Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ



Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие, оценку и отношение к нему как к феномену.

В общественном сознании существует не так много феноменов, в отношении которых идет бесконечный поиск их определений. Это – бытие, сознание, культура, право, человек. Существует бесчисленное множество дефиниций данных явлений, различные подходы к их определению, но единого, признанного понятия не существует. Право – всеобъемлющее, универсальное, неисчерпаемое для познания и использования явление. Это порядок бытия, который по мнению античных мыслителей и современных философов права, устраивается мировыми силами прежде, чем к нему прикасаются человеческие руки и осмысливает разум. Без сомнения, возможность адекватного отражения его сущности в определении требует одновременно учитывать и его узкую, практическую направленность и универсальное, регулятивное начало.

Действительно, бытие права многофакторно, многослойно и иерархично, на своих низовых ступенях оно, по образному выражению профессора А.Г. Манова, как бы стелется по земле, включая в себя массу конкретных эмпирических факторов и явлений, на уровне же философского понимания оно взмывает до меры свободы человека на определенной стадии его развития, до данных ему Богом и познаваемых только разумом естественных прав и свобод.

Ирония И. Канта по поводу того, что юристы все еще ищут определение права, актуальна и сегодня. Постоянное обогащение права в его познании человеком и в реализации меняет облик, объем, функции этого явления от века к веку, от цивилизации к цивилизации.

Термин «право» – многозначен. Под ним понимается формализованное право в виде нормативных правовых актов и судебных прецедентов, и субъективное право конкретного господина С., например, владеть, пользоваться, распоряжаться собственностью, на получение образования, на гражданство и т.д. Многозначность права дает основание остерегаться подвести под это понятие явления, не относящееся к праву, как таковому. Интересное сравнение нашел профессор А.Г. Бабаев, который задает вопрос: «Можно ли здание, предназначенное для церковной службы и построенное по всем канонам церковной архитектуры воспринимать как церковь, если оно превращено в склад или типографию?». Вопрос риторический. Аналогично возникает другой вопрос: «Всякий ли закон, всякое ли законоотношение, весь ли объем правового статуса гражданина имеет правовую сущность?». Вопрос не так однозначен. С тем, чтобы ответить на него выделим и проанализируем различные подходы к пониманию права.

Несмотря на множество определений права, все они логично распределяются на две группы в зависимости от трех критериев: во-первых, соотношения права и закона, во-вторых, соотношения права и государства, наконец, восприятия естественных прав человека как содержания права.

Первая группа охватывает позитивистские определения, концепции, где право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, где акцент делается на том, что они должны быть правильными по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем им не связано. Сущность права здесь понимается как возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Оно сводится к позитивному праву. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются. Этот подход представлен классическим (этатическим) позитивизмом (легизмом, нормативизмом), марксистско-ленинским пониманием права.

Вторая группа определений права объединена концепцией непозитивизма. Ее постулаты: различие права и закона, причем закон рассматривается как форма, право как содержание; право верховенствует над государством, которое должно «искать» право, «найти» его и зафиксировать в общеобязательном нормативном правовом акте; сущность права – система естественных, неотъемлемых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру социальной свободы человека; закон должен и может стать вместилищем для естественного права. Непозитивизм представлен социологической и психологической школой, этическим и юридическим понятиями права.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь