Церковь в погосте Рудном.
Церковь в погосте Рудном.
Погост Рудный находится у речки Рудной в 190 верстах от Петербурга, в 50-ти от Нарвы и в 40-от Гдова. В одном старом Синодике он назван “Погост на Рудной”. Чрез погост проходит проселочная дорога из Лугского уезда в Нарву. Подле церкви — кладбище; другое кладбище, новое, находится за речкой, на пригорке.
Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками, каковы напр. Богдан Иоанович Коновницын, Тихон Атенев, Акилина Васильева и пр. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. После пожара построена нынешняя церковь, одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила "Литва", то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо погоста.
Храм в Рудне, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма, с колокольнею 14 саж., ширина 6 саж. Снаружи храм обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светло-голубой краской. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митр. Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса.
Из предметов утвари замечателен старый чугунный колокол, ныне не употребляемый. На нем надпись: Sol. Deo gloria anno 1681. Из книг замечателен Синодик, писанный в 7204 году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну. На нем, между прочны, читаем: Сия книга спасенная суть (?) и душеполезна, внеиже написашася хотящий своим душам спасения... страшный великий день грозного трепетного и Христова суда... и сими книгами избавися муки вечные и причтися влике избранных угождших Христу, потрудившихся царства ради небесного и своего ради спасения, его же ради восприяша венцы нетленные и царствию небесному наследницы быша. Иже кто имеет род, или сердоболя, или чада, да тем оставят память творити по себе..., Се же пишем вам, пастырем стада Христова, рекше игуменом и учителем. Иже кто от них паствы вашю нищетою духовною живя, и представися от жития сего и глоголете, яко не дал ухлада, не пишем его в синодик, то уже несть пастыри, но наемницы и мздоимцы, како дерзнете рещи пред Богом во страшной день: се аз и дети мои". Далее в Синодике помщены: 1) Притча Макария Александрийского о поминовении в 3, 9 и 40-й день; 2) указ, како подобает пети "парастас", т.е. панихиду. Здесь на вел. ектении говорится: о великом короли вашем N и благочестивых Государях, князех и панех наших, и о всей палате; 3) порядок всеночного бдения, бываемого о умерших; 4) чин благословений икон Богородицы и разных святых.
При церкви хранятся: планы и межевые книги 1836 года, метрические с 1804 г.
Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1818 году, по просьбе старого священника Афанасия Иоаннова, в помощь ему, посвящен во священника родственник его, Иоанн Саввин, местный диакон. Так как в это время помещик Зубатов подарил церкви пустошь в 185 десятин, то была возможность увеличить причт. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, умерший в 1809 г., 70 лет от роду; Савва Иоаннов, сын его, посвященный из диаконов и умерший в 1816 году; Афанасий Иоаннов, зять предшественника, также из диаконов; Иоанн Саввин, служивший сперва с о. Афанасием, потом переведенный в погост Сижно; Александр Иоаннов Сретенский, зять о. Афанасия + 1867 г.; Стефан Павлов, посвященный вместо Иоанна Саввина; Михаил Вифанский, из диаконов Песейской церкви; Евфимий Иоаннов Положенский,зять Сретенского. В настоящее время старшим священником служит о. Михаил Вифанский, а вторым Алексей Иоаннов Солнцев.
До штатов, причт содержался доходами и осеньчиной, со стоявшей из четверика ржи с дома. С 1843 г. причт отнесен ко 2-му классу и стал получать жалованье за вычетом 132 р. с. за подаренную пустошь, в размере 528 р. с. Из этой суммы священники получали по 160 р. с. в год, диакон - 80 р., дьячок 56 р. с., пономарь - 48 р. и просвирня - 24 р.; с 1878 г. настоятель получает 200 р. Помощник его – 120 р., псаломщики — по 70, а просвирня — 24 р. Капитал в пользу причта состоит из 200 р. Церковного доходу на долю священника приходится до 250 руб. в год. На долю всего причта до 900 руб. сер.
Земли церковной 24 десятины и 2,009 саж. Из них - пахотной земли 12 дес. 2,381 саж.; кустарника 140 саж.; покосу 8 дес. 1745 саж.; под церковью и кладбищем 1,800 саж.; под дорогами и речками 1,633 саж. Пустошь, подаренная Зубатовым, находится в Тигонце, в 10 верстах от церкви. Она отдается в аренду за 37 р. в год; но за нее жалованье уменьшено на 132 р.
Причт помещается в домах, перешедших от предков.
Церковь Рудного погоста, до 1589 года, была вотчиною Гдовского Николаевского монастыря, приписанного к Псковскому Троицкому собору. Причт ее, наравне с прихожанами, платил подати и повинности.
Епископ псковский Геннадий выпросил у Феодора Иоанновича тарханную грамоту, по которой светским властям запрещалось вмешиваться в дела церковные. Грамота сия сгорела в Троицком соборе, и в 1616 году, по просьбе архиепископа псковского Иоакима, выдана новая.
Соседние приходы: Выскатский, Сиженский и Веинский. В нем 5 усадеб и 33 деревни, Они разделены на две части по священникам.
К первой части принадлежат деревни: Завражье - с часовнею пр. Илии; Гверездно - с часовнею св. Анастасии; Лычно, Луг, Новосельско, Кислино - счасовнею Великомученика Георгия, построенною около 1743 года, в память скотского падежа; Ждоваи - с часовнею Георгия; Засторонье - с часовнею св. Николая; Воронино - с ветхою часовнею; Великое Село, Наволок - с часовнею св. Николая; Климотино — с часовнею Покрова; Малышева Гора - с часовнею Покрова; Косыгин Лог- часовнею Покрова; мыза Завастье, прежде князя Дондукова-Корсакова, а потом - Коновницына. Тут была прежде церковь разоренная Литвою; часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в Косыгин Лог и наконец - деревня Пустынька.
Во второй части прихода находятся деревни: Дубок, Филатово, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Рудно (прежде наз. Новокупровщина). Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера самоучки, изобретатели моделей. Но зато нравственность этих крестьян ее особенно высока: они ее чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое. Остальные деревни: Рожки, Новинка, Плавнино, Мельница, Гояншина, Пентелейково, Пищалкино, Заберезе, Заборошна, Кушела, Ребельско, Ухово, Родина и Рыжиково. При двух последних деревнях есть часовни во имя св. Николая. Всех прихожан м.п. 1,756 душ, женского 1886.
В приходе есть озера: Рыжиковскве, Кушельекое и Завастинское; реки Руя и Руденка.
В приходе есть Финны.
Прихожане торгуют рыбою, обделывают кожу, делают горшки, изразцы и кирпичи; иные курят вино.
Школ в приходе три. Одна в Рудне и две в 7ми вер. от погоста. В них учится 150 детей обоего пола.
Школами заведует Волостное правление; священник учит Закону Божию.
В воскресные дни, в церкви бывает не более 100 чел. Многие в праздничный день делают несколько поклонов в деревенской часовне. Из праздников особенно уважаются дни Пророка Илии, Ильинской Пятницы и 9-й Пятницы по Пасхе. Крестные ходы бывают: 24 июня в Кушелу, 26 и 29 июня в Косыгин Лог, Климотино и Засторонье — в память падежа скота; 30 августа в Завражье — в память 4 апреля.
При свадебных обычаях особенности следующие: при вводе молодых в церковь, на них кладут "Клинный" пояс, символ крепкого союза. По прибытии от венца, их сажают за стол и кормят только кашей. В полночь, после венчания, мать молодой жены будит новобрачных и угощает их молоком и кашей. На другой день молодых ставят на шубу и поздравляют. Каждого поздравителя дружка вызывает прибаутками и ударом кнута об балку. Поздравитель дает монету, а от молодых получает подарок.
При поминках, по выходе из за стола, хозяин, взяв решето с лепешками, становится пред иконами, подымает и опускает решето и провозглашает вечную память умершему. Это называется “подымать на темя”.
Кроме церковного кладбища, есть кладбище при деревне Родинах, называемое «Донско». У деревни Новоселье есть следы старого кладбища и, по преданию, тут была когда то церковь.
Из часовен замечательна часовня в деревне Кушеле, при Иванском ручье, устроенная там, где, по народному преданию, псковской посадник Карп Данилович Колека победил немцев, в 1340 г. Тут есть курган, под которым, будто бы, погребены убитые немцы. Победа произошла на 24-е июня и потому здесь долго бывали на этот день, игрища с кулачными боями. Игрища в 18 в. были запрещены, образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, перенесен в Гдовский Николаевский монастырь, а в погосте Рудне устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Чрез несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. По упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, перенесен в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне. О победе посадника над немцами есть надпись на образе.
Рассказывают, будто близ деревни Пустыньки была церковь, провалившаяся под землю, будто прежде видели медный крест ее. Тут, действительно, есть несколько камней с знаком креста и, кроме того, близ Пустыньки указывают место, называемое «Попова пустошь».
Близ деревни Рожки есть несколько круглых курганов, высотою в сажень. Один из них назван “богатырским”. При разрытии его находили человеческие кости значительного роста. Около деревни "Дубок" находили монеты времен Иоанна Грозного, с изображением Георгия. Монеты достались мировому посреднику первого участка Гдовского уезда г. Орлову.
Попечительство открыто 17 августа 1873 года; председатель его - священник. До 1883 г. оно собрало 1,270 р., которые все употреблены на покупку колокола.
К оглавлению.
Погост Осьминский.
Село Осьмино, в 150 вер. от Петербурга и в 105 от Гдова, на правом берегу р. Сабы, при Петре Вел. называлось "Посадом"; в 1676 г. принадлежало к дворцовой Сомерской волости и составляло отчину сперва Алексея Петровича (1716 г.), потом -Екатерины I-й (1723 г.), в 1737 году оно приписано было к Александро-Невской лавре; после переходов в разные ведомства, в 1827 г. сделалась гдовским Императорским имением и доходы его шли на содержание "Александрии", близ Петергофа.
В начале 18-го века тут был дворец Алексея Петровича. И доныне окрестности погоста иногда называются «садом»; вокруг погоста видны остатки погребов и подвалов. Потом, на месте дворца, была контора Александро-Невского монастыря и разные хозяйственные постройки, оставшиеся, вероятно, от построек дворцовых. А что было при дворце хозяйство, это видно из поданного в 1723 г., на имя Петра Великого, объявления вотчинного старосты, "к церкви св. Георгия, в селе Осьмине", что некоторые стоги сена, скошенного по десятинам пашни в селе Осьмине и по прочим деревням и пустошам Ея Величества, неизвестно кем увезены Принадлежащие к дворцовому ведомству крестьяне приписаны были к Осьминской церкви тогда, когда весь округ перешел в казну. Здешняя, собственно Осьминская церковь выстроена, около 80-ти лет назад, при следующих обстоятельствах: жители села Осьмина, торговавшие в Петербурге, принесли оттуда икону Тихвинской Божией Матери и, в честь ее, при участии всего прихода, выстроили каменную теплую церковь, с деревянным куполом, без колокольни. Церковь эта теперь разобрана. Около 1820 года петербургский купец, осьминский уроженец Гавриил Карпов Поршняков, выстроил, почти на свой счет, нынешнюю каменную теплую церковь. Когда же дела его расстроились, то на окончание постройки было занято 5,000 руб. асс. из духовного учебного управления. Так как строили поспешно и кирпич был не особенно хорош, то на куполе и на колокольне штукатурка стала отваливаться и впоследствии была заменена железною обшивкою.
В селе «Осьмине Горе» церковь деревянная, построенная прихожанами вместо сгоревшей, освящена в 1719 г. по указу Иова, митрополита Великого Новгорода и Великих Лук. Она замечательна грубостью обделки и толщиною бревен. В 1747 году пристроен к ней Троицкий придел, как показывает надпись на северных вратах. Из трапезы в церковь входят чрез широкую арку; в придел же ведут низкие, небольшие двери. Лес, из которого построена церковь, был, говорят, назначен для отправки, по Нарове, за границу, но засел в порогах и был употреблен на церковь.
Обе здешние церкви в три алтаря. Каменная, Тихвинской Божией Матери, с приделами Архангела Гавриила и св. Петра митрополита, замечательна только особенно уважаемой иконой Тихвинской Божией Матери. Антиминс главного алтаря освящен еп. Нафанаилом и подписан митр. Серафимом; в боковых - освящены еп. Никанором и подписаны Серафимом.
В старом храме св. Великомученика Георгия, с приделом Троицы и св. Николая, вся живопись старинная, хорошей работы. Многие старинные иконы, по одному сказанию, вынесены из сгоревшей церкви, а по другому — взяты из упраздненной церкви св. Георгия, существовавшей, будто бы, в 15-ти верстах от Осьмина, в Лугском уезде, в сельце Медвежи. К старинным предметам относятся царские врата, помещенные в ряду местных икон, и иконы Смоленской Божией Матери и Николая Чудотворца. Есть еще резная, особенно уважаемая икона св. Параскевы, вышиною в 1 арш. 6 вершков. За правым клиросом, в резном, вызолоченном киоте, есть образ св. апостолов Петра и Павла. О нем рассказывают следующее: в 1759 году, осьминские жители, четыре брата Убытковы, послали одного жителя Осьминского посада в Новгород, чтобы привезти эту икону, отданную туда для поновления и для устройства серебряной ризы. Посланный, возвращаясь, был остановлен, в 30-ти верстах от Осьмина, в деревне «Полях», одним крестьянином, которому был должен 50 рублей. Тот отобрал икону за долг и потом заложил ее, за ту же цену, новгородскому помещику Краснослепову. В том же году, указом Новгородской духовной консистории, от 30 сентября, предписано было осминскому причту исходатайствовать о возвращении иконы в церковь: другим указом, от 18 октября, было предписано священнику Воцкой Пятины, Дмитриевского Городенского погоста, Выставки Вычелобка (Лугского уезда), Михею Тимофееву, строго внушить Краснослепову (вероятно жившему в том приходе), чтобы немедленно представил образ в духовное правление. Предписание сопровождалось угрозою запрещения входа в церковь. Тогда икона была возвращена в Осьмино.
В Георгиевском храме антиминс главного престола освящен еп. Смарагдом и подписан митр. Серафимом; в Троицком приделе - освящен и подписан Нафанаилом, в Никольском - освящен еп. Григорием и подписан митр. Серафимом. Об этом антиминсе говорят, что его выдали в замен прежнего, из которого были кем-то вырезаны св. мощи; за это тогдашний священник, Николай Лукин, был на время переведен в Кобыльский погост.
В этом храме замечательны: 1) небольшой серебряный потир, с государственным гербом в нижней части; 2) оловянные старинные сосуды; 3) оловянная дарохранительница, с вылитыми четырьмя евангелистами, тяжелая и довольно большая; 4) Люстра, желтой меди, массивная, также с государственным гербом; 5) малого формата Евангелие 1701 года. Все эти предметы принадлежали, говорят, царевичу Алексею Петровичу; 6) колокол с надписью: “Gloria in excelsis Deo Domini auxilio me fecit Anton Wilens 1651.”
В писцовой книге 183 и 184 годов прежде бывшая Георгиевская церковь описана следующим образом: "Село Осьмино на реке на Сабе, а в нем церковь Страстотерпца Христова Георгия, древена, а в церкви Божия милосердия, образ местный Страстотерпца Христова Георгия, в деянии, на окладе. Оклад басмен венец серебряной, чеканной, доска длиною два аршина, а поперег полтора аршина; перед тем образом свеча поставлена восковая, насвещник - белого железа; образ местной Пресв. Богородицы Одигитрия, с Превечным Младенцем, на окладе; оклад басмен, венцы сребряны резные белые; образ местной Воскресения Христова, писан на краске, да местной образ Страстотерпца Христова Георгия, в деянии, писан на краске; пред теми образы три свечи древяные, писаны на краске, насвещеики белого железа; двери царския, сень и столпцы писаны на краске; двери северные — благоразумный разбойник росписан на краске, да в деисусе десять образов писаны на краске; пред Спасовым образом паникадило медное о шестнадцати перах; у деисуса ж в тябле образ Воскресения Христова, дска штилистовая (?), обложен серебром басменным; образ Страстоперпца Христова Георгия, дска штилистовая, обложен серебром; да в олтаре, за престолом, образ Пресв. Богородицы Одигитрии, писан на краске, да крест за престолом писан на краске; да книг на престоле Евангелие писмяное в десть, обложено камкою зеленою; распятие Христово и Евангелисты серебряные басменные; крест благословящий обложен серебром басменным. В церкви Апостол печатный в десть, устав в десть печати киевской, Минея общая печатная в десть, Октой печатной в десть, две триоди в десть печатные, одна постная, другая цветная, Златоуст писмяной в четверть, Служебник печатной в четверть, Псалтирь в четверть печатная, Часослов печатной в четверть. Ризы дорогинные (?) двоеличный, оплечье отласное травчатое; стихарь полотняной, ветх, оплечье выбойчатое, пояс нитяной, поручи дорогинные; патрахиль дорогинная, зеленая, двоеличная; потир, лжица и блюдца и звезда оловянные, воздух дорогинной двоеличной, шит золотом, покров киндяшной, кадило да укропник и чаша водосвященные медные. Да в трапезе местных образов: образ местной Живоначальнои Троицы, писан на краске, венцы серебряны, белые гладкие, доска длиною два аршина, поперег в полтора аршина; образ местный отечество (?) писав на краске, венец и цата серебряны белые, доска длиною два аршина, поперег в полтора аршина; образ местный Николая Чудотворца Можайского, в деянии, писан на краске, венец серебряный, белыи резной; в образах (?) Спасов образ и Пресв. Богородицы, а венцы серебряные, белые, резные дска длиною два аршина, шириною полтора аршина; образ местный Зозима и Савватия Соловецких Чудотворцев, писан на краске, дска длиною два аршина, а поперег аршин; образ местный Николая Чудотворца, писан на краске, длиною дска два аршина, поперег в полтора аршина; в деисусе образ Отечество, длиною дска два аршина, а шириною в полтора аршина; да у церкви колокольня на осьми столбах, верьх шатровой, а на ней два колокола, один три пуда, а другой в полтора пуда, клепало железное в два пуда. Церковь и церковная утварь строение мирское, приходских людей. В селе ж поп Афонасий Павлов, дьячек Мартышка Захарьев, пономарь Ефремко Кириллов, просвирня Улитка Юрьева».
Документы церкви: 1) план и межевая книга 1785 года. На плане надпись: «Геометрическии специальный план Гдовского уезда, Солецкой волости, состоящей внутри дачи Погосту Михайловского села деревнями и пустошами бывшого Свято-Троицкого Александро-невского монастыря, а после ведомства Казенной Палаты крестьян: Писцовой церковной земли церкви св. Великомученика Георгия, села Осьмин владение священноцерковнослужителей, межевания, учиненного в 1785 г. сентября 12дня, гдовским второклассным землемером, прапорщиком Алексеем Акишевым (?), внутри того владения обмежевенного от всех смежных владельцев одною окружною межею, по нынешней мере, и по исчислению, состоит пашенной земли 44 дес. 1,192 саж.; сенного покосу 7 дес. 1,000 саж.; лесу дровяного 2 дес.; под поселением священноцерковнослужитей 3 дес.; под церковью и кладбищем, под полурекою Сабою и под полуручьем 3 дес., а всего во всей окружной меже 60 дес., 1,592 кв. саж.; а за исключением неудобных мест, осталось одной удобной 56 дес. 192 кв. саж. 2) План и межевые книги сенного покоса, в версте от Осьмин, вниз по реке Сабе, на левом берегу ее, под названием «Дедов дуб» и «Белка». Тут, после такого же заглавия, показано: сенного покоса 2 дес.; лесу дровяного 11 дес., 2,026 саж.; под проселочною дорогою 210 саж., под полурекою Сабою 3 дес.; а всего 16 дес., 2,236 квадр. саж; а за исключением половины р. Сабы и дороги, остается одной удобной земли 13 дес., 2,026 квадр. саж.; 3) план и межевые книги пустоши «Большой Перелог», в 700 дес. лежащей в 7 верстах от церкви»; 4) план и межевые книги пустоши «Второй Перелог», в 400 дес., находящейся внутри заказных рощ Гдовского Её Величества имения. Эта пустошь, как значится в клировых ведомостях, отрезана в 1800 г. в казну; 5) Указ Иова митр. Новгородского и Великих Лук, от 1709 года, января 12, на имя старосты церковного Игнатия Парфеньева и приходских людей, о дозволении освятить вновь отстроенную церковь и о выдаче антиминса.
Метрические книги хранятся с 1810 года.
Причт сперва состоял из священника, диакона и причетника. С 1843 года, состоял из 2х священников, диакона, 2х причетников и просвирни; ныне состоит из священника, псаломщика и просвирни. Прежний причт был многочислен потому, что в Осьмине было 500 "дымов"; но 80 лет тому назад оно истреблено пожаром и лица не крестьянского сословия переселились в Ямбург, Гдов и др. места.
Из прежних священников известны: Афанасий Павлов, показанный на Писцовых книгах 184 года; Игнатий Федоров, Иоил Борисов, Евстратий Иоилев, Никифор Григорьев, Лука Автономов, записанные в старинных поминаньях. Об о. Игнатии известно, что он утонул в реке, когда, в Великую Субботу, возвращался из деревни, куда был призван для напутствования больного. Потом известны: Николай Лукин, запрещенный в священнослужении (+ 1845); Мокий Антонов Шугозерский, зять Лукина, из певчих Казанского собора, поменявшийся в 1841 году с священником Красногорской церкви Иоанном Алексеевым Щегловым; Иоанн Петров Кедров, при котором начата Тихвинская церковь, переведенный в 1826 году к Гдовскому Дмитриевскому, потом к Нарвскому собору; Иоанн Алексеев Кочановский, при котором окончена Тихвинская церковь, перешедший впоследствии в Кексгольм; Александр Евфимиев Троцкий, поступивший с 1829 года. Ныне служит Алексей Ефимов Иванов в сане диакона состоит Георгий Василев Георгиевский.
До штатов причт пользовался доходами за требы и ругою, по четверику ржи и ячменя, с каждого дома и в виде хлеба, или «курца», который давался в каждом доме после служения молебна Собиралось еще по 15 коп. асс. с каждой души мужеского и женского пола. С утверждением штатов из прежних средств остались только плата за молебны в Пасху и в сельские праздники. По штатам причт был отнесен к 3-му классу и назначено ему 460 руб. в год. Но из этих денег вычиталось 120 р. за пустошь в 700 десятин, находящуюся в 7-ми верстах от церкви. А так как от пустоши не получалось и десятой доли этой суммы, то вычет в 120 р. был весьма тяжел для причта. Ныне священник получает, жалованья, 180 р., диакон - 75 р., просвирня - 25 р.
Приход состоит из 14 деревень и граничит, приходами — Пенинским, Рельским, Редкинским (Ямбург. у.) и Красногорским (Луг. у.). Эти деревни суть: Осьмино Гора, Село Осьмино, Псоеды, Чудиново, Новоселье, Сваткова, Райково, Глубока, Сабско, Луговское, Сара-Лог, Сара-гора, Добецко, Хилок. Всех прихожан м. п. 1,442, жен. 1495.
Прихожане кроме хлебопашества занимаются мелкою торговлею в окрестностях, извозом, сбытом льна, скота и леса, набивкою крестьянского холста, продажею рыбы, купленной на Чудском озере, выделкою овчин, ловлею рыбы в Сабе и Лососинке.
Грамотных до трехсот человек. Школа одна в селе Осьмине, Министерская, открыта 1 сентября 1881 года.
Сельские праздники: Флору и Лавру празднуют — в Псоедах, Новоселье и Сара-Логе; Преподобномученице Анастасии, св. Димитрию и Параскеве — в Псоедах; Покрову — в Чудинове, в Сваткове и Луговском. Казанской Божией Матери; в Райкове - Архистратигу Михаилу и Казанской Божией Матери; в Глубоком - Архистратигу Михаилу; в Сабске — Успению.
Крестные ходы, кроме обычных совершаются: в Псоедах - 1 августа и 29 октября, в Чудинове — 1 октября; в Новоселе - 18 августа; в Сваткове — 8 июля, в память скотского падежа; в Райкове - 8 ноября в благодарность за прекращение кровавого поноса; в Сабском — 15 августа в память прекращения сибирской язвы; в Луговском - 8 июля и 22 окт.; в Сара Логе - 20 июля и 8 сентября в память прекращения сибирской язвы.
В свадебных обычаях есть следующие особенности: после благословения молодых к венцу, дружки едут в санях за членами причта и потом священник — в одних санях, а диакон с причетниками — в других, едут в дом жениха; там пропоют: «достойно» и потом жених садится в сани с священником и тут же садится “приставница” девушка, имеющая в узелке хмель и ячмень. Подъехав к дому невесты, жених идет туда позади священника, а приставница осыпает всех ячменем и хмелем; то же делает «приставница» невесты, обыкновенно молодая замужняя родственница. При «выкупе» невесты, жених кладет на тарелку серебряные рубли, а иногда и золотые монеты, взятые у кого либо на время; дружка отвечает ему самой мелкой монетой. Когда сядут за предсвадебный стол, то не кладут ножей, а пирог разрезывает дружка своим ножом. При благословении к венцу, молодые, сделав 3 земных поклона, наклоняют головы над столом и родители, прежде благословения, трижды обносят икону вокруг стола. При отправлении к венцу, хлеб и пирог берут с собою, отрезав от них куски и оставив их в доме. Хлеб и пирог завертываются в скатерть, икона — в "спичник", узкое и длинное полотенце. Все это отдается тому, кто повезет приданое в дом жениха. Невесту покрывают "фатой" или большим платком, который жених снимает пред самым венчанием. К венцу и после венца, жених едет с священником. При выезде из дома и входе в дом поется «Достойно» и бывает целование креста, На обеденном столе ставится блюдо с полдюжиной пшеничных пирожков, а поверх их -повойник, в подарок тому, кто пек эти пирожки. Родные невесты, посидев за столом, тотчас уезжают, так как для них будет особый зов. На другой день после свадьбы молодых будят, или какой-нибудь шуткой, или выстрелом из ружья, под окном избы. Потом родственники жениха, обвязав себя полотенцами, простынями и т. п., разъезжают по деревне, чтобы показать рукоделье невесты.
В некоторых деревнях родители, согласившись выдать дочь, уговариваются об «вено», т.е. о пособии, какое жених может дать тестю на свадьбу. Богатые дают до 100 и более рублей, иногда дают солода на пиво, пуд соли, ведро вина и т. п. Когда жених едет за невестою, то в невестиной деревне его задерживают до тех пор, пока не получится от невесты согласия на проезд. Если жених едет со священником, то задержки не бывает.
Из обрядов над умершими отметим следующие: солому, на которой моют умершего; выносят в реку, или, куда-нибудь, в мох. Возвратившись с похорон в избу, считают долгом подержаться за столбик, к которому приставлена печь, дабы оставшиеся на земле, были так же крепки и невредимы, как этот столбик. За поминальным столом сидят долго, чтобы душа умершего долее пребывала в раю.
Около Осьмина есть до двадцати курганов высотою от одного до семи аршин. Часть их находится в границах кладбища. Прежде в них находили сабли и др. оружие, а при недавних раскопках находили только медные принадлежности конской сбруи.
Попечительство учреждено в 1872 году.
К оглавлению.
Погост «Ольгин крест».
Погост "Ольгин крест" или "Наровская церковь" находится в 184 верстах от Петербурга и в 40 от Гдова. О названии «Ольгин крест» рассказывают, что Ольга ездила сюда из Пскова, чрез Чудское озеро, раскидывала здесь шатры и занималась звериной охотой. И до ныне место, в 300 саж. к северу от церкви, называется зверинцем. Предание говорит, что Ольга, будучи уже христианкой, водрузила здесь святой крест, в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах.
Здешний храм каменный, из плиты, холодный, построен, по преданию, иждивением какого-то псковского купца. На одном старинном колоколе написано, что его вылил 1712 г. января 14 дня «псковитянин посадский человек Фома Котельник». Значит колокола пожертвованы сюда жителями Пскова около времени построения церкви. В 1821 г. на кошельковую сумму и на частные пожертвования, устроены из плиты притвор и колокольня. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, кресты окрашены желтой краской.
Храм посвящен Николаю Чудотворцу. Антиминс освящен еп. Венедиктом 1840 г. сентября 29 дня и подписан митр. Серафимом.
О благолепии храма Божия ныне заботятся прихожане. Так в 1877 г. на ремонт они дали 500 р.; в 1881 и 1882 г. разной церковной утвари приобрели почти на 500 р. Ныне собрали до 4000 р. на пристройку придела в честь св. Ольги.
При церкви хранится план церковной земли с след. надписью; «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Наровской губы, по решению Псковской межевой конторы спора (?) писцовой церковной земли погоста Ольгина креста, церкви во имя Николая Чудотворца владения того погоста священноцерковнослужителями межевания специального в 1786 г., октября 11 дня, в должности землемера помощником Рябовым, а внутри того владения, обмежеванного одною окруженною от всех межею, по нынешней мере и по исчислению земли состоит». Далее показано: под пашнею 18 дес. 1200 саж.; сенокосу 2 дес. 200 саж, лесу 37 дес. 2396 саж.; под усадьбою 1200 саж. под церковью и кладбищем 400 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 1500 саж.; под бичевником 1 дес. 1800 саж.; под полуручьем 34 саж; всего 62 дес. 1530 саж. Из них удобного места 59 дес. 196 саж.
На втором плане на церковный покос, находящийся у деревни переволоки, в 7 верстах от церкви, на острове "Застружье" написано: «Геометрический специальный план Спб. губернии, Гдовского у. Наровской Губы, вырезанная часть из острова Переволоцка, (а по крестьянскому званию Застружье) с принадлежащими к ней всеми угодьями, которые состоят во владении священно и церковнослужителей погоста Ольгина креста. Межевание учинено прошлого 1786 г. помощником землемера Рябовым, и 1838 г. сент. 19 дня, по указу Правительствующего Сената Межевого Департамента, межевые признаки возобновлял землемер коллежский секретарь Навроцкий; сего же 1841 года июня 24 дня вследствие того же указа Сената, утверждение полюбовного раздела и сочинение плана учинено землемером кол. регистратором Алексеем Агаповым». По этому межеванию указано: Лугу чистого 1 дес. 1550 кв. саж.; под рекою 1270 кв. саж.; всего удобной и неудобной земли 2 дес. 400 кв. саж.; удобной 1 дес. 1550 кв. саж.
Метрические записи имеются с 1802 г., кроме 1805 и 1809 г.
Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев (+ 1819 г.); Григорий Венгеров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский (+ 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный, в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков (+ 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г., в Ополье, Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.
До штатов, причт содержался доходами за требы и сбором осеньщины, состоявшей из четверика ржи и четверика ячменя, с каждого женатого до 60-ти лет. Того и другого хлеба собиралось до 40 пуд. на весь причт; от продажи угрей на Нарове собиралось ежегодно до 150 р. асс., кроме пропорции для личного употребления. С 1840 г. ловля прекратилась вследствие очистки Наровы для судоходства. Доход приносила также ловля прихожанами рыбы на Чудском озере. Причт получал рыбы столько, что ее доставало на год. С 1843 г. причт причислен к 3-му классу и священник получал 200 р. с. в год, диакон - 100 р. дьячок - 70 р. пономарь - 60 р. и просвирня - 30 р. Ныне священник получает 220 р. а псаломщик - 70 р. За требы получается ныне около 600 р., в год на весь причт. Руги получается по гарнцу ржи с ревизской души мужск. пола.
Церковной земли 64 дес. 1930 саж.; из них удобной, огородной и пахотной 19 дес.; сенокосу - 3 дес. 1750 саж., дровяного лесу 37 дес. 2396 саж. Неудобной 4 дес. 134 саж. Вся земля у церкви; только земля на острове Застружье, отстоит в 7ми верстах. От дровяного леса дохода мало: лес давно вырублен и на его месте находится кустарник и мох.
Церкви принадлежат два деревянных дома. Один куплен в 1875 г. на церковную сумму, за 1200 руб. для священника, другой построен в 1883 г. за 500 р. прихожанами, для сторожа и приходского училища. Псаломщик живет в собственном доме.
Церковной суммы 1800 р.
Приход граничит с севера городом Нарвою, с юга - церквами: Скамейскою и Сыренскою (Эстл. губ.), с востока — Польским приходом, с запада - Эстляндиею, отделяясь от нее рекою Наровою.
Приход составляют след. деревни: Скарятина гора, Мокредь, Верхнее село, Князь село, Заборове, Дюк-Переволок, Радовель, Загривье, Кондуши и Омут. Всех прихожан м. п. 1187, ж. п. 1284.
Кроме Наровы в приходе находятся речки: Черемха, Таргобост, Жердянка, Городенка, Боровье, Черная и Котучка.
Большая часть деревень находится во владении вел. князя Константина Николаевича.
Грамотных не много. Школа одна, земская, при церкви.
Есть небольшие школы по деревням. Ученики земской школы участвуют в церк. пении.
Прихожане посещают свою церковь довольно усердно, но многие, вместо своей церкви, ходят в соседние. По праздникам в церкви бывает, зимою, до 200 человек, а летом не более 50. Местные праздники: св. Николаю — Скарятиной Горе, Верхнем селе, Омуте, в Большом и Малом Загривьях, Мокреди и Заборовьи; Петру и Павлу — в Переволоке; св. Ильи — Омуте, Большом и Малом Загривьях и Скарятиной Горе; Анастасии — в Радовеле; Богоявлению - в Кондушах.
Крестные ходы совершаются: 24 июня — в Кондуши, по случаю падежа скота, 20 июля — в Омут, 21 июля — в Скарятину Гору и в оба Загривья — в память пожаров от грозы, 14 сентября — в Верхнее Село, по случаю прекращения холеры в 1852 году.
О свадьбах рассказывают, что прежде они совершались тайно. Жених, условившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику условиться, на счет дня свадьбы; потом, в назначенный день, с товарищами, подъезжал к деревне, где жила невеста, тайно брал ее с назначенного места, с возможною скоростью ехал в церковь и там венчался. Между тем родители невесты узнавали о свадьбе стороной, от лиц, которым поручал это жених. Венчание совершалось с поспешностью и двери церковные запирались извнутри. Родители приезжали, просили остановить венчание, но покорялись, когда им говорили что уже поздно. По выходе молодых из храма, невесту встречали с бранью. Все кончалось мировою в доме священника. Все это уже давно вышло из употребления. Ныне - при свадьбах есть следующие особенности; отправляясь венчаться жених опоясывает себя, под рубашкой, рыболовной сеткой, во избежание вреда от колдунов; образ, которым благословляют жениха к венцу, дружка или клетник перевязывает крестообразно поясом и вешает себе на грудь; в брачном поезде дружка бывает у жениха кучером.
В приходе имеются кладбища: одно старое при церкви, другое — в полуверсте от церкви, открытое в 1852 году.
Часовни имеются следующие: 1) при церкви деревянная часовня во имя св. Ольги с каменным памятником, в виде седалища. Тут, будто бы, отдыхала Равноапостольная княгиня; 2) во имя Пророка Илии в деревнях: Омуте, Малом и Большом Загривье; 3) во имя Николая Чудотворца — в Скарятиной Горе и в Верхнем Селе; 4) во имя Иоанна Предтечи — в Кондушах.
Близ реки Наровы, у Верхнего Села и Скарятиной Горы, есть четыре военных кладбища и на них - курганы. В 1866 году близ Верхнего Села, крестьянин Косма Аммосов нашел горшок с серебряными монетами.
Попечительство существует с 1872 года и с 1883 года все заботы его направлены к сбору денег на постройку придела. В одно собрание 11 июля попечители записали на этот предмет 800 руб; кроме того прихожане вотчины Великого Князя Константина Николаевича, продав одну лесную дачу за 4,000 руб., пожертвовали их на построение храма.
К оглавлению.
Старопольская церковь.
Старополье находится в 150 верстах от Петербурга, в 70 ти от Гдова, на низменности, близь речки Клетки, исчезающей в болотах. Жители берут воду из колодцев. Вообще вид погоста не особенно веселый; а окрестные болота много вредят хозяйству.
По преданию церковь находилась сперва в версте отсюда у деревни Куреши. По разорении ее литовцами, построена другая церковь во имя Великомученика Георгия Предания эти подтверждают писцовые книги, в которых говорится, что причетники жили в церковной деревне Куреши, а ныне им велено перейти жить на погост в село Валовое; около деревни Куреши был ключ «попов»; были возвышения в виде могил. В писцовой книге, находящейся в Осминском управлении, написано: “Сотня Старопольская. Село Валовое, в нем церковь Великомученика Христова Георгия древянна шатровая, а в церкви Божия милосердия двери царския, сень и столбцы писаны на краске; по правую сторону царских дверей образ местной: огненное восхождение Св. Пр. Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писанная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресв. Богородицы и иные святые, писаны на краске; перед тем образом свеча поставная восковая, насвешник белого железа; на северных дверях благоразумен разбойник рах (?) писан на краске; перед тем образом две свечи поставные восковые, писаны на красках, насвешники белого железа; подле того образа, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ, да Пресв. Богородицы во облаце, писан на золоте; перед тем образом свеча” и т. п.
Далее перечислены образа: Спас Нерукотворенный, Собор Пресв. Богородицы, Воскресение Лазаря, Усекновение Главы Предтечи, Вход в Иерусалим, Троица, 12 праздников Господних и Богородичных; образ Богородицы, да по сторонам 12 пророков; перед "деисусом" паникадило медное о двенадцати «перах»; да в олтаре на престоле срачица и индития и покров; и у царских врат- запона; на жертвеннике пелена крашенинная лазоревая; и престола — образ выносной: воплощение Пресв. Богородицы; крест выносной; Евангелие печатное в десть; евангелисты басменые, золочены, и застежки серебряные; два креста благословящие; на жертвеннике потир и блюда оловянные, звезда серебряная, лжица медная, два покровца, да воздух «дорогильные» черные, опушены «киндяком зеленым; чаша водоосвященная медная луженая, укропник да два кадила медные, две ризы полотняные, у одних - оплечье «отлас» травчатый ветхой, и у других риз оплечье выбойчатое; две патрахили, да поручи выбойчатые, опушены крашениною; пояс нитяной, стихарь подризный полотняный, оплечье и опушки крашенинные; да один служебник печатный, новый, в полдесть, другой служебник письмянный, старои вполдесть; минея общая печатная; апостол, трефолой печатные, соборник письмяный, псалтирь печатный, книга Златоуст письменная, святцы, минея общая письменая, триодь цветная печатная, триодь постная печатная; на колокольнице два колокола, один в два пуда, а другой — в пуд; да церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячек Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь". Говорится еще, что когда перейдут на погост в село Валовое, то два солдата, жившие на погосте, должны перейти в деревню Курешу.
Так как здесь многие Богослужебные книги указаны как ветхие, то Старопольский погост существовал за долго до составления акта. В церковной описи, составленной в 1827 году священником Евфимием Евсевиевым, о церкви сказано: «в означенном погосте церковь деревянная, однопрестольная, освящена 1711 года, октября 7 дня; оная церковь назначена к разобранию".
В 1817 г. причти прихожане просили у начальства дозволения построить новую каменную церковь и на это получили разрешение 16 апреля, за№726. В упомянутой выше церковной описи сказано: «церковь каменная во имя св. Пророка Илии, е таковою же колокольнею, заложена 1817 года, июня 24 дня, а освящена 1820 года сентября 6 дня». В числе храмоздателей указаны: священник Евфимий Евсевиев, староста крестянин деревни Замошья Афанасий Егоров и петербургский купец Вукол Поляков. Придельная же каменная церковь св. Георгия выстроена 1824 года и освящена 1826 года, мая 10, при церковном старосте Патрикии Федорове. На построение каменное употреблено 15 тыс., 13 р. 75 копеек. Под построением каменным разумеется плита, из которой выстроен главный храм и придел.
Антиминс в храме св. Илии освящен еписк. Христофором в 1853 г. июля 19 и подписан митрополитом Никанором; антиминс Георгиевской церкви освящен Григорием еп. Ревельским 1824 года октября 28 и подписан митр, Серафимом. Храм строили без архитектора, и потому он не отличался во удобствами, ни изяществом. В праздники половина молящихся стояла вне храма.
С 1878 года начат новый каменный храм, на следующие средства: с каждой ревизской души назначено взимать сперва по 1, а потом по 2 р., до 1887 года; церковной суммы употреблено 7,348 р. 21 к.; кроме того многие лица участвовали подвозом материалов и др. способами. От Государя Императора Александра Николаевича и Императрицы Марии Александровны пожертвовано было 6,000 р.; от Департамента Уделов отпущено 700 штук бревен и 350 куб. саж, дров для обжигания кирпичей; крестьянин деревни Овсищ Николай Пантелеев пожертвовал разных предметов на 3 тыс. р. с; крестьянин деревни Замошья Иван Евдокимов и дер. Засосья Даниил Галактионов пожертвовали на устройство железной кровли. Церковь строится по проекту архитектора Иоанна Власьевича Слупского и ценность постройки определена в 71,372 р. 10 к. Храм строится пятиглавый, в 3 престола. Длина его с притвором 22 саж., ширина 15 саж., высота до креста 15 саж. Высота колокольни до креста 21 саж.
К достопримечательностям храма принадлежат: 1) древняя икона Тихвинской Божией Матери, точная копия с Чудотворной, писанная, как показано на иконе, 7184 г. августа 1, при Федоре Алексеевиче и патр. Иоакиме, прв. митр. новгородском Корнилии. Внизу подпись: “многогрешный раб Парфенище”. Икона украшена ризою с цветными камнями в венце; 2) оловянные ковчег и дароносица, 3) старинные венцы из белой жести; 4) древнее Евангелие 1748 г., обложенное полинявшим от времени бархатом.
Из колоколов замечательны два. Один, весом около 6 пуд. с надписью: Gloria in excellisis Deo anno 1645; другой, в 30 фунтов, 1763 г. работы Алексея Кузмина.
Документы церковные существуют с 1720 года. Описи церковного имущества имеются от 1780, 1794 и 1809 годов; метрические книги с 1811 г.
Причт как видно по Писцовой книге 1676 года, состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. В позднейшее время, около 100 лет назад, причт составляли: два священника, диакон, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирня. Из священников прежних известны: Тимофей Егоров и Иоанн Феоктистов, подписавшиеся на упомянутой описи; Игнатий Тимофеев, Иван Игнатьев; Евсевий Афиногенов (+ 1797); диакон Алексей Иванов, Евфимий Евсевьев (+ 1841) Василий Филиппов (+ 1836); Иван Саввин Беляев, перемещенный в Ям Ижору в 1847 г.; Иван Петров Верольский, поступивший в 1849 г. в монахи. Потом служили; Матфей Петров Соколов и Иоанн Васильев Молчанов, оба из студентов Спб. дух. семинарии. По смерти Соколова в 1870 г. поступил Валентин Михайлов Кедров, служащий ныне; по смерти Молчанова, в 1868 г. поступил Петр Лабецкий, а по переходе Лабецкого в Рель поступил, служащий ныне, Григорий Петров Певцов.
До штатов причт содержался ругою и платою за требы. Руга, в размере четверика хлеба с 2-х душ, собиралась осенью. Плата за требы была ничтожная; за молебен в доме платилось 5 коп. меди; доход свечной и кошельковый был не свыше 8 р. асс. в месяц. Священники и причетники жили, главным образом, от земли; дома причта не отличались от крестьянских; рясу священник надевал только по праздникам. В 1844 г. священникам положено по 156 р. 80 к. в год, диакону - 78 р. 40 к., дьячку - 54 р. 48 к., пономарю - 47 р. 2 коп., просвирне 23 р. 52 к. Жалованье платилось в уменьшенном размере потому, что делался вычет за лишнюю пропорцию земли. Но этот вычет был для причта весьма стеснителен, потому что лишняя земля находится в 15 верстах от церкви и мало приносит дохода. За молебны в сельские праздники платится всей деревней, от рубля до трех рублей; в осенний праздник Георгия, священник в течении трех или четырех дней служит молебны в 200 домах.
Церковной земли 150 десятин 1,342 сажени. Из них усадебной 2 дес. 360 саж.; пахотной 53 дес. 1,503 саж.; сенокосной, выгонной и пастбищ 12 дес. Малоудобной до 82 дес., 1,879 саж. Вблизи церкви находится до 70-ти десятин.
Соседние приходы: Черновский, Пенинский, Ложголовский и Долоцкий. Из деревень здешнего прихода ближайшие к церкви суть: Валово, Шахицы, Замошье, Заклепье, Корино, Куреши и Чутская Гора; более отдаленные (от 8 до 11-ти верст): Морди, Велетово, Чутка и Овсища; от 3-х до 6-ти верст расположены: Соболец, Рудница, Менюши, Хотилы, Засосье, Марино и Дубок. Всех прихожан по Клир. ведомостям 1883 года м. п. 2,314, ж. 2,717. По селам больше других празднуют: Пр. Ильи (в 4-х деревнях), Флору и Лавру (в 8-ми деревнях), Великомученику Георгию (в 8-ми), Анастасии (в 7-ми), Петру и Павлу (в 5-ти) и Николаю Чудотворцу (в 3-х). Крестные ходы, кроме обычных, совершаются: в Ильин день в Валовом и в Менюшах; в день Флора и Лавра — в Замошье; в Рождество Христово и в Рождество Богородицы — в Корине, в Петров день — в Руднице, 16 августа — в Овсищах.
Последние два крестные хода учреждены в память тифозной горячки.
В приходе находятся озера: Сомро в 7ми верстах от погоста и Рудницкое; реки: Долгая, Сомерка, Менюшка и Клетка.
Прихожане торгуют скотом, занимаются мелкими подрядами по городам, обделкою кирпича, устройством мостовых в столице; уходя из дома в конце апреля, — возвращаются к дню Анастасии (29 октября). Сельские работы здесь производятся исключительно женским полом. Зимой многие крестьяне покупают рыбу на Гдовском озере и продают ее в Петербурге.
Грамотных в приходе не много. В школе, открытой в 1847 г. священниками Михаилом Соколовым и Иоанном Беляевым, сперва было до 40 учащихся, но потом, из-за разных неудобств, число их уменьшилось до 16-ти. В 70-х. годах заведена здесь приходская школа, в церковной сторожке; в ней училось до 60ти мальчиков и девочек; учила вдова здешнего священника Мария Михаилова Молчанова [В 1873 или 74 году в деревне Велетове, в 8 верстах от церкви открыта школа в крестьянской избе; в ней учили, сперва, исключенный из Духовного училища Александр Васильев Спасский, потом - питомец Воспитательного Дома Михаил Петров Соколов. В 1875 г. в ней училось 40 человек обоего пола. В 1877 г. Велетовская и Старопольская школа соединены в одну, под ведением министерства. Для них, в деревне Валове, в ¼ версты от церкви устроен двухэтажный дом. В них ныне 128 человек. В этих школах закону Божию учили местные священники, получая за урок 100 р. в год. ].
Прихожане исправно посещают храм Божий. В зимние праздники бывает в церкви до 1,000 человек, Больные редко не соборуются. Духовному развитию прихожан много помог священник Евфимий Евсевиев, о котором сохранилась у прихожан добрая память.
Обычаи прихожан суть следующие: пред праздниками Николая Чудотворца, Пр. Илии и Анастасии многие постятся неделю.
Свадьбы бывают большею частию зимой. Сватать невесту приезжают вечером и, в переговорах, проводят время до утра. Окончательное решение дается на следующий, или на третий день. Сватовство начинается обычными расспросами о товаре и о продаже. Свату отвечают нерешительно; сряду дать согласие считается неприличным. На "выкуп" невесты полагается от 15 до 30 руб., рыбы и солоду. По изъявлении согласия, зажигают перед образом свечу и, помолившись, садятся за стол, пьют вино, привезенное сватами. После сватовства едут домой с колокольчиками. Когда едут венчаться, то поезд жениха останавливается в поле и старейший в поезде, в вывороченной шубе и шапке, стоя в санях, объезжает вокруг поезда и сыплет хмелем и ячменем. В дом невесты входят после переторжки, которая, начавшись с 5 или более рублей, доходит до 50 или 30 копеек. Одевая невесту к венцу, садят ее на квашню, под ноги кладут сковороду, и вещи туалета, одну за другой, вынимают из корзин, стоящих подле; потом невеста становится, с 2мя подругами, за стол и начинает "делать колено", т.е., называя родных по имени и отечеству, просит их выпить пива или вина. Пьющие дают подарки; при одевании невесты после венца муж налагает ей на голову серебряную монету; это значит: «осеребрить голову». При входе в дом, старший родственник невесты, в вывороченной шубе и шапке, благословляет ее и осыпает хмелем и ячменем. Во время брачного пиршества молодые ничего не едят и не пьют, а в шерстяных перчатках стоят у стола и кланяются поздравителям. На другой день молодая осматривает хозяйство в доме жениха, и на всякий порог кладет по шерстяному поясу. Лошади, которая везла к венцу, она кланяется и "одевает" ее, т.е. ударяет куском холста, У колодца происходит выпивка и закуска. От колодца молодая идет к дровам и, набрав их, сколько достанет сил, несет в избу.
Погребальные обычаи следующие: крестьяне смерть встречают спокойно. Умирающий, после причащения, распоряжается на счет детей и семейства: назначает лиц, которые должны разделить имущество и просить священника записать распоряжение. Умершего обмывают, одевают в чистую одежду и, ногами вперед, выносят в чулан или часовню. Покойника провожает вся деревня, по крайней мере полверсты: тут прощаются и кладут в гроб свечи. Участвовавшие в похоронах или "похоронщики", возвращаясь в деревню, останавливаются в поле, зажигают солому, обкуриваются ею и потом уже справляют поминки и «сдымают темьян», те., зажегши перед образами свечи, курят ладаном; на столе, кроме кутьи, ставят прибор для покойника. На поминки в 40 день приглашается причт, а иногда угощается и нищая братия. После панихиды в доме, идут за деревню, туда, где прощались с покойником и там поминают пивом и пирогами. Возвратившись, садятся за обед, продолжающийся до вечера, так как в обеде участвует вся деревня. В старину, в гроб клали бутылки с вином. Бутылки находили в старых гробах и этим вином не брезгали.
Праздник Пасхи прихожане проводят благоговейно, Св. четыредесятницу постятся, а в последние дни страстной седмицы многие вовсе не вкушают пищи. В первые три дня Пасхи усердно посещается храм Божий; во всю седмицу Пасхальную не бывает ни забав, ни пьянства, Когда причт с образами, посещает домы прихожан, то в избах, на скамьях, ставятся два "лукна" т.е. чашки с ячменем и с овсом и в эти лукна ставятся: крест и икона Божией Матери, чтобы семена освятились прикосновением к святыне. Причту, кроме денег, дают холст, кудель, полотенца. Св. иконы благоговейно встречаются и провожаются всем селением. Если причт не успеет совершить этих обрядов в первую седмицу, то совершаются они на Фоминой седмице.
В святки наряженые или "окрутные" бывают редко. Младенцев крестят в домах и стараются, как можно скорее, их "ввести в веру". После крестин бывает обед для родни; кума и куму дарят платками, а они отдаривают 20 или 30 копейками на зубок. Деньги эти, а равно и другие монеты опускаются в чашку с хмелем, поставленную на стол.
Кладбище приходское находится в версте от церкви, а другое — в Овсищах. В числе погребенных на кладбище замечательны могилы: священника Евфимия Евсевиева, умершего в 1841 г. и подполковника Ивана Макарова, выслужившегося из здешних крестьян и умершего в 1857 году.
Часовни все выстроены по одному рисунку, данному от начальства.
Народ хранит память о литовских набегах, да о походе Шереметева под Нарву; по болотам находят бревна, которыми войско Шереметева устрояло себе путь. Заметки писцовых книг о солдатах, живших в здешнем приходе, дают повод думать, что здесь когда-то было военное поселение.
У Засосья и у Рудниды есть два кургана, высотою до 2 саж. и в окружности до 100 саж. На курганах - кресты без всяких надписей. Крестьяне деревни Засосья, в Троицу, поминают у этого кургана покойников. У деревни Еорино есть 12 каменных 4 конечных крестов, вставленных рядом в землю и поросших мохом.
Попечительство учреждено 7 ноября 1871 года; членов в нем 34 человека. В течении 12 лет оно устроило каменную ограду на новом кладбище, уплатило, за вдову священника Матрену Соколову, церковного долга 150 р., давало пособия учащимся и собирало средства на постройку нового храма.
С 1 сентября 1880 г. в Старополье открыта земская больница на 6 кроватей. При больнице - врач и два фельдшера.
К оглавлению.
Церковь в погосте Рудном.
Погост Рудный находится у речки Рудной в 190 верстах от Петербурга, в 50-ти от Нарвы и в 40-от Гдова. В одном старом Синодике он назван “Погост на Рудной”. Чрез погост проходит проселочная дорога из Лугского уезда в Нарву. Подле церкви — кладбище; другое кладбище, новое, находится за речкой, на пригорке.
Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками, каковы напр. Богдан Иоанович Коновницын, Тихон Атенев, Акилина Васильева и пр. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. После пожара построена нынешняя церковь, одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила "Литва", то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо погоста.
Храм в Рудне, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма, с колокольнею 14 саж., ширина 6 саж. Снаружи храм обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светло-голубой краской. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митр. Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса.
Из предметов утвари замечателен старый чугунный колокол, ныне не употребляемый. На нем надпись: Sol. Deo gloria anno 1681. Из книг замечателен Синодик, писанный в 7204 году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну. На нем, между прочны, читаем: Сия книга спасенная суть (?) и душеполезна, внеиже написашася хотящий своим душам спасения... страшный великий день грозного трепетного и Христова суда... и сими книгами избавися муки вечные и причтися влике избранных угождших Христу, потрудившихся царства ради небесного и своего ради спасения, его же ради восприяша венцы нетленные и царствию небесному наследницы быша. Иже кто имеет род, или сердоболя, или чада, да тем оставят память творити по себе..., Се же пишем вам, пастырем стада Христова, рекше игуменом и учителем. Иже кто от них паствы вашю нищетою духовною живя, и представися от жития сего и глоголете, яко не дал ухлада, не пишем его в синодик, то уже несть пастыри, но наемницы и мздоимцы, како дерзнете рещи пред Богом во страшной день: се аз и дети мои". Далее в Синодике помщены: 1) Притча Макария Александрийского о поминовении в 3, 9 и 40-й день; 2) указ, како подобает пети "парастас", т.е. панихиду. Здесь на вел. ектении говорится: о великом короли вашем N и благочестивых Государях, князех и панех наших, и о всей палате; 3) порядок всеночного бдения, бываемого о умерших; 4) чин благословений икон Богородицы и разных святых.
При церкви хранятся: планы и межевые книги 1836 года, метрические с 1804 г.
Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1818 году, по просьбе старого священника Афанасия Иоаннова, в помощь ему, посвящен во священника родственник его, Иоанн Саввин, местный диакон. Так как в это время помещик Зубатов подарил церкви пустошь в 185 десятин, то была возможность увеличить причт. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, умерший в 1809 г., 70 лет от роду; Савва Иоаннов, сын его, посвященный из диаконов и умерший в 1816 году; Афанасий Иоаннов, зять предшественника, также из диаконов; Иоанн Саввин, служивший сперва с о. Афанасием, потом переведенный в погост Сижно; Александр Иоаннов Сретенский, зять о. Афанасия + 1867 г.; Стефан Павлов, посвященный вместо Иоанна Саввина; Михаил Вифанский, из диаконов Песейской церкви; Евфимий Иоаннов Положенский,зять Сретенского. В настоящее время старшим священником служит о. Михаил Вифанский, а вторым Алексей Иоаннов Солнцев.
До штатов, причт содержался доходами и осеньчиной, со стоявшей из четверика ржи с дома. С 1843 г. причт отнесен ко 2-му классу и стал получать жалованье за вычетом 132 р. с. за подаренную пустошь, в размере 528 р. с. Из этой суммы священники получали по 160 р. с. в год, диакон - 80 р., дьячок 56 р. с., пономарь - 48 р. и просвирня - 24 р.; с 1878 г. настоятель получает 200 р. Помощник его – 120 р., псаломщики — по 70, а просвирня — 24 р. Капитал в пользу причта состоит из 200 р. Церковного доходу на долю священника приходится до 250 руб. в год. На долю всего причта до 900 руб. сер.
Земли церковной 24 десятины и 2,009 саж. Из них - пахотной земли 12 дес. 2,381 саж.; кустарника 140 саж.; покосу 8 дес. 1745 саж.; под церковью и кладбищем 1,800 саж.; под дорогами и речками 1,633 саж. Пустошь, подаренная Зубатовым, находится в Тигонце, в 10 верстах от церкви. Она отдается в аренду за 37 р. в год; но за нее жалованье уменьшено на 132 р.
Причт помещается в домах, перешедших от предков.
Церковь Рудного погоста, до 1589 года, была вотчиною Гдовского Николаевского монастыря, приписанного к Псковскому Троицкому собору. Причт ее, наравне с прихожанами, платил подати и повинности.
Епископ псковский Геннадий выпросил у Феодора Иоанновича тарханную грамоту, по которой светским властям запрещалось вмешиваться в дела церковные. Грамота сия сгорела в Троицком соборе, и в 1616 году, по просьбе архиепископа псковского Иоакима, выдана новая.
Соседние приходы: Выскатский, Сиженский и Веинский. В нем 5 усадеб и 33 деревни, Они разделены на две части по священникам.
К первой части принадлежат деревни: Завражье - с часовнею пр. Илии; Гверездно - с часовнею св. Анастасии; Лычно, Луг, Новосельско, Кислино - счасовнею Великомученика Георгия, построенною около 1743 года, в память скотского падежа; Ждоваи - с часовнею Георгия; Засторонье - с часовнею св. Николая; Воронино - с ветхою часовнею; Великое Село, Наволок - с часовнею св. Николая; Климотино — с часовнею Покрова; Малышева Гора - с часовнею Покрова; Косыгин Лог- часовнею Покрова; мыза Завастье, прежде князя Дондукова-Корсакова, а потом - Коновницына. Тут была прежде церковь разоренная Литвою; часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в Косыгин Лог и наконец - деревня Пустынька.
Во второй части прихода находятся деревни: Дубок, Филатово, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Рудно (прежде наз. Новокупровщина). Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера самоучки, изобретатели моделей. Но зато нравственность этих крестьян ее особенно высока: они ее чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое. Остальные деревни: Рожки, Новинка, Плавнино, Мельница, Гояншина, Пентелейково, Пищалкино, Заберезе, Заборошна, Кушела, Ребельско, Ухово, Родина и Рыжиково. При двух последних деревнях есть часовни во имя св. Николая. Всех прихожан м.п. 1,756 душ, женского 1886.
В приходе есть озера: Рыжиковскве, Кушельекое и Завастинское; реки Руя и Руденка.
В приходе есть Финны.
Прихожане торгуют рыбою, обделывают кожу, делают горшки, изразцы и кирпичи; иные курят вино.
Школ в приходе три. Одна в Рудне и две в 7ми вер. от погоста. В них учится 150 детей обоего пола.
Школами заведует Волостное правление; священник учит Закону Божию.
В воскресные дни, в церкви бывает не более 100 чел. Многие в праздничный день делают несколько поклонов в деревенской часовне. Из праздников особенно уважаются дни Пророка Илии, Ильинской Пятницы и 9-й Пятницы по Пасхе. Крестные ходы бывают: 24 июня в Кушелу, 26 и 29 июня в Косыгин Лог, Климотино и Засторонье — в память падежа скота; 30 августа в Завражье — в память 4 апреля.
При свадебных обычаях особенности следующие: при вводе молодых в церковь, на них кладут "Клинный" пояс, символ крепкого союза. По прибытии от венца, их сажают за стол и кормят только кашей. В полночь, после венчания, мать молодой жены будит новобрачных и угощает их молоком и кашей. На другой день молодых ставят на шубу и поздравляют. Каждого поздравителя дружка вызывает прибаутками и ударом кнута об балку. Поздравитель дает монету, а от молодых получает подарок.
При поминках, по выходе из за стола, хозяин, взяв решето с лепешками, становится пред иконами, подымает и опускает решето и провозглашает вечную память умершему. Это называется “подымать на темя”.
Кроме церковного кладбища, есть кладбище при деревне Родинах, называемое «Донско». У деревни Новоселье есть следы старого кладбища и, по преданию, тут была когда то церковь.
Из часовен замечательна часовня в деревне Кушеле, при Иванском ручье, устроенная там, где, по народному преданию, псковской посадник Карп Данилович Колека победил немцев, в 1340 г. Тут есть курган, под которым, будто бы, погребены убитые немцы. Победа произошла на 24-е июня и потому здесь долго бывали на этот день, игрища с кулачными боями. Игрища в 18 в. были запрещены, образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, перенесен в Гдовский Николаевский монастырь, а в погосте Рудне устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Чрез несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. По упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, перенесен в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне. О победе посадника над немцами есть надпись на образе.
Рассказывают, будто близ деревни Пустыньки была церковь, провалившаяся под землю, будто прежде видели медный крест ее. Тут, действительно, есть несколько камней с знаком креста и, кроме того, близ Пустыньки указывают место, называемое «Попова пустошь».
Близ деревни Рожки есть несколько круглых курганов, высотою в сажень. Один из них назван “богатырским”. При разрытии его находили человеческие кости значительного роста. Около деревни "Дубок" находили монеты времен Иоанна Грозного, с изображением Георгия. Монеты достались мировому посреднику первого участка Гдовского уезда г. Орлову.
Попечительство открыто 17 августа 1873 года; председатель его - священник. До 1883 г. оно собрало 1,270 р., которые все употреблены на покупку колокола.
К оглавлению.