Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».



С. Лобаново

2014

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

3. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

В.М.Шукшин

Ход урока:

Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».

Учитель приветствует детей

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню.

(Звучит песня «Колокола России» +видеоролик)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявляет тему урока .

Учитель: Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».

Слайд 1 .

Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)

Молодцы, спасибо.

Учитель: Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Послушаем стихотворение «Россия», которое подготовили ваши одноклассники.

Россия

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.


В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит. Ираида Мордовина

Слайд _2. Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова Родина - место, страна, где человек родился.

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.

Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся: Слайд _3.

Кто такой Василий Шукшин нам расскажет Козар Анастасия.












Слайд 4.

Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.

Учитель: Значение слова «Капелла» я предлагаю посмотреть вам в словаре.

Дети находят и зачитывают определение:

по Ожегову: Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром.

по Ефремовой: Капелла - Хор певчих, а с XVIII в. - смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

по словарю Даля: Хор певчих или музыкантов.

Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Слайд 5.

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности. 3 минуты на самостоятельную работу.

(слушают) Разбор, анализ.

Учитель: То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.

Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд _6. (смотрим картины подбираем музыку)

П. Джогин «На Валааме»

Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»

И. Левитан «Над вечным покоем»

А. Израйлян «Утро»

Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

Ответы детей.

Учитель: Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).

Как порою хочется послушать
Песню моей родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Светлый перезвон колоколов.

И укрытый в утреннем тумане
Чуть заметный свет её берёз
Волновать меня не перестанет,
Душу с детства трогает до слёз.


Звон колоколов моей России,
Нет его мне ближе и родней,
Сердце растревожил ностальгией
По далёкой родине моей.

На земле на этой мы не вечны.
И когда закончу свои дни,
Освещая путь мой в бесконечность,
Ты и для меня перезвони…

Господи, позволь ещё послушать
Эту песню родины без слов.
Звук, который так волнует душу -
Дальний перезвон колоколов…

















Слайд 7.

Учитель: Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

Работа с учебником.

Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Учитель: Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины.

Вывод

Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали? «Душа».

Учитель:

  • Что нового вы узнали?
  • С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?
  • Что это за произведения?
  • Как они взаимосвязаны?
  • Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?

Ответы детей.

Учитель: А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Ефремовский край. Борис Иванович Стрельников человек, который родился на липецкой земле, но уже много лет живет в Ефремове, посвятил этому городу песню. Давайте её послушаем.

Библиография

1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 1998. - №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 229с.

3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 – 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1994. – 152с.

Электронные ресурсы:

  • Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Фонорхрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс» [Электронный ресурс] МР3, стерео, 2012 г.
  • Видео DVD «Колокола России», создан самостоятельно.
  • Видео (МР4) В.Гаврилин «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка».
  • Мультимедийные презентации, созданные детьми: «Василий Макарович Шукшин», «Валерий Александрович Гаврилин»; созданные учителем: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».

 

Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Цель урока: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.

Задачи урока: 1) раскрыть связь между сочинением В. Гаврилина «Перезвоны» и рассказом В.Шукшина «Слово о малой родине»;

2) помочь осознать ребятам значение колокольного звона в жизни человека;

3) развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки;

4) воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родному краю, к произведениям русских композиторов, писателей и художников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Музыкально-художественный материал: 1) «Молитва» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

2) «Вечерняя музыка» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

3) звучание колокольного звона;

4) песня

5) презентация

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Вокально-хоровая работа.


3. Введение в тему урока.


Звучит колокольный звон.

- Какие звуки продолжили наш урок? Что вы услышали?

- Где мы можем услышать колокола? Какие жизненные ситуации связаны со звучанием колоколов? (ответы ребят)

Слово учителя:

Испокон веков повелось так, что колокольные звоны – это голос нашей Родины, символ России. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. На Руси колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, о празднике.

Представляете, какую огромную роль играли колокола для простого русского народа. Поэтому, люди всегда с большим уважением относились к колоколам.

А многие русские композиторы включали колокольные звоны в сои произведения или имитировали звон колокола.

- Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения с имитацией колокольного звона.

4. Объяснение нового материала.

Слушание фрагмента «Молитвы» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны» (начало до речитатива 2 минуты)

- Ваше впечатление об этой музыке. О чем она вам рассказала?

(Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. Может быть, к монастырю?)

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? (музыка – сдержанная, сосредоточенная, уравновешенная, темп – медленный, динамика от p до f)

- Какие звуковые тембры мы слышим? (звучание колокола и хора без слов (вокализ) и а капелла)

- Как бы вы назвали это музыкальное произведение? Почему?

5. Работа с презентацией

Учитель обращает внимание ребят на доску, где полностью написано название произведения:

В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»)

- Что в этой записи вам не понятно?

Симфония-действо – музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации.

(В этом произведении колокольный звон имитируют

инструменты симфонического оркестра, которые так и

называются колокола)

История создания

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «... Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве...»

 

В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: "По прочтении Василия Шукшина"».

 

В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

 

В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги... Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении... этой театрализации нет».

 

Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.

 

Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить...».

 

В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.

 

 

Музыка

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.

 

В симфонии – 20 номеров.

 

1 «Весело на душе» - создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Сели-поехали,
Весело на душе,
Не за орехами,
Весело на душе.
Силы небесны -
Глазки твои прелестны.
Кони дарёные,
Весело на душе,
Слёзы солёные,
Весело на душе.

 

2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.

 

3 «Дудочка» - меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием, говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».

Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ «Дудочку» В. Гаврилина - бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.

 

4 «Ерунда»

 

5 «Дудочка»

 

6 «Посиделки» - номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

 

7 «Дудочка»

 

8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.

 

9 «Дудочка»

 

10 «Воскресенье» - музыка наполнена колокольными звонами.

 

11 «Дудочка»

 

12 «Вечерняя музыка»- песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это - песня, молитва, воспоминание?

 

13 «Дудочка»

 

14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.

 

15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.

 

16 «Белы-белы снеги»

 

17 «Молитва» - кульминация произведения. Она произносится чтецом на фоне хора, поющего закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни - эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества. Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет? Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима. «Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного...» На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».

 

18 «Матка-река» - полная стихийной могучей силы. И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она - совестливая, добрая, поющая душа сына.

 

19 «Дудочка»

 

20 «Дорога»

 










С. Лобаново

2014

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

3. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
  • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

В.М.Шукшин

Ход урока:

Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.129 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь