Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иныи разве Мене.



Таинство Покаяния

В Таинстве Покаяния христианину подаётся очищение от грехов, совершённых после Крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице её представителя – епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. Таким образом, в Таинстве Покаяния можно различать, во-первых, собственно покаяние с исповедью и, во-вторых, разрешение грехов и присоединение к Церкви.

 В с я к и й г р е х е с т ь о т к а з о т Б о ж е с т в е н н о г о с в е т а. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться пред лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть Свет, а отвергающий этот Свет сам в себе несёт наказание, уходя во тьму.

В с я к и й г р е х е с т ь г р е х п р о т и в л ю б в и, так как сам Бог есть Любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведёт к разъединению с Богом и людьми и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться пред нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

 Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, то есть лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние.

Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя, и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознания грехов; во-вторых, горького сожаления о них и, наконец, решимости исправиться.

 

Исповедь

                                                                                                                                                      Борьба с грехом должна выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание. Исповедь и есть, прежде всего, выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования своим самолюбием, без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности, иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Скрытый грех производит нагноение всей души, а исповеданный становится чуждым человеку. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько чтобы избавиться от грехов и их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: «Будь внимателен, ты пришёл во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим».

Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целость, то есть исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,11), или когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть прощать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав апостолам: «Что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).

 Подготовкой к исповеди служит, во-первых, сама духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести и, затем, особые средства: уединение для размышления о грехах своих, аскеза, молитва, пост, чтение Священного Писания и книг духовного содержания. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), а хорошо кающийся человек находит и причины греховных поступков. Например, он поймёт, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняется гордостью, с которой и будет бороться в первую очередь. Если имеются грехи против любви (осуждение, злоба, вражда), они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть Любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Всё, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство, священник может наложить на кающегося епитимью, например назначить ему особые духовные упражнения или временно не допустить кающегося до Святого Причащения. Во время чтения разрешительной молитвы священник, наложив на голову кающегося епитрахиль, осеняет её крестным знамением. Исповедь совершена, грех Богом прощён.

Богооткровенное учение Ветхого Завета о духовной жизни человека раскрыто во многих заповедях, среди которых Десять заповедей Моисея, или Декалог, сохраняют своё значение и для христиан. Первые четыре из них раскрывают заповедь о любви к Богу, а остальные – о любви к человеку. Большинство из них имеет отрицательную форму запретов, указывая основные препятствия на пути к богоугодной жизни.

 

«Для того чтобы идти вперёд по тому пути, который Бог нам указывает, мы должны ясно понимать подлинные цели и задачи, которые стоят перед Церковью. Она призвана спасать человека, -- сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – …её задача -- ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от Самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви». Из проповеди 15 февраля 2009 года.

 

Детская исповедь

 

Практические советы для священников,

родителей и детей

 

По благословению

Высокопреосвященного Сергия

Архиепископа Самарского и Сызранского

Дорогой мой родитель!

Если твои дети уже взрослые и в ваших отношениях возникли трудности или их поведение огорчает вас, то задумайся и вспомни, не было ли хотя бы «тонюсенькой ниточки» и твоей вины в этом. Помня слова Господа: « Блюдите, да не презрите ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца моего небесного» (Мф. 18,10)остановись, не осуждай их, а пожалей, что недодал, что не научил быть рабами Божиими, а не рабами греха (вина, табака, наркотика, блуда и т. д.). И только своей любовью, терпением и молитвами ты можешь исправить положение. Помни, что всё в руках Божиих, и на всё Его воля Святая. Но помни и то, что Господь «спасает нас не без нас»! Начни с себя и сейчас, и сегодня!    Первый шаг сделан!  Ты сознаешь это! Второй шаг – исповедь в церкви! Сегодня, сейчас! Не завтра, не послезавтра, а сейчас! Слово волнует – пример вдохновляет. Помнишь, Бог обещал простить любой грех, в коем ты, с сокрушением сердца покаялся, но Он не обещал завтрашнего дня. Спеши, друг мой родной, Бог тебе в помощь! Ведь знание самого себя, своих грехов, даёт возможность явно противостоять им, выстроить грамотную внутреннюю, духовную защиту от искушений и соблазнов современного мира. Исповедание же, отсечение греха от здорового ядра личности, не только исцеляет эту личность, но и уменьшает общее количество зла в мире, а значит, делает мир чуточку добрее, светлее, чище…

                  

Дорогой батюшка!

Исповедь ребенка есть дело величайшей важности, ведь перед пастырем как служителем Божиим дети раскрывают свою душу и получают от него, данной ему свыше властию, не только прощение грехов, но и наставление в нравственно-христианской жизни. Каждое слово пастыря имеет великое

духовно-воспитательное значение, ибо оно согрето огнем христианской веры и любви, строго сообразовано с духом слова Божия и учения Матери Церкви.

   От первой исповеди часто зависит последующее отношение ребенка к этому великому и спасительному Таинству. Поэтому, как пастырям так и родителям, надо иметь в виду следующее:

- подготовка к исповеди и общение пастыря с ребенком во время исповеди должны совершаться с особою любовию, кротостию, тёплым участием, делая особый акцент на той истине, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Малейшей раздражительности, нетерпеливости допустить не должно, как впрочем, и излишней снисходительности, потворства детским грехам;

- при подготовке и во время исповеди нужно, руководствуясь пастырским и родительским благоразумием и опытностью, предлагать вопросы, касающиеся только тех грехов, которые могут быть свойственны именно детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому;                                               - нужно быть особенно осторожным относительно VІІ заповеди закона Божия, спрашивать об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детей никакого грязного пятна.                                                                      

 

Дорогие родители и восприемники (крёстные родители)!

 

Наши дети растут в чрезвычайно опасное время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами и, прежде всего, от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это, к великому сожалению, бывают направлены светское образование, субмассовая культура, негативные информационные средства.

Без помощи Божией, без участия в добрых и благодатных, радостных и спасительных Таинствах Святой Церкви, нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка и дорогими подарками не откупиться.  «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, - писал праведный Иоанн

Кронштадтский, - враг и плоть грешная не щадят и детей; представьте детям все опасности грехов, чтобы они по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника, властью данной свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать его неблаговидные поступки и наклонности и стремиться ко всему доброму.

Дорогие родители и крёстные знайте, что чем раньше вы приведёте своих чад в Церковь, к Святой Чаше, тем основательнее и крепче будет выстраиваться фундамент всего здания их будущей жизни. Со временем у ребят появится потребность чаще бывать на службах в церкви. Как будут радовать, и успокаивать наших детей и крестников мягкие огни лампад и свечей, аромат кадильного ладана! Какой это источник любви! Мы просто обязаны помочь молодым и юным «протоптать» дорожку к Церкви, ввести в неё, чтобы они в ней чувствовали крепость, тыл, где, в случае душевных невзгод, они смогут укрыться, найти спасение. Чтобы дети, со своими горестями и проблемами, с радостями и победами, да и просто за добрым советом, шли именно в Церковь, которая своей благодатью покроет, простит, вселит в них надежду на спасение, исцеление уязвлённой грехом детской души. Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому Таинству, взрослые должны придерживаться следующих правил.

 - Родители и восприемники должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, или с более ранних лет, в зависимости от уровня развития ребёнка и способности осознать свои грехи.                                                                                            

- День исповеди и святого Причастия должен быть для ребёнка праздничным и радостным. Советуйте и предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но, ни в коем случае не заставляйте ребёнка. Ребёнка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Подчиняясь родительскому авторитету, ребёнок некоторое время будет исправно исполнять ваши требования, но если в нём самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершённого греха, то рано или поздно произойдёт болезненный разрыв, конфликт, между вашим давлением и его свободной волей.

 - Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему подготовиться к исповеди заранее, используя данную статью. Он может дома, уединившись, не торопясь поразмышлять о своих грехах и проблемах, и подумав, ответить на понятные ему, сообразно с возрастом, вопросы, и даже записать ответы в сокровенную тетрадочку, а потом использовать эти ответы во время исповеди перед священником. - Как каяться? Искренне каяться; то есть, когда идёшь к Кресту и Евангелию, ничего не утаить и не слукавить, не оставить какие-то грехи про запас, на следующую исповедь, или до другого батюшки. Важно, чтобы само покаяние не превратилось в обычное анкетирование, отчет, «что делал и чего не делал», но каждый раз переживалось ребёнком как трагедия осознания греха, соединённая с радостью прощения от Бога, при условии сокрушения и сердечного покаяния.

- Помощь в подготовке детей к исповеди не допускает посредничества между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны расспрашивать детей об их грехах и о том, что говорил батюшка во время исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству Покаяния.

- Родителям также не следует инструктировать священника по поводу того, каким вопросам, каким грехам надо уделить особенное внимание на исповеди их чада, вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

 

Предварительные вопросы

* Знаешь ли, и веруешь в то, что исповедь, совершаемую

священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

* Искренне ли сожалеешь о том, что плохими поступками

согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

* Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

 

Первая заповедь

Вторая заповедь

Третья заповедь

 

Четвёртая заповедь

 

Пятая заповедь

Шестая заповедь

Не убий.

 

  Сею заповедью: «Не убей» - Господь Бог запрещает отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего; и поэтому сею заповедью запрещаются ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. «Не убей» - заповедь основная, так как убийство есть предельная противоположность любви.

Любить, значит желать полноты всякого блага любимому человеку и, прежде всего, полноты жизни, следовательно, и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни – любовь. Запрещается убийство, не только физическое, но и духовное, когда один человек учит греху другого. Убить косвенно можно не только оружием и руками, но и словом, и молчанием, и взглядом, и нежеланием защитить или спасти. Церковь выступает за мир без оружия, против гонки вооружений, призывает к разоружению. К грехам против шестой заповеди относятся пьянство, курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Прямое самоубийство - это тягчайший грех, аффект неверия и богоборчества. В нём отрицание всякого доверия к Богу, надежды на Него и отказ от возможности покаяния, полное безбожие и самое противоестественное, что может совершить человек. 

Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество. Защита же может потребовать не только самопожертвования, но и насилия, иногда и убийства. Этим оправдывается в большей мере воин, убивающий на войне, но если он убивает не по ненависти или из жажды крови. Однако этим же далеко не всегда оправдывается война, которая сама по себе есть зло.

 

* Любишь ли ты людей, как заповедал нам Господь? Прощаешь ли им обиды?  Не завидуешь ли ты?

* Не таил ли ты на кого в сердце злобы или ненависти?

Не мстил ли?  Не ябедничал ли?  Не гневался ли?

* Не ссорился ли со своими братьями и сёстрами?

* Стараешься ли ты утешить огорчённого, опечаленного или обиженного товарища своего?  Несёшь ли ты – мир всем…?                                                          * Не жадничаешь ли ты?  Подаёшь ли, что можешь, бедным, голодным, нуждающимся людям?                                                          - Спешите творить добро, ибо время летит, а вечность приближается.

* Не прошёл ли ты ненароком мимо упавшего человека?

*  Не ругался ли ты словесно с кем-либо?  Не раздражался ли?

* Не ругался ли ты неприличными и нецензурными словами?

* Не убиваешь ли ты себя курением, употреблением спиртного или наркотиков, которые разрушают организм человека?

Не предлагал, ли попробовать другим, не искушал ли их?

* Не имеешь ли пристрастия к дискотекам, играм в карты, другим азартным играм? Не учил ли других этим забавам?

* Не дрался ли ты, не обижал ли более слабых тебя детей?

Не кричал ли на них, не обзывал ли?  Защищал ли ты их?

*  Не отбирал ли ты силой у младших или более слабых детей

игрушки, деньги или какие-нибудь другие вещи?  Возвращал?

* Всегда ли ты был честным в совместных играх?                                Не жульничал ли?  Не сваливал ли ты свою вину на других?

*  Не мучил ли ты лягушку или другую зверушку?  Не убивал ли их забавы ради?  Не разрушал ли птичье гнездо, муравейник?

* Несёшь ли ответственность за тех, кого приручил?              Ухаживаешь ли ты за домашними животными, а комнатными?

* Смотрел ли ты фильмы ужасов, где убийства и жестокость?

Нет ли в тебе грехов направленных против любви: вражды, осуждения, злобы?  Прощаешь ли ты недругов твоих?

* Любишь ли ненавидящих и обидевших тебя, то есть врагов твоих, молишься ли ты о них? - Просим, не теряй мир в душе…

 

Господь призывал людей к совершенству, зная, что любовь не делится: кто любит одних, а таит злобу к другим, у того нет настоящей цельной любви, и любовь к друзьям может вскоре обернуться враждой. У Бога не так: Он всецело и всегда Любовь «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45).

 

Седьмая заповедь

Не прелюбы сотвори.

 

Сею заповедью: «Не прелюбодействуй» - Бог запрещает прелюбодейство, нарушение супружеской верности и блуд, всякую беспорядочную и нечистую плотскую связь мужчины и женщины, не находящимся в законном браке. Прелюбодеяние, кроме духовного ущерба этим людям, наносит оскорбление их близким, также подвергается поруганию Церковь, как совершительница святого Таинства Венчания. Блуд является смертным грехом, который умерщвляет душу. Неженатым Бог повелевает хранить чистоту очей, мыслей и желаний. Бог запрещает также и всё, что может вызывать беззаконную связь: пьянство, нескромные и бесстыдные песни, слова и телодвижения, чтение соблазнительных книг, смотрение соблазнительных изображений и зрелищ. Все творческие порывы человека тесно связаны с его родовой жизнью. Воздержанность повышает духовные силы, а распущенность их расслабляет и нередко приводит к различным болезням, которые отражаются и на потомках согрешившего. Беспорядочность половой жизни вызывает беспорядок в отношениях с людьми, иногда – жестокую вражду.

В борьбе с греховными искушениями, в особенности в половой области, прямых волевых усилий бывает недостаточно. Здесь требуются ещё вырабатывание в себе высоких идеалов и духовных интересов, молитва и участие в благодатной жизни Церкви и, самое главное, живая любовь к Богу и людям.

 

* Не допустил ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?   В жизни каждого человека были дела, поступки, в которых трудно признаться. Стыдно произносить вслух – напиши, отдай прочитать батюшке во время исповеди.                       Очисти себя на исповеди от этого греха и больше не греши!

*  Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»?

* Не рассматривал ли журналы и фотографии с неприличными картинками? - Храни своё око – дверцу души!

* Не согрешил ли всяческим сладострастием: чтением развратных книг, рассматриванием соблазнительных зрелищ?

* Не согрешил ли ты нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, в том числе: прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях?

* Не согрешил ли вольностью и дерзостью в обращении с людьми: наглостью, бесчувственностью, издевательством, насмешками, бесстыдством, блудными помыслами?

* Не согрешил ли ты подслушиванием чужих разговоров, подсматриванием, болтливостью или смешливостью?

* Дружишь ли со сверстниками, которые страдают такими грехами, как игры в карты, игры на игровых автоматах, курение, употребление пива, вина и даже, упаси Бог, наркотиков?

* Не ходишь, ли гулять без разрешения в незнакомые места?

*  Не пересказывал ли ты неприличные анекдоты и байки?

* Не согрешил ли ты поведением, соблазняющим других: желанием страстно нравиться, прельщать или смущать оных?                * Не согрешил ли участием в страстных мирских развлечениях, невоздержанностью душевных и телесных чувств?

                                                           

Восьмая заповедь

Не укради.

 

Сею заповедью: «Не укради» - Бог запрещает присваивать чужую вещь насильно или хитростью и обманывать, предостерегает от греха, который может сильно повредить любви между людьми. Собственность нередко есть необходимое условие жизни человека, обеспечение его будущего, а иногда связь с прошлым; часто она есть условие для творчества, а порою его плод. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Поэтому ворующий может задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести ему настоящее нравственное увечье, нарушить духовное благо человека. Тем не менее, нельзя придавать абсолютное значение отдельным видам собственности, частной или общественной. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность – ни благо, ни зло, но нечто среднее, могущее стать благом или злом. Злоприобретение – это приобретение денег или имущества нечестными, недостойными христианина средствами: лихоимством - взятки, вымогательство; хищением - кражи.

 

 * Не брал ли ты тайком, без спроса, чужую вещь, деньги?

* Не брал ли ты тайком у кого из детей игрушки, книжки, вещи?

* Не клянчил ли ты деньги у родителей, не проявлял ли излишней требовательности в просьбах купить что-нибудь?

* Не заглядывал ли родителям в кошелёк?  Не брал ли у них без спроса деньги или вещи в доме без их разрешения?

*  Не присваивал ли найденные деньги, потерянные кем-то предмет или вещь, вместо того, чтобы объявить о находке?

*  Всегда ли возвращал взятые взаймы деньги, вещи, книги?

* Не забирался ли ты без спросу в чужие дома, сады или огороды, чтобы воспользоваться чужими вещами или плодами?

*  Не портил ли чужого имущества (например: не царапал ли и не делал надписи на школьной мебели, на стенах подъезда)?

* Не согрешил ли ты мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам?

* Не согрешил ли ты ущемлением ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству?

 

Девятая заповедь

Десятая заповедь

 

Таинство Покаяния

В Таинстве Покаяния христианину подаётся очищение от грехов, совершённых после Крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице её представителя – епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. Таким образом, в Таинстве Покаяния можно различать, во-первых, собственно покаяние с исповедью и, во-вторых, разрешение грехов и присоединение к Церкви.

 В с я к и й г р е х е с т ь о т к а з о т Б о ж е с т в е н н о г о с в е т а. Для того чтобы увидеть своё зло, надо видеть свет и красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться пред лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть Свет, а отвергающий этот Свет сам в себе несёт наказание, уходя во тьму.

В с я к и й г р е х е с т ь г р е х п р о т и в л ю б в и, так как сам Бог есть Любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведёт к разъединению с Богом и людьми и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться пред нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

 Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, то есть лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние.

Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя, и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознания грехов; во-вторых, горького сожаления о них и, наконец, решимости исправиться.

 

Исповедь

                                                                                                                                                      Борьба с грехом должна выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание. Исповедь и есть, прежде всего, выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования своим самолюбием, без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности, иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Скрытый грех производит нагноение всей души, а исповеданный становится чуждым человеку. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько чтобы избавиться от грехов и их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: «Будь внимателен, ты пришёл во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим».

Грех разлагает нашу личность, а вернуть её целость, то есть исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8,11), или когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть прощать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав апостолам: «Что свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18).

 Подготовкой к исповеди служит, во-первых, сама духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести и, затем, особые средства: уединение для размышления о грехах своих, аскеза, молитва, пост, чтение Священного Писания и книг духовного содержания. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), а хорошо кающийся человек находит и причины греховных поступков. Например, он поймёт, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняется гордостью, с которой и будет бороться в первую очередь. Если имеются грехи против любви (осуждение, злоба, вражда), они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть Любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Всё, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство, священник может наложить на кающегося епитимью, например назначить ему особые духовные упражнения или временно не допустить кающегося до Святого Причащения. Во время чтения разрешительной молитвы священник, наложив на голову кающегося епитрахиль, осеняет её крестным знамением. Исповедь совершена, грех Богом прощён.

Богооткровенное учение Ветхого Завета о духовной жизни человека раскрыто во многих заповедях, среди которых Десять заповедей Моисея, или Декалог, сохраняют своё значение и для христиан. Первые четыре из них раскрывают заповедь о любви к Богу, а остальные – о любви к человеку. Большинство из них имеет отрицательную форму запретов, указывая основные препятствия на пути к богоугодной жизни.

 

«Для того чтобы идти вперёд по тому пути, который Бог нам указывает, мы должны ясно понимать подлинные цели и задачи, которые стоят перед Церковью. Она призвана спасать человека, -- сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – …её задача -- ясно и сердечно выражать то, чему научена Церковь от Самого Спасителя: мы должны продолжать учить, исцелять, освящать народ и всю вселенную, ибо это и есть призвание Церкви». Из проповеди 15 февраля 2009 года.

 

Детская исповедь

 

Практические советы для священников,

родителей и детей

 

По благословению

Высокопреосвященного Сергия

Архиепископа Самарского и Сызранского

Дорогой мой родитель!

Если твои дети уже взрослые и в ваших отношениях возникли трудности или их поведение огорчает вас, то задумайся и вспомни, не было ли хотя бы «тонюсенькой ниточки» и твоей вины в этом. Помня слова Господа: « Блюдите, да не презрите ни одного из малых сих: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца моего небесного» (Мф. 18,10)остановись, не осуждай их, а пожалей, что недодал, что не научил быть рабами Божиими, а не рабами греха (вина, табака, наркотика, блуда и т. д.). И только своей любовью, терпением и молитвами ты можешь исправить положение. Помни, что всё в руках Божиих, и на всё Его воля Святая. Но помни и то, что Господь «спасает нас не без нас»! Начни с себя и сейчас, и сегодня!    Первый шаг сделан!  Ты сознаешь это! Второй шаг – исповедь в церкви! Сегодня, сейчас! Не завтра, не послезавтра, а сейчас! Слово волнует – пример вдохновляет. Помнишь, Бог обещал простить любой грех, в коем ты, с сокрушением сердца покаялся, но Он не обещал завтрашнего дня. Спеши, друг мой родной, Бог тебе в помощь! Ведь знание самого себя, своих грехов, даёт возможность явно противостоять им, выстроить грамотную внутреннюю, духовную защиту от искушений и соблазнов современного мира. Исповедание же, отсечение греха от здорового ядра личности, не только исцеляет эту личность, но и уменьшает общее количество зла в мире, а значит, делает мир чуточку добрее, светлее, чище…

                  

Дорогой батюшка!

Исповедь ребенка есть дело величайшей важности, ведь перед пастырем как служителем Божиим дети раскрывают свою душу и получают от него, данной ему свыше властию, не только прощение грехов, но и наставление в нравственно-христианской жизни. Каждое слово пастыря имеет великое

духовно-воспитательное значение, ибо оно согрето огнем христианской веры и любви, строго сообразовано с духом слова Божия и учения Матери Церкви.

   От первой исповеди часто зависит последующее отношение ребенка к этому великому и спасительному Таинству. Поэтому, как пастырям так и родителям, надо иметь в виду следующее:

- подготовка к исповеди и общение пастыря с ребенком во время исповеди должны совершаться с особою любовию, кротостию, тёплым участием, делая особый акцент на той истине, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Малейшей раздражительности, нетерпеливости допустить не должно, как впрочем, и излишней снисходительности, потворства детским грехам;

- при подготовке и во время исповеди нужно, руководствуясь пастырским и родительским благоразумием и опытностью, предлагать вопросы, касающиеся только тех грехов, которые могут быть свойственны именно детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому;                                               - нужно быть особенно осторожным относительно VІІ заповеди закона Божия, спрашивать об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детей никакого грязного пятна.                                                                      

 

Дорогие родители и восприемники (крёстные родители)!

 

Наши дети растут в чрезвычайно опасное время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами и, прежде всего, от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это, к великому сожалению, бывают направлены светское образование, субмассовая культура, негативные информационные средства.

Без помощи Божией, без участия в добрых и благодатных, радостных и спасительных Таинствах Святой Церкви, нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка и дорогими подарками не откупиться.  «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, - писал праведный Иоанн

Кронштадтский, - враг и плоть грешная не щадят и детей; представьте детям все опасности грехов, чтобы они по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника, властью данной свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать его неблаговидные поступки и наклонности и стремиться ко всему доброму.

Дорогие родители и крёстные знайте, что чем раньше вы приведёте своих чад в Церковь, к Святой Чаше, тем основательнее и крепче будет выстраиваться фундамент всего здания их будущей жизни. Со временем у ребят появится потребность чаще бывать на службах в церкви. Как будут радовать, и успокаивать наших детей и крестников мягкие огни лампад и свечей, аромат кадильного ладана! Какой это источник любви! Мы просто обязаны помочь молодым и юным «протоптать» дорожку к Церкви, ввести в неё, чтобы они в ней чувствовали крепость, тыл, где, в случае душевных невзгод, они смогут укрыться, найти спасение. Чтобы дети, со своими горестями и проблемами, с радостями и победами, да и просто за добрым советом, шли именно в Церковь, которая своей благодатью покроет, простит, вселит в них надежду на спасение, исцеление уязвлённой грехом детской души. Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому Таинству, взрослые должны придерживаться следующих правил.

 - Родители и восприемники должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, или с более ранних лет, в зависимости от уровня развития ребёнка и способности осознать свои грехи.                                                                                            

- День исповеди и святого Причастия должен быть для ребёнка праздничным и радостным. Советуйте и предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но, ни в коем случае не заставляйте ребёнка. Ребёнка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Подчиняясь родительскому авторитету, ребёнок некоторое время будет исправно исполнять ваши требования, но если в нём самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершённого греха, то рано или поздно произойдёт болезненный разрыв, конфликт, между вашим давлением и его свободной волей.

 - Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему подготовиться к исповеди заранее, используя данную статью. Он может дома, уединившись, не торопясь поразмышлять о своих грехах и проблемах, и подумав, ответить на понятные ему, сообразно с возрастом, вопросы, и даже записать ответы в сокровенную тетрадочку, а потом использовать эти ответы во время исповеди перед священником. - Как каяться? Искренне каяться; то есть, когда идёшь к Кресту и Евангелию, ничего не утаить и не слукавить, не оставить какие-то грехи про запас, на следующую исповедь, или до другого батюшки. Важно, чтобы само покаяние не превратилось в обычное анкетирование, отчет, «что делал и чего не делал», но каждый раз переживалось ребёнком как трагедия осознания греха, соединённая с радостью прощения от Бога, при условии сокрушения и сердечного покаяния.

- Помощь в подготовке детей к исповеди не допускает посредничества между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны расспрашивать детей об их грехах и о том, что говорил батюшка во время исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству Покаяния.

- Родителям также не следует инструктировать священника по поводу того, каким вопросам, каким грехам надо уделить особенное внимание на исповеди их чада, вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит.

 

Предварительные вопросы

* Знаешь ли, и веруешь в то, что исповедь, совершаемую

священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

* Искренне ли сожалеешь о том, что плохими поступками

согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

* Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

 

Первая заповедь

Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иныи разве Мене.

 Первая заповедь провозглашает главную истину, что Бог один:                              

«Я Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме Меня».                                             

Сею заповедью, Бог повелевает нам:

1) Умом нашим познавать Его.

2) Сердцем нашим веровать в Него, надеяться на Него и любить Его.

3) Устами нашими исповедовать и прославлять Его.

4) Всем существом нашим поклоняться Ему и всеми силами благоговейно служить Ему.

5) Кроме  единого истинного Бога никаких мнимых богов не признавать и не почитать и, принадлежащей единому Богу чести, никому не воздавать.

Почитать святых Ангелов и святых людей должно не так, как почитаем Бога, но как служителей Божиих, которые могут приносить молитвы наши к Богу и нам подавать благодать Его, почему и помощи просить должно чрез них у Бога.

  

* Веришь ли ты в Бога?  Любишь ли ты Бога?

* Веришь ли ты в то, что Господь является Творцом вселенной? И что Бог сотворил всё живое и неживое – людей и зверей, птиц и рыб, комара и паука, травинку и песчинку, снежинку и пылинку,  звёзды и солнце, луну и…?

* Веришь ли ты, что человек создан по образу и подобию Божию? Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?                                 * Не стыдился ли ты признаться в своей вере пред другими людьми? Не стеснялся ли креститься?  Не отказывался ли от своей веры из боязни, что над тобой будут смеяться?

*  Знаешь, почему твой крестик называют нательным? - Его носят на теле, под одеждой, никогда не расставайся с ним.                                                  *  Боишься ли огорчить Бога?  Ты ведь боишься огорчить маму, папу, друга?  Также, и даже больше, бойся огорчить своими плохими поступками Бога.  Имеешь ли страх Божий?

* Нарушаешь ли ты Его святые заповеди?

* Не повторяешь ли упорно и постоянно, зачастую злонамеренно, ужасный грех Адама и Евы, грех непослушания?

* Всегда ли ты ходишь пред лицом Божиим?

*  Помнишь ли, что Он видит всё, Он слышит всё, Он знает всё о тебе?  Его присутствие вездесуще: Он и в школе и дома, Он и в самом укромном твоём месте, где ты прячешься от других и думаешь, что и Бог туда не заглянет. - Но помни, что никуда и никогда невозможно спрятаться от Господа!

* Кто ты?  Чадо Божие или раб греха?                                              * Не боишься, ли, услышать глас Бога: «Не знаю тебя!»?

* Молишься ли ты Богу утром, вечером, а в течение дня?              * Молишься ли перед началом и по окончанию всякого дела?                              * Просишь ли Бога благословить пищу на столе?  Крестишь её?             Или «набрасываешься» на еду как собачка, не задумываясь?

* Знаешь ли, и гордишься ли тем, что ты приемник, наследник веры своих дедов и отцов, веры православной, истинной, чистой и неповреждённой, исходящей от Господа нашего Иисуса Христа, через апостолов, епископов, священников, от первых веков и до наших дней? - Помни, с купели Крещения, тебе определён от Бога Ангел-хранитель, который всегда рядом и ты получил имя, которое необходимо хранить в чистоте и непорочности.

                                                                                                                                     

Вторая заповедь


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.142 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь