Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковь Преображения в Лядах.



Погост Ляды находится во 2м стане Гдовского уезда, в 212-ти верстах от Петербурга и в 75ти от Гдова. Назван по местоположению ровному, окруженному "лядами", т е. запущенными пашнями, заросшими молодым лесом.
Приход Лядский — один из древнейших в здешней местности. Он существовал, может быть, тогда, когда по Луге и Плюсе были раскинуты новгородские поселения и в них хотя изредка виднелись св. церкви. А это было, по крайней мере, в 14-м в. Уцелевшая до ныне выписка из межевой книги [Выписка изМежевой книги имеется при комитете, но вы ее не выписываем здесь как потому, что она имеет значение не для истории церкви, а для разграничения земель, так и потому, что без плана она не вполне ясна.] показывает, что здесь была церковь уже в половине 17го века или даже раньше. Так как в документе нет обычной фразы, что Преображенская церковь находится "в Залесской половине Шелонской пятине", то церковь существовала здесь еще до разделения Новгородской земли на пятины, т. е. в 15-м веке. Несомненно то, что Лядская церковь, или Лядские церкви (разумея церковь св. Николая) существовали в 16-м веке, т.е. во время разорения литовцами Посолотина монастыря. Уцелевшее до ныне в 7-ми верстах от погоста, за деревнею «Дворцом», городище древнерусского типа, два кургана на церковной земле, остатки древних кладбищ у той же деревни, следы пожарища, может быть от церкви св. Николая, все это ясно свидетельствует о разорении, постигшем здешний край.
По старинным записям видно, что в 17 в. здесь снова была построена церковь и, впоследствии, выделила из себя три "выставки": в Глебовой Горке, Боброве и Заяньи. Глебогорская церковь сгорела в 1804 г. и не возобновлялась, а Бобровская стоит и доныне [О Заянской церкви, в Обыскной книге 1799 г., мая 15, написано: Гдовского уезда, Ляцкого погоста, выставка села Заянья, церкви угодника Николая Чудотворца. Тоже упоминается и в счетном списке, присланном из Новгор. дух. консистории в Череменецкое дух. правление.]. А что в 1721 г. Лядская церковь была переделана заново и написан для нее новый иконостас, это видно из приводимой ниже приходорасходной книги. Церковь эта существовала до 1859 года.
Нынешняя церковь деревянная, теплая, 15 саж. длины, 4 саж. ширины и 3 ½ саж. высоты, до купола, колокольня в 12 саж. высоты Церковь на кам. фундаменте и покрыта железом. Из 4210 р. 97 коп, истраченных ее церковь, собственно церковных денег употреблено 1479 р. 74 коп, остальное собрано от разных лиц, особенно от помещиков: генерал-адютанта А. И. Веригина и супруги его О. Я. Веригиной. В 1868 г. они же пожертвовали 200 р. на ограду, которая и построена в 1869 г., на 32х саж., на каменном фундаменте, с кирпичными столбами, крытыми железом и деревянным палисадом. Вся ограда, с окраскою, обошлась в 408 р.
Церковь освящена в 1859 г. Антиминс освящен митрополитом Исидором. Когда церковь Лядская принадлежала к области Новгородского митрополита ею управляли заказчики, например Караченицкого (Караченского) погоста поп Аристарх Иосифов (1725-1726), Хмерского погоста поп Иван Семенов (1733 — 1736), поповский староста, Передольского погоста, выставки Торошкович поп Наум Харалампиев (1737-1739); Сабельского погоста поп Диомид Стахиев (1740). Потом церковь подчинялась духовному правлению Шелонской пятины, Залесской половины (1789-1795), Чсрменецкому (1795 — 1854) и Гдовскому. Наконец церковью стали управлять благочинные.
В церкви замечательны - облачения для священника и диакона из «восточного» бархата и одежды на престол, жертвенник и аналогий из серебряного море, с золотым гасом. Это прислано в 1877 г. от почившей в бозе Императрицы Марии Александровны. Замечателен также иконостас, ценою свыше 955 рублей, устроенный прихожанами в благодарность Царю-Освободителю.
В Церковном архиве, кроме печатных манифестов о воцарении Петра I, Екатерины I, Анны, Елизаветы и т д., есть указы времен Феофана Прокоповича, Амвросия Юшкевича, Димитрия Сеченова и Гавриила Петрова. Метрические книги имеются с 1812 года, исповедные - с 1813 г., клировые, только с 1851 г. да и то не вполне. Кроме того есть отрывки приходорасходной книги 1720 и 1735 годов. Приведем из нее некоторые данные, чтобы видеть тогдашние доходы и расходы. Вот заглавие книги: “Книга записная Лядского погоста Преображения Господня старосты Иванова крестьянина Татищева, деревни Струска, Антипа Ипатова, что в которые праздники и числа в приходе денег в казну собралось на продажи свеч 1735 году. Июня в день, и то значит ниже сего”. Вот несколько показаний:
Приход
24 июня: на блюдо - восемь копеек, на свечах четыре гривны; 29 июня, в казну, три алтына, на свечах четыре гривны; 1го июля, в Козмин день, в казну 16 алтын, на свечах 40 алтын; за шерсть за 5 фунтов и за лоскутья, тож число, взято десять алтын; июля 16, в Ильинскую пятницу, в казну рубль, 11 алтын, 4 деньги, на свечах-4 руб. 20 алтын, за лоскутье точивное (?), за 24 фунта взято 24 алтына, шерсти семь фунтов, ЕЗЯТО семь алтын; августа 1го, в “Маковей” в казну 8 копеек, на свечах полчетверти гривны; 25 декабря, в день Рождества Христова, в казну семь алтын, на свечах 4 гривны; в 25 день апреля, на св. Пасху, в казну полтина, на свечах 1 рубль 15 алтын, «Богородицы в казенку собрадш» 5 алтын; в Радунки (Радоницу) на свечах 10 копеек; 13 июня, в Троицу, в казну 10 алтын 7 копеек., на свечах рубль 45 копеек, того же числа из казенки вынуто 2 гривны.
Расход за сканье (?) свечное деревни Зарудинья, крестьянину Григорыо Яковлеву 10 алтын; у него ж купил пшеницы четвертинку, заплатил 2 гривны; еще за сканье свечное 3 алтына, 2 деньги; куплено в городе ладану 2 фунта, дано 16 алтын, 4 деньги; красильнику за синьку, что синил точиво (?) на ризы 10 алтын; куплено на ризы оплечье, дано 8 алтын, 2 деньги; того ж погоста, по приговору мирских людей, дано пономарю Парфену Пантелееву, на церковное дело о сыску земли, восемь рублев, дана покупку месячных миней дано в доплату 3 рубли, за финик (?) 5 копеек. За сканье свечное Григорию Яковлеву, за 12 фунтов, дано 2 гривны; за шитье риз 5 коп. Куплено воску на Сварце у Федора Тимофеева 20 фунтов, заплочено 3 рубля, 7 алтын; за тетрадь о богомолении благодарственных молебнов-алтын с деньгою; купил пшеницы на просвиры четверичек, во Дворце у Тихона Минаева, заплатил 16 алтын; купил поп Владимир Ильин масла деревяного в церковь, заплачено 5 алтын, да по приговору мирских людей дано пономарю Парфену Пантелееву, на церковное дело о сыску земли, денег 1 рубль, просвирне дано на мед, что ставить кутью на государственные панихиды, 5 коп.; купил поп Владимир бумаги в церковь десть, заплачено 7 коп. и оная бумага отдана новому старосте деревни Голубска Акакию Самуилову; ему же сдано свеч 16 фунтов, 9 крестов, один с финифтю, старого воску 4 круга, 8 пелен больших и малых, да 4 пелены тафтяных старых взял поп Владимир на шитье патрахилей и поручей, и дано попу Володимиру Ильину денег полтора рубли, что занимал у него в Новгороде прежде бывший староста деревни Логу, Егор Филеньев, как делал штофную одежду в церковь, ризы, подризник, патрахиль и поручи”.
В 17 в. причт состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни, так как в упомянутом выше документе 1676 г. сказано: "а на погосте четыре двора церковнопричетников, людей в них тож". С 1789 по 1869 год в причте был диакон, а с 1879 года причт состоит из священника, псаломщика и просвирни. Вот прежние члены причта: попы: Семен Васильев (1676), Илья Афанасьев (1721); Владимир Ильин (1735); священники: Евфимий Феодотов (1782), Василий Евтихиев (1794), Павел Иоаннов (1812), Иоанн Иоаннов (1821), Иоанн Парвицкий (1841), Димитрий Охонский (1862) и Александр Милославов, служащий с 1866 года до ныне Диаконы: Софрон Владимиров (1782), Филипп Софрониев, Георгий Павлов, Михаил Дмитриев, Василий Иоаннов; причетники: Парфен Пантелеев, Андрей Пахомов, Андрей Игнатьев, Захар Евтихиев, Иоанн Андреев, Иоанн Семенов и Петр Власов, служащий по ныне.
В прежнее время при Лядской церкви было до 322 десятин земли, как видно из межевой книги; впоследствии многое перешло к соседним помещикам каковы напр. Скобельцины, Опсеитова и Тарасьевские. Хлопоты о возвращении земель, соединения с затратами денежными, как сказано в приходорасходной книге, не имели успеха и, к 1786 году у церкви осталось только 46 дес. 31 саж., которыми она и владеет до ныне, по двум планам, выданным 1808 г. июня 17 и 1845 г. июня 12-го.
Церковного капитала 500 р. По приходорасходным книгам 1883 г. значится: в приходе: от продажи свеч 290 р. 92 к.; кошелькового сбора 49 р. 63 к., пожертвований в пользу церкви 77 р. 29 к.; процентов 46 руб. 38 к. Всего 464 р. 22 коп. В расходе: на свечи 165 р.: на ремонт церкви и ризницы 50 р. На масло, ладан и пр. 51 р. 80 к., на листы для церковных ведомостей 11 р. 72 к. На разные пожертвования, как то: на попечительство о бедных дух. звания, на исключенных учеников и т. п. 60 р. 55 к.; обязательного взноса на духовные училища 44 р. 45 коп.; 10% на содержание училища Александровского 19 р. 20 к.; на эмеритуру по Петербургской Епархии 5 р. 30 коп. Один процент на содержание лиц дух. звания в больницах гражд. ведомства - 55 к. Всего 408 руб. 57 коп.
Причт помещается в собственных домах, построенных на церковной земле. Жалованье священнику 240 р., псаломщику - 80 р., просвирне 30 руб.; дохода получается до 800 руб. на причт.
Соседние приходы. Сяберский (Луг. у.) в 30-ти верстах, Бобровский — в 12-ти, Лосицкий-в 12-ти, Низовский — в 15-ти и Ктинский — в 17-ти. Приход составляют деревни: Катчина гора и Новая (Голодуша тож), близ церкви; Лог – вполуверсте, Филимонова гора (Матвеева тож) в версте, Высоко, Малое Голубско, Струйско и Выползово — в 3-х верстах, Баранова горка, Заруденье и Дубсково в 4-х верстах; Дворец, Большое Голубско, Лучки и Самокраж в 6-ти; Большой и Малый Сворец, Гнилостица и Новогоща в 7-ми верстах, Опалево — в 9-ти и Харламова гора — в 10 вер.
Поместья следующие: г. Веригиных близ церкви; Шмидта близ Малого Сворца и Вихнера — в Харламовой горе.
Всех прихожан, по документам 1883 г. значится: духовных м. п. 6, ж. 8; статских м. п. 10 ж. 9; военных м п. 70, ж. 96; мещан м. п. 16, ж 19; крестьян м п. 1,208, ж 1,328. Всего м. 1,310, ж. 1,460.
Так как почва земли здесь недоброкачественна, то крестьяне больше занимаются посторонними работами и промыслами, особенно в столице, куда отлучаются на долго, с большим вредом для нравственности.
Сперва здесь школы не было. Небольшую школу открыл в доме своем священник Милославов; в 1868 году Бобровское волостное правление выдало ему на учебники, отопление и квартиру 50 р. Затем Бобровская волость, приговором 13 июля 1869 г., постановила открыть школы в Лядах и Боброве, а на содержание их брать, с ревизской души, по 8 коп. Попечителем школы был выбран священник Милославов. В 1871 году, при содействии помещика, генерал-адютанта А. И. Веригина, было исходатайствовано от Министерства 3,000 р. единовременно на постройку и 1,000 р. ежегодно на содержание образцового двуклассного училища Училище открыто 7 января 1872 года; земля под училище, полдесятины, уступлена причтом, а на отопление, освещение, ремонт и на содержание сторожа дается от волости. В обеих классах учится до 96 мальчиков и до 5 девочек.
В течении 10-ти лет из школы вышло в Гатчинскую учительскую семинарию 6 чел.; окончило курс, с льготою 3-го разряда - 29, 4-го разряда - 48.
Ученики старшого класса участвуют в церковном чтении и пении. Но с мая по октябрь дети из за сельских работ в церкви не бывают.
Законоучитель, свящ. Милославов, получает за уроки 150 руб. в год. Церковь посещается больше зимою. Из святых особенно почитаются: Пр. Илия, Николай Чудотворец, Флор и Лавр, Параскева и Димитрий Солунский. В Ильинскую пятницу бывает крестный ход и ярмарка.
О древностях прихода можно прибавить следующее: 1) к югу от церкви, где теперь училище и приют, прежде было кладбище и здесь же, вероятно, стояла древняя церковь св. Николая, упоминаемая в документе; 2) при впадении р. Сядимирки в Плюсу, на горе, стоят два конических кургана высотою до 2х саж. и шириною, при основании, около 8 саж., 3) за деревнею «Дворцом» старинное городище, т.е. вал; 4) в тылу этого городища, по другую сторону деревни, ближайшую к погосту старинное кладбище.
Попечительство открыто в 1871 г. В 12 лет им собрано: на украшение храма 1200 р., на приют при двуклассном училище, от прихожан 266 р. 40 к. и от Губернского земства1812 р. 9 к. Всего 2078 р. 49 к.
Священник Александр Милославов.
К оглавлению.

 


























Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь