Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Бы смерть пришла. А когда смерть явилась, он испугался и предложил ей понести охапку




бы смерть пришла. А когда смерть явилась, он испугался и предложил ей понести охапку дров».

Учил старец смирению, чтобы оно было не наружное только, а и внутреннее. На общем благословении он стал однажды рассказывать, взглянув при сем на меня: «Жил в монастыре монах, который все говорил: «Ах я, окаянный!» Раз игумен пришел в трапезу и, увидав его, спрашивает: «Ты зачем тут со святыми отцами?» Монах отвечает: «А за тем, что и я тоже святой отец».

Еще говорил: «Распустили про одного монаха слух, что он святой. И все даже в глаза ему говорили это. А он все называл себя грешным и при этом смиренно кланялся всем. Но вот раз он кому-то по обыкновению своему сказал: «Я грешный». А тот ему в ответ: «Знаю, что ты грешный». Он так и встрепенулся: «Как? Разве ты что-нибудь про меня слышал?»

«А вот, — говорил еще старец, — приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович, да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. Подошел Государь и еще к одному из них и спросил: «А ты за что тут?» И получил такой ответ: «За великие мои грехи и острога для меня мало». Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: «Отпустить его сейчас на волю». И родной батюшка взглянул при этом на меня.

В это время кто-то из толпы сказал: «Батюшка! Вы кого не смирите? И кто не покорится вам?» Старец в ответ на это рассказал следующее: «Раз тоже покойный Государь Николай Павлович шел по улице Петербурга. Встретил военного писаря, он спросил: «Ты откуда?» — «Из депа, Ваше Императорское Величество», — ответил он. — «Слово «депо» — иностранное, оно не склоняется», — заметил Государь. А тот в ответ: «Пред Вашим Величеством все склоняется».

Батюшка в этот раз с нами заговорился. Келейник давно докладывал о каких-то, ждущих с мужской стороны, но старец не слушал. Войдя, келейник опять доложил: «Батюшка! Поздно, уже десять часов (вечера)». Старец не отвечал.




ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ



317


Видно, там теряли терпение, и, вероятно, кто-нибудь сказал: «Пустяки с монашенками толкует старец». Келейник опять доложил: «Батюшка! Вас ждут >Ш. и К.». А батюшка стал рассказывать, смеясь: «Был в Туле, видел памятник, где написано: «Под камнем сим лежит Ларин Максим; им бы только жить да веселиться, а они изволили на тот свет переселиться»*. Келейник опять повторил, кто ждет, вероятно думая, что старец не слышит. Батюшка же спокойно, смеясь, ответил ему: «Пустяки мне вот в голову идут». И указав ручкой на всех нас, сказал: «И хорошо помню их, а вот кто там дожидается, забываю». Тут какая-то из Шамординской обители самоуверенно сказала: «Мы знаем, что вы, батюшка, молитесь за нас каждый вечер». Батюшка сказал: «Да, когда не устаю, а то и свинья забудет своих поросят, когда ее палят».

Время шло. Я все ездила к старцу, больше и больше привя­зывалась к нему и внутренно отрывалась от своей мирской жизни. Наружное же мое было все то же. Между прочим, я тщательно скрывала свое сердечное влечение как от самого старца, так и от всех.

Старец еще два раза намекал мне о монастыре. Раз, провожая меня с дочерью в путь, сказал: «Ведь вам обеим быть в монастыре». Я ничего не ответила на это. А то еще как-то, поводя мне ручкой по лицу, спросил: «Ты знаешь, что я пишу на твоем лице?» Не понимая дела, я в свою очередь спросила его: «Что, батюшка?» — «Букву «Ш» на морде, — ответил он, — и выйдет «Шамордино». Я опять промолчала. Так все было для меня сбивчиво, непонятно тогда. Сама я была несвободна. А у дочери было такое душевное устроение: поживет со мной в монастыре — и как будто ей уже тяжело бывало уезжать из него, а попадет в мир — про монастырь забудет. Притом же предсказание старца насчет вторичного сватовства за нее начинало сбываться. Ей стал нравиться другой молодой человек, и я была не прочь выдать ее за него в замужество. Но по времени встретилось такое обстоятельство,

* Замечательно, что все три помянутые лица, ожидавшие старца с муж ской стороны, полагали начало иноческой жизни в Оптиной пустыни, но из Оптиной переселились в разные места.




318


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь