Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ. 780 __ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. ТРЕТЬЕ ПРОШЕНИЕ. АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ




грех, была изгнана смерть, был изгнан диавол, чтобы и эта часть Вселенной тоже стала царством славы, нерукотворным храмом.

Если мы обратимся к Апокалипсису, книге, которой кончается Святая Библия, то увидим, что в ней открывается великая истина: вся Вселенная вновь станет животворящим храмом Божиим, в ней не будет ни зла, ни смерти, ни диавола.

Когда читаем прошение: Да приидет Царствие Твое, то, с одной стороны, молимся о благодатном царстве, чтобы в наших душах воцарился Бог; с другой стороны, молимся о том, чтоб пришло царство славы, чтобы вся Вселенная стала нерукотворным храмом Божиим. В это царство славы можно войти только в том случае, если в нашей душе будет благодатное Царство Божие. У кого в душе не будет царства благодати, тот не сможет войти в царство славы.

Царство славы — это великий храм. Он будет создан из живых камней — душ человеческих, приобщенных Божественной Благодати.

Молясь, чтобы наступило царство славы, должно прилагать все усилия, чтобы в наших душах было царство благодати.

Вот о чем мы молимся в прошении: Да приидет Царствие Твое.

Как бы человек нравственно ни упал, как бы его душа ни была заражена инфекцией греха со стороны диавола, но в душе у него остается искра Божия, способная охватить душу и из грешника сделать святого.

Какая же искра Божия имеется в душе человеческой? Это совесть. Нет человека, у которого не было бы совести

Святые отцы заповедуют хранить совесть.

Они говорят, что если ты хочешь, чтобы в душе твоей воцарился Бог, если ты хочешь, чтобы душа твоя стала Царством Божиим, то храни свою совесть. Если будешь хранить свою совесть, то в душе твоей воцарится Бог, а если будешь ее попирать, то в душе навсегда останется диавол и царство греха.

В творениях святых отцов, подвижников, где даются




АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ



779


практическне указания как жить, как трудиться, указывается, что одной из основных, главных задач является хранение совести.

В Евангелии есть такие слова Господа Иисуса Христа: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5, 25).

О каком сопернике говорит Святое Евангелие? О совести.

Хранение совести — это первый шаг к тому, чтобы в душах наших воцарился Бог.

Преподобный авва Дорофей, книга которого является азбукой христианской духовной жизни, учит нас хранить совесть по отношению к Богу и по отношению к людям.

У каждого из нас есть, с одной стороны, открытая сторона жизни — наши поступки, слова, действия; с другой — есть сокровенная, тайная сторона — наши чувства, мысли, желания.

Хранить совесть по отношению к Богу — значит стараться о том, чтобы в нашей тайной, сокровенной стороне жизни было все угодно Богу. Если мы заметим мысли, не угодные Богу, мы должны эти мысли пресечь. Если мы заметим, что поднимаются чувства, противные Богу, мы должны их сокрушить. Если мы заметим желания, не угодные Богу, мы должны такие желания подавить.

Когда мы, заботясь о тайнах сокровенной стороны нашей жизни, стараемся, чтобы наши мысли, чувства и желания были угодны Богу, то этим самым сохраняем совесть по отношению к Богу.

О нашей внутренней, невидимой борьбе никто не знает, кроме Одного Бога.

Прилагая усилия вести такую невидимую борьбу, человек хранит совесть по отношению к Богу, борется в своей душе за Царство Божие.

Мы должны хранить совесть и по отношению к людям. Это значит, мы должны не соблазнять своими поступками других людей.

Представьте себе: кто-нибудь, зная о том, что мы христиане, члены Святой Церкви, замечает в наших словах,


780 ______________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ

поступках что-то нехорошее и думает: «Он называется христианином, а какой он христианин?» И соблазняется. Этот соблазн распространяется и на всю Церковь.

Человек, познакомившись с нами как с христианами, может быть, стал бы тоже христианином, но когда он соблазняется, то удаляется от Церкви. В этом наша вина.

Желая хранить по отношению к ближним совесть, мы должны заботиться, чтобы ничем не соблазнять ближнего, не подавать ему дурного примера.

Когда мы слышим или читаем Молитву Господню и доходим до прошения: Да приидет Царствие Твое, будем молиться, чтобы в нашей душе воцарилось благодатное Царство Божие, чтобы весь мир сделался царством славы. Будем помнить, что, решаясь бороться в своей душе за Царство Божие, мы должны хранить свою совесть по отношению к Богу и по отношению к ближним. Аминь.



ТРЕТЬЕ ПРОШЕНИЕ

Уже несколько воскресений мы беседуем о Молитве Господней, о той молитве, которую дал людям Господь Иисус Христос. Эта молитва начинается словами: Отче наш, Иже еси на небесех!

Мы беседовали и о начальных словах этой молитвы, и о первом прошении: Да святится Имя Твое, и о втором прошении: Да приидет Царствие Твое.

Сегодня мы остановимся на третьем прошении: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы обращаемся к Отцу Небесному, прося, чтобы на земле Его воля исполнялась так же, как на небе. Под словом «небо» здесь разумеется не физическое небо, а духовный мир, ангельские силы.

В Священном Писании под словом «небо» в некоторых местах разумеется физическое небо, то воздушное пространство, которое окружает нашу Землю, а в других местах — духовный мир, ангельские силы; так же как под словом «земля» в некоторых местах разумеется земля в буквальном смысле,



АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ



781


а в некоторых — человечество, то есть человеческий род, населяющий Землю.

Слова: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — можно передать следующим образом: пусть человеческий род, люди исполняют Твою волю так, как исполняют ее ангельские силы.

А как исполняют ангельские силы волю Отца Небесного?

Воля Ангелов едина с волей Отца Небесного. Воля Ангелов ничем не отличается от Его воли. Между волей ангельских сил и волей Отца Небесного царит полная гармония.

Помните, как Иисус Христос молился накануне Своего страдания? Он молился не только об апостолах, но и о верующих в Него по слову апостолов.

Господь Иисус Христос произнес такие слова: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Вот о каком единстве молился Господь. О том, чтобы род человеческий, мы, люди, были едины с Отцом Небесным.

На небе, в ангельском мире, такое единство уже достигнуто. Там имеется единение между волей Ангелов и волей Отца Небесного. А среди людей не так. Люди под влиянием диавола отдалены от Бога. Их юля направлена не к Богу, а на нечто другое. Поэтому на земле нет единения между волей людей и волей Божией, а есть даже противоположность.

Это различие между волей человеческой и волей Божией и есть самое ужасное зло. Никакое другое зло, никакие другие бедствия не являются столь преступными, столь страшными, столь опасными, как то, что люди свою волю отдалили от юли Божией.

Что же стало предметом устремления людей?

Под влиянием диавола человеческая воля стала стремиться удовлетворять свое самолюбие, служить своему «я», «Я» занимает центральное место, возведено на пьедестал.

Самое ужасное в душе каждого из нас — разъединение с Богом. Человек поставил свое самолюбие, свое «Я» на место Бога. Это и было тем преступлением, за которым последовали другие бедствия.




782


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь