Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Объективное и субъективное бессмертие



 

 

Есть существенная разница между «бессмертием-для-себя» (субъективным) и бессмертием-для-других» (объективным). В первом случае я сам являюсь «потребителем» своего бессмертия. Это значит, что я могу не бояться смерти, планировать на огромное время вперёд и допускать высокий риск. Во втором случае я ожидаю, что те люди, которые для меня важны, сохраняться всегда в этом мире.

Разницу подчеркну следующим примером: если я улетел навсегда в другую галактику, то для других я эффективно мёртв, однако сам для себя вполне жив. Если наоборот, инопланетяне заменили меня неким монстром, который успешно притворяется мной, а меня самого уничтожили, то в этом случае я умер для себя, но жив для других.

Основная разница этих двух видов бессмертия в целях, которые ставят перед собой. Это можно проиллюстрировать на следующем примере, допустим, мы оживили Пушкина. Мы, наверное, будем ожидать, что он напишет нам новые красивые стихи. Но на месте Пушкина стихи его, вероятно, будут волновать в меньшую очередь, а в большую – судьба его семьи в прошлом и новая история человечества и техники. Отсюда видно, что бессмертие-для-других гораздо больше привязано к уровню того, что человек делает, а бессмертие-для-себя – к уровню, что человек чувствует. И только склонность людей сопереживать другим заставляет их желать, чтобы человек получил полноценное бессмертие – то есть то, в котором бессмертие-для-других и бессмертие-для-себя совпадают. И это относится только к тем людям, которых они любят. Например, если интересный мне писатель умрёт, я буду жалеть об этом, но мне будет достаточно того, чтобы создали его копию, которая сможет продолжить интересную мне серию романов. Однако это не так работает, если речь идёт о любимом человеке. Например, если любимая девушку покалечится, я буду любить её покалеченной, а не соглашусь на замену её другой красивой девушкой.

В связи с этим встаёт проблему удостоверения идентичности. Если мы оживим Пушкина, то наверняка найдётся люди, которые скажут, что это не настоящий Пушкин, и потребуют доказательств – пусть, мол, стих напишет. И как бы он бедный не старался – а он будет наверняка в состоянии шока – то, что бы он ни написал, это будет кем-то объявлено не подлинным. И это касается не только Пушкина. Даже если мы оживим деревенскую девушку, то всегда найдётся кто-то, кто скажет: я не чувствую, что этот человек настоящий. Но, конечно, эта проблема касается бессмертия-для других. Если меня оживили, то я не сомневаюсь, что я жив, и мне не так важно, хотя и обидно, если меня не признают за настоящего.

Итак, бессмертие-для-других – это во многом вопрос функции человека и его признания.

Наконец, бессмертие-для-других тесно связано с идентичностью того мира, в котором человек жил, и в котором его оживили. Если человек вчера умер, а сегодня его оживили, то он имеет тот же мир, и наоборот, тот же мир, получает этого человека назад. Если прошло 10 лет, то те же люди ещё живы в мире, но место этого человека уже занято: его жена снова вышла замуж, его работу выполняет другой, его квартира продана. Конечно, если этот человек обладает невероятно ценным навыком, то он будет востребован. Но что это может быть за навык? Даже новые стихи Пушкина бы сейчас не понадобились. Можно назвать только несколько творческих специальностей, которые бы были бы нужны, да и то, это привело бы к обострению конкуренции в отрасли. (В духе: «оживили Достоевского, и Пелевин остался без работы».) да и сам шок человека будет тем больше, чем дальше новый мир окажется от старого, и многие оживлённые захотят умереть обратно. В связи с этим возникает идея оживлять вместе с человеком и весь его мир и круг, например, в виде компьютерной инсталляции.

 

 

**

 

Одна из причин желание не умирать – это нежелание делать больно своим близким (особенно родителям) и вообще незавершённые обязательства.

 

 

Негативное бессмертие

Бессмертное существо лишено свободы покончить собой. И хотя эта свобода может показаться бесполезной и даже вредной, в некоторых обстоятельствах она может быть существенно важной.

Если вы еще не читали, непременно прочтите прямо сейчас рассказ: «Я хочу кричать, но у меня нет рта». В этом рассказе враждебный ИИ подвергает пыткам последних оставшихся жить на земле пять человек – поскольку его целевая функция подразумевает причинение максимального страдания людям.

Христианский ад пугает тем же.

Шопенгауэр считал саму жизнь на Земле настолько наполненной страданиями, что уж лучше абсолютная смерть.

Неизвестно, означает ли физическая смерть прекращение страданий (из-за многомирного бессмертия это может быть не так), но если физическая смерть равна абсолютной, то да.

В целом, большинство людей бояться невыносимых страданий больше абстрактной смерти. Смерть абстрактна, страдания же могут иметь много градаций и их легче представить.

Желая бессмертия, мы полагаем, что в будущем будет больше приятного, чем неприятного, и не будет длительных невыносимых страданий. Невыносимые страдания – это по определению те страдания, которым человек скорее предпочтет смерть и вообще сделает все, что угодно, чтобы они остановились.

Разумно полагать, что если человек научится настолько управлять собой и природой, чтобы неограниченно продлять жизнь, то он сможет и устранить причины страданий, как из мозга, так и из реальности.

 

Есть много причин, по которым бессмертие кажется сложным, плохим, логически противоречивым, неестественным, вредным для социума и этики. Безусловно, проблем у бессмертия много. Но смерть еще неприятнее.

В некотором смысле альтернатива такова: или быть бессмертным, или тупо сдохнуть в ближайшем будущем.

 

Люди часто кончают собой от невыносимых страданий (как физических, так и любовных). Хотя нет никаких эмпирических оснований полагать, что после смерти они станут испытывать меньше страданий. Но всё же они надеются, что уничтожение субъекта прекратит страдания.

 

 

Полезное бессмертие

 

Загрузка сознания в компьютер и использование этого сознания как основы для всемирного ИИ – это практически единственный способ, которым я или каждый из нас может получить "полезное бессмертие", то есть бессмертие, в котором он использует и развивает свои лучшие качества на благо человечества, а не бессмертие, которое он получает как подачку от сверхсущества или сил природы и с которым не знает, что делать.

 

Решение задачи создания хорошего бессмертия – это решение проблемы счастья. Смертный человек не может быть счастливым. Только пребывать во временной иллюзии. Но счастье – это нечто большее, чем бессмертие, это и совершенное существо в совершенном мире, и бесконечное развитие. Очевидно, что счастье – это тема для отдельной книги.

 

Ощущение бессмертия

 

Вне зависимости от фактического состояния дел человек может ощущать себя бессмертным. Это выражается в полном отключении страха смерти и сопутствующих мыслей, а также как подъем сил и эйфория.

Я несколько раз пережил периоды ощущения бессмертия.

Первый раз, когда открыл многомирное бессмертие в 1990-м году, и это продолжалось два месяца. Второй раз в 2000 году, когда открыл атман как чистую форму внимания. В третий раз в 2010 году, когда подписал криоконтракт.

Это ощущение так же бывает после чудесного спасения от опасности или после каждой новой публикации о победе науки над раком итд.

А также в состоянии алкогольного опьянения.

А также в детстве, до того, как узнал, что смертен. Но и после того, потому что «дети не умирают» и «до 70 лет осталось бесконечно много времени с нынешних семи».

Понятно, что такое ощущение опасно, так как провоцирует рискованное поведение.

С другой стороны, мало достичь бессмертия. Надо об этом знать и поучать удовольствие от этого знания. Баобаб не знает, что он бессмертен.

Будущий бессмертный человек должен найти способ достоверно узнать о своём бессмертии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь