Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Поэтому и в молитве говорится, чтобы оно (то есть Крещение) было оставлением
Поэтому и в молитве говорится, чтобы оно (то есть Крещение) было оставлением прегрешений, просвещением души, купелью новой жизни, одеждой нетления, источником жизни, обновлением Духа и даром сыноположения, то есть усыновления. Вот и младенцев мы крестим, чтобы выполнить заповедь Спасителя не препятствовать детям приходить к Нему, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14), которое начинается здесь рождением от воды и Духа (Ин. 3, 5). «Ты просишь меня указать причину, — пишет преподобный Исидор Пелусиот, — почему крестят младенцев, еще не знающих греха? Некоторые говорят: для того, чтобы омыть нечистоту, внесенную в естество человеческое преступлением Адама. Признавая сие справедливым, я думаю, что Крещением доставляются и многие другие дарования, много превышающие наше естество. Ибо природа наша получила (в Крещении) не то только, в чем она нуждалась для уничтожения греха, но и украшена Божественными дарами. Ибо она не только освободилась от наказания и совлеклась лукавства, но и возродилась свыше пакибытием Божественным, превосходящим слово, и искуплена, и освящена, и удостоена всыновления, и оправдана, и соделалась сонаследницей Единородного и единым телом с Ним по участию в Священных Таинствах, и именуется Его плотью, и, как тело соединено с главой, так и она со Христом. Поэтому Павел сказал: Поста вил Его выше всего, главою Церкви (Еф. 1, 22), то есть кроме других даров даровал еще человеческому естеству то, что Христос соделался ее Главою... Мы не врачевство только получили, соответствующее болезни, как думают некоторые, не понимая щедродательности Божией, но и благообразие, и честь, и славу, и достоинство. Поэтому, возлюбленный, признавай Крещение не очищением только грехов, но и доставляющим всыновление и безчисленные другие блага, частью упомянутые мною, частью не упомянутые» (цит. по 14-й части «Прибавления к творениям святых отцов». С. 544—545). Непосредственно перед Крещением крещаемый помазывается заклинательным елеем. Елей в переводе с греческого АРХИМАНДРИТ БОРИС ХОЛЧЕВ 761 значит «милость». Помазание напоминает нам о милости Божией, дарованной нам в искуплении через предстоящее Таинство. В Библии рассказывается о том, как Господь решил истребить растленный род человеческий через потоп и только в семействе Ноя сохранил остаток его. Когда вода сходила и должна была уже показаться суша, то Ной, желая узнать, сошла ли вода, прошел ли гнев Божий, дважды выпускал голубицу из ковчега, и второй раз голубица прилетела к нему в ковчег, имея в своем клюве масличную ветвь. Это значило, что показались уже верхушки деревьев и еще немного, и можно будет выходить на землю, С этих пор голубица, несущая в клюве масличную ветвь, стала символом мира, символом нашего примирения с Богом. По выходе из купели крестившиеся помазываются святым миром. Святым миром помазывается человек только один раз в жизни. При этом ему даются благодатные дары Святого Духа. Некоторые, не зная этого, говорят, что на всенощной они будто бы помазываются святым миром, но то не миро, а только освященный елей — масло (иногда с духами). При помазывании святым миром произносится: «Печать дара Духа Святаго». Святой Кирилл пишет: «Смотри, не приходи к крещающим, как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины. Наше дело — засвидетельствовать, а твое — быть осторожным. Если стоишь в вере — ты блажен. А если впал в неверие — с сего же дня отринь неверие и удостоверься... Он (Бог) готов запечатлеть душу твою и дает печать, которой трепещут демоны, печать небесную и Божественную, как и написано: в Иёмже и вёровавше знйменастеся Духом обетования Святым (Еф. 1, 13)... Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое... Если уверуешь, не только приимешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека» (Огл. Слово 17, § 35—37). 762 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы