему было всего сорок четыре года. * * * Привлекает к себе внимание в кабинете Пушкина библиотека поэта. Книги, книги и книги... В старинных переплетах, они строго стоят на полках вдоль стен. Посредине кабинет разделен еще одной высокой книжной полкой. Около нее-диван красного дерева. У изголовья небольшая рабочая конторка с ящиками: она приставлялась к дивану, чтобы можно было работать лежа. Здесь, в этом кабинете, на полуслове оборвались творческие замыслы и записи поэта… Две двери ведут из кабинета Пушкина в смежные комнаты: переднюю и детскую. Обстановка гостиной весьма скромная: круглый стол, диван, кресла. По другую сторону двери, ведущей из гостиной в бывшую спальню, стоит клавесин. На нем ноты на слова пушкинских стихотворений и шутливый " Канон" в честь М. И. Глинки. И здесь же строки из " Записок" Глинки: " Я часто видался с известнейшим поэтом нашим... Александром Сергеевичем Пушкиным... и пользовался его знакомством до самой кончины..." Над диваном висит копия известного портрета Пушкина работы О. А. Кипренского, сделанного для сестры поэта, О. С. Павлищевой. У стены стоит шкаф с книгами. Камин украшают старинные часы. В этой гостиной поэт принимал своих друзей. * * * Над чем Пушкин работал в последние месяцы своей жизни? Кто бывал у него, с кем он встречался, что, при каких условиях и по какому поводу создал здесь? Что привело поэта к трагической развязке? Чтобы рассказать о последних месяцах жизни и творчества поэта, вернемся несколько назад, подойдем к истокам его последних творений, к завязке той драмы, которая привела Пушкина к дуэли и гибели. Вернемся к концу 1835 года... Большая и прекрасная жизнь Пушкина изучена сейчас до мельчайших подробностей. Исследован каждый день, иногда каждый час ее. Вся она насыщена была бурной деятельностью и вдохновенным трудом. Но последний, 1836 год, был особенно бурным и волнующим. Ознакомившись с ним, мы увидим, что значит год в жизни настоящего и большого человека.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы