Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа «Братца Иоанна» Чурикова. Го января 1911 года. Го января 1911 года
Го января 1911 года
В воскресенье, 23 января, «Братец Иоанн», взойдя на кафедру, сказал: – Сегодня Евангелие читается из Евангелия Луки, глава 13-я: «В одной из синагог учился Иисус в день субботний, и до сего дня Он учит, как сказано в Евангелии: «придите ко Мне и научитесь от меня». И вот там была женщина, восемнадцать лет скорченная, и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал ее и сказал: «женщина, ты освобождаешься от недуга своего». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». – Спасибо! – Спаситель, – говорит «Братец», – всегда сначала сеял семя своего учения. Учение укрепляет веру, а вера целит людей. Так Христос призвал и женщину, страдавшую 18 лет, словом своим и исцелил ее. И ныне Он всех призывает Своим учением, пробивает в них веру и верою целит человечество. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать: в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: «лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию ли дочь Аврамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?». Спаситель всегда целил и ныне целит людей во всякое время, а начальники синагоги, якобы защищая синагогу и субботу, говорили Ему, что в субботу нельзя целить. Христос же говорил им, что не человек создан для субботы, а суббота для человека, для того, чтобы исцелять его в субботу. – Спасибо! – Шесть дней назначены для того, чтобы человек занимался своими делами, а суббота назначена для исцеления человечества. В то время Христос призывал Своим Словом людей и целил их верой в субботу. И ныне Он призывает нас чрез Свое учение по праздникам. И если мы примем Его учение и пойдем за Ним, то вся русская скорченная земля выпрямится. – Дай Бог! – восклицают слушатели. – Спаситель говорит, что сатана связал женщину, и она была скорчена восемнадцать лет. Наверное, она лечилась у многих врачей. Но сатану нельзя вылечить ни лекарствами, ни розгами, ни нагайками. Но Слово Христово, если коснется человек, то выпрямит его и без человеческих наказаний. Слово Христово выпрямляет испорченный разум и кривое сердце, и человек обновляется и от радости поет песни. – Спасибо! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя». – Начальник синагоги негодовал на Иисуса, якобы защищая закон и субботу, но Спаситель обличил его в лицемерии, говоря: «вы сами нарушаете субботу, отвязывая вола или осла». Так и ныне многие лицемерно чтут праздники в пьянстве и разврате. Женщина страдала восемнадцать лет, будучи связана сатаной. Тогда сатана связал ее. И ныне сатана связал нас. – Связал, – говорят слушатели. – Связал, – говорит «Братец», – сатана разными ловушками: развратом, пьянством, пирушками–гульбушками, трактирами, ресторанами, гостиницами. И все от этого болеют и охают подобно скорченной женщине. – Помолись! – Поэтому, если Христос в то время призывал эту женщину, то и в настоящее время Он говорит нам: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите Иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, и доныне многих Он избавляет от недугов, нужды и горя. – Спасибо! – Но как нас избавишь, если нам не нужна наука Христова? Но если мы примем учение Христа, то Оно развяжет нас от всех преступлений и недугов. А пока мы не приняли учения Христа, то мы не можем развязаться от преступлений, нужды и болезней. Покайся! – Грешны! – говорят слушатели и поют «Отверзу уста моя». После пения «Братец» продолжает читать: – «И когда Иисус говорил это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». И в настоящее время Христос говорит нам чрез Евангелие и пробуждает в одних стыд, а в других веру. 1900 лет Христос был в народе и всегда будет в нем, т. е. Его учение всегда было и всегда будет. И всегда Христос целил и всегда будет целить. – Спасибо! – Начальники же синагог защищали только субботу, но не заботились об исцелении. И в настоящее время только тогда мы будем прославлять Бога, когда выпрямимся. – Выпрямимся! – говорят слушатели. – Но если мы будем молиться без веры, то мы никогда не выпрямимся и не прославим Бога. Только того Слово имеет вес, кто исцелился от скорченности, хромоты, слепоты. – По твоим святым молитвам, – говорят слушатели. – Начальник говорил Иисусу: «Ты нарушаешь субботу», а Христос говорил ему: «ты сам нарушаешь субботу, потому что суббота назначена для назидания Словом Божиим и для исцеления». Христос тогда целил народ и в настоящее время Он целит человечество Словом Своим. Слово Божие это то же что брение, положенное Христом на глаза слепорожденному. Христос спросил его: «видишь ли ты что?». «Вижу людей, как деревья, мотающихся», ответил он. Так и мы без Слова Божия не видим ни людей, ни себя. – Помолись, Дорогой, чтобы и нам видеть. – Далее читаем: «Иисус, сказал: чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое взяв человек посадил в саду своем: и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». Спаситель уподоблял Царство Небесное великому дереву, в ветвях которого укрываются птицы. Подобно этому и народы могут укрываться в Словах Христа, как в ветвях, и могут избавляться от хищных птиц. – Спасибо! – Далее читаем: «Еще сказал Иисус: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все». И теперь Слово Божие бродит в человеках. Но если нет закваски, т. е. Слова Божия, то как может вскиснуть Царство Божие? Для того и закваска, чтобы хлеб был мягок. Для того и Слово Божие, чтобы человек был кроток. – Спасибо! – Иисус рассказал слышавшим эти две притчи для того, чтобы они из образов зерна и закваски поняли, что такое Царство Божие. Без этих образов они не могли бы понять Слов Иисуса о Царстве Божием. Слово Божие для того и существует, чтобы развязывать людей от всяких недугов, нужды и горя. У Бога нет ни болезней, ни нужды, ни несчастий. Все люди, которые верят в Бога, не охают. Поэтому и говорится: «у Бога нет ни болезней, ни воздыханий, но жизнь безконечная», т. е. вечная радость. – Спасибо! – Авраам никогда не печалился и царь Давид не горевал, а если и горевал, то только тогда, когда согрешал и говорил: «лучше у порога в доме Господнем, нежели в шатрах Кидарских». Святые со Христом никогда не горевали, а если и горевали, то только о своих грехах. А мы, наоборот, охаем и никогда не горюем о своих грехах. Но если мы будем плакать о грехах своих, то и нам Христос скажет: «ты освобождаешься от пороков, преступлений, а потому и от болезней, нужды и слез». – Спасибо! – говорят слушатели и поют «Верую во единаго Бога». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам… – Спасибо! – Напомнил Евангелие об исцелении скорченной женщины. Евангелие для того и написано, чтобы целить человечество. Это есть самый вытяжной пластырь, самое верное лекарство. Кто его принимает, тот делается здоров душою и телом. Поэтому Спаситель и сказал и до сего времени говорит: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего». Если бы вся земля прониклась Евангелием, то она также выпрямилась бы. – Верно! – говорят слушатели. – Но горе тем, которые говорят: «нам учение Христа ненужно». Таковые люди и Богу ненужны. Покайся! – Грешны! – Еще напомню вам книгу пророка Иеремии, главу 7-ю: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: «стань во вратах дома Господня и провозгласи там Слово сие и скажи: слушайте Слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу». Хотя вратами Господа они входили, но Слово Господа не слушали. Ходили только кланяться, говорит пророк, а Слово Божие им было ненужно. Таковые лицемерные поклонники и Богу ненужны. «И говорит Господь Бог: «исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте». – Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – А если будете только ходить в храм на поклонение, а не будете исполнять Слова Господня… – Будем исполнять, – говорят слушатели, а «Братец», продолжая прерванную речь, говорит: – Если не будете исполнять Слова Господни, тогда Он отвергнет вас. «Не надейтесь на обманчивые Слова, которые вы говорите: «здесь храм Господен, храм Господен, храм Господен». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, – то я оставлю жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов». И будете ходить в храм. Но как они будут производить справедливый суд, если они не исполняют Слова Божия? – Прости! – Далее читаем: «Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут пользы». – Прости, Дорогой Братец! – «Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу и ходите во след иных богов, которых вы не знаете». А кто иному Богу служит, тот и другому закону повинуется. Далее читаем: «Потом вы приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости». – Верно! – говорят слушатели. – Прости! – говорят другие слушатели, а «Братец» повторяет: – «Говорите: «мы спасены», чтобы делать мерзости». Далее читаем: «Говорит Господь: пойдите в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля». В Силоме жил при скинии первосвященник Илий. Он был благочестивой жизни и часто плакал, а где плач, там соединение с Богом. Дети же его вели жизнь неблагочестивую и брали у людей жирных овец, а тощих выкидывали вон. Прихожане жаловались на них Илии, но он не обращал внимания на эти жалобы и не делал замечаний своим детям из любви к ним. И вот случилась война с филистимлянами. Ковчег завета был взят в плен, а дети Илии были убиты на войне, а сам Илий, узнав об этом, упал навзничь со стула и разбился на смерть. За что? За то, что не обличал и поощрял детей своих в их прихотях. – Прости, Дорогой, Братец! – Илий не делал замечаний своим детям, и они сделались дурными. – Прости! – Далее читаем: «и ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы «не слушали, и звал вас, а вы не отвечали»… – Прости! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «То я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом». – Прости, Дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Господь предал Силом в руки врагов – филистимлян за нечестие израильтян и детей первосвященника Илии. Дети Илии выбирали жирных овец на мясо, а Илий прощал их. Но Бог не простил и предал их в руки врагов. Поэтому и чрез пророка Иеремию говорил Бог израильтянам: «и отвергну вас от лица Моего, как отверг Силом». А обращаясь к самому пророку Иеремии, Бог говорил: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя». Ты их любишь, а они делают вред. «Разве не видишь, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня». Все это для преступлений. – Верно! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет». За что? За преступления. А когда мы очищаем себя от пороков и преступлений, тогда Господь оказывает нам свою милость. Но мы очищаем только чаши, а внутренности своей не приводим в чистоту. – Прости! – Внутренняя же чистота важнее внешней. Я не говорю, что не следует заботиться о внешней чистоте и есть грязными руками. Я говорю, что если неприятна внешняя нечистота и руки грязные – неприятны, то еще неприятнее нечистота внутренняя. Дети собирают дрова, отцы разводят огонь, а женщины делают пирожки. Для чего? Как тогда для богини плясок, так и теперь каждый праздник устраивается для плясок. Что делалось тогда, то самое делается и теперь. Покайся! – Грешны! – И возгорится гнев Господен на людей, и на скот, и на поля, и на дерева, и не погаснет. – Помолись! – Далее читаем: «Я не давал отцам вашим заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и о жертве, но такую заповедь дал им: слушайте гласа Моего. – Будем слушаться, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «И Я, говорит Господь, буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». – Спасибо! – «И ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо». – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Не для того, чтобы было тяжелое иго, а для того, чтобы было хорошо. Всегда было хорошо тем, которые увлекались Словом Божиим. – Хорошо! – говорят слушатели. А которые не увлекаются Словом Божиим, те остаются скорченными, унылыми, угрюмыми. – Верно! – Далее читаем: «но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и по упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом. С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня». Если мы скажем, что к нам не приходили пророки, то это будет неверно, потому что и пророки, и Христос, и апостолы, и все отцы церкви приходят к нам и говорят с нами чрез Писание и чрез внутренний голос. Христос никогда не отходил от нас, а мы сами от Него отходим. – В кабак, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Так как мы отходим от Христа, то мы читаем не Его Слова, и не слова пророков и апостолов, а разные повести и романы разврата, и потому среди нас царит не дух Христов, а дух разврата. Далее читаем: «Говорит Господь пророку Иеремии: и когда ты будешь говорить им все эти Слова, они тебя не послушают». – Послушаем, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «И когда будешь звать их, они тебе не ответят». – Ответим, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать Слова Бога к пророку Иеремии: «Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, – она отнята от уст их». Потому что они не откликнулись, – поясняет «Братец» и затем продолжает читать: «Остриги волоса твои и брось и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его». Великий гнев Божий заставит людей признать Бога и правду сказанных Им чрез пророка Слов, и они скажут: «это предсказывал пророк». – Пророк, – говорят слушатели. – Далее читаем: «Они устроили высоты, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего я не повелевал и что Мне на сердце не приходило». Скажут иные, что только тогда сожигали сыновей и дочерей. Да и ныне сколько сгорает их в трактирах и ресторанах? Сколько убийств и самоубийств? Почему? Потому что покланяются они богу чрева, и богу веселья, пьянства и разврата, совершая такие дела, которые и на сердце не приходили. Далее читаем: «За то вот, приходят дни, – говорит Господь, – когда не будут более называть место сие святым и славным, но долиною убийства». И теперь, где столицы и великий город, там великий разврат, а где разврат, там убийство и самоубийство. И сельские жители, занимающиеся земледелием, боятся отпускать в города своих детей, особенно дочерей, говоря: «как в городской омут попала – так и пропала». Далее читаем: «И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их». И в настоящее время столицы и города, эти места разврата, убийства и самоубийства, – полны трупов, находимых на улицах, площадях, в реках, в каналах. Почему? Потому что люди забыли Бога и Его Слово, а без Слова Божия – драка и убийства, уныние и самоубийства. Покайся! – Грешны! – Далее читаем: «И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты, потому что земля эта будет пустынею». Почему? Потому что забыли Господа Бога своего. – Прости! – Везде, где нет Слова Божия, там разврат, дележка, ссоры, драки, убийства, самоубийства и пустыня. А где есть Слово Божие, там целомудрие, мир, Любовь и благоденствие, там скорченные выпрямляются и прославляют Бога. – Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Твоя песнословцы, Богородице». После пения «Братец» говорит: – Вот я напомнил вам слово пророка Иеремии. – Спасибо! – Я напомнил вам это для того, чтобы вы могли сравнить то, что происходило в древности, с тем, что совершается в настоящее время, так как только посредством подобного сравнения мы можем выпрямить кривизну и изгнать сатану, когда мы узнаем из Писания, сколько раз Бог наказывал израильский народ и сколько раз этот народ каялся и Бог возвращал ему все, что отымал, и сравним с его жизнию свою жизнь, только тогда и мы покаемся и исправимся; тогда и нам Господь возвратит то, чего мы лишились, т. е. здоровье, богатство и спокойствие. Еще напомню вам житие святого апостола Тимофея, память которого празднуется 22 января. Сказав это, «Братец» раскрыл книгу «Жития святых, изложенную по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского» за январь и стал читать и пояснять житие Тимофея, начиная с 739 страницы: «Св. апостол Тимофей происходил из Ликаонской области. Матерь и бабка Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует апостол Павел в словах, обращенных к Тимофею: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тим., 1, 4–5). – Значит, – поясняет «Братец», – бабка и мать жили в Тимофее, потому что вера бабки и матери обитала в нем. Затем «Братец» читает дальше: – «Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, был питаем своею матерью не столько телесной пищею, сколько Словом Господним. Но мы, – поясняет «Братец», – питаем своих детей, наоборот, больше телесным хлебом, нежели небесным. И когда дети вырастут, то мать говорит им: «я вас кормила своим молоком, а теперь вы за это кормите меня и оказывайте мне почет». Такия слова, укоряя детей, только озлобляют их, и они делаются злыми и безбожными. Совсем иначе воспитывался апостол Тимофей: мать его говорила ему не столько о хлебе телесном, сколько о хлебе духовном. Сказав это, «Братец» читает дальше: – «Затем Тимофей обратился к святому апостолу Павлу, который с своим учеником и апостолом Варнавою пришел в Листру. По прибытии своем туда, апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым Словом. Видя это, жители города сильно удивлялись, говоря: «боги в образе человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для этого именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие обратились от своего заблуждения к благочестию» (Деян. ап. 14, 8–18). – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – Христос заповедал своим апостолам проповедовать Евангелие, говоря: «кто будет веровать, спасен будет, т. е. спасен от болезней, нужды и всякого горя, а кто не будет веровать, осужден будет на болезни и всякие несчастия. И всякого искренно верующего будут сопровождать знамения», т. е. чудесные исцеления и обновления жизни, как это и происходило с апостолами по Слову Христа: «если будете иметь веру хотя с горчичное зерно, то будете переставлять горы». Нам нет нужды переставлять горы, но от пьянства и разврата переставлять в трезвую и честную жизнь долг всякого христианина. – Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» потом продолжает читать житие: – «В числе таких (обратившихся к благочестию) была и мать апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостию приняла апостола Павла в свой дом, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени Слова Божия. «Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов». – Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет: – И теперь мы видим, что такое же празднество, как у тех язычников, совершается и у православных. Мы нисколько не отошли от тех идолопоклонников. – Верно! – говорят слушатели. – Если бы не было, – говорит «Братец», – разврата, пьянства, ссор, драк и убийств, то я ничего не сказал бы. Такия бесчинства были во дни израильтян, и Господь предал их в руки филистимлян. Неужели и нам дожидаться того, чтобы Господь отдал и нас в плен на мучения? – Нет, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать: – «Видя это, Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал единого истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, – ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческой, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти». Для чего все это написано? Для того, чтобы мы могли сравнить то, что было прежде, с тем, что делается в настоящее время, и покаялись. Покайся! – Грешны! – восклицают слушатели. На этой беседе присутствовал протоирей Покровский, из церкви Вознесения, что на Вознесенском проспекте. Уходя домой, он сказал швейцарам «Братца», что остался доволен Его беседой.
36-я
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы