Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О трех важных положениях необходимых для оценки подвига Государя Императора Николая Александровича. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Исходя из всего выше сказанного, необходимо сделать самый первый вывод: как мученики, и Государь, и все члены Царской семьи с ним пострадавшие – это жертва благоуханная за русский народ. Так понимал свою грядущую судьбу и предстоящий подвиг и сам Император, когда П.А. Столыпину говорил: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»[130] Относительно того является ли подвиг св. мученика Государя Императора Николая Александровича искупительной жертвой, необходимо сделать несколько оговорок. Во-первых, в истории России XIX века некоторые императоры народом наделялись эпитетами, которые отражали главные особенности внутри и внешнеполитического курса правления того или иного монарха. Эти эпитеты усваивались и гражданской историей, органично вписываясь в сознание российского общества. Таковыми являются: император Александр I – Благословенный, за избавление России от французов; император Александр II – Освободитель (т.е. избавитель, искупитель), как освободитель балканских христианских народов от мусульман в результате русско-турецкой войны; император Александр III – Миротворец, так как при нем Россия не вела войн. Поэтому нет ничего удивительного в том, что народ Божий присваивает и святому мученику Николаю Александровичу тоже эпитет, в данном случае им является слово искупитель. О возможности или нет такого словоупотребления мы скажем ниже. Во-вторых, на что хотелось бы обратить внимание – это уникальность его подвига. В истории Церкви известны случаи зверского покушения на православных монархов и князей: св. мч. Эдуард, король Англии (нач. X в.), святые страстотерпцы Борис и Глеб (X в.), св. князь Игорь Черниговский, св. благ. Князь Андрей Боголюбский (XII в.), св. царевич Димитрий Угличский (XVI в.). Однако ни в одном из них не было того, что является специфичным для подвига святого мученика Государя – добровольное и сознательное предание себя на подвиг длительных лишений и мучений, что Государь прекрасно осознавал и знал из тех пророчеств, которые ему предсказали святые того времени[131]. Вспоминаются в связи с этим слова Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за люди своя» (Ин. 15, 13). Неслучайно вся Семья, осознавая неизбежность расправы над ними, исключала всякую возможность покинуть Россию. Настойчивое желание и стремление императора Германии Вильгельма эвакуировать Государя и его Семью в Германию рассматривалось ими как оскорбление и надругательство. О глубочайшей тайне совершенного подвига святого мученика и страстотерпца Государя прекрасно сказано блаженнейшим Анастасием (Грибановским), почившим первоиерархом Зарубежной Церкви: «Великомученический подвиг русского Царя Николая II почти не имеет равных себе в истории последних веков, и только здесь, на этой трепетной, таинственной Голгофе, мы уразумеваем таинственный смысл креста, возложенного на него и вместе с ним на всю Семью его свыше»[132]. В-третьих, немаловажный аспект, на который указывает в своем учении Церковь Христова – это служение православного Самодержца«удерживающим (κατ έ χων )» (1 Фес. 1, 7) мир от прихода человека греха и погибели, антихриста. Об этом было несколько ранее упомянуто. Но все же остановимся и приведём комментарий на соответствующее место из Послания св. апостола Павла к Фессалоникийцам свт. Феофана, епископа Вышенского: «Царская власть, имея в своих руках удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть удерживающее. Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится»[133]. Такое понимание русскими толковниками, в том числе и св. прав. Иоанном Кронштадским, этого места Послания основывается на указаниях древних Святых Отцов Церкви на Римское царство как «удерживающее» от раскрытия «тайны беззакония». Оно не единственное, однако, иные толкования в данном случае не являются предметом нашей темы[134]. Заметим ещё, что те, кто замышлял и осуществлял план кровавой расплаты над Августейшей семьей, это прекрасно знали. Именно поэтому они боялись их выпустить из своих рук и воспрепятствовать всем планам их спасения, оттого столь поспешно и было совершено убийство по распоряжению Я. Свердлова. Об этом вполне конкретно говорит каббалистическая надпись, оставленная на подоконнике подвала Ипатьевского дома: «Здесь, по приказу темных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы»[135]. Обратим внимание на то, что и убийцы, совершая свое грязное дело, мистически ощущали и осознавали, что совершили убийство не гражданина Романова, а Помазанника Божия, т.е. главы православного царства и «удерживающего»мир от «тайны беззакония». Выводы. Отвечая на вопрос о возможности именования мученической кончины святой Августейшей семьи искупительной жертвы за русский народ, мы должны сказать следующее. Во-первых, - да, это возможно именно в силу такого восприятия и понимания их подвига Святой Церковью. Во-вторых, именно такое понимание уже получило освящение и благословение в Акафисте святым Царственным мученикам, утвержденным РПЦЗ и одобренным многими иерархами РПЦ МП ещё до прославления их в сонме святых РПЦ МП. В этой службе мы читаем: «Ангелов Творец посла тя земли Российстей, яко ангела незлобива на вразумление людей твоих, тя бо избра по образу Сына Своего единороднаго в жертву искупления за грехи людей российских. Радуйся, Христу уподобление: радуйся жертва всесожжения» (Икосъ А), «избра тя от рождения яко чистейшаго Руси во очищение» (Кондакъ В)[136] В том же Акафисте (Икосъ АI) читаем, что Государь «полагашеся в жертву за грехи наша», «радуйся за грехи земли своея пострадавый»[137]. Как мы видели ранее, сопоставление подвига мучеников с подвигом Самого Искупителя всего человеческого рода – это вера Церкви, её богословское видение подвига мученичества. Такое же сравнение делает, например, святитель Иоанн Златоуст при сопоставлении служения и тех скорбей, которые пришлось перенести пророку Божию Моисею, со служением и страданиями Христа Спасителя[138]. Именно так о значении мученического подвига Государя и его Семьи говорится в слове блаженнейшего митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха РПЦЗ, современника событий 1917-1918 годов: «Господи! Если для очищения всего русского народа нужна была жертва первого из сынов Его и самого вождя Русской земли, то она уже принесена ныне. Если для заглаждения наших общих грехов должна была пролиться невинная кровь, то она ещё дымиться перед Тобою из ран закланных, юных и чистых, как непорочные агнцы, Царских детей и иных подобных им Страстотерпцев…»[139]. А епископ Нектарий Сеаттлийский в своей речи перед канонизацией Августейшей семьи РПЦЗ сказал следующее: «Подобно тому, как Христос был распят за грехи всего мира на Голгофе, всеми оставленный, так и Государь принесён в жертву за грехи всей России, также всеми оставленный»[140]. Теперь вполне очевиден вопрос: от чего именно искупил-избавил русский народ своим мученическим подвигом Государь и члены его Семьи? Ответ может быть дан лишь условный, на основании опять-таки приведенных выше фактов, которые свидетельствуют о специфике русской истории и мистическом значении православной Империи в мировой истории, в том особом замысле Божием, на котором история России зиждется. Первое – это нарушение клятвы на верность народа царю, и, прежде всего ближайшего Его окружения, за что налагается церковная анафема. Хотя плоды такого отступления были явлены в самом характере «безкровной революции»[141], в том безумии, которое охватило всё государство в последующей борьбе с Православной Церковью. Второе – нарушение русским народом клятвы на верность Дому Романовых, данная им в 1613 г. при избрании Михаила Феодоровича на царство. Третье- это всё тот же мистический аспект: отъятие«удерживающего от среды». Это в свою очередь привело в верующих людях начала XX столетия к нарастающему чувству грядущего конца мира[142]. Опираясь на слова святителя Василия Великого, мы лишь можем сказать, что Государь как и «Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех»[143]. В чем проявилась искупительность подвига Государя? Во-первых, в таком удивительном знамении, как явление в с. Коломенском чудотворной иконы Богоматери Державной в день его отречения. Во-вторых – это оттягивание Богом всеобщего конца мира, полной гибели России. Но опять-таки подчеркнем, что в самом искупительном подвиге Государя и Его семьи сокрыта глубочайшая тайна, которая может быть постигнута только благоговейным и любящим Россию сердцем, но ни в коем случае не путем прений.
[1] Обращение Св. Патриарха Тихона от 28 августа/10 сентября 1920 г. [2] О действенности символа антихриста до его воцарения много уже писали. См. наши книги «Знамение пререкаемо» (М. 2002. Глава «ИНН и печать антихриста»); «Во что мы верим» (М. 2004. Глава «Проблема символа»); наше авторское «Предисловие» к сборнику «На закате свободы. Фальсификация учения о начертании антихриста» (М. 2004), а также вторую книгу этого сборника «Фальсификация учения о начертании антихриста»; «На рубежах веры» (Владимир. 2006. Глава «Проблема символа»). Однако ещё раз приведём высказывание святителя Григория Паламы: «всякий символ либо одной природы с тем, чего он символ, либо принадлежит к совершенно иной природе… И вот единоприродный символ всегда сопутствует природе, от которой его бытие как природного, но совершенно невозможно, чтобы символ другой, самостоятельно существующей природы всегда сопутствовал обозначаемому: чем бы он ни был сам по себе, ему ничто не мешает существовать прежде обозначаемого или после него» (Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. 1995. III, 1-14. С. 279). Совершенно очевидно, что символ антихриста «666» является иной природы, чем тот, кого он символизирует. Поэтому он существует и действенен до явления антихриста. Как существуют прообразы Креста и действовали в Ветхом Завете, так существуют и прообразы и символы антихриста до его воплощения. [3] Толкуя это место святого апостола Павла, профессор МДА А.Д. Беляев в своем двухтомнике «О безбожии и антихристе» (Сергиев Посад. 1898) очень хорошо показал, что отступление является не плодом деятельности антихриста, а результатом продолжительной агрессии богоборческих сил, которое завершится физическим отступлением – поклонением ему как богу. Также рассуждает и свт. Феофан Затворник в своём Толковании на это место. [4] Старец Паисий Святогорец (Эзнипидис). Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. М. 2002. С. 183. [5] Уже приводился факт, что в октябре 1933 года с Ленинградской кафедры был удалён сщмч. митрополит Серафим (Чичагов) как «не прошедший паспортизацию». По этой же причине из города были выдворены более 200 священнослужителей во главе с епископом Сестрорецким Николаем (Клементьевым) (В.П. Филимонов. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб. Сатис. 2004. С. 96). [6] Записано со слов иеросхимонаха Серафима (Стоянова), слышавшего этот рассказ в Дивеево от уст самого мурманского батюшки. [7] Об этом упоминается в книге: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926. М. Паломник. 1996. С. CLXI. [8] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Беседа о статуях 1-я. §12. [9] Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926. М. Паломник. 1996. С. X. [10] Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы. Проповеди, Рассказы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. С. 24-29. [11] Свт. Николай Сербский (Велимирович). Над грехом и смертью. Сабрана дела. Т. VI. Линц-Аустрија. 2001. С. 480. (На серб. яз.). [12] Старец Паисий Святогорец (Эзнипидис). Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. М. 2002. С. 25-26. [13] Молитва св. вмч. Евстратия из полунощницы субботней. [14] Старец Паисий Святогорец (Эзнипидис). Сейчас война, духовная война. http://www.zaistinu.ru/skrest/sk/88_spiritwar.shtml [15] Старец Паисий Святогорец (Эзнипидис). Сейчас война, духовная война. http://www.zaistinu.ru/skrest/sk/88_spiritwar.shtml [16] См. «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый в феврале 2004 года на Всемирном Русском Народном Соборе. [17] Аρχιμ. Εμμανουιλ Καλυβα. ΤΟ ΧΑΡΑΓΜΑ ΤΟΥ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟΥ. Κατα την γραφιν και τους Πατερας / Θεολογου-Φιλολογου-Ιστορικου. ΑΘΗΝΑΙ 1989. Σελ. 147-149. [18] См. его работы «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», «Кибернетика и общество». [19] См. книгу: А.Ф. Лосев. Миф. Число. Сущность. М. 1994. [20] «Цель Иерархии, - пишет сщмч. Дионисий Ареопагит, - есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним». О небесной Иерархии. Глава 3. §2. [21] См. нашу брошюру «Число паспорта». М. 2005. [22] См. статью Вячеслава Манягина «Цена земли горшечника, или тридцать сребреников с учётом инфляции» (Первый и Последний. № 3 март 2006), в которой убедительно показана тайное соглашательство нашей иерархии со светской властью. [23] Ю. Воробьевский. Путь к Апокалипсису. Стук в Золотые врата. М. 1999. Глава «Старец Паисий об антихристе, о числе 666, удостоверениях (паспортах) и печатях». С. 363-366. [24] Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М. 2001. Гл. 37. [25] Свт. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. М. 2001. Два слова о святом Таинстве Крещения. Слово I. [26] Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 5. Приношение современному монашеству. Правила наружного поведения новоначальных. §47. [27] Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 1. Аскетические опыты. О молитве. Статья II. [28] Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 3. §15. [29] Пре. Макарий Египетский. Духовные беседы. Послания. Слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904. Беседа 5. [30] Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т. 5. Приношение современному монашеству. Гл. 12. О жительстве в послушании у старца. [31] Из Слова на Св. Пасху свт. Иоанна Златоуста. [32] «Свет Православия». Христианский собеседник Макариев-Решемской обители. 1998. Вып. 37. С. 33. [33] Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М. 1979. С. 601–602. [34] Это явления было в конце октября 2002 г. на литургии при открытых царских вратах, во время посещении Св. Патриархом Астрахани. Несколько дней спустя после этого со Св. Патриархом произошёл инсульт. Источник публикации: http://www.ari.ru [35] Потом так и вышло. Когда при Тульском епископе Кирилле (Наконечном) в 2001 г. призывали всех брать ИНН, матушка Пиама ушла из монастыря и больше не возвращалась туда. [36] Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 3. §15. [37] Воззвание преподобного Анатолия Оптинского (из книги С.Фомина «Россия перед Вторым пришествием»). http://www.zaistinu.ru/proroch [38] Об этом пророчестве писал в своей книге «Окрылённые у Троицы» приснопамятный архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон. [39] Чадо отца Гедеона схимонахиня Гавриила, скончавшаяся в 2004 г. в Свято-Никольском монастыре (с. Новое Юрьев-Польского района Владимрской епархии) говорила, что старец предупреждал, чтобы паспорта не брать. [40] Это предупреждение было сказано иеросхимонаху Серафиму (Стоянову). [41] Преп. Иустин (Попович). Путь богопознания. Гносеология св. Исаака Сирина. Минск. 2003. С. 30. [42] Монахиня Сергия (Клименко). «Минувшее развертывает свиток». М. «Казак». 1998. С. 85-95. [43] Воззвание преподобного Анатолия Оптинского (из книги С. Фомина «Россия перед Вторым пришествием»). http://www.zaistinu.ru/proroch [44] Рассказ записан с устных слов р.Б. Елены. [45] Схиархимандрит Христофор (Никольский Евгений Леонидович, †1996). [46] Рассказ записан с устных слов р.Б. Раисы. [47] У Вл. Антония со Св. Патриархом был какой-то конфликт и Вл. Антоний последние лет десять до самой своей кончины в Россию не приезжал. [48] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск. 1992. С. 347. [49] См. легенду о Великом Инквизиторе в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». [50] Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926. М. Паломник. 1996. С. CLXI. [51] Манифест об отречении был подписан 2 марта 1917 г. (по старому стилю). [52] Служба святых царственных страстотерпец. Великая вечерня, стихира на Господи воззвах, слава глас 6. М. Издательский совет МП. 2002. С. 8. [53] См. Протоиерей Владислав Ципин. Каноническое право. М. 1994. С. 394, 398. Дамаскин, епископ Далматино-Истрийский. Каноническое право Православной Церкви. СПб. 1891. О наложении наказаний на клириков. [54] Священник Петр Андриевский. Еще раз о «царе-искупителе». [55] Диакон. Даниил Сысоев. Богословские соблазны монархического движения. Благодатный огонь. № 4. 2000. [56] Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994. С. 232. [57] Архимандрит Софроний (Сахаров). Об основах православного подвижничества. Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000. С. 136. [58] Архимандрит Софроний (Сахаров). Об основах православного подвижничества. Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000. С. 137. [59] Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы Лествица. Сергиев Посад. 1908. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании. П. 9. С. 22. [60] См. Филарет, архиепископ Черниговский. Догматическое богословие. Чернигов. 1865. Ч. 2. С. 121-122. [61] См. С. В.Троицкий. Искупление. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М. Большая Российская энциклопедия. 1995. С. 374. [62] Рекомендуем ознакомиться с глубокой статьей: Капура Н.В. Подвиг мученичества в истории Церкви. Реутов православный. № 4(6) октябрь 2004. В этой статье даны и важные выводы, сделанные Синодальной комиссией по канонизации при канонизации новомучеников и исповедников Российских. [63] См. Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад. 1914. С. 127-196. [64] См. Священник. В. Соколов. Завершение Византийской христологии после Леонтия Византийского. Православие и монофизитство. Святоотеческая христология и антропология. Вып. № 4. С. 76-113. [65] См. Иван Орлов. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб. 1888. [66] Н.Н. Глубоковский. Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового Завета. Киев. 1914. С. 1. [67] Там же. [68] Древнегреческо-русский словарь. Сост. И.Х. Дворецкий, под ред. С.И. Соболевского. М. 1958. С. 1042. λυτρωτής – освободитель, избавитель. [69] Древнегреческо-русский словарь. Сост. И.Х. Дворецкий, под ред. С.И. Соболевского. М. 1958. С. 1042. λυτρόω - 1) освобождать, отпускать, 2) освобождать, избавлять, 3) выкупать, а также см. H.G. Lidell and R. Scott. Greek-English Lexikon. Oxford, p. 1067. λυτρόω – release on receipt of a ransom, hold to ransom, λυτρωσις – ransoming, redemption of a pladge, λυτρωτής – ransomer, redeemer. См. Γεώργιου Δ. Μπαμπινιώτη. Λέξικο της νέας ελληνικής γλώσσας. Αθήνα. 1998. Σ. 1033. λυτρώνω: απαλάσσω κάπιον από το βάρος επώδυνης κατάστασης, τον γλυτώνω (από δεινά); λυτρωτής ὁ: αυτός που λυτρώνει, που απαλάσσει από τα δεινά ΣΥΝ σωτήρας [70] «Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (καὶ ἐξάξω ὑμᾶς) вас из-под ига Египтян (ἀπό τῆς δυναστείας τῶν Αἰγυπτίων), и избавлю вас (κα ὶ λυτρ ώ σομαι ὑ μ ᾶ ς) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими» (Исх. 6, 6). [71] С.В. Троицкий. Искупление. М. Большая Российская энциклопедия. 1995. С. 374. [72] «Сего Бог через Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником (ἄρχοντα) и избавителем (λυτρωτ ή ν , т.е. искупителем (досл.))» (Деян. 7, 35). [73] «Таким образом, освобождение евреев от египетского рабства есть искупление, а Моисей – искупитель (Деян. 7, 39). Искупителями также назывались Гедеон (Суд.7), Давид». Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб. Изд. П.П. Сойкина. Т. 1. С. 967. [74] «Тогда возопили сыны Израилевы ко Господу, и воздвигнул Господь спасителя (καὶ ἤγειρεν Κύριος σωτ ῆ ρα τω Ισραήλ) сынам Израилевым, который спас ( ἔ σωσεν ) их» (Суд. 3, 9). [75] «…и Господь воздвигнул им спасителя ( σωτ ῆ ρα ) Аода, сына Геры…» (Суд. 3, 15). [76] Цит. по: Толкования Святых Отцов на мессианские места Библии. М. 2000. С. 154. Св. муч. Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеем» в доказательство того, что Иисус Навин носит имя Спасающего народ израильский Бога приводит текст из Исх. 23, 20-21. См.: Мч. Иустин Философ. Творения. М. Паломник. 1995. [77] См. Н.Н. Глубоковский. Искупление и Искупитель. Пг. 1917. Особенно изъяснение слова επιλαμβάνεται. С. 86-89. [78] Там же. С. 967. [79] Полный церковно-славянский словарь. Составил священник магистр Григорий Дьяченко. М. Издат. отдел МП. 1993. С. 227. [80] «В котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его» (Ефес. 1, 7). [81] Свт. Кирилл Александрийский: «Испытайте писаний, взывал к народу иудейскому Христос (Иоанн. 5, 39), весьма ясно говоря, что не иначе можно достигнуть жизни вечной кто бы то ни был, как только если он, как бы некое сокровище, раскапывая «письмя закона», будет отыскивать сокровенный в нем бисер, то есть Христа». Глафира или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия. Творения Святых Отцов. М. 1886. Т. 53. С. 5. См также Сщмч. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн 4. Гл. 10 и 11. [82] А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. Т. 1. С. 802. Это подтверждают тексты Ветхого Завета о различных видах жертв за грехи. Грех, как преступление закона поставляет человека в состояние виновности («виновен будет - καὶ πλημμελήσῃ (дословно: совершит ошибку, согрешит), он согрешил - ἣν ἥμαρτεν» (Лев. 4, 2, 13, 22, 27), которое снимается принесением установленного вида жертвы («и прощено будет ему - καὶ ἀφεθήσεται (досл. отпущено)» (Лев. 4, 26, 35; 5, 16), «и очистит (досл. искупит, загладит, умилостивит - ἐξῑλάσκομαι) священник от греха его - καὶ ἐξιλάσεται περί αὑτοῦ ὁ ἱερεύς περὶ τῆς ἁμαρτίας αὑτοῦ» (Лев. 5, 6)), т.е требуется за грех принесение выкупа (το λύτρον). [83] А.П. Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. Т. 1. С. 801. [84] «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 24). [85] «Посему умоляю вас, подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). [86] Свт. Кирилл. Александрийский. О поклонении и служении Богу в духе и истине. Творения. М. Паломник. 2000. Кн. 1. С. 676. [87] Там же. С. 662. Об этом у него же: С. 661, 663, 665, 667, 669, 547. [88] Там же. С. 669. [89] Там же. С. 662. [90] Там же. С. 663. [91] Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994. С. 233. [92] Преп. Никодим Святогорец. Указ. Сочин. С. 233. [93] «Иже Христовым страстем богославнии страстотерпицы уподобльшеся добре, распростираеми радовахуся многими муками» Октоих. Глас 2. Суббота утра. Песнь 4. [94] «Узнав, что ты схвачен нечестивцами…, и пострадал за Христа, я обрадовался, прославил, восхвалил, возблагодарил Господа, ибо Он призвал тебя приобщиться Его страстям через раны, принятые тобою на спину и через теперешнее темничное заключение». Преп. Феодор Студит. Указ. сочин. Письмо CCCXVII. Монаху Василию. С. 441. [95] См. Канон на утрени сщмч. Поликарпу Смирнскому (23 февр.): «Всесожжение совершенно и чиста жертва принеслся еси Спасу всех, отче Поликарпе» (Песнь 4), «себе привел еси Богу жертву приятну, и благоугодну, всеплодну» (Песнь 8). О мученичестве, как одной из жертв, приносимой человеком Богу пишет и преп. Симеон Новый Богослов. См. Творения. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. Т. 1. С. 271-272. [96] См. глубокое толкование у свт. Феофана Затворника на Кол. 1, 24: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». [97] См. Преп. Феодор Студит. Послания. М. 2003. Ч. 2. Письмо CCCLXX. «На самом деле искушение таково, насколько его попускает Подвигоположник и наш Сподвижник Христос…, открывая подвиг по праведному суду Своему или для омовения грехов,…или же, если восходим от славы в славу, - для получения победных венцов». С. 481. [98] Последование памяти сщмч. Харалампия, епископа Магнезийского: «Кровь твою честную, юже ты излиял за верныя Христу, принесе за ближняя своя…». Стихира на утрени по 50 псалме. [99] Октоих. Глас 4. Последование пятка вечера. Стихиры мученичены. С. 178. [100] Общий тропарь мученикам. Гл. 4. Часослов. М. МП. С. 311. [101] Там же. Гл. 3. Пяток вечера. Стиховны мученичены. [102] Общий тропарь мученицам. Гл. 4. Часослов. М. МП. 1998. С. 311. [103] Свт. Василий Великий. Слово на святых четыредесять мученик. Творения. М. 1846. Ч. 4. С. 303. Свт. Григорий Богослов также называет мучеников «посредниками нашего обожения и восхождения». Творения. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. Т. 1. Слово 11. С. 197. [104] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1905. Т. 11. Кн. 1. С. 823. [105] Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П.П. Сойкина. С. 873. [106] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Пастырские послания. М. Паломник. Правило веры. 1995. С. 624–625. [107] Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П.П. Сойкина. Слово 24. С. 348. [108] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 11, говоренное брату Василия Великого святому Григорию Нисскому. С. 198. [109] Там же. С. 348. [110] Тропарь святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому. [111] Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. М. Паломник. 1992. Ч. 2. С. 179-180. [112] С.В. Троицкий. Указ. сочин. С. 375. [113] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896. Т. 2. Кн. 2. С. 756. «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой». [114] «Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются: и тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема (трижды)». Последование в Неделю Православия. СПб. Синодальная типография. 1894. С. 31. См.: О формировании церковного взгляда на личночть имепратора и его власть в Византийской империи И.И. Соколов. Лекции по истории Греко-Восточной Церкви. СПб. Изд-во Олега Абышко. 2005. С. 18–34. Церковно-религиозный характер Византии. И.И. Соколов в частности указывает на сакраментальный характер императорского служения во всем строе служения автократора, который сопровождался религиозными церемониями, и, в первую очередь, в чине святого Миропомазания: «Во время литургии, перед пением «Святый Боже», Патриарх выходил из алтаря, предлагал Имератору выслушать молитвы миропомазания и совершал самое помазание, произнося: «Свят», затем из алтаря выносился венец, который и возлагался Патриархом на голову царя, со словами «Ἄξιος»…». [115] Св. Прав. Иоанн Кронштадтский. Полный годичный круг поучений. М. 1997. С. 330. Слово на день священного миропомазания и венчания на царство благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. [116] Свт. Феофан Затворник. Толкование на Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Репринт. М. Сретенский монастырь. 1998. [117] Хорошо известная новелла 42 св. императора Юстиниана, которая вошла и в Славянскую Кормчую – это идеология и Церкви, ее взгляд на характер государственной власти. [118] См. прекрасную статью архиепископа Серафима (Соболева). Возражения против богоустановленности царской власти. Об истинном монархическом миросозерцании. Статьи, проповеди. СПб. 1994. С. 26-35. [119] См. Н. Пушкарский. Всероссийский император Николай II. Жизнь, царствование, трагическая смерть. Саратов. Соотечественник. 1995. Очерк 75. Заговор военных. С. 189-193. [120] См. Дневник Государя императора Николая II. М. ГАРФ. С. 625. «Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился… В час ночи я уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!» [121] См. А.С. Лукомской (генерал-квартирмейстер Верховного Главнокомандующего с 1916 по 1917). Из воспоминаний. Архив русской революции. М. Современник. 1991. С. 24-25. [122] По поводу поступка вел. кн. Михаила Александровича Государь писал: «Оказывается Миша отрекся. Его Манифест кончается четыреххвосткой для выборов Учредительного Собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!» Там же. С. 645. Гучков резко отреагировал на такой поступок Вел. Князя Михаила, принятого под давлением Керенского: «Господа, вы ведете Россию к гибели; я не последую за вами на этом гибельном пути». См. М. Палеолог. Царская Россия накануне революции. М. Новости. 1991. С. 474. [123] Как пишет в своих воспоминаниях Морис Палеолог, в 1917 он был полномочным послом Франции в России, все кроме Керенского и Думы были за удержание монархии и династии в империи, но при обязательной смене императора Николая II. Небезынтересно требование Гучкова и Милюкова от вел. князя Михаила. Они оба заявили, что вел. князь «не имеет права уклоняться от ответственности верховной власти» (М. Палеолог. М. Новости. 1991. С. 473). Однако возобладала именно точка зрения Керенского о передаче Учредительному Собранию права на решение формы правления страны, что в принципе было не исполнено. Керенский оказывал и сильное давление на великого князя Михаила Александровича, дабы тот дал согласие именно на его предложение: дать временное отречение в пользу созыва Учредительного Собрания. После принятого решения вел. князя Михаила Керенский воскликнул: «Ваше Высочество, Вы - благороднейший из людей!», «Вы великодушно доверили нам священный сосуд вашей власти. Я клянусь Вам, что мы передадим его Учредительному Собранию, не пролив из него ни одной капли». См. М. Палеолог. Указ. сочин. С. 473-475. [124] Подробно анализ этих событий и их духовный смысл описан у историка М. Назарова. Вождю третьего Рима. М. «Русская идея». 2005. Гл. 1. П. 7. Духовный смысл отречения святого государя Николая II. С. 140-149. [125] См. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, апостол Алтайский. М. Паломник. 1996. С. CXL–CXLII. Неудавшаяся попытка Временного Правительства через Св. Синод издать Акт о лишении Царя его благодатного помазания. [126] П.В. Мультатулли. Свидетельствуя о Христе до смерти. СПб. Держава-Сатис. 2006. С. 43. [127] См. Там же. С. 46. [128] Там же. С. 47. [129] Обратим внимание и на то, что в своих письмах к матери, императрице Марие Феодоровне, Государь Император, особенно в период первой революции, неоднократно подчеркивает присущее его чуткой душе чувство и всесильной десницы Божией, и осознание необходимости исполнения именно воли Божией, ощущение ее и непрерывное следование ей. [130] И.П. Якобий. Император Николай II и революция. М. 2005. С. 38. [131] См. ГАРФ фонд. 1268. Личная переписка Государя с матерью императрицей Марией Феодоровной. Особенно в начале XX столетия, после серий терактов против ближайших помощников Государя, император подчеркивал твердое ощущение руки Божией, говорил о предании себя воле Божией. [132] Письма Царственных мучеников из заточения. СПб. 1998. С. 458. [133] Цит. по: Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М. ПСТБИ 1995. Ч. 2. Апостол. С. 307-308. [134] Но мы их укажем. По мысли Святых Отцов «удерживающим» также является благодать Святого Духа, действующая на мир через Церковь Христову и пребывающей только в ней. См.: Епископ Феофан Затворник. Толкование на второе Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. С. 503-594 и Архиепископ Аверкий. Указ. сочин. [135] Там же. С. 715. [136] Служба святым Царственным мученикам и страстотерпцам с приложением акафиста царю и великому мученику Николаю. М. Лествица. 1999. С. ξи, ξθ по благословению 7 архиереев РПЦ МП. Он же напечатан в «Письмах св. Царственных мучеников из заточения». [137] Там же. [138] Свт. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Беседы на Деяния апостольские. М. Изд. отд. МП. 1994. С. 162. «...Т.е. которого они презрят и подвергнут гонениям. Ведь и его Христа Ирод хотел убить, но Он спасся в Египте… Этим он показывает, что Моисей не только творил знамения, но дал и закон как Христос. И как он сначала творит знамения, потом дает закон, так точно и Христос. Но евреи, привыкшие никогда не покоряться, не послушали его и после знамений и чудес, бывших в течение сорока лет. И не только не послушали, но и сделали противное». [139] Письма святых Царственных мучеников из заточения. СПБ. 1998. С. 458. [140] Е.Е. Алферьев. Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления жития св. Благочестивейшаго Царя-Мученика Николая Великаго Страстотерпца. Джорданвилль. Свято-Троицкий монастырь. 1983. С. 144. [141] Интересен факт, что за несколько дней Февральской революции, согласно воспоминаниям Керенского, только в одной столице было убито несколько сот человек, повреждены административные здания, разграблены особняки аристократии и царские дворцы, закрыта Александро-Невская Лавра. См. М. Назаров. Указ. сочин. С. 138. [142] См. Митрополит Вениамин (Федченко). Золотой сорокоуст. М. Сретенский монастырь. 1995. [143] Беседы на псалмы. М. Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000. С. 226-227.
Ads By webget×
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы