Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН ОПТИНСКИЙ
(1805-1873) Преподобный Иларион двадцать лет был келейником великого старца преподобного Макария Оптинского. В предсмертные часы преподобного Макария многие его чада были переданы им преподобному Илариону. Это было начало его старческого пути. 8 апреля 1863 года преподобный Иларион становится скитоначалъником и духовником обители. Старческие беседы преподобного Илариона Оптинского (Из записок монаха отца Порфирия С.) Долго пробыв ближайшим учеником отца Макария, отец Иларион, став скитоначальником и духовником, старался и по управлению, и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его дорогим учителем. Пять раз в году, то есть в посты, Великим постом и дважды совершалась им исповедь всем относившимся к нему братиям, исповедь не общая, а с подробным опросом каждого исповедующегося о всем касающемся до его внутренней жизни и устроения. Каждый по своей нужде получал при этом наставление для дальнейшей деятельности. Несмотря на такой труд, старец все-таки выстаивал все церковные службы, как известно, особенно продолжительные на 1-й и 7-й седмицах Великого поста. Приостанавливалась братская — начиналась исповедь женского пола в хибарке: 260 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ сестер монастырского скотного двора, монахинь, или мирян обоего пола, прибывших для того к старцу со стороны. Мужчины исповедовались им особо в приемной его кельи. Исповедь часто продолжалась до чтения правила на сон грядущим. По субботам и перед праздниками приходили для исповеди чредные служащие иеромонахи и иеродиаконы. Кроме исповеди в посты, бывала исповедь и во всякое другое время всем прибывавшим и желавшим оной посетителям и богомольцам, каковых бывало много, и никому и ни в какое время у старца отказа не было. Преимущественно после вечерней трапезы, а старшие монахи или имевшие особенную нужду и во всякое время (а многие почти ежедневно) приходили к старцу, по заведенному порядку, для очищения совести откровением помыслов, покаянием и для получения себе от старца в руководство наставления и совета, сообразно с устроением каждого. Старец говорил большей частью не от себя, а приводил слова и примеры из Священного Писания или отеческих, или припоминал, что в подобных случаях говаривал, советовал или приказывал батюшка отец Макарий. Слова наставлений старца отца Илариона были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что сам первый исполнял то, что советовал братии, и сам уже опытно побывал в различных случаях, о которых приходилось наставлять братию. Много занимался старец с изъявившими желание поступить в братство, чтобы уяснить себе их внутреннее устроение, и советовал сначала пожить несколько в обители в качестве богомольца: ходить ко всем службам, испытать себя, присматриваться ко всем установленным в обители порядкам и послушаниям. Если замечал истинное призвание Божие, то благословлял готовиться к исповеди, припомнить грехи свои, а более всего нераскаянные, с семилетнего возраста, приступить к принятию Святых Тайн, помолиться на могилках старцев отца Льва и отца Макария, попросить их помощи, согласия и содействия в предначинаемом деле и затем, положась на волю Божию, идти к отцу игумену, просить его о принятии в ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН ОПТИНСКИЙ 261 обитель, а если не будет согласия отца игумена, считать, что, значит, не пришло еще к тому время и нет еще на то воли Божией. Новопоступающему старец старался уяснить, что, оставляя мир, должно оставить и прежние свои навыки и во всем последовать воле своего наставника, которому он себя, по благословению настоятеля, вручает. По своей воле никто ничего не должен делать и начинать, хотя бы что и доброе было, как-то: келейное, молитвенное правило, чтение какой-либо книги, пощение, рукоделие и всякие другие подвиги или труды, но прежде объявить отцу своему духовному, положиться на его рассуждение и со смирением просить его совета. Ищущий спасения должен добровольно и чистосердечно открывать отцу все свои помыслы, как добрые, так и порочные. Враг ратует на нас через помыслы, развращая ум и сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение, помыслов получается и прощение, и примерное духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола. Не стыдись, говорил он, обнажать струны твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда. Учил также старец иметь любовь и послушание к настоятелю, хотя бы и случалось когда понести от него оскорбление, обличение, выговор или даже наказание, хотя бы и незаслуженные, не разбирая, расположен ли к нему игумен или нет. Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николи же отпадает. Наставлял старец быть усердным к храму Божию, без благословной вины не упускать церковного богослужения, приходить к началу, к совершению проскомидии, для прочитывания заздравных, заупокойных, благодетельских и братских синодиков, которые, по заведенному порядку, вычитываются всеми братиями, в чем и сам старец принимал участие и служил примером. Церковь, говаривал он, есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих; поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях. 262 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы