Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДА «БРАТЦА ИОАННА» ЧУРИКОВА. Трезвенник. Трезвенник.



Го декабря 1911 года

НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.

Взойдя на кафедру, Братец сказал:

– Сегодняшнее Евангелие (от Матфея гл. 1, ст. 1–25 и от Иоанна гл. 8, стр. 37–55): «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его» и т. д. Я не буду читать всего родословия Христова, чтобы не утомить вас. В конце этого родословия читаем: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

Все это родословие написано для того, чтобы мы знали, от кого родился Иисус. Но мы в настоящее время знаем и другое рождение Христа. Христос родился от Девы Марии, а от Христа родились 12-ть апостолов, отцы церкви и все христиане. Все они родились от Духа Христова, т. е. от слова, от проповеди, от учения Христа. Такое рождение не внесено в родословную, но апостол Павел говорит о нем: «у вас тысячи наставников, но немного отцов, а я родил вас во Христе Иисусе браговествованием» (1 Кор. 4, 15). Такое рождение важнее и сильнее, чем рождение от колена. Люди привыкли записывать свое рождение по коленам, рождение телесное, но не захотели родиться от Духа Божия, т. е. научиться от слова Божия, от пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, а потому и поделались ворами и разбойниками. Кто у кого научился, тот от того и родился. Научился у Христа – от Христа и родился. Научился у разбойников – и сам сделался разбойником. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа святого. Иосиф же муж ея, будучи праведен, и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – се Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давыдов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, что значит Спаситель; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

– Спасибо! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Иисусов было много и Христов было много: Иисус Навин, Иисус сын Сирахов, Христос Моисей, Христос Давид; но все эти люди были спасителями временными и только для одного народа – еврейскаго. А Иисус Христос есть Спаситель вечный и для всего человечества. Поэтому Его имя выше и сильнее всех других имен, как об этом и читаем далее:

«А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7, 14).

До тех пор, пока Христос не родился от Девы, никто не мог верить, чтобы это могло быть. Даже и святой Симеон Богоприимец сомневался и говорил: «как может от Девы родиться младенец, который должен быть Спаситель мира? Поэтому он хотел счистить ножем в Писании то место, в котором об этом написано и заменить слово «дева» словом "жена». Но ангел явился ему и сказал: «ты не умрешь, пока не увидишь Девы с Младенцем». И когда он увидел, то поверил написанному у пророков.

Точно также и мы не можем верить Писанию, пока не увидим его исполнения на деле. А Писание в настоящее время все более и более исполняется и проявляется на человеках, и мы, видя это проявление, не можем не верить Писанию.

Но как в то время были сомневающиеся, так и теперь есть таковые: имеют глаза и не видят, имеют уши – и не слышат, «ибо огрубело их сердце, не видят глазами, не слышат ушами и не обратятся, чтобы Я исцелил их», говорит Господь.

– Прости!

– Далее читаем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал ея, как, наконец, она родила Сына Своего первенца, и он нарек ему имя: Иисус».

Иосиф боялся принять Марию, потому что боялся, чтобы по Моисееву закону не побили камнями его и Марию. Но ангел сказал ему: «не бойся принять жену твою Марию, ибо родившееся в ней есть от Духа Святаго».

Далее читаем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень».

Так и мы встанем от духовнаго сна и поступим так, как говорит Писание.

Для того и написано Писание, чтобы мы вникали в него и применяли его к своей жизни.

После этого Братец стал читать из 8-ой главы Евангелия Иоанна:

– «Сказал Иисус: знаю, что вы семя Авраамово: однако ищите убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищите убить Меня. Человека, сказавшаго вам истину, которую слышал от Бога. Авраам этого не–делал». Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели, а Братец поясняет:

– Так и теперь многие говорят: «мы Христовы, мы православные христиане». Если бы вы были Христовы, то делали бы дела Христовы.

Далее читаем: «Вы делаете дела Отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей»?

Да потому, что не увлечены Священным Писанием. А если говорить вам о трактирах, ресторанах, вине и нарядах, то это вы отлично понимаете.

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец поясняет еще:

– Вы отлично понимаете всякую светскую песню и всякий даже намек на разврат вы отлично понимаете; но смысла Писания и песней духовных вы не понимаете, потому что не привыкли о них разсуждать. Но если будете вникать в слово Божие, то будете понимать его. А потому Христос и говорит: «почему вы не понимаете речи Моей? Потому что слово Мое не вмещается в вас. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

И в настоящее время люди привыкли лгать. Есть даже поговорка: «не солжешь – не наживешь». А если бы мы вникали в Евангелие, то мы боялись бы лгать.

Далее читаем: «А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас уличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец читает дальше:

– «На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин, и что бес в Тебе?»

Но Христос кротко им сказал: «во Мне беса нет. Я чту отца Моего, а вы безчестие Меня. Впрочем, есть на вас Ищущий и Судящий». От этого слова некоторые пришли в страх и сказали: «нет ли тут Ищущаго и Судящаго?» Из этого можно понять, что Христос приводил слушателей в страх и трепет.

Далее читаем: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер, и пророки умерли? Чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Тот, о котором вы говорите, что Он Бог ваш».

– Истинно! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– Как Бог творит чудеса, так и Христос творил чудеса: больных исцелял, хромых делал ходящими, слепых – зрячими, глухих – слышащими, мертвых – живыми. Такими чудесами Бог прославлял Христа, а иудеи от ненависти своей говорили ему: «Ты делаешь это силою Веельзевула».

– Нет! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «И вы не познали Его, а Я знаю Его. И если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его, потому что Я соблюдаю слово Его, и люблю Его».

– Помоги тебе, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает последний стих Евангелия:

– «Авраам, отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался».

– Спасибо! – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».

После пения Братец говорит:

– Вот я напомнил вам кратко…

– Спасибо!

– Евангелие от Матфея о родословии Иисуса Христа. В древнее время иудеи привыкли писать свои родословия, чтобы знать, кто от какого колена произошел, но, как видно из Евангелия от Иоанна, они только хвалились своими родословными, а не старались проникаться духом Авраама и пророков, от которых они вели свои родословия. Поэтому Христос и упрекнул их, говоря: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы».

Недостаточно плотски родиться от Авраама, надо еще научиться жить у Авраама. И если бы люди увидели человека, живущаго, как Авраам, то они поверили бы ему. Но как могут верить люди человеку, если он живет, как разбойник? Все мы хотим прийти в лоно Авраама, да примет ли нас, разбойников, Авраам? Если мы не принимаем пьяниц, воров и разбойников, то, как же мы хотим, чтобы Авраам их принял?

Поэтому не хвались, что ты называешься православным христианином. Этого еще недостаточно. Мы должны также проявлять дела Авраама, Христа, апостолов и отцов церкви. Тогда только ты будешь истинным Христианином и тогда Бог будет свидетельствовать о тебе и прославлять тебя. Недостаточно одной веры. К вере нужны еще и дела. Но если на словах вера, а на делах другое, то кто же будет тебе верить? А если вера твоя подтверждается делами, тогда ты можешь оправдаться своим родословием.

– Помолись! – говорят слушатели и поют: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

После пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Послание апостола Павла к евреям.

– К нам, – говорят слушатели, – и Братец читает и поясняет 11-ую главу послания к евреям.

Пояснения Братца к этой главе см. в его «Беседе» от 13 июня 1910 года.

Потом Братец говорит:

– Еще напомню вам книгу пророка Софонии (гл. 3, ст. 7–20): «Сказал Господь: бойся только Меня и принимай наставление Мое, и не будет истреблено жилище его, и не постигнет его зло, какое Я поставил о нем».

– Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я возстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля».

За что? За то, что не принимали Его наставлений. И теперь мы видим из Писания, что это самое Бог говорит и нам.

– Говорит! – восклицают слушатели, – а Братец читает далее:

– «Тогда опять Я дам народам уста чистыя».

– Дай, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои – дети разсеянных Моих – принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне».

– Помолись! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварнаго, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего!».

– Слава Тебе, Господи! – говорят слушатели, – а Братец читает далее:

– «Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои! Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».

Но те, которые не верят, будут истреблены.

Для чего это написано? Для того, чтобы мы имели веру и пользовались всеми благами на земле.

Далее читаем: «Ситующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение. Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу разсеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их».

Им будет почет от всех тогда, когда у них будут уста чистыя. А уста чистыя бывают тогда, когда люди беседуют о Боге.

– Спасибо!

– Далее читаем: «В то время приведу вас и тогда же соберу вас; ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш пред глазами вашими, говорит Господь».

Тогда, говорит Господь, возвращу вас из плена.

– Спасибо!

– Тогда уже не будете в плену в трактирах и у блудниц. Поэтому и говорит Господь: «выведу вас из плена».

– Выведи, дорогой Братец! – говорят слушатели, – а Братец поясняет:

– И кто слушается слова Божия, тот избавляется из плена. Но кто не слушается, тот попадает в плен разврата и пьянства и там погибает. Покайся!

– Грешны! – восклицают слушатели и поют: «Блажен муж».

_______________

 

После Пения Братец говорит:

– Еще напомню вам…

– Напомни.

– Житие святого Вонифатия, празднуемаго 19-го декабря.

Сказав это, Братец стал читать из книги «Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия ростовскаго», за декабрь, на 517 стр., следующее:

«Однажды Вонифатий после литургии стал вкушать пищу. Прежде, чем он по обычаю помолился пред трапезою, один из скоморохов стал пред дверями с обезьяною и заиграл на кимвалах».

– Прости! – говорят слушатели, – а Братец продолжает читать:

– «Святой, услышав звуки кимвала, разсердился и сказал: «увы, мертв есть сей нечестивец, по истине мертв; я пришел обедать и еще не успел открыть уста для обычнаго восхваления Бога, как он предупредил меня, пришел с обезьяною и заиграл на кимвалах!» При этом он присовокупил: «пойдите, дайте ему есть и пить, но знайте, что он мертв». Нечистивый же тот человек, взяв хлеб и вино, хотел было выйти из ворот, но тотчас же большой камень сзади внезапно упал и ударил его по голове; скоморох упал на землю и полумертвым был отнесен на руках в свой дом, и на другой день, как предсказал святой, умер».

И с тех пор напал страх на людей, и скоморохи с обезьянами стали бояться искушать святого.

Так бывают несчастия и во время нашего веселья, если оно оскорбляет религиозное чувство. Не оскорбляй ничьего религиозного чувства – и тогда камень не будет попадать на головую твою. Покайся!

– Грешны!

– Далее читаем: «Так должно благоговеть пред святыми угодниками Божиими и почитать их, ибо они суть храмы Божии и Бог пребывает в них. Когда святой прогневается, вместе с ним гневается и живущий в нем Бог, и тогда за святого Бог отомщает и карает».

Но мы не читаем Священнаго Писания и житий святых и не знаем, за что нас Бог карает и за что попадает камень в голову. А если будем читать, то будем знать.

Вы не читаете слова Божия и не знаете, за что страдаете болезнями от подошвы до темени и за что наказал вас Бог нищетой.

– Прости! Помолись! – говорят слушатели и поют: «Сидяй в славе на престоле Божества».

________________

 

После пения Братец говорит:

– Еще вот такой пример из жизни святого Вонифатия.

Сказав это, Братец стал читать из той же книги, на 515-ой стр., следующее:

«Мать Вонифатия имела в своем доме кур, которых похищала лисица, причиняя тем убыток бедной вдове. Однажды отрок Вонифатий, стоя у своих дверей, увидал, как лисица по обыкновению пришла, похитила птицу и убежала в гору».

И теперь такия лисицы приходят сюда и похищают здесь птиц.

– Похищают, – говорят со смехом слушатели, – а Братец продолжает читать:

«Сожалея об огорчении матери, Вонифатий побежал в храм, пал на землю и в молитве жаловался пред Богом на лисицу, говоря: «Господи, неужели благоугодно Тебе, чтобы я не мог питаться от трудов матери? А вот, между тем, лисица приходит и похищает пищу нашу!» После молитвы Вонифатий возвратился домой и увидел ту же самую лисицу, пришедшую к ним на двор и принесшую во рту похищенную птицу. Она пустила ее живою пред Вонифатием, а сама тотчас издохла». Покайся!

– Грешны!

– А вы говорите, что Бог не наказывает. Нет, Он всегда наказывал и наказывает. Как лисица издохла, так и ты издохнешь, но не умрешь своею смертью за похищение птиц.

Для чего это написано? Для того, чтобы ты был небесной птицей, а не хитрой лисицей. Покайся.

– Грешны!

 

 

Трезвенник.

 

 

65-я

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь