Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Откуда разбогател ты, когда я более тебя занимаюсь ремеслом
Откуда разбогател ты, когда я более тебя занимаюсь ремеслом, а между тем бедствую?» Тогда первый, желая побудить своего соседа ходить в церковь, сказал ему: «Когда я хожу, то на пути всегда попадается мне золото, которое беру я себе, и оттого мало-помалу разбогател, если хочешь, ходи со мною в церковь, и ты разбогатеешь!» Сосед поверил, начал вслед за ним ходить постоянно в церковь; тогда Господь благословил и его, и он обогатился. Приметив это, благоразумный советник сказал ему: «Видишь ли, брат, я солгал тебе, что на дороге в церковь находил золото, а между тем этой ложью какую пользу приобрел твоей душе и твоему состоянию! Поверь мне, что я никогда не находил золота дорогою, а только ходил в церковь, веруя сказанному: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33; Прол. 9 июля)». Если будешь так поступать, то и ты разбогатеешь, заключил старец. Вопрос странника. Должно ли осуждать священника? Ответ старца Вонифатия. Не осуждай священника Божия за тайные или явные грехи его, какие слышишь о нем, не говори: он грешен и приступает к Тайнам, а потому не приходит дар Духа Святого; ничего подобного не помышляй. Он есть судья и испытатель тайных. Помни, что священник, во всяком случае, выше тебя, и предостави суд праведному Судии. Если священник и согрешил, то согрешил против Божественных заповедей, и ты не поставлен судьею и испытателем других, знай же свою меру и звание. Но ты скажешь: не подлежит ли священник суду и канонам церковным? Подлежит, но не тобой судится или испытывается. Что ты судишь пастыря, будучи овцой? Восхищаешь фарисейски Божий суд, судя священнический чин, тогда как он не поручен и не предан тебе от Бога? Умоляю тебя, не осуждай никого, а наипаче священника Божия. Вопрос посетителя. Какая готовность, какая частота требуется от тех, кто приступает ко всесвятой трапезе Господней? Ответ старца Вонифатия. Апостол Павел учил: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ 143 Тела Господня (1 Кор. 11, 28. 29). Нужно поэтому искушать себя, то есть испытывать свою совесть; очистить ее покаянием, возбудить в душе веру и любовь, и таким образом с духовной жаждой приступать к Таинству. Суд себе яст и пиет недо стойне причащающийся, то есть осуждение, а не оправдание приемлет, кто приступает с нечистой совестью, без веры и любви. Притом, как научает Сам Господь, необходимо в особенности примирение с ближним. Аще, говорит, принесеши дар твой к олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23—24). С миром в душе, с любовью в сердце приступай к трапезе Господней. Вопрос странника. Как должен я помнить о конце моей жизни? Ответ старца Вонифатия. Поминай последня твоя и во век не согрешиши, говорит премудрый Сирах. Укоряй всегда сам себя и говори: бедная душа моя! вот приближается час твоего разрешения от тела. Что услаждаешься еще тем, что теперь уже должно оставить и чего не увидишь уже вовеки? Внимай тому, что ожидает тебя, и рассмотри соделанное тобой: что и как. С кем шествовал ты все дни жизни твоей, со Христом или врагом Его? Кто принял труд делания твоего, кого радовал ты в житии твоем, кто потому встретит тебя во время исхода твоего? Вопрос послушника. Я мало понимаю Херувимскую песнь; объясни мне, отче, что в ней заключается? Ответ старца Вонифатия. В Херувимской песни изъясняется: да подражаем, говорит эта песнь, Херувимам, да отложим все житейские заботы в столь важный час и, таким образом, подымем, то есть прославим, вознесем духовно Царя всех, сопровождаемого ангельскими воинствами. Вопрос посетителя. Что делать, если после раскаяния опять впаду в тот же грех, который во мне прежде господствовал? Ответ старца Вонифатия. Не отчаивайся и не предавайся безпечности. Восстань, падший, не дожидайся времени другого поста, без отлагательства тогда же иди к духовному отцу 144 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ и поведай ему о своем падении, прими новую эпитимью и исполни ее. Да сохранит всех нас милосердие Божие от пагубной безпечности, от закоснения в грехах и нераскаянности. Вопрос посетителя. Кто и как имеет власть и силу сообщать благословение? Ответ старца Вонифатия. Видимыми представителями и уполномоченными раздавателями благодатного тайноводственного благословения Сына Божия служат пастыри церкви Христовой. Еще в Ветхом Завете самим Богом дана власть им благословлять сынов Израилевых (см.: Чис. 6, 23) и возлагать на них имя Господне для того, чтобы сам Господь благословил их. Да возложат имя Мое на сыны Израилевы, сказано было в законе, и Аз Господь благословлю я (Чис. 6, 27). В Новом Завете преподана эта власть апостолам и их преемникам вместе с повелением Господа учить и крестить, вязать и решить. Известно, в каком внешнем виде преподается благословение служителей Божиих. «Безценные сокровища благодатного царства заключены в скудельных сосудах, всегда подручных нам, всегда готовых отверзаться для восполнения и укрепления наших немощей душевных и телесных, для благопоспешения во всех делах. И однако же, как не многие дорожат знаками величайшего милосердия Божия, открывающегося чрез пастыря церкви, и как иногда небрежно и без должного уважения к священническому сану принимают благословение! Не о том думайте, какой рукой или в каком сосуде, но какой божественной лозы духовное вино подается вам чрез благословение служителя Христова», — замечает по этому поводу знаменитый первосвятитель нашей церкви (Филарет, митрополит Московский). Вопрос того же. Кроме пастырей церкви, кто еще имеет власть нас благословлять? Ответ старца Вонифатия. В семейной жизни необходимые и естественные преподаватели Божия благословения родители. Давая бытие своим детям, они как бы продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ПРЕПОДОБНЫЙ ВОНИФАТИЙ 145 ограждается самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: Чти отца твоего и матерь твою, да бла го ти будет — прибавлено, и долголетен будеши на земли. Вопрос посетителя. В чем должна состоять милостыня? Ответ старца Вонифатия. Аще брат или сестра нага будута и лишена будута дневныя пищи, речет же има кто от вас: иди та с миром, грейтася и насыщайтся: не даст же има требова ния телеснаго: кая польза (Иак. 2, 15—16)? Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затво рит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем (1 Ин. 3, 17)? Якоже тебе будет по множеству, твори от них милостыню: аще мало тебе будет, по малому да не боится творити милостыню. От хлеба твоего даждь алчущему и от одея ний твоих нагим: все, еже аще преизбудет тебе, твори мило стыню, и да не зазрит твое око, внегда творити милостыню: иждивай хлебы твоя при гробе праведных, грешником же да не даси (Тов. 4, 8. 16-17). Вопрос того же посетителя. Угодна ли Богу милостыня? Ответ старца Вонифатия. Милостыня более других добродетелей угодна Богу. Милости хощу, а не жертвы, сказал Господь (Ос. 6, 6). Благотворения и общения не забывайте: тако выми бо жертвами благоугождается Бог, сказал апостол Павел (Евр. 13, 16). Доброхотна дателя любит Бог, сказал так же апостол (2 Кор. 9, 7). Мужа тиха и даятеля любит Господь; суету же дел его скончает, сказал премудрый Соломон (Притч. 22, 9). Молитвы твоя и милостыни твоя взыддша на память пред Бога: милостыни твоя помянушася пред Богом, сказал Ангел Божий Корнилию (Деян. 10, 4. 31). Вот как угодна Богу милостыня! Вопрос странника. Какие занятия мужчины-хозяина по дому? Ответ старца Вонифатия. Занятия и упражнения для мужчин могут быть весьма разнообразны, смотря по возрасту, званию и положению каждого. Цари не стыдились иногда, после трудов правления, упражняться в самых простых занятиях; а самые патриархи 146 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы