Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Создание форм в искусстве



Пятая гармоника может быть связана также с созданием форм и структур в искусстве. Композитор Моцарт имел исключительно сильную карту Н5 с пятью планетами, образующими плотный кластер на оси Асцендент – Десцендент. Моцарт был настойчивым создателем музыкальных форм. Шоль, автор картины «Моцарт за бильярдным столом», рассказывает: «Он очень любил игры с использованием шаров, особенно игру в бильярд и в шары. Безусловно, эти игры интересовали его не только как таковые, но и потому, что в наблюдении за катящимся шаром он находил конгениальный аккомпанемент к работе собственного плодотворного и продуктивного ума.

Рассказывают, что иногда он прерывал игру, чтобы сделать записи, а иногда во время игры напевал чуть слышно мелодии, позднее вошедшие в его произведения.

Он часто играл в бильярд в одиночестве с записной книжкой в руке, но его заметки всегда были лишь кратчайшим обозначением идеи, поскольку он сочинял музыку мысленно.

Ритмы, постоянно переливавшиеся в его сознании, заставляли его непрерывно постукивать по крышке часов, столу, спинке кресла и по всему, что попадалось под руку, и несомненно, самые плодотворные часы он проводил в одиночестве за бильярдным столом» [6].

Карта Н5 Моцарта (рис. 10) намного сильнее других его карт гармоник. Возможно, это яркий пример человека, жившего естественно и постоянно на уровне реальности пятой гармоники, связанном с созданием порядка и паттернов. Проявлениями этого были неустанное сочинение музыки и бильярд, которыми он мог заниматься одновременно. Факт, что он постоянно жил в своем особом пятиричном мире, помогает объяснить его наивность и детскость в обычном мире двоичности и троичности, в котором большинство из нас проводит большую часть времени.

Рис. 10. Вольфганг Амадей Моцарт. Карта Н5

Соединения Солнце – Меркурий и Луна – Плутон перешли в карту Н5 Моцарта из радикальной карты, поэтому наиболее яркие особенности карты Н5 – это, во-первых, соединение Солнца – Меркурия с Марсом на Асценденте в оппозиции к Юпитеру и Урану и, во-вторых, соединение Луны – Плутона с Венерой в трине с Марсом. Марс связывает эти два кластера планет. Создается впечатление, что именно Марс в карте Н5 в наибольшей мере побуждает людей создавать вещи с характеристиками Н5: порядком, паттернами, структурой и формой. Первый кластер планет (Солнце – Меркурий – Марс – Юпитер – Уран) похож на кластер в карте Томаса, и можно подумать, что Моцарт, если бы захотел, мог бы стать блестящим инженером или мастером. Но соединение Луна – Венера, видимо, следует трактовать как восприимчивость к красоте формы, так что с большей вероятностью Моцарт должен был стать блестящим музыкантом, чем блестящим инженером. Включение Плутона придает этому соединению качество неослабности, гиперактивности, а трин с Марсом означает, что Моцарт способен легко транслировать свои формальные концепции в реальные композиции.

У художников карты Н5 обычно также сильны, особенно у имеющих дело в основном со структурой, формой и порядком. Джордж Браке, художник-кубист, характеризуется Хью как «один из архиклассицистов среди художников модерна» [7]. Он связывал всю свою жизнь с развитием и совершенствованием художественного стиля и текстуры: «Браке ничем не пренебрегал ради совершенной чистоты текстуры мысли». Его карта Н5 (рис. 11) содержит точное соединение Солнца и Марса (появляющееся вместе с радикальным соедине­нием Солнца, Сатурна и Нептуна) в оппозиции с Луной, а также очень тесную оппозицию Меркурий – Уран, связанную полуквадратурой с Луной.

Рис. 11. Джорж Браке. Карта Н5

 

Это совершенная комбинация для того, кто способен получить полную самореализацию через создание упорядоченных форм и воплотить в действительность радикальные и убедительные идеи о форме и структуре.

Другой интересный пример – карта Н5 писателя Эрнеста Хемингуэя. Можно ожидать, что Меркурий должен быть особенно силен в карте писателя. Но в карте Н5 Хемингуэя (рис. 12) Меркурий, помимо секстиля с Нептуном, связан с другими планетами только полуквадратурами: точной полуквадратурой с Солнцем и полуквадратурой с Ураном.

Тем самым Меркурий встраивается в Т-квадратуру Солнце – Луна – Уран.

 

 

Рис. 12. Эрнест Хемингуэй. Карта Н5

И в самом деле, Хемингуэй испытывал большие трудности как писатель. Рабан пишет: «В своем яростном стремлении на протяжении всей жизни найти правильные слова Хемингуэй испытывал отчаяние рыбака, увлекаемого штормом... Он не был владыкой языка; его словарный запас был разрознен, грамматика еще беднее... Снова и снова Хемингуэй писал о языке как о чуждой среде. Иногда он сравнивал его с красками, иногда – с музыкальными нотами. И в обоих случаях говорил о невозможности трактовки слов. Они представлялись ему трудными, неподатливыми, больше похожими на дерево, чем на краску, и он трудолюбиво обтачивает и обтесывает язык, чтобы придать ему желаемую форму. Благодаря этой нечленораздельности он сформировал стиль, позволивший сказать многое лучше, чем все писатели до него» [8].

Полуквадратуры Меркурия в карте Н5 свидетельствуют о его борьбе за поиск подходящего стиля коммуникации. Они представляют собой сочетание пятиричности (поиска порядка и формы) с двоичностью (решимостью преодолеть дефицит того или иного качества).

У всех этих творческих людей с сильными картами Н5 пятая гармоника, видимо, относится к форме и порядку, которые пытается создать художник. Иными словами, она больше связана с романтической формой творчества. Моцарт – пример композитора классического типа, гений которого направлен в первую очередь на создание формы. И Браке, несмотря на его модернизм, – художник классического типа. Артисты и композиторы, для которых содержание более важно, чем форма и стиль, обычно должны быть сильнее в седьмой, чем в пятой гармонике.

Структурирование себя

До сих пор пятая гармоника рассматривалась в связи с созданием форм и структур вне субъекта, будь то конкретные объекты, картины, музыкальные сочинения, научные теории или литературные произведения. Но пятая гармоника также связана со структурированием себя, собственного поведения. Видимо, это ближе к ее коренному значению, и создание объектов или произведений искусства – лишь экстернализация того, что начинается как внутренний процесс. Карта Н5 – ключ к таким типам порядка и стиля, которые человек стремится наложить на свою жизнь и каждодневное поведение. Наиболее важным ключевым словом здесь представляется «стиль». Человек с сильной и хорошо интегрированной картой Н5 имеет тенденцию быть более стилизованным, а возможно, и более стильным, чем человек со слабой картой Н5.

Пятой гармонике поэтому присуще что-то вроде сферы искусственности (превращение собственной жизни в «произведение искусства»). Нестилизованный человек – это тот, кто легко может прожить жизнь в соответствии с «естественными» принципами двоичности и троичности. Человек же, управляемый пятиричностью, обеднен естественным и самопроизвольным выражением, которое компенсируется самостоятельно сконструированным порядком и стилем. Стиль может быть любого типа (в зависимости от природы планет, доминирующих в карте Н5). Это может быть, например, жестко-дисциплинарный сатурнианский стиль или юпитерианский стиль пламенности и пышности.

Актеры. Пятая гармоника должна быть сильна в картах актеров, по крайней мере тех, чье искусство заключается в «превращении себя в кого-то еще», кто определенным образом упорядочивает свое поведение с целью создания стиля.

Замечательный пример – Барри Хемфри, актер, хорошо известный тем, что выдавал себя за «госпожу Эдну Эверидж, суперзвезду». Карта Н5 Хемфри (рис. 13) чрезвычайно сильна, и если не является портретом госпожи Эдны, то, по крайнем мере, характеризует импульс, толкавший Хемфри на отождествление себя с возмутительной личностью противо­положного пола.

Во-первых, в карте имеется очень тесная Т-квадратура Солнца, Меркурия и Венеры (этой Т-квадратуры, конечно, нет в радикальной карте, поскольку Солнце не может образовать квадратуру с Меркурием или Венерой, но в картах гармоник это возможно, и она имеют очень большое значение). Т-квадратура как бы говорит: «Я должен стремиться найти стиль, посредством которого смогу так общаться с миром, что привлеку внимание людей и завоюю их восхищение». Во-вторых, есть другая очень тесная
Т-квадратура Луны, Плутона и Юпитера (Плутон в соединении с Солнцем на Асценденте), показывающая чрезвычайную избыточность стиля Хемфри и плутонианскую безжалостность его насмешливости. В-третьих, Сатурн образует полуквадратуру с Луной, Юпитером и Плутоном. Возможно, это отражается в попытках Хемфри управлять избыточностью своего стиля, что позволяло ему вечер за вечером участвовать в одно и том же театральном представлении. И, в-четвертых, Нептун в точке МС, видимо отражает стремление Хемфри через театральное действие достичь славы и поклонения. Марс неаспектирован, что, возможно, способствовало персонификации Хемфри в женщине, а не в мужчине. Но недостаток марсианского динамизма более чем компенсирован Плутоном – кардинальной планетой всей карты. Хемфри выглядит человеком, охваченным своей картой Н5, и неясно, где он сам, а где искусственно созданный им характер. В обществе он казался неловким и неуверенным в себе и находил уверенность только под маской стиля.

Рис. 13. Барри Хемфри. Карта Н5

Несмотря на юмор, стиль поведения Хемфри был очень напряженным и колючим, и это могло быть связано с преобладанием в карте Н5 «жестких» аспектов (оппозиций, квадратур и полуквадратур). Если в карте Н5 актера преобладают «мягкие» аспекты (трины и секстили), его стиль, видимо, будет более релаксированным и безразличным. Пример проявления такого стиля – Либерас, самый высокооплачиваемый в мире пианист, в карте Н5 которого (рис. 14) доминируют трины и секстили между Солнцем, Луной, Меркурием, Юпитером, Ураном и Нептуном.

Соединение Венера – Плутон перешло из радикальной карты. Либерас в такой же мере артист, как и Хемфри, но его стиль более холоден, релаксирован и как бы не затрагивает людей.

Рис. 14. Либерас. Карта Н5

Личность с навязчивым поведением. Связи между планетами в карте Н5 могут давать большие преимущества, помогая внести в жизнь форму и порядок путем артистического и других видов творчества, развить особый, индивидуальный стиль поведения.

Но очевидны и опасности этих связей, касающиеся того, что психологи называют навязчивым или навязчиво-обязательным поведением. Связи пятой гармоники могут создавать стиль, но могут и превращать стиль в тюрьму. Сторр пишет: «Наверное, самой характерной чертой навязчивого темперамента является настойчивая необходимость управлять собой и средой, стремление избегать, как только возможно, беспорядка и спонтанности, которые кажутся угрожающими и непредсказуемыми» [9].

Оппозиции и квадратуры в карте Н5 особенно способствуют навязчивому или обязательному поведению. Мы видели признаки его уже в карте Н5 инженера Томаса, где квадратуры между пятью планетами и Солнцем, по крайней мере частично, ответственны за его ментальную и эмоциональную заторможенность. Постоянную игру Моцарта в бильярд также можно рассматривать как пример навязчивого поведения. Моцарт мог использовать ее в помощь творчеству, но у других людей при недостаточном выходе в творчество подобные повторяющиеся действия могут легко стать бегством в искусственный мир формы и порядка, не связанный с хаосом реального мира. В некоторых случаях такая навязчивость может стать помехой, а не помощью творчеству. Жан Кокто, поэт, артист и кинопродюсер, говорил: «Мой худший недостаток пришел ко мне из детства, как и почти все, что мне свойственно. Я по-прежнему остаюсь жертвой навязчивых ритмов, которые превращают некоторых детей в идиотов, заставляя расставлять тарелки на столе только определенным образом или переступать через определенные ложбинки на мостовой. Во время работы эти симптомы захватывают меня, и я вынужден сопротивляться некой силе, вовлекающей меня в странный уродливый литературный стиль, не дающий сказать то, что хочу» [10].

Легко увидеть причину такого навязчивого поведения в Т-квадратуре Солнце – Меркурий – Сатурн – Плутон в карте Н5 Кокто (рис. 15). Отметим замечание «расставлять тарелки определенным образом», возвращающее к представлению Босмана о «размещении» как части существенного значения числа пять.

Пятая гармоника связана с инстинктом расположения частей (своих или окружения) в порядке, который ощущается как благоприятный. Навязчивость, видимо, появляется, когда «размещение» осуществляется ради самого размещения без связи с какой-либо потребностью.

Рис. 15. Жан Кокто. Карта Н5

В заключение рассмотрим саморазрушающее поведение ребенка, возможно, связанное с вытекающей из сильной карты Н5 навязчивостью. Это случай «больного ребенка», описанный Эбертином в книге «Контактная космограмма» [11]. В первые два года жизни его ежедневно рвало, иногда даже во время каждой еды. Он познакомился с корью в возрасте восемнадцати месяцев, со свинкой в пять лет, с ветрянкой в шесть, а в конце лета 1960 г. ноги ребенка покрылись прыщами. Ветрянка совершенно разрушила его здоровье, пропал аппетит. Потребовались еженедельные переливания крови, и все же спасти его не удалось.

В радикальной карте этого ребенка Венера и Сатурн в очень тесном соединении в шестом доме (по Плацидусу), а в карте Н5 (рис. 16) Венера и Сатурн в соединении с Луной и в тесной оппозиции с Солнцем и Юпитером (которые также в соединении с Ураном).

Рис. 16. «Больной ребенок». Карта Н5

Исходя из того, что многие болезни имеют психологические причины, кажется возможным, что сильная карта Н5 внесла вклад в болезненность ребенка и повлияла на его раннюю смерть. Имеются признаки навязчивого поведения, которым ребенок, действуя инстинктивно по Луне, стремится подавить собственную витальность по Солнцу – Юпитеру – Урану. Это может быть явной причиной отторжения пищи и низкой сопротивляемости инфекции. Но если бы ребенок пережил эту инстинктивную фазу и дожил до возраста, когда мог бы в большей мере идентифицироваться с Солнцем и Юпитером, положительные и творческие потенциалы карты могли бы стать более ощутимыми.


Выводы

На основе этих примеров можно сделать некоторые замечания по интерпретации аспектов в карте Н5.

Соединения. Если в карте Н5 две планеты в соединении, у человека есть желание и способность соединить их упорядоченным, системным и структурированным образом. Это может проявляться в собственном поведении и в представлении о себе, в создании стиля поведения, сочетающего характеристики обеих планет. Стиль может выглядеть искусственным из-за отличия от обычной, нестилизованной формы поведения при спонтанной реакции на окружение. Соединение может проявляться и в типах порядка и структуры, которые человек стремится наложить на окружение. В этом случае результатом могут быть произведения искусства, в форме и стиле которых отражаются характеристики планет.

Оппозиции. Если в карте Н5 две планеты в оппозиции, человек стремится сблизить их упорядоченным и структурированным образом. Интерпретация та же, что выше, но в данном случае больше борьбы, преодоления недостаточности, больше неустанного поиска соответствующего стиля. Иногда человек может идентифицироваться с планетой (планетами) на одном конце оппозиции и развивать картину поведения, при котором планета (планеты) на другом конце оппозиции находятся в подавленном или неблагоприятном состоянии.

Квадратуры. Здесь борьбы еще больше, огромные усилия направлены на поиск соответствующего стиля. При очень высоких творческих достижениях возникающий стиль, вероятно, должен обладать качествами резкости, колючести или агрессивности (конечно, в зависимости от природы участвующих в его формировании планет). Есть опасность оказаться в плену навязчивости и повторяющейся и бесполезной деятельности, в результате чего попытка найти стиль, приспособленный к обеим планетам, кончится сама по себе.

Полуквадратуры. Они могут быть незначимы, если не связаны с двумя или более планетами в оппозиции или в квадратуре между собой. Тогда планета, находящаяся в полуквадратуре с другими планетами, может ощущаться как качество, недостающее в стиле, за формирование которого этот человек борется и встроить которое в этот стиль он чувствует себя обязанным. При этом он никогда не перестанет чувствовать, что его стилю не хватает качеств этой планеты, и никогда не прекратит попытки включить их в свой стиль.

Трины. Если две планеты в карте Н5 в трине одна к другой, человек испытывает удовольствие и наслаждение от связывания их между собой в соответствующие структуры и стиль. Результатом, очевидно, будет стиль с качествами легкости, релаксации и текучести. Другие проявления трина могут быть в поведении, либо в свойствах продуктов творчества человека. Это найдет выражение в большей естественности и легкости творческой деятельности, однако с некоторым недостатком осознания неадекватности, а следовательно, с недостатком способности изменить и улучшить свой стиль в ответ на давление извне.

Секстили. Если две планеты в карте Н5 в секстиле, человек стремится найти тип приятного стиля, связанного с трином.

Полусекстили и квинконсы. По-видимому, они не значимы сами по себе, если не входят в более сложный паттерн, в котором показывают, как человек способен объединить «трудные» и «легкие» характеристики карты Н5 в единый стиль.

Таким образом, можно сделать вывод, что пять, по-видимому, следует рассматривать как собственное число человека. С его пятью пальцами на каждой руке и десятичной системой счета для человека естественно представление, что число пять помогает ему осмыслить мир и провозгласить его своим. Мы видим, что пятиричность – это принцип, связанный с созданием порядка и формы из беспорядка и хаоса. Чтобы понять вещи, человек непрерывно стремится их классифицировать и разбить на категории. Он также стремится заключить окружающий мир в созданные им формы и структуры, а свое поведение – в стиль, соответствующий его целям. Способностью использовать принципы двоичности и троичности человек обладает не намного больше, чем животные, но его способность использовать принцип пятиричности во много раз выше. Пятиричность, следовательно, есть первейший источник человеческого творчества и способности к интеллектуальному пониманию действительности. Но она несет внутреннюю опасность: заключая мир в искусственные формы и структуры, можно потерять ощущение мира, что и бывает в действительности. Кроме того, ограничивая свое поведение искусственным стилем, можно потерять ощущение себя, и это также реально происходит.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь