Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ОПТИНСКИЙ. БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ
371 Все вышесказанное передаю, как чистую истину, нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью». Приведем, как образчик духовного отношения истинного ученика к старцу, нижеследующий отрывок из дневника одного внимающего себе инока. «...Господи, благослови на пользу души моей записывать слова старца моего, батюшки отца Иосифа, за его святые молитвы. Однажды батюшка мне сказал: внимай себе, и будет с тебя. Еще говорил, чтобы чаще себя укорять, во всем быть терпеливым и за все находящее благодарить Бога. При этом старец в назидание рассказывал мне следующее: — Однажды один святой отец слышал, как нищий укорял Рассказ этот принес большую пользу душе моей. — Батюшка, — сказал я, — вот я очень побеждаюсь леностью и знаю, что нехорошо, но снова побеждаюсь. Старец сказал: в Евангелии говорится, что нуждницы восхи щают Царствие Божие, а поэтому и нужно понуждать себя во всем, и страсти следует отсекать вначале, пока они молоды, ибо тогда они подобны маленьким лающим щенкам — пугнешь их, и они отбегут от тебя. А если дать им укрепиться и запустить в себя, то они уже будут, как львы, восставать на тебя; и ты не в силах будешь бороться с ними. Я спросил: в чем же больше, батюшка, следует понуждать себя, или воздерживаться? Старец. Во сне, в пище, в питии, в разговоре; а наипаче в церкви не надобно говорить. Батюшка. Вот иногда бывает такая ревность ко всему доброму, а то бывает такое нерадение и разленение, ни на что нет охоты, спишь и ешь без меры, молиться не хочется, правило свое келейное оставляешь, — что в таких случаях делать? 372 БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ — Вот тут-то и нужно себя нудить на все доброе и на молитву; это вот уж будет зависеть от тебя, когда во время нерадения и разленения понудишь себя к молитве; а когда бывает ревность ко всему доброму, то это от Бога. Батюшка. С чего бы мне начать, чтобы хотя немного сосредоточиться в себе, — или уж никуда не ходить, кроме самых необходимых случаев? Старец. Вот с этого и начни: сиди в келье, и келья всему тебя научит — только терпи, будут смущать помыслы выйти — не поддавайся. Ведь все святые этим путем шли. Прочти у Феодора Студита, как он не велит останавливаться и разговаривать, когда выходишь из церкви; да и в уставе об этом сказано. А то мы уж извратили порядок монашеской жизни; у нас все навыворот пошло. Говорил также батюшка, что старец Лев писал одной духовной дочери: «Вот тебе три орудия в брани духовной: смирение, терпение, самоукорение, — сими побеждай». Еще на мой вопрос, можно ли кому что дать? Старец сказал: «Можно, если имеешь что лишнее, но не монастырское, на которое тебе не дано благословения». А можно ли что брать у кого: если дают? Старец, Можно и принимать — это тоже знак смирения, как авва Дорофей говорит; но если не имеешь нужды, то, конечно, лучше не брать. Батюшка. Мне помысл говорит давно: не имей ничего, как святые отцы учат. Старец на это сказал: имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? — лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему, и быть как неимущему; такое устроение и было у святых. — Молитва Иисусова, батюшка, плохо идет у меня. Кажется, и простая вещь, везде и всегда можно бы творить ее, так нет — забывается. Старец, Да, она как бы и простая вещь, а неудержима; сказал несколько раз и забыл, — вспомнил, еще проговорил десяток раз — и опять рассеяние. В день-то сотню одну ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ОПТИНСКИЙ 373 скажешь, а воображаешь, что молитву проходишь. Поэтому вначале надобно непременно количеством на счет проходить, пока не получишь навыка. После исповеди я сказал дорогому отцу моему духовному и старцу: — Батюшка! как бы я желал всегда быть исправным в моем звании, в исполнении монашеских обетов, и вообще пред Господом во всех моих делах и поступках. Иногда сердце как будто и горит любовью к Богу и готов исполнить Его волю, но лишь только решишься взяться за внимательную жизнь, как враг тотчас окрадывает меня; душа моя скорбит о таком нерадении, — когда же я начну исправно жить, а время-то идет. Старец. Да, что делать? Всегда мы неисправны пред Богом; надобно молиться об этом. Ты знаешь, как написано у преподобного Макария Великого: «Безстудно должно вопиять к Богу, чтобы Он смиловался и Сам помог нам, потому что мы своими силами и сами собой ничего не можем сделать хорошего. А если будем часто молиться, докучать Богу, вопиять безстудно в великом смирении, то Господь и поможет». Давно у батюшки не был. Был болен родной старец, никого не принимал вот уже с месяц. Очень похудел дорогой наш батюшка, морщин еще прибавилось, но образ его стал еще привлекательней, настоящий преподобнический. Получив благословение, высказав свою скорбь по случаю болезни его, я спросил о давно мучившем меня вопросе, и, получив на все глубокий, духовный ответ, я был понемногу утешен батюшкой, и просил не оставлять меня своим духовным руководством. Слава Богу! Батюшка еще принял меня и снова получил аз грешный утешение и подкрепление моей унылой и присно-слабой души. Благодатный старец еще подтвердил мне касательно молитвы. Пятисотницу тоже не велел оставлять никогда. «Если не пришлось исполнить с поклонами, то можно без поклонов, — сказал старец. — Если нездоровится, или устанешь, то можно сидя пройти ее; но, конечно, если здоров, то надо исполнять ее стоя и с поклонами. 374 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы