Словарь имен и терминов афро-бразильской магии
Абебэ: ритуальное круглое опахало. Опахало богини Йеманжи делают из серебра и чеканят на нем изображение рыбы или русалки. Опахало богини Ошун изготовляют из бронзы и гравируют на нем звезду.
Абийа: кандидат в медиумы.
Або: ритуальное очистительное омовение, которое совершается во время посвящения.
Адэ: украшенная бусами металлическая или шелковая корона, которую носят оригиа женского пола и которая у большинства из них имеет свой собственный цвет.
Аджа: колокольчик, используемый в ритуалах для самых разных целей, в том числе для помощи вхождению в транс.
Ала: белый навес, который помещается над алтарем во время некоторых церемоний.
Алубаса: луковица, используемая в одном из видов гаданий по принципу «да-нет».
Амаду, Жоржи: бразильский писатель, который ввел в свои романы описания ритуалов кандомбле. Многие его произведения переведены на русский язык.
Амаси: омовение головы, целью которого является укрепление связи между медиумом и его головным ориша; еще одно значение — омовение бус.
Ана-нока: ароматическая палочка, сжигаемая для привнесения гармонии в окружающую среду.
Ангола: страна на юго-западе Африки (атлантическое побережье), населенная народностями банту.
Ареа: уголок в традиционном бразильском доме, где служанки стирают белье и выполняют другие домашние работы.
Асентаменту: образ, отражающий силу ориша. Известен также как фетиш, которым может служить камень, раковина, дерево или металлический предмет.
Аше: жизненная сила. Сила ориша.
Ашеше: погребальный обряд для знатных людей террейру.
Ашогун: главный жрец, приносящий в жертву животных.
Баба: дух предка в культе Эгуна.
Баба-иао: духовный вождь мужского пола и жрец бога Ифа. Настоящих «баба-иао» в Бразилии уже не существует, но этим титулом почтительно называют бабалоригиа.
Бабалориша: духовный вождь мужского пола.
Баия: самый южный из северо-восточных штатов Бразилии. Это название может относиться и к столице штата, Салвадору. В этом городе значительную часть населения составляют выходцы из Африки, и его часто называют «Африканским Римом».
Бале: дом эгунов. Банда: группа ритуалов.
Банту: народности, принадлежащие к большой лингвистической группе, включающей 300 диалектов, в том числе кимбундо и киконго. Влияние банту сказывается на огромной территории, охватывающей две трети черной Африки, включая Анголу и Конго.
Банъю ди дишкарга: очистительное (буквально: «разряжающее») омовение.
Барракао: основной салон террейру, где происходят публичные церемонии.
Батер кабэса: поклон с касанием пола головой. Адресуется духовному вождю, приезжему лицу высокого духовного сана, а также барабанам во время совершения обряда для выражения почтения.
Батукэ: общее название культов, на которые оказали влияние наго ипажеланса. Разновидность африканского танца, исполняемого для атабакэ.
Бузио (cyproea moneta) — небольшая желтовато-белая витая овальная раковина каури, одна сторона у которой скругленная, а другая зубчатая. Раковины используются для гадания, в качестве украшения и как подношение богам.
Викка (ведьмовство): одна из религий Нъю-Эйдж («Новой Эры»), обращенная к силам природы. Основывается на языческих преданиях и обычаях Западной Европы.
Водунси: уважаемый посвященный с опытом работы в традиции жеже-наже не менее тридцати лет.
Водунси-юнжа: новый посвященный в традиции
Воплощение духа: одержимость медиума духом, когда медиум находится в трансе.
Гиа: цветные бусы головного ориша медиума, которые надеваются, когда человек находится в трансе; их надевают также в другое время для того, чтобы можно было установить головного ориша медиума. Кроме того, гиа — другое название ангела-хранителя человека.
Головной ориша: главный ориша и ангел-хранитель члена культа.
Грау ди conduce: буквально: «зерно безумия». «Сумасшедшинка», психическое качество, связываемое с Эшу.
Гуарана: сладкий газированный напиток, приготавливаемый из растения под тем же названием. Любимое питье Ибежи.
Да: священная змея в африканской стране Бенин; изображается заглатывающей свой собственный хвост.
Дога: страж в доме Эшу.
Дендэ: масло оранжевого цвета, получаемое из плодов пальмы Elaeis gvineensis и широко используемое в афро-бразильской кухне.
Дефумасао: курение табака и других трав с целью изгнания из тела злых духов.
Добуру: воздушная кукуруза, приготовленная в песке, которая служит подношением для Омулу и других ориша.
Дуду Калунга: одноногий компаньон бога Осайе, наделенный музыкальным талантом.
Жеже: общее название негритянских рабов, завезенных из африканской Дагомеи. Один из диалектов языка эве.
Жоау ди Фрейташ: писатель-теолог, написавший первую книгу об умбанде.
Жогу ди бузиош: техника гадания, в которой для предсказания будущего используются раковины каури, брошенные в круг.
Журема: Кабоклу женского рода, вокруг которой создан культ. Кроме того, так называется дерево pithte-colobium tortum, из которого получается галлюциногенное питье.
Журемадош: сущности, которые нисходят в тело медиума, принявшего снадобье из галлюциногенного растения журемы.
Журемасао: обряд посвящения для членов секты Журемы.
Зомби: высший бог-создатель у народов банту и в умбанде. Одно из имен Олоруна.
Западная магическая традиция — совокупность оккультных знаний западных тайных традиций: ритуальной магии гностиков, египетской магии, греческой, кельтской, скандинавской традиций и др.
Зелью ди Морайш: основатель первого современного террейру в Рио-де-Жанейро.
Иабасэ: главный повар, готовящий пищу для ори-ша и торжественных церемоний.
Иалаше: хранитель аше (жизненных сил) террейру. Иалориша: духовный вождь женского пола. Ианса: богиня ветра и бури.
Иао: жрица, или посвященная женщина-медиум. Другое название — «невеста оршиа».
Иа тебеше: женщина, руководящая пением. Ибежи: О^гшй-близнецы, выражающие принцип дуальности.
Ибири: символическая соломенная метла, принадлежащая богине Нане.
Ираку: бог белого фигового дерева (ficus doliaria). Ируэшим: плеть из лошадиного хвоста, принадлежащая Иансе, с помощью которой она управляет эгуна-ми.
Ифа: бог невыразимого и прорицаний, иногда синкретизируется со Святым Духом.
Иша: черно-белый полосатый жезл, используемый для управления эгунами.
Ия Кала, Ия Дета и Ия Нассо — три жрицы нигерийского бога Шанго, основавшие первое террейру в Салвадоре (бразильский штат Баия).
Йеманжа: богиня океана и реки Огун в Африке. Считается матерью всех ориша.
Йоруба: суданский народ в Нигерии и других регионах Западной Африки. Благодаря своей высокоразвитой культуре и многочисленности, йоруба оказали большое влияние на культуру и религию Бразилии.
Кабоклу: духи метисов, которые возвращается на землю и являются в террейру, чтобы помогать человечеству. Буквально: «краснокожий».
Каза ди сайту: магазин, в котором продаются религиозные принадлежности для народных религиозно-магических сект.
Камаринья: комната, в которой изолируется будущий посвященный. Другое название: ронко.
Камбонэ: помощник духовного вождя.
Кандомбле: афро-бразильская религия, вобравшая в себя ритуалы жеже, суданских народов и банту.
Кардек, Аллан: француз, основавший в девятнадцатом столетии спиритизм.
Каррегу: котомка с личными вещами, принадлежавшими умершему прихожанину.
Катимбо: религия бразильских индейцев, подвергшаяся сильному влиянию со стороны африканских сект, католицизма и спиритизма.
Кашаса: алкогольный напиток, подобный рому, который готовится с помощью сбраживания сахарного тростника.
Кекерэ: главный помощник (помощница) духовного вождя. То же, что «маленькая мать» или «маленький отец».
Кету: древнее западноафриканское королевство в районе нынешней нигерийско-бенинской границы. Большое количество жителей этого района было перевезено в Баию, где они по-прежнему придерживались своей старой религии, которая до сих пор продолжает оказывать влияние на кандомбле.
Кимбанда: обычно считается «темной стороной» умбанды. Ее адепты следуют африканским традициям.
Китути: афро-бразильское лакомство, которое часто продается на улицах с целью сбора денег для тер-рейру.
Кози эве кози ориша: пословица, в переводе означает: «Без листьев не могут существовать ориша».
Компадрэ: Бог-отец; хороший друг.
Конго: 1) Обширная территория экваториальной Африки, граничащая с Анголой. Множество рабов из этой области было перевезено в Рио, Ресифе и Ма-раньао.
2) Религиозные секты потомков этих рабов в Бразилии.
Контра-эгун: сплетенный пучок соломы, который плотно привязывают к телу, чтобы отгонять эгунов во время обрядов ашеше.
Кора: волшебная арфа, на которой играет Дуду Калунга.
Курандейру: знахарь, который в своем лечении больного использует смеси трав и молитвы богам.
Куриадор: напиток для ориша или других сущностей.
Куримба: афро-бразильская религиозная песня, в которой выражается почтение божествам и другим сущностям.
Логун-Эде: юный бог рыболовов и охотников. Иногда его путают с его отцом Ошоси.
Макумба: бразильская религия, подобная кимбан-де и умбанде, которая вначале была сосредоточена в Рио и прилегающих штатах.
Макумбейру: человек, исповедующий макумбу.
Майе: мать.
Майе-ди-санту: буквально: «мать святого». То же, что иалориша.
Майе пекена: главная помощница духовного вождя. Другое название — ла-кекерэ.
Мандинга: разновидность колдовства, часто связываемая с прету велъю.
Мао-ди-фака: специальные приготовления и наставления аиюгущ, которые готовят его к принесению жертвы. Буквально: «рука-нож».
Наго: бразильское название людей, происходящих от йоруба, а также практикуемых ими ритуалов. Дана: бабушка богов. Старейшая богиня воды. Насау: комплекс ритуалов данной секты.
Оба: богиня нигерийской реки, которая носит то же имя.
Обалуайе: Омулу в юношеском возрасте. Оби: орешки колы, которые используются при гадании для получения ответов типа «да-нет». Ога: покровитель террейру.
Ога-алакэ: барабанщик, который может играть и на других музыкальных инструментах. Он же ога ди там-бор и ога-нилу.
Ога-берэ: новый ога.
Ога-калофе: главный барабанщик.
Огн: мед.
Огун: бог войны, сельского хозяйства, боевых искусств, бог-защитник и покровитель.
Оду: конфигурация раковин каури, которая скрывает тайну будущего.
Ожа: белая шаль, которая используется в качестве тюрбана или для того, чтобы закрыть грудь.
Оже: служители культов эгунов. Другое название — аниша.
Ойо: область и город в Нигерии, где находилась столица древней империи Йоруба. Кроме того, название ритуала, родиной которого является эта область.
Олорун: высший бог-создатель народности йоруба. Известен также как Замби.
Омулу: бог чумы, болезни и смерти.
Опеле ди ифа: разновидность гадания, когда используется металлическое колье с нанизанными на него орехами.
Ориша: бог или богиня афро-бразильского пантеона.
Осайе: бог растений и медицины.
Осэ: принесение в жертву животных.
Ота: священный камень какого-либо оригиа.
Ошагийа: молодой Ошала.
Ошала: бог-создатель человечества.
Ошалуфа: Ошала в старшем возрасте.
Оше: символ бога Шанго: деревянная трость, заканчивающаяся обоюдоострым топором.
Ошоси: бог охоты и леса.
Ошумаре: бог змей, а также радуги и хорошей погоды.
Ошун: богиня пресных вод, богатства и красоты. Богиня реки Ошун в Нигерии.
Офа: деревянные, железные или бронзовые лук и стрела, которые служат символом Ошоси.
Паде: жертвоприношение Эшу. Паже: индейский знахарь и шаман.
Пажеланса: индейская секта с примесью спиритизма и римского католицизма. Популярна в штатах Ама-зон и Пиауи.
Пай: отец.
Пай-ди-санту; буквально: «отец святого». То же, что бабалоригиа.
Пай пекену: главный помощник (мужчина) духовного вождя. Другое название — баба-кекерэ.
Пасэ: бесконтактная мануальная терапия.
Пежи: алтарь для оригиа, где содержатся их пища, символы, фетиши и т.п.
Пежи-га: тот, кто заботится о террейру и организует фестивали.
Пемба: ритуальный мел для вызывания духов и рисования других знаков и символов.
Пилао: пест; символ богов Ошалы и Осайе.
Помба-Жира: женский аналог Эшу.
Понту кантаду: песня вызывания духов.
Понту ришкаду: символ, нацарапанный или нарисованный с помощью пембо на земле или на каком-нибудь предмете.
По пупа: масло дендэ.
Прету велъю: духи негритянских рабов, которые возвращаются на землю и являются в террейру, чтобы помогать человечеству.
Ронко: келья, где содержатся в уединении будущие посвященные. Другое название —камаринъя. Салвэ!: «Приветствую!»
Сарава: «Да здравствует».
Сентру: то же, что террейру: место, где совершаются религиозно-магические ритуалы.
Сессия Милосердия: обряд, во время которого сущности, воплотившиеся в медиума, дают советы или исцеляют клиентов.
Сертау: сухая пустыня во внутренних и северо-восточных районах Бразилии, которая служит пастбищем.
Сеу: «господин»; уважительное с оттенком нежности обращение.
Сидага: помощник даги.
Синкретизм: смешение и слияние характерных особенностей божеств, принадлежащих различным религиям .
Создание головы: обряд посвящения, целью которого является связать медиума с его главным орииш.
Спиритизм: религия, возникшая в девятнадцатом столетии и основанная на общении людей с духами. Ее доктрины оказали глубокое влияние на афро-бразильские магические секты.
Террейру: место совершения религиозно-магических ритуалов. Буквально: «большой, плоский, чистый кусок земли».
Томбу: официальное лишение права быть медиумом.
Тупи: племя бразильских индейцев и их язык.
Умбанда: бразильская религия, сочетающая принципы спиритизма, кандомбле, позитивизма, римского католицизма и сект американских индейцев.
Фешар а кабэса: обряд, во время которого духовный вождь медиума предохраняет его от дальнейшего воплощения ориша. Буквально: «закрыть голову».
Фига: служащая талисманом фигура из трех пальцев, когда большой палец выставлен между указательным и средним.
Фила: длинный отделанный бахромой соломенный шлем, украшенный раковинами каури. Он закрывает большую часть тела. Является одним из символов Омулу.
Филъю-ди-санту: буквально: «сын святого». Член секты.
Цветы Омулу: священная горячая воздушная кукуруза Омулу.
Чакры: центры на теле человека, которые связаны со спинным мозгом. Считается, что. в эти центры поступает энергия из космоса и излучается наружу. Чакры оказывают влияние на здоровье и естественное развитие человека.
Шавъер, Шику: спиритический медиум, вступавший в контакт с умершими при помощи автоматического письма.
Шампана: старший Омулу в своем разрушительном виде.
Шанго: бог грома, молнии и правосудия. Название одной из афро-индейских религий северо-восточной Бразилии.
Эбами: женщина-посвященная с семилетним опытом.
Эгун: душа африканского предка, которая возвращается на землю и является в террейру. Некоторые эгунъг — сущности высокоразвитые, другие, наоборот,
деградировавшие; последних необходимо удерживать под контролем.
Экеди: организаторы праздников и помощники иао.
Элементам: дух, который олицетворяет одну из четырех стихий. Элементалы питаются человеческой энергией; ими трудно управлять.
Энкантаду: аналог оригиа в индейских сектах. Буквально: «очарованный».
Эри йейе о: приветствие, обращенное к богине Ошун.
Эуа: в одних террейру — водная нимфа, в других — богиня войны, в третьих — сестра-кобра бога Ошума-ре, которая является воплощением красоты и чей символ — радуга.
Эши-ди-ориша: мужчина-посвященный первой ступени.
Эшу: универсальный агент магии и посланец богов. Некоторые отождествляют его с дьяволом в христианстве.