Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 3. Азбука гражданского воспитания



 

1. Нее только восприимчивость и увлеченность характеризуют детство

Есть и другое -- беспомощность, капризность, своеволие, недомыслие, хвастливость и то, что принято называть инфантилизмом. И если подросток задер-живается в своем духовном развитии, то такие пре-красные свойства, как детскость и творческость (эти термины употребляют некоторые зарубежные пси-хологи для характеристики не столько возрастных границ, сколько способности к открытию), неизбежно гаснут, перерождаются.

В этой связи вспоминается образ испанского идаль-го, сохранившего, как мне кажется, детскую неуем-ную энергию. Инфантилен ли Дон-Кихот?

Для меня Дон-Кихот -- воплощение прекрасной детскости. Для него нет вопроса: сражаться или не сра-жаться? Он уверен: если есть зло, надо сражаться. Когда в человеке просыпается Дон-Кихот, это вовсе не свидетельство его беспомощности или инфантилизма. Это скорее проявление неутраченной детскости, той безоглядной открытости, без которых не может быть утверждения высоких нравственных идеалов.

Считают, что от того, каким было детство, зависит вся дальнейшая судьба человека. Но это, конечно, не та прямая зависимость, следуя которой можно было бы утверждать, что, если детство было жестокое, то и человек будет жестоким.

Много веков европейцы бьются над тем, чтобы в детстве не заронилась и мысль о возможности вседо-зволенности, а японцы настаивают: до пяти -- семи лет -- абсолютная свобода и вседозволенность.

Детскость и повзросленность. Детскость и прежде-временное старение. Преждевременная, скучная, Унылая, расчетливая юная старость.

С парадоксом преждевременного взросления прихо-дится встречаться, к сожалению, не так уж редко.

Защитить товарища? Выступить против неспра-ведливости? -- рассуждает подросток.-- Да я не такой дурак, чтобы лезть на рожон.

В этом парне сидит обывательская овзросленность, а проще говоря -- растет расчетливый приспособленец.

 

Под разными небесами люди взрослеют по-разному, но во всех уголках земли взросление сводится к од-ному -- к становлению человека. А пути этого станов-ления каждый раз свои.

...Их бритые головы блестели, словно спелые дыни на солнце. Владельцам антипричесок было по пятнад-цать лет. И сбрили они свои кудри отчасти в качестве вызова, а отчасти с намерением утвердить новый стиль.

О чем бы я ни говорил с этими ребятами, они упрямо твердили: "Нет справедливости на земле". И когда я настаивал на том, чтобы мне объяснили, в чемже несправедливость, они бодали воздух своими бритыми головами и отвечали: "Нас ругали, когда у нас были длинные волосы, теперь называют сумасшед-шими за то, что нет волос!"

При этом их лица изображали крайнее страдание.

Разумеется, это не самое важное -- какая длина во-лос у подростка. Я склонен "признать" и бритую го-лову, если бы... На этом "если бы" и остановлюсь.

В международной артековской семье я познакомил-ся с ребятами из Франции, США, Австралии, Японии, Германии и других стран, которые отдыхали и рабо-тали вместе с нашими ребятами. У всех были разные прически -- у наших ребят и гостей -- от короткого "бокса" американца Марка Макфорта до удлиненной шевелюры Сережи Алексеева из Новосибирска. Но было и много общего у этих представителей прогрес-сивных молодежных организаций. Они мыслили в одном ключе.

-- Самое главное -- такой коллектив, где бы каж-дый мог проявить свою ответственность за себя и за судьбу другого товарища,-- говорил Сережа. После мне его вожатый расскажет о том, как однажды Сережа бесстрашно бросился защищать его от нападе-ния хулигана.

-- Главные ценности века,-- рассуждал юный француз Жиль Кале (ему очень идут вьющиеся длин-ные волосы),-- дружба, жизнь в группе, ответствен-ность за свою судьбу и за судьбу общества.

-- Нам с хиппи не по пути,-- заявил американец Марк Макфорт.-- Наркотики ведут к безответствен-ности. А это выгодно некоторым.

В них, в этих троих, таких типичных ребятах, сочетались и детскость -- все любили играть, спорить, забираться на крутые склоны гор, участвовать в бесчисленных конкурсах,-- и гражданственность: ви-дели бы, как американские ребята пели песню "Я бросаю винтовку -- я не хочу воевать!", слышали бы, с каким воодушевлением они рассказывали о празднике "Салют, победа!" в Севастополе, когда опускали в море венки в память о погибших!

 

2. Это неправда, что детям, подросткам свойственна лишь беззаботность. Они ис-кренне переживают, волнуются, стра-дают

Без этого и не может быть становления человека. Слезы, даже если они очень горькие, очищают душу: важно только не сломаться, не озлобиться. Важно, чтобы решительная угроза всему свету -- "Ничего, я вам еще покажу, кто я такой!" -- не переросла в озлоб-ленность. Важно, чтобы взрослые научили глав-ному -- уметь человечностью и мудростью контро-лировать свою запальчивость...

Беседуя и споря с учителями и ребятами 79-й рижской средней школы, мы пришли к интересным выводам и, как говорили, шутя открыли две формулы человеческого счастья. Одна -- "само" (так мы ее назвали, впрочем, такой термин бытует в европейской психологии) означает самореализацию духовных ифизических сил личности, самовыявление, самоактуализацию, самосознание, самовоспитание, самодея-тельность. Проблема развертывания совокупностиспособностей личности есть наиглавнейшая. И в этом "саморазвертывании" выражаются и подлинная сво-бода, и вкусы, и пристрастия человека -- к музыке, живописи, книгам и увлеченность трудом, наукой, спортом. Но никакого, подлинного раскрытия таланта и самоактуализации личности не может быть без вто-рой формулы -- "со": сопричастности, сотрудни-чества, сочувствия, сострадания, соучастия, соли-дарности.

Под разными небесами ребята взрослеют по-раз-ному, и каждый решает для себя вопрос: "Неужели я взрослый?" Родители должны быть готовы к тому, чтобы подтвердить: "Да, ты взрослый -- это сказы-вается и в неразрывной связи слова и дела, и в добром отношении друг к другу, и в глубоком понимании своих родителей, учителей, и в твоем отношении к судьбам мира".

 

3. Повышайте персональную значимость ребен-ка -- в этом и проявится защищенность его личности

Вы знаете, что творится с вашими детьми, которые на подходе к шестнадцати?

Вы знаете их тайные переживания, которые так же неожиданно вспыхивают, как и бесследно исчезают?

Вы не чувствуете угрызений совести, когда изо дня в день ставите в укор своему сыну: "Ты ленив! Пора поумнеть! Встряхнись!"

Вы уверены в своей правоте, когда утверждаете: "Мой ребенок никогда так не поступит"?

В жизни любого подростка существуют такие критические минуты, от которых многое зависит в его жизни. В одних случаях эти критические моменты служат основанием и условием для дальнейшего роста человека, а в других случаях ведут к накоплению безнравственного опыта.

Сила педагогического искусства как раз и состоит в том, чтобы даже отрицательные моменты использовать для поучительных выводов, служащих в конечном счете целям воспитания и развития личности ребенка.

Педагогический идеал требует, чтобы принцип бережного отношения к ребенку соблюдался всегда, в большом и малом. В воспитании лучше, как гово-рится, недогнуть, чем перегнуть. Лучше лишний раз поощрить, чем наказать.

Для родителей свой ребенок -- самый лучший, самый дорогой. Каким бы он ни был. И в этих не-сколько завышенных оценках заложен самой приро-дой великий смысл. Такого рода оценки создают обста-новку защищенности ребенка в своей семье. Я не призываю к родительскому всепрощению. Я имею ввиду готовность родителей понять и разделить горе своих детей. Так, как мать может верить в духовные и физические возможности своего ребенка, никто не верит. Эта вера -- надежда. Вера -- бесконечная лю-бовь. Вера -- самоотверженное участие. Вера -- защита.

Незыблемость педагогического идеала основы-вается на бескомпромиссности нравственных устано-вок, культивируемых в воспитании.

Ребенок не может совершить аморальный поступок, если изо дня в день всем укладом жизни ему вну-шаются нравственные нормы: "Лучше отдать свое, чем взять чужое! Нет большей радости, чем сделать доброе дело для другого!"

Привести в соответствие нравственные нормы с педагогическим идеалом -- значит правильно опреде-лить гармонию между целью и средством воспитания. Нельзя внушать, вдалбливать ребенку: "Будь доб-рым" -- и при этом унижать его. Дисгармония цели и средства неизбежно приведет к отрицательному ре-зультату. Чтобы определить меру оптимальных, то есть гармонических, решений, надо знать те край-ности, которыми грешат многие родители.

 

4. Не идеализируйте своих детей -- это опасно и вредно!

Идеализация заслоняет реальную картину. Вместо действительных представлений в голове родителей иногда складывается такой "голубой образ" своего ре-бенка, что даже самим детям делается смешно от удивительной наивности своих пап и мам.

-- Ах, мой ребенок,-- говорит мама о своей пятнад-цатилетней дочке,-- не позволит руку поднять на че-ловека. Вы знаете, как она любит кошек и собак? Ни одной передачи о животных не пропустит...

-- Ах, наша девочка,-- говорит другая мама,-- да она, даже когда предложишь ей выпить в праздник, откажется. Как случилось, что она так много вы-пила?..

Эти мамы выступали в зале суда. Их дочки были привлечены к суду за хулиганский поступок: они жестоко избили подругу, будучи в нетрезвом состоя-нии.

Идеализация возникает от механического перенесе-ния одних черточек или поступков вашего ребенка на весь остальной существенный мир его отношений.

Отношение к собакам, кошкам, птицам совсем дру-гое, чем отношение к человеку. Если ребенок любит животных и не мучает их -- это еще не значит, что он обязательно будет добр к людям.

Если ваш ребенок любит зверушек -- это пре-красно.

Но если он на первое место ставит внимание к своему щенку или котенку, а на второе -- заботу о бабушке или о товарище, то над этим надо серьезноподумать.

Проблема "позволительности" в воспитании дево-чек имеет другую окраску, чем при воспитании маль-чиков.

Скажем, так уж издавна сложилось: когда дерутся мальчишки -- это плохо, но при этом делается какая-то скидка: дескать, кто не дрался! На то, мол, они и мальчишки.

Но если дерутся девочки, это всегда и всех трево-жит. А в последние годы драки среди школьниц на-столько участились, что стали предметом многих педагогических статей.

Оля Кравцова, так звали девочку, которую при-влекли к суду за избиение подруги, так рассказала о происшедшем: "Мы научились отстаивать свои права не хуже мальчишек. У каждой из нас мускулы, силь-ные ноги... Мы и мальчишек поколачиваем".

 

5. Воспитание девочки -- это воспитание будущей жены, матери, хранительницы семейного очага

Попробуем коснуться тех социальных причин, ко-торые связаны с проблемой "позволительность -- вседозволенность" в воспитании девочек.

Социальная тенденция эмансипации женщины не миновала и школу. Девочки получают и равное образо-вание, и почти одинаковое воспитание: одни и те же общественные дела, один и тот же опыт трудового, физического и духовного становления.

И вполне объясним тот факт, что многие девочки стали самоутверждаться мальчишечьими способами. Телевидение, кино, книги, радио изо дня в деньвырисовывают черты облика девочки второй половины двадцатого века: этакий мальчишка-подросток, кото-рый живет в мире техники, спорта, труда. И одежда мальчишечья: брюки, куртка. И стрижка, как у парня. И манеры свободные, резкие. И сила. И в ситуациях, самых острейших, не теряет самообла-дания. И готовность к риску! И бесстрашие! И зубы стиснуты! И губы в ниточку! И подбородок -- сплош-ная воля!

Девочкам стало дозволено делать то, что нередко их огрубляет, убивает их нежность, ту прекрасную "сла-бость пола", в которой нередко сказывается истинная сила девушки, женщины.

У меня и в мыслях нет сказать что-нибудь против эмансипации. Но несомненно, что воспитание в школе должно быть одновременно и "совместным" и "раз-дельным". Очевидно, некоторые мероприятия в шко-лах надо проводить только с девочками. Иной должна быть и физическая нагрузка в труде, в походах. Не нужно, конечно, возвращаться к культу женской сла-бости прошлого века. Но воспитывать женственность, как особое, незаменимое и прекрасное свойство, необходимо. И это воспитание должно идти парал-лельно с воспитанием рыцарского отношения маль-чиков к девочкам. У мальчиков и у девочек должны быть разные способы самоутверждения в детской среде.

Детство несет в себе много такого, что противоречит нормам морали взрослых. Ребенок слабо контролирует свои действия. Чем он меньше, тем аморальнее может выразить свои чувства: ударить взрослого, плюнуть в товарища, толкнуть -- и рассмеяться, если удар ока-зался удачным, выкрикнуть бранное слово, значение которого он едва понимает, и т.д. Но по этим отдель-ным выходкам нельзя судить о нравственности ре-бенка в целом. В поступках озорного мальчишки есть некоторый элемент привлекательности, той дозво-ленности, которая адекватна самой природе детства.

 

6. Ребенок проходит многие ступени своей социализации через разрешение проти-воречий в среде своих сверстников

Оче-видно, что миновать эти ступени и соот-ветствующие им способы реагирования на окружающий мир невозможно.

Я вовсе не хочу подвести читателя к мысли, что драка в детской среде закономерное явление. Я счи-таю, что воспитание должно быть так поставлено,чтобы исключались драки и в среде мальчиков, и тем более в среде девочек. Некоторым родителям кажется, что если их ребенок -- девочка -- умеет постоять за себя (с кулаками!), то таким образом воспитывается жизнедеятельная личность. Один папа прислал в "Литературную газету" письмо, где он откровенно призывал к тому, чтобы воспитывать в детях "бой-цовские качества". "Я рад,-- писал он,-- когда моя тринадцатилетняя дочь приходит из школы вся в синяках и ссадинах, но гордая и непобежденная, так воспитывается сильный характер".

Читатели газеты в своем большинстве ответили ему: так воспитывается жестокость! Так воспиты-вается не сила, а бессилие.

Ибо единственная нравственная сила человека состоит в творении доброты, в утверждении норм нравственности нравственными средствами, исклю-чающими любую аморальность. Сила женской духов-ности совершенно особенная. Уже в девочке-подростке формируется такая природная красота, которая прояв-ляется в движениях, поступках, во взгляде, в удиви-тельно привлекательной мягкости и вместе с тем настойчивости, в какой-то совершенной цельности. Если у нее порыв чувств, то он настолько беззаветен, что трудно не откликнуться на него таким же чувст-вом. Если она страдает, то так мужественно, что хо-чется возвыситься до такой же способности переносить горе. Если она добросовестна, то невольно заду-мываешься: откуда же у нее такое адское терпение? Если она смеется, то светлеет все вокруг.

Она облагораживает детское общение своей внут-ренней силой, которую отлично чувствуют мальчишки и подсознательно ценят очень высоко. Берегут эту силу. Берегут как высшую ценность.

Если девочка трудится, то ни в чем не уступает сильному полу: и работает, как правило, с радостью, и любит любое дело, а не только то, которое по душе. Вот, казалось бы, несложная задача: убрать в комнате, что-то приготовить на завтрак в турпоходе,-- а девочка непременно внесет в это занятие свое, присущее только ей умение.

Представления о том, что идеал женственности был в прошлом лишен трудового, деятельного или даже спортивного содержания, неверны. Даже дворянское воспитание в России ставило одну из первых и глав-ных задач -- физическое развитие девочек. Широко культивировался с малых лет конный спорт, санки, коньки, а систематические упражнения в танцах не уступали по нагрузкам спортивным занятиям по гимнастике. Если учесть и тот факт, что эти занятия чередовались с прогулками на воздухе, пребыванием летом и зимой в деревне, систематическим сидением за пяльцами или музыкальными инструментами, то не-трудно воспроизвести и некоторую картину единства духовной и физической подготовленности. Собственно, об этой физической закалке свидетельствуют и такие факты: русские декабристки не хуже своих мужей переносили те лишения, которые выпали на их долю. Они не жаловались на судьбу, когда им пришлось перейти на крестьянский образ жизни, носить воду, топить печь, вести хозяйство.

Если внимательно всмотреться в лица современных девочек-подростков (особенно когда они захвачены трудом, учением, игрой), то в их самоотверженности, благородстве, чуткости и необыкновенной доброте улавливаешь черты того идеала женственности, кото-рый складывался у нас веками.

Когда мы говорим об идеале девочки-подростка, мы не исключаем из ее облика и спортивность, и физичес-кую закаленность. Эти качества не только не помеха Духовному совершенству, но и физическая основа Цельности. Подлинная женская красота -- это кра-сота, соединяющая в себе три начала: здоровье и Жизнелюбие будущей матери, деятельно-духовную силу будущей хранительницы семейного очага и любящей жены.

 

7. Экология и гражданственность

За тридцать лет общения с учителем Александром Ивановичем Шевченко я никогда не ощущал в нем спокойствия, когда дело касалось экологии села илипопрания духовных ценностей народа. Приведу наш последний разговор, который случился осенью 1989 года.

Александр Иванович буйствовал:

-- Село гибнет. Речку и ставки загрязнили, школа развалена, клуб вот-вот рухнет совсем, больницу закрыли, вода отравлена химией, люди бегут из села. Я буду бороться, пока хватит сил,-- негодовал он, когда я пытался успокоить его в тот мой приезд.

-- Давай спокойно разберемся...

-- Нельзя здесь спокойно. Ты говоришь об экологи-ческом воспитании, о Рерихе, Вернадском, здоровой семье! Красивые слова! А у нас уже ромашек в поле нет, чабреца нет, исчезли такие растения, как волчье лыко, паслены, волчий глаз. Больше нет диких ка-банов и курочек, черепах и белых аистов, ящериц и змей, ястребов и кобчиков. В селе лягушек нэма! Пиявок нэма! Наши дети и мы пьем отравленную воду, едим отравленные продукты! Я смотрю на детей, когда они рисуют в студии, и каждый день жду: а вдруг с кем-нибудь что-нибудь случится. Надо бить тревогу! Подключать родителей!

-- Давай подключать.

-- Без надобности уничтожили вековые деревья,-- продолжает он.-- У школы стоял вяз, которому было лет двести. Спилили. У речки стояли пять дубов, кото-рым по двести пятьдесят лет. Так придумали: у самых кореньев этих дубов выкопали яму -- дубы гибнут. Руководители донецкой железной дороги, повинные в этом, обещали установить для стоков металлический бак (это спасло бы деревья). Но обещания остались лишь на словах... Мы с детьми писали во все концы, чтобы запретили охоту в наших местах. Запретили, и сразу появились у нас и болотные курочки, и уточки, и лебеди, и зайчики. А в этом году снова стали палить из ружей. Да еще на Ленина ссылаются, он, дескать, тоже охотником был...

-- Действительно дикари...

-- Нет. Дикари любили природу. "Прости меня, дерево, что я вынужден срубить тебя для крайних моих нужд!" -- говорили они. А теперь?..

Я не смог успокоить Александра Ивановича и когда мы все эти экологические беды зафиксировали в плане работы района, и когда избрали специальный совет опытно-экспериментальной педагогической работы в селе Прелестном.

Александр Иванович вроде бы и радовался: может быть, действительно перестроится жизнь. А потом лицо его темнело, глаза по-аввакумовски блестели, и он снова начинал возмущаться:

-- Я не верю им!

Это "им" было некой отчужденной, но существую-щей бюрократической силой. В это "им" входило мно-жество разных лиц: и местные расхитители, и район-ные руководители-бездельники, и чванливые дидакты от педагогики, нашедшие приют в отделе народного образования, и пустословы из области... Я чувствовал, что к этим "им" он не прочь и меня приписать: "Живешь ты там, в Москве, плевать тебе на наши сельские беды..."

Он косит на меня странным отрешенным взглядом: ей-ей, раньше ничего подобного с ним не было. Может быть, дают себя знать две военные контузии, думаю я, или две тяжелые недавние операции?

-- Та не гляди на меня с таким подозрением, будто я сумасшедший, -- говорит он.

-- И все-таки не совсем ты прав,-- перебиваю его. Мне непременно хочется, чтобы исчезла его злость, чтобы опять блеснула его всегдашняя радость, ибо без нее нет самого Сашка -- хоть в жизни, хоть в рома-не -- На тебя сейчас страшно смотреть. Злость -- это палка о двух концах. Сделано же все-таки что-то у нас, черт побери. Построена двухэтажная студия, создан в селе музей детского творчества. А что пишет тебе губернатор штата Висконсин?

Сашко улыбается:

-- Пишет, что выставку организовали в Капитолии. Понравились им рисунки нашей детворы. Ученые и педагоги, конгрессмены и банкиры восторгаются, пишет губернатор. А вот письмо от Энн Столл, она главный организатор выставки, педагог. Она пишет, что сотни тысяч американцев посмотрели работы юных прелестнян. Просит передать нашим детям, что их рисунки помогают американцам понять, как мы живем, о чем думаем и мечтаем. Это здорово. Но причем здесь это?! -- снова заводится он: никак не хочет быть покладистым и управляемым моим героем...--Мы всегда с тобой считали, что воспитание должно жить тревогами своего народа, иначе оно будет не-нужным; вредным... Ты и сам пишешь, что, если вос-питание оторвано от прошлых и нынешних бед наших, оно становится антинародным...

Это направление изъято из современной теорети-ческой педагогики. Даже из новаторской. Все воспита-ние иной раз пытаются свести к этакой разудалой системе манипулирования детьми, педагогами, цен-ностями. Это, дескать, и есть новаторство. Спорю и настаиваю: оно некрикливо, нетерпимо ко лжи, к шумной браваде, оно -- народно. А это значит: совест-ливое, искреннее, просветленное.

Я гляжу на Александра Ивановича. (Он в этом году отпустил бороду; о нем в селе говорят: "У нас теперь свой Карл Маркс".) Ощущение, будто меня обокрали: от прежней его доброты ничего не осталось.

Мимо проходит его односельчанин Кондратий: всегда улыбка на лице. Деликатен. Я говорю: "Учись у народа. Этот Кондратий -- сама доброта. Верующий?"

-- Бандюга! Пополам перережет и не дрогнет. И дети у него такие же жестокие, и внуки... А на лице улыбка, как солнце...

-- Ты считаешь, что жестокость по наследству передается?

-- Убежден. Революция, между прочим, выпустила на волю и энергию зла. И дети должны знать об этом,-- говорит Александр Иванович.-- Они должны искать с нами утраченные ценности.

...Мы размышляем: вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. И потребность такого возврата сидит в людских душах. В этом мы уже убедились, когда создавали музей народного быта. Можно сказать, что создан этот прекрасный музей на средства селян. Их силами. Они несут в музей то, что особенно дорого им: свадебные наряды бабушек и дедушек, расшитые рушники прошлого века, покрывала, необыкновенной красоты скрыни (сундуки), прялки и ковры, посуду и различные украшения. Возникла мысль создать живой музей -- построить настоящую хату, воссоздать интерьер двора и дома, чтобы в этой хате можно было с детьми про-жить, скажем, один день жизнью своих предков. Но где взять хату?! И вот нашлась одна женщина -- Беличенко Раиса. Подарила свою избу школе. Александр Иванович рассказывал мне:

-- Пришла эта Раиса и сказала: "Возьмите мою хату бесплатно. Тильки людям скажить, шо я вам ее продала, а то скажуть, яка дура, шо бесплатно взяла иотдала..." Я смеюсь и спрашиваю у нее: "А за сколько, сказать, купили у тебя хату?" А она совсем серьезно: "За триста или четыреста". А я снова рассмеялся и говорю: "Не пойдет. Скажу -- за девятьсот, чтобы уси думалы, яка ты умна жинка..."

Я слушаю, как Александр Иванович рассказывает многочисленным экскурсантам, которые приезжают в Прелестное из разных мест Донбасса, Украины, дру-гих республик:

-- Мы исходим из того, что ребенок в рисунке изображает то, что пережил, что тронуло его душу. Когда детям иногда говоришь, как жили наши предки,они начинают думать, вспоминать рассказы своих близких, и на этой основе может родиться сюжет буду-щего рисунка. Иногда, чтобы представить прошлое, надо связать сюжет рисунка с теми живыми образами, которые ребенок встречает в жизни. Вот, к примеру, работа "Косцы". Я спросил у девочки: "Что тебя взволновало в эти дни?" Она подумала и сказала:"Мой папа с дядей косили траву для кроликов, и вдруг из травы выпорхнула птичка. Посмотрели, а там гнездышко, яички. Папа с дядей позвали нас и гово-рят: "Мы оставим этот кусочек травы с гнездышком, не будем здесь косить, а вы тоже не трогайте руками, "будете трогать -- птичка улетит из этого места, бросит свое гнездо". Нам было так интересно. Такое теплое гнездышко, выстланоперышками хорошими, яички аккуратно лежат, я почувствовала тепло этого гнездышка, почувствовала, как мама-птичка забот-ливо высиживает птенцов, и мне жаль стало эту птичку. Я представила, что ее могли скосить острые косы, и чуть не заплакала". Мне кажется, ей удалось выразить свои чувства к добрым косцам и к тому гнездышку. А главное, она передала движение -- так и слышится гон этих кос, звук слышится -- вжить-вжить, а птичка сидит и настороженно прислушива-ется, рядом косы острые, но ей жаль гнездо поки-дать...

-- А вот этот любопытный двойной портрет?

-- Да это Саша Калабин нарисовал. Он в седьмом классе учится. Тоже рисует с детского сада. В нашем селе живут его дедушка и бабушка, отдельно от Саши, но он к ним часто ходит. Я как-то сказал ему: "Мы собираем в музей старые вещи, пойди к дедушке и узнай: может, у них есть какие-нибудь ненужные вещи?" Дед с бабой нашли кое-что и стали внуку рас-сказывать, как они жили раньше: работали сохой, молотили катком, ночью темно было, ни одного фонаря. Сейчас папа у Саши работает комбайнером, старший брат -- трактористом. Вот дедушка и гово-рит: "А у нас какой инвентарь был -- вилы, грабли, коса, лошаденка, тяжело нам было". И Саша очень хорошо рассказывал о дедушке и бабушке, и я тогда ему предложил: "А ты нарисуй дедушку и бабушку". И он нарисовал: обожженные солнцем лица, натру-женные руки, достоинство и любовь в общении друг с другом.

Тема Родины (родной дом, лес, река, поля, родное небо и народ) -- основная в творчестве детей. В нес-кольких залах музея выставлены детские работы. Фактически это картины. Один посетитель сказал: "У меня здесь такое ощущение, какое было, когда я попал на выставку работ Рериха". Действительно, столько света, любви, радости. Я думаю: никто никогда не писал о том, сколько времени может прожить детский рисунок. Большинство детских картин в рамах и висят уже по нескольку лет. Я встретился с Наташей Ско-рой: она работает теперь художницей в Краснодаре. Мы рассматривали и ее работы, которые были на-писаны, когда она была в шестом классе, то есть лет двенадцать назад.

Я убежден в том, что учить искусству может только тот, кто сам творит искусство...

... Мы сидим за мольбертами. Я дописываю пейзажи Святогорского монастыря, а Александр Иванович колдует над холстом с изображением ветряной мель-ницы.

Мельница -- особая статья в его мировоззрении. Это и Дон-Кихот, и мир фантазий, и реальный замысел выстроить в селе, в музее под открытым небом, ветряной гигант.

-- Четыре ветряка було в селе,-- говорит Алек-сандр Иванович.-- Ну кому они мешали? Уничтожи-ли, как и церкву. А мельница -- это же кормилица. Она как клуб: собирались, обменивались новостями. А красота! Архитектура какая! Кое-кто раньше смеялся: "Загиб у Шевченко: мельница!" А сегодня уже перево-зим добытый в другой области ветряк. И селяне готовы строить мельницу-музей... Что-то сдвинулось в селе.

А вот и новые приметы: возникли при музее дет-ский и взрослый фольклорные ансамбли, появилась мысль написать историю села, готовы в этом добром деле помочь Славянский пединститут и Донецкий университет...

"Господину Шевченко Александру,-- читаю письмо из США.-- Уважаемый господин Шевченко, в Мэди-соне мы вновь устраиваем выставки детских рисунков из села Прелестного. Вам, вероятно, будет приятно узнать, что присланные Вами рисунки положены на картон и красиво оформлены. Они уже выставлялись в ряде важных мест в нашем городе. Мы старались их показать там, где их могло увидеть наибольшее количество людей. Вот перечень этих мест:

-- университетская больница (самая большая в штате Висконсин);

-- главное выставочное помещение городской биб-лиотеки Мэдисона;

-- приемная Главной инспекции школ штата Вис-консин;

-- центральная ротонда (огромное красивое служеб-ное помещение губернатора штата).

Теперь мы стараемся устроить выставки в других крупных городах штата..."

За неделю моего летнего пребывания в Прелестном студию-музей посетило около ста человек. У Алек-сандра Ивановича особый дар притягивать к себе лю-дей. Он рад каждому гостю, потому и повесил на здании студии-музея объявление, в котором сказано, что музей можно посетить в любой день и в любое время и что живет он рядом -- третий дом от угла.

 

Глава 4. О детской любви

Заметим, что в последние годы наблюдались две различные тенденции в отношении к детской любви. Сторонники одной активно защищали детскую лю-бовь, призывали относиться к ней чутко и бережно.

Появились книги и фильмы о первой любви; их общая направленность -- большое и светлое чувство одухо-творяет, делает детей счастливыми.

И другая тенденция -- детям влюбляться ни к чему, даже вредно. Доводы: рано еще, учиться им надо, а не о любви думать. Если все "повлюбляются", то что же тогда будет? И методы -- осуждение, высмеивание, запреты.

Но вот что любопытно.

Защитники детской любви в конечном итоге, когда дело касалось их собственных детей, замечали: "Нет, я против того, чтобы мой ребенок влюбился..."

Доводы? Они несколько сбивчивы, стыдливы, с оговорками. Приведу разговор с одной мамой.

-- Вы против, чтобы ваша девочка нравилась другим?

- Ну что вы! Разве найдется такая мама, которая была бы против того, чтобы ее дочь нравилась окружа-ющим? Мне, например, очень приятно, когда знако-мые восхищаются моей дочкой (девочке тринадцать лет), говорят, что она красивая...

-- В том числе и мужчины? Они обращают внима-ние на какие-то особенные черты или вообще мимохо-дом говорят: "Какая симпатичная..."?

-- Нет, иногда замечают и красоту глаз, и цвет, и пышность волос, гибкость и силу тела... Разве в этом есть что-нибудь дурное?..

-- Конечно, нет ничего дурного... А девочке эти комплименты приятны?

-- Очень! Моя дочка, когда мы отдыхали летом, все меня на танцы тащила. Ее не сами танцы интересо-вали, а то, сколько раз ее пригласят танцевать. И когда она убедилась, что пользуется успехом, то успокоилась и больше на танцы не ходила.

-- Значит, девочке не безразлично отношение к ней со стороны противоположного пола?

-- Не только не безразлично... Девочка, по-моему, постоянно должна ощущать, что с ней приятно об-щаться другим. Но она ни в коем случае не должнадаже в самых малостях пробуждать чувства, знать ко-торые ей еще рано.

 

1. Остановить природу невозможно. За-дача состоит в том, чтобы помочь ре-бенку сберечь и развить то лучшее, что есть в нем

-- Что же вас пугает и настораживает?

-- Меня ничего не пугает. Я просто не хочу, чтобы ребенок мой раньше времени влюбился. Что бы мы ни говорили, а сильные чувства всегда отвлекают от дела, от учебы. Любовь может преждевременно заслонить девочке весь мир.

-- И вы не хотите, чтобы ваша девочка испытала радостное светлое чувство детской любви?

-- Детской? Хочу. Она у меня, кстати, постоянно находится в состоянии некоторой влюбленности. То в учителя физики влюбилась, только о нем и говорит. А как говорит: с благоговением, счастье в глазах! То в парня из соседней школы -- только и трещит о нем: "Ах, как он играет на гитаре! Ах, как он держится!" А неделю тому назад ее в кино пригласил одноклассник, и она решила, что он влюбился, потому что после этого парень стал дарить какие-то ручки, писать записки. И когда такого внимания через три дня не стало, моя Катька у меня спрашивает: "Что же он даже не звонит?" Я ей объяснила, что он, наверное, занят, что он правильно делает, значит, серьезный. Катька успокоилась.

-- Вы рассказываете об этом, как о вполне естест-венном и допустимом.

-- Разумеется! Не в монастыре же она, а в нормаль-ной школе учится!

-- Тогда давайте уточним, что же вас в первую оче-редь смущает в ее отношениях?

-- В первую очередь? -- Мама задумалась. Но я чувствовал, она хорошо знает, что ее смущает в первую очередь, но сказать об этом не решается, и не потому, что стыдится, а скорее потому, что боится неточно выразиться.-- Понимаете, что бы я ни ска-зала, все будет не так истолковано: уж больно тонкая тема... Вот что меня в первую очередь смущает: я не хочу, чтобы моя дочь сосредоточилась на ком-нибудь одном.

-- Ну, а сам факт, что она сегодня думает об одном, а завтра о другом, не смущает вас?

-- Понимаете, я хочу, чтобы моя девочка разви-валась соответственно своему возрасту.

У детской любви своя жизнь. Эта жизнь столь прекрасна и столь ошеломительно опасна, что ее переливы и противоречия нередко во многом опреде-ляют развитие Человека в человеке. Это понимают дети. Это понимало Человечество. Это нередко не желают понимать педагоги и родители.

Выслушав маму, попробуем сделать выводы. От-метим главное: поведение ребенка действительно должно соответствовать его возрасту. Когда мы гово-рим о чистой детской влюбленности, мы имеем в виду детское чувство, детское увлечение, детскую потреб-ность испытывать счастье от сознания определенной духовно-чувственной общности с другим человеком противоположного пола. Я склонен определить дет-скую влюбленность как эмоциональное состояние, которое не несет в себе осознанного сексуального мотива. Выражение этой влюбленности -- взгляд, слово, смех, разговоры, записка, письмо, совместное посещение кино, театра, катка. Это и готовность помочь и прийти в трудную минуту на помощь, это и умение выслу-шать, понять настроение другого.

Такого рода общение полезно, хотя и не надо его стимулировать какими-то специальными мерами. Это общение должно возникать само по себе.

А если не возникает?

Вот еще один разговор с другой мамой.

-- Просто не знаю, что делать с девочкой. Так страдает, так мучается. Все вечера так и простоит у стеночки: никто не пригласит на танец. Вроде бы иодевается не хуже других, и на лицо не урод...

-- А что это вас так пугает? Отличная девочка, хо-рошо учится.

-- Все верно. Но вот замечаю, что в ней накапли-вается какая-то злость. Почти не смеется. Скованная. Всего боится...

-- И вы думаете, это оттого, что она не нравится мальчишкам?

-- Только мне, матери, видно страдание моей девочки. А я сердцем чую, что эти переживания опасны для нее...

Итак, общения не возникает. И в данном случае (мама об этом не задумывалась) именно семья была причиной того, что девочка оказалась непопулярной в классе. А объяснялось все очень просто. Дочке поку-пали дорогую, но не модную одежду. И выглядела она в этой одежде несовременно и чувствовала себя скован-но. Родители этого не замечали, а девочка боялась заявить о себе.

Должна ли мать думать о том, чтобы ее дочка хо-рошо выглядела? Чтобы одежда была удобной и совре-менной? Чтобы девочка в первую очередь сама себе нравилась? Непременно. Одна из задач полового вос-питания девочки как раз и состоит в том, чтобы научить ее следить за собой, за своей одеждой, за ее чистотой (и цветовой гаммой), прививать ей хороший вкус, женственные манеры.

Должна ли мать думать и заботиться о том, чтобы ее дочка нравилась не только девочкам, но и мальчи-кам? Обязательно. Должна ли мать опасаться взрослой любви своей дочки-школьницы? Непременно. Необдуманное перенесение "взрослых моделей" в чувственную сферу жизни детей попросту опасно.

Здесь надо постараться понять трудности детских лет. У подростка жизнь намного сложнее, чем у взрослого. У него самый большой рабочий день: до 14часов! Другая трудность связана с собственным рос-том. Ребенку приходится постоянно осваивать свое но-вое тело, улавливать новые желания, которых раньше не было и которые гулко заявляют о себе. Рост изнутри, преобразования мозга, сердца, нервной системы -- к этому нельзя привыкнуть, ведь ничего не повторяется, все только один раз. Новая энергия скапливается в душе ребенка, и она требует выхода. Если не дать ей выйти -- непременно случится беда. Бесконечные подавления желаний и потребностей всегда приводят к внутренним конфликтам.

Одним из самых трудных вопросов детской жизни является проблема эмоционального развития ребенка. Я намерен коснуться некоторых сторон воспитания чувств.

Все дети без исключения проходят через сложный процесс сексуального созревания, через внутренний сексуальный взрыв. И конечно, есть дети с высокой чувственностью, дети, у которых сексуальная энергия нуждается в постоянном переключении. Для этого надо, чтобы эмоциональная жизнь подростка была наполнена позитивными эмоциями.

Надо не просто ориентировать его на деятельность, а на такую деятельность, которая доставила бы ему максимум радости, если хотите, и некоторой экзаль-тации. Это и посещение театра, музея, зоопарка. Это и загородные прогулки, и игры на воздухе, и работа в поле, на приусадебном участке или на даче. Это и занятия в спортивных секциях. Это и чтение захва-тывающих книжек, и просмотр телепередач.

 

2. Всестороннее развитие без детской любви -- ничто.

Гармония с самим собой немыслима без гармонических отношений с другими

Объектом пристального внимания родителей долж-но быть общение подростка. В этот трудный для него период вы должны задать себе такие вопросы: с кем дружит ваша дочь или сын? Почему не дружит? По-чему поссорился с товарищем? Нельзя ли их как-то помирить? Как это лучше сделать? Как поговорить с сыном, дочерью на эту тему? А что, если пригласить в гости племянницу, подругу с дочерью -- она славная девочка. Может быть, съездить с сыном к ним? Может быть, предложить сыну купить цветы? Если вы хоть что-нибудь можете сделать для вашего ребенка в этот сложный период -- вы ему очень поможете: здесь каждая крупица пойдет на пользу. Для подростка по-рой достаточно одной встречи с девочкой, чтобы месяцами жить наполненной эмоциональной жизнью.

Девочка, которой понравился встретившийся ей мальчик (и при этом возникла некоторая взаимность), живет долгое время в состоянии высокого душевного подъема: ей всякое дело дается легко, и учится она охотнее. И вся жизнь приобретает новый смысл. Ребенок больше, чем взрослый, нуждается в одухотво-ренной взаимной симпатии. Детская влюбленность -- это то прекрасное чудо человеческой жизни, которое может оказать влияние на всю судьбу человека. Ребенок без романтической влюбленности чахнет, как чахнет взрослый человек без надежды, без веры, без радости, без счастья.

С детьми надо разговаривать об их чувствах к дру-гим людям. Но разговаривать тактично, не выспра-шивая настойчиво, не выпытывая, а умело добиваясь их искренности и доверия.

 

3. Две главные добродетели должна куль-тивировать педагогика: трудолюбие и лю-бовь к человеку

Крайне опасна и недопустима здесь тенденция некоторого абстрактного упрощения. Не вообще лю-бовь к человеку, а к конкретным Ване, Пете, Лене,Кате, тете Даше, дяде Коле. И не просто благоговение перед этими людьми, а деятельное участие в их жизни. Чем конкретнее будет чувство ребенка -- помог за-дачку решить или растопить печь, вытащил занозу, принес нужную вещь, отказал себе в чем-то, уделил внимание близкому человеку -- именно такое кон-кретное проявление чувств определяет правильное эмоциональное развитие ребенка.

Было бы ошибкой и такое упрощение. Ребенок может любить другого человека всем сердцем: жить помыслами о нем, хранить его тайны, ориентироваться на него в своем поведении,-- но ни в чем не выражать своего отношения. Не надо видеть в этом ничего странного, ненормального. Молчаливая ориентация на любимого человека есть своеобразное выражение той конкретности, о которой я говорил. За ней стоит готовность сделать что угодно ради этого человека.

Однако здесь хочется предостеречь родителей. Опасно, если чувство захватит подростка настолько, что он не в состоянии работать и думать о чем-либодругом. Если любовь к человеку затормозила развитие такой важной добродетели, какой является трудо-любие (имеется в виду любая деятельность -- учебная, хозяйственная, организаторская, конструкторская, художественная), то такая любовь неизбежно обречена на перерождение.

Если любовь девочки к мальчику (или наоборот) только расслабляет, только уводит от действитель-ности, то она неизбежно творит зло. И это вовсе не догмат примитивного мышления: любить -- значит лучше работать, это единственное педагогическое кредо, которое может и должно уберечь детскую любовь, дать ей право на законную жизнь.

И еще один существенный момент -- важно знать, как любит подросток: умом или сердцем. Детское сознание неопытно, поэтому крайне важно научить ре-бенка анализировать свое чувство.

Конечно, утверждение "чувство анализом можно убить" вполне правомерно. Но оно лишено педагоги-ческого содержания: ведь ребенка надо учить всему. Поэтому, если мать или отец спрашивают: а что тебе в ней или в нем нравится? А что ты больше всего ценишь в нем? А как бы он поступил в такой ситуа-ции? А не смогла бы ты ему помочь? А почему он тебе не помог? -- все эти вопросы крайне нужны ребенку. Не верьте, когда он уходит от подобных вопросов. Ко-нечно, эта тема настолько деликатна, что говорить о ней можно лишь в том случае, когда уже сложились самые доверительные отношения. Но даже в этом слу-чае надо быть очень осторожным. Ребенок всегда ис-пытывает некоторую неловкость от подобных разгово-ров. И это чувство стыдливости ни в коей мере нельзя заглушать. И все-таки, учитывая все эти деликатные нюансы, надо изредка возвращаться к этой трудной теме. Подростку всегда может понадобиться совет старшего.

Девочке назначили первое свидание. Это огромное событие в ее жизни: оно может стать стимулом нравственного обновления и может заронить тревож-ную неуверенность, породить глубокую обиду. Роди-тели обязаны помочь дочери испытать всю полноту счастья и научить ее отличать первое свидание от обычного приглашения. Девочка в данном случае дол-жна быть подготовленной к разному развитию отноше-ний. Поэтому деликатное выяснение подробностей (А как он пригласил? А кто он? А как ты к нему от-носишься? А что он тебе потом сказал?) поможет ма-тери, например, достичь две цели: установить с до-черью более прочный контакт и дать ей своевременно правильный совет.

 

4. Страдание так же необходимо для ста-новления личности,

как и радость

И вдруг, по непонятным причинам, свидание не состоялось. Девочка в слезах пришла домой: сорок минут стояла под часами... Вот здесь-то надо быть вместе с ней. Если вы на работе, скажите дочери, чтобы она непременно вас подождала, что вы вместе это обсудите и т.д. И когда вы увидитесь, спокойно выясните все обстоятельства несостоявшейся встречи, расскажите аналогичные истории, попутно заметьте, что очень часто происходит некоторая путаница со временем и местом свидания. Помогите девочке с достоинством выйти из подобной ситуации.

Знайте, что все основные беды и несчастья так или иначе связаны с "личной неустроенностью" ребенка.

Он достоин изучения, этот прекрасный мир детских чувств. Этот скрытый, клокочущий вулкан пережива-ний. Мир детских чувств педагогика порой обходит, полагаясь на художественную литературу, на кино... Родительский опыт не придает детским чувствам особенного значения: дескать, все прошли через это, все так естественно, и незачем здесь голову ломать...

 

5. Невмешательство -- один из самых разумных приемов

сближения с детьми

Надо признать, что в такой позиции есть много рационального: невмешательство родителей в личную сферу жизни подростка создает для него обстановку доверия и деликатности, которые защищают его сокровенные чувства. Но педагогическая цель как раз и состоит в том, чтобы, тактично найдя доступ к скрытым уголкам души ребенка, вторгаясь в них, за-щитить его от неоправданных потерь, неудач, обод-рить, избавить от мучительных переживаний, объяс-нить непонятное... Если по каким-либо соображениям он не желает разговаривать на эту тему, не надо настаивать, выспрашивать. Ребенок должен знать, что его личная жизнь является его собственностью, что он на эту жизнь имеет свое естественное право и открыть ее тайны он может только сам и только самому близкому человеку. Вообще-то степенью близости в подобных ситуациях и определяется поведение родителей. Разумеется, если в это время по каким-то причинам отношения стали холодными, то никакого интимного разговора с подростком не получится. Поэтомукрайне важно, как бы ни конфликтовали взрослые и дети, непременно беречь ту доверительность, которая сложилась однажды. Ребенок должен знать: "У меня самой есть нечто такое, что дороже всего..." И родитель должен изредка напоминать ему об этой сокровенной стороне отношений: "Мы можем как угодно спорить и даже обижаться друг на друга, но нас объединяет не просто кровное родство, а такая духов-ная связь, которая обязывает и попросить помощи, и протянуть руку, когда это понадобится..."

Одним словом, надо приблизить к себе ребенка, только так можно влиять на развитие его духовного мира. Тактика "вторжения", о которой я говорю, непротиворечит общей установке на невмешательство в личную жизнь ребенка: суверенность прав личности всегда должна быть на первом месте.

Я не разделяю точку зрения некоторых педагогов, которые с позиций невмешательства рассуждают так: организуйте правильно всю жизнь ребенка (главным образом трудовую), и все станет на свои места. Это не совсем так. В мире чувств ничего не происходит само собой: это не менее сложная и трудоемкая работа сердца и ума, чем учение или любая другая работа.

 

6. Если вы научите ребенка любить, вы научите его всему!

Такая формула может показаться неожиданной. Но я готов привести некоторые доказательства. Любовь к человеку тогда будет полной и настоящей, когда она приносит радость любящим. Когда становится усло-вием развития творческой активности каждого, факто-ром саморазвития, мобилизации духовных и физи-ческих сил. Если этого самораскрытия нет, если чувство оглупляет, убивает лучшее, что есть в чело-веке, значит, произошла нелепая ошибка и надо непре-менно ее исправить...

Может показаться, что я слишком рационалис-тично подхожу к столь тонкому и щекотливому во-просу, но иного подхода, по моему убеждению, быть неможет.

Давайте вместе разберемся. Какова цель? Ребенок должен приобрести опыт проявления своих лучших человеческих чувств. Гармоническое развитие требует того, чтобы ребенком был накоплен опыт эмоцио-нальной культуры. Без светлых, добрых чувств к дру-гому человеку не может быть ни хорошего труженика, ни семьянина, ни руководителя, ни гражданина своей страны.

Итак, с целью все ясно и правомерно. Детский опыт любви не противоречит нашим воспитательным зада-чам, способен даже содействовать им.

Ну, а средства?

Вот со средствами несколько сложнее. Что же, спе-циально заниматься организацией столь интимных процессов? Нет, специально не надо! Но помочь ре-бенку разобраться в движениях его души надо непре-менно. А эти движения души для опытного, внима-тельного глаза всегда на поверхности.

Если ваш сын, дочь не находят себе места, стали либо чересчур нервными, либо сонно-апатичными, знайте, что в них пробудились те чувства, в которых надо помочь разобраться.

Если подросток вдруг стал ярым негативистом, стал низвергать авторитеты, знайте, что он где-то и в чем-то потерпел неудачу и ему грозит личная неустроенность.

Если ребенок не слышит ваших советов или обра-щений, если он вообще никого и ничего не слышит, знайте, что к нему пришло то большое, сильное чув-ство, которое может стать и подлинным счастьем, и большой бедой.

Детское чувство более ранимо, менее защищено, чем чувство взрослого. Ребенок вдруг попадает в неизведанный бурлящий водоворот стремительных пе-реживаний, страстей, притязаний. Впервые вспы-хивает ревность, обида и та томительная сладость ожидания, и та готовность отдать все, сделать все, до-стичь всего, и вдруг страшная непоправимая отвергнутость! Все впервые! И так глубоко и сильно, как ни у кого на свете!..

Здесь нет ничего опаснее, чем чья-то спешка, неуместная шутка, снисходительное поучение. И нет ничего дороже, чем понимание, готовность терпеливослушать и дать, не навязывая, добрый совет.

Нужны мера и такт. А мера может быть только одна -- учить культуре чувств. Учить доброте любви. Учить беречь и хранить этот бесценный дар.

Даже физическая красота может служить коллективизму или разрушать его.

Мысль, что красивых девочек надо воспитывать как-то по-особенному, я встречал у многих педагогов. Каждый, кто соприкасается с детьми, знает, сколько преимуществ у красивого ребенка. Он почти не знает трагедии отвергнутости. Он всегда имеет возможность выбрать друга, товарища, компанию. Красивая де-вочка в коллективе может объединить (если она умна и добра) целые толпы ребят.

Такая же девочка, если умна, но не очень добра, при определенных обстоятельствах может внести в коллектив такой заряд разрушительной силы, что неопытному педагогу чрезвычайно трудно справиться с ее влиянием, тем более что оно никогда не бывает на поверхности. Здесь-то и важны дискуссии, обсуж-дения, просто разговоры о чувствах, о привязанностях, о вкусах и ценностях.

Мы уже говорили о том, что деятельность, и только деятельность, формирует личность. Но пусть в понятие "деятельность" входит и то интимное общение, кото-рое направлено и на освоение нравственных норм, и на постижение высоких нравственных идеалов в труде, любви, учении, в занятиях искусством, наукой, спортом.

 

7. Каждый школьник -- это сложнейший мир проблем и задач.

Забота о своевременном решении этих проблем и задач составляет основу строительства новой школы

Когда-то, в первом издании "Семейной педагогики", я написал такую фразу: "Если вашей дочери минуло двенадцать лет, знайте, что вы имеете дело не просто с ребенком, а с маленькой женщиной". Дальше шло пояснение этого тезиса, не вызвавшего ни у кого на многочисленных обсуждениях книжки возражения или сомнения типа: "Что это за преувеличения?" Родители знают: дети в этой усложняющейся жизни становятся раньше взрослыми. Они в чем-то умнее нас, прежних. Их детство другое, чем наше. Когда сталкиваешься со старшеклассниками, иной раз поражаешься этому удивительному соединению в них детскости и овзросленности. На перекрестьях этих двух свойств как раз и создаются беды, точнее, рождаются противоречия, способные обернуться бедами.

В последние годы я много занимался анализом такого рода противоречий. Меня, в частности, интересо-вало и то, как классическая литература, гуманитарное знание соединяются в одном человеке с безнравствен-ным мышлением. В последнее время я все чаще сталкиваюсь с тем, что безнравственные поступки совершаются не только теми, кто плохо учится, ничего не читает, не ходит в театр и в музеи. Напротив, немало отклонений случается и с теми, кто эрудиро-ван, в чьем сознании соединилось пристрастно ото-бранное из классики подтверждение того, что именнобезнравственное, а не нравственное поведение -- норма. Я поражаюсь, с какой иезуитской способ-ностью выискивают они аргументы для обоснованиясвоей неправедной позиции, тех ложных установок, которые берутся молодыми людьми на вооружение, становятся предметом споров.

Вот какая история произошла с Сашенькой С.-- так ее все звали. Сашенька совершила преступление и оказалась на скамье подсудимых. У девочки былудивительный учитель, экспериментирующий, знаю-щий. С ним-то и произошел у меня этот сложный раз-говор, который я приведу ниже.

-- Помню, дал я сочинение в девятом классе -- "Женские образы в романах Толстого",-- начал свой рассказ Иван Владимирович Петров.-- Меня совер-шенно поразило тогда сочинение Сашеньки. Она написала об Анне Карениной и Наташе Ростовой. Она развела обеих женщин по их достоинствам и недостат-кам. Восхитилась силою Анны, оказавшейся способ-ной на безудержное чувство. Меня поразили тогда подобранные ею слова для характеристики любви Анны и Вронского. Толстой одинаковыми словами описывает животную преданность Вронскому двух любимых существ -- лошади Фру-Фру и Анны -- их вечно женственные прелести, аристократизм тела, породу, кровь, энергическое выражение, блестящие и веселые глаза, понимание без слов. Сашенька выстрои-ла свою Анну -- хищную, порывистую, жадную, бесстрашную. Конечно, она начиталась дореволюцион-ной литературы, но отбор был сделан ею целенаправ-ленно. Она наслаждалась тем, что обнаруживала в себе сходство с Анной. Она наслаждалась тем, что ее человеческая неясность, женственность как бы соеди-няется с чем-то хищным, что, по ее мнению, было присуще аристократизму Анны. В ней она подметила, вычленила избыток животной жизни, тот избыток, ко-торый Вронский чувствовал в себе, в звере. И в Анне чувствовал, когда сам переступал самые последние пределы своей нежности к ней.

-- Я что-то вас не пойму,-- перебил я Ивана Владимировича.-- Вы считаете, что в Анне живет что-то звериное?

-- Я десятки раз читал "Анну Каренину" и никогда не замечал столь обнаженно жестокой характеристики бесовских страстей в самой Анне. Сашенька не только отыскала в Анне хищно-грозовые, если можно так ска-зать, порывы. Она еще и стала подражать созданному образу Анны. В ней стала развиваться особого рода вседозволенность. Она уничтожила в себе все какие бы то ни было ограничения. Нравственный каприз, прикрытый философией свободы, стал ее знаменем. Конечно, это громко сказано, но это так.

-- И вы говорили ей об этом?

-- Что вы! Во-первых, я не мог ей сказать об этом, потому что тогда я всего этого еще не сформулировал. Я лишь смутно догадывался о том, что с нею происхо-дит. А во-вторых, я тогда не знал, что она не просто черпала из книжек информацию, а выстраивала свой образ как картину мира, как модель поведения, как идеал.

Я слушал Ивана Владимировича, и мне было инте-ресно, куда же он клонит? Неожиданно он предста-вился мне этаким молодым Карениным, изучившим все догматы морали, поучающим всех.

-- Вы считаете, что в Сашеньке обнаружились садистские чувства, когда она описывала Анну? -- спросил я.

-- Сашенька выбирала для анализа то, что задевало ее воображение. Я отдавал себе отчет, что многое из того, о чем она писала, было подсказано ей критикой, тем не менее она выбрала именно тот жестокий ряд нравственных проявлений, который был мне чужд и страшен. Она выписала те места, где Вронский ощу-щал в себе убийцу Анны, Анна видела это жестокое любовно-страстное влечение Вронского. Там есть такие слова: "Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни... Было что-то ужасное и отвратительное в воспоминаниях о том, за что было заплачено этою страшною ценой стыда. Стыд пред духовною наготою своей давил ее и сообщался ему. Но, несмотря на весь ужас убийцы пред телом убитого, надо резать на куски, прятать это тело, надо пользоваться тем, что убийца приобрел убийством.

И с озлоблением, как будто со страстью, бросается убийца на это тело, и тащит, и режет его; так и он покрывал поцелуями ее лицо и плечи".

Я слушал, как он почти наизусть читал Толстого. Я не помнил эти места с таким нагромождением жутких картин.

-- Меня удивило,-- продолжал Петров,-- что в Сашеньке сидела, я это понял, жуткая потребность разобраться в этом страстно-грозовом начале, какое она подметила в Анне. Она в своем сочинении описы-вала, как убивал Вронский свою прекрасную лошадь, чуя свою вину, постыдную и непростительную, когда он прочел говорящий взгляд любимого зверя. И именно подобные чувства ощущает Вронский, когда видит тело Анны на столе казармы, тело, бесстыдно растянутое посреди чужих окровавленных тел, тело еще прекрасное и полное жизни, такое же точеное все -- и грудь, и ноги, и бедра, и красивая голова, уцелевшая и закинутая назад со своими тяжелыми косами, вьющимися волосами на висках, и полуот-крытый румяный рот, и застывшее странное жалкое выражение в губах, и ужасное в остановившихся незакрытых глазах.

- Я вас не пойму,-- перебил я Петрова.-- К чему вы ведете?

- Я не к чему не веду. Я просто установил для себя, что в Саше вызревало это звериное начало, и она всячески искала обоснование ему. Потому и привлек ей Шамрай. Ей нужен был человек, который смог бы помочь переступить нравственный закон.

-- Думаю, что вы ошибаетесь. Она так страстно мечтала о материнстве, так хотела покоя...

-- Саша -- о материнстве? Я опять вспоминаю ее сочинение, где она сравнивала Наташу Ростову с Анной. Она писала: чем так жить, как жила потом Наташа -- помните, опустилась, не причесывалась стала неряшливой, утратила очаровательную прелесть и гордилась тем, что сама стирает пеленки, запач-канные не зеленым, а желтым,-- так вот Сашенька писала: чем так жить, лучше под поезд.

-- И что же вы?

-- А я что? Конечно, я стал рассказывать о том, что Наташа-девушка и Наташа-мать -- это по-разному прекрасные люди, что есть в Наташе-матери та высота, которая и составляет подлинную духовность... Но я вспоминаю теперь, что, когда я это все говорил, слова мои не доходили до Саши, как, впрочем, и до осталь-ных ребят...

-- А почему?

-- Вот это для меня загадка. Я не мог доказать де-тям, что Вронский или Нехлюдов являются, говоря словами Достоевского, сладострастными пауками вчеловеческом образе. А вы знаете, почему я не смог им это доказать? -- спросил он меня с вызовом.

-- Почему?

-- Да потому, что против меня сам Толстой со своим талантом. Чтобы дети научились воспринимать гениальные произведения Толстого, необходима совер-шенно иная этическая подготовка, нужен опыт нравст-венной жизни, нравственных исканий.

Я слушал Петрова, он меня уже не раздражал, про-сто я ощущал в нем схоластику мнимой эрудиции: заучил цитаты, знает, что такое хорошо, а что такоеплохо, а истинная нравственность не нуждается в заучивании, она опирается на человеческую культуру общения. А с чем соединилось художественное вос-приятие Сашеньки, с каким ее нравственным опытом оно сплавилось -- этого новоявленный Песталоцци знать не желает. Петров чисто литературоведчески, может быть, и затрагивал глубинные стороны форми-рования женского "я" -- это было интересно. Но он не знал той жизни Сашеньки, которая открылась мне.

Мне Сашенька уже в следственном изоляторе рассказала о себе жуткую историю. Был отец, художник-прикладник, мастер по металлу, литью, антиквар, че-ловек сладострастный, запойный, садист, истязавший жену, мать Сашеньки. У Сашеньки была сестра, старше ее на шесть лет. Мать уходила на работу, адевочки оставались с отцом. Однажды Сашенька уви-дела, как шестнадцатилетняя сестра разделась и легла в постель к отцу. Саше было тогда десять лет. Отец позвал девочку к себе, схватил и положил рядом..

-- И ты лежала рядом с ними? -- спросил я у Саши.

-- Ну да,-- тихо сказала она, вяло улыбаясь.

-- И ты просто так лежала? --

-- Да. Отец приказал мне молчать. И целовал меня больно.

-- А сестра не плакала?

-- Нет. Я помню, у нее было совсем сумасшедшее выражение лица. Я ее такой никогда не видела.

-- А теперь где сестра?

-- Мать сумела отправить ее на Дальний Восток. Отец злился.

-- И ты говоришь, что мать знала, что отец сожи-тельствует с твоей сестрой? -- Конечно, знала. Она по-своему любила отца, но боялась его. К тому же он приносил в дом хорошие деньги.

-- Ты встречаешься с сестрой?

-- Нет. Она замужем, и у нее хорошая семья.

-- А что стало с отцом? -- спросил я.

-- Был суд, и отцу дали десять лет. Я пожаловалась и все рассказала про отца.

-- Отец сидит?

- Что вы? Он вернулся через пять лет. Мы разменялись, мне дали комнату.

-- Ты ненавидишь отца?

-- Мне его жалко.

Теперь я думал о том, что рассказал мне Петров. Значит, был опыт, жуткий, звериный. И была литература, сообщающая об опыте других людей. И зрела вдевочке своя собственная зрелость. Разгоралась и пламенела, обжигая изнутри и извне девичью чувственность. Сашенька росла и ощущала в себе избыток и страстной силы любви, какая, как ей казалось, была в Наташе Ростовой, кинувшейся в объятия красавца Анатоля, которая была в Анне, преступившей все запреты со своим возлюбленным. И одной из причин того, что она оказалась преступницей, была ее любовь к рецидивисту Шамраю, который бежал из колонии, жил нелегально. Эта любовь будто соедини-лась с тем мерзким чувством, которое зародилось у нее, когда она прикоснулась к порочной страсти отца. Она поняла, что не в силах избавиться от того, что ви-дела в детстве. Ее преследовала потребность разобрать-ся в том, что жило в ней, не давало покоя. Потому она и металась в своих чувствах. Я подумал: Сашу можно защитить от наказания, от компании, которая при-страстила ее к праздной жизни, к наркотикам, но кто защитит ее от самой себя?

Я подумал о другом. Занимаясь с детьми, обучая их и воспитывая, мы не решаем их главных задач и их главных проблем. Не решаем, потому что часто не знаем о их существовании. Не решаем, потому что занижаем уровень их развития. Не решаем, потому что не знаем, как решать.

Учиться преодолевать свой собственный схематизм мышления, учиться проникать в сложный мир наших питомцев, учиться бережно и своевременно излечивать больные детские души -- без этого не может быть ни полноценного воспитания, ни новой школы.

И самое главное. К гармоническому становлению приуготовлены и те, кто испытал на себе тяжесть порока, низость падения. Вся сложность избавлениячеловеческой души от "свинцовых мерзостей" прош-лого состоит в том, что человек не в силах преодолеть рубеж между пороком, который им осознается, и гармонией, о которой он не ведает и которая, как погашенная мечта, живет в нем. Этот рубеж -- бездна. Нужны педагогическая отвага, щедрость, мастерство, гражданское мужество, чтобы помочь человеку обрес-ти гармонию в себе самом. Помочь избавиться от страха, от стыда, от неверия. И для этого необходимо не просто мастерство, не просто внимание. Гармония есть явление нравственное и достигается творческой силой души человеческой. Достигается готовностью защищать обновляющуюся душу и обновляющийся мир, чего бы это воспитателю ни стоило: позора, унижения или даже смерти.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть крайнюю опас-ность, которая кроется в попытках некоторых теорети-ков снять с повестки дня педагогики идею всестороннего и гармонического развития личности на том осно-вании, что у нас нет достаточных возможностей для реализации таких великих педагогических задач. Да, возможностей недостаточно! Но это вовсе не означает, что можно воспитывать без великих идеалов. Без идеала нет ни реальной действительности, ни дви-жения к правде и справедливости, ни педагогического мастерства. Сегодня многие учителя утверждают: как нет альтернативы демократизации общества, так нет приемлемой альтернативы всестороннему и гармони-ческому развитию демократической личности как цели воспитания. Другой вопрос, что путь к идеалу длителен, сложен и требует поэтапных действий с учетом реальных возможностей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.219 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь