Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовные беседы священномученика Серафима, епископа Дмитровского



Есть восемь драгоценных камней, на которые можно купить дивную золотую цепочку с восемью золотыми звеньями. Эти камни следующие:

1) Господи

2) Иисусе

3) Христе,

4) Сыне



СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ ДМИТРОВСКИЙ

5) Божий,

6) помилуй

7) мя

8) грешнаго.

Или, лучше сказать, это один драгоценный камень; а вот и золотая цепочка с восемью звеньями:

1) хождение пред Богом,

2) страх Божий,

3) самоконтроль,

4) покаяние,

5) смирение,

6) мир душевный,

7) мир со всеми,

8) рай в душе, правда, мир и радость о Дусе Святе. Ложась на ложе свое, отходя ко сну, твори непрестанно молитву Иисусову устами лишь, ибо иначе уже невозможно от утомления, но твори ее устами до тех пор, пока не погрузишься окончательно в глубокий сон.

Просыпаясь, старайся, чтобы самая первая мысль твоя была молитвой к Богу, ибо бес стремится и сторожит твою первую мысль, стараясь овладеть ею, и тогда весь день будешь в его власти. Как проснешься, не оставайся лежать на ложе твоем, но немедленно вставай, чтобы не нагнал на тебя бес какого мечтания или мыслей неподобных.

По морю житейскому

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 9, 1). Какие же это были счастливые, блаженные люди, которые со Христом Спасителем вместе и в лодке по водам Генисаретского озера совершали плавание, и сквозь сеяния путь с Ним творили, и смотрели на Пречистое Лицо Его, и внимали сладчайшим паче меда и сот словесем Его! Если уж одно имя Его — Иисус Христос — так сладко, что подвижники никогда не могут расстаться с этим именем, непрестанно повторяя его и сердцем, и мыслью, и устами, то



1058



БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ


сколь же сладостно и пресладостно было лицезреть Самого Сладчайшего! Да! Воистину рек Ты, Господи, ученикам Своим: блажени очи видящии, яже видите: глаголю бо вам, яко мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша: и слышати, яже слышите, и не слышаша (Лк. 10, 23—24).

«Войдя в лодку...» Вот и вся наша жизнь — что иное, как не море, море безбрежное, непостоянное, бурное? Недаром и поется в одной церковной песне: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!» (ирмос 6-го гласа, песнь 6). Море — жизнь наша... Волны на море то прибьют к берегу, то снова отхлынут... всплеснут — уйдут, вспенятся — исчезнут...

Так и в жизни: одно поколение придет — уйдет ... Другое его место займет... Род преходит и род приходит... (Еккл. 1, 4). Непогода, скорби сменяются ясными днями — радостями. И все мы плывем по этому морю житейскому. Каждому из нас дана ладья — тело наше. А в ладье находится пассажир, в очах Божиих наидрагоценнейший, дороже всей вселенной — это душа наша. Пассажира этого обязаны мы в целости и сохранности доставить на другой берег — в потусторонний мир, где уже нет бурь, нет волн, нет непогод, где тишина велия (см.: Мф. 8, 26), Для того, чтобы доставить туда невредимым пассажира — душу, необходимо во все время плавания зорко наблюдать за нашей ладьей — телом. Наблюдать, чтобы ладья эта была всегда чистой, плотской нечистотой не оскверненной, иначе может завестись духовная гниль, ладья накренится, затонет, ко дну бездны увлечет за собой и пассажира. Наблюдать надо, чтобы ладья была хорошо просмоленной воздержанием, покрыта была всегда покровом целомудрия, с большой осторожностью обходила всегда четыре главных подводных камня, могущих вконец разбить ее: первый камень — нега, второй — роскошь, третий — праздность, четвертый — леность. Наблюдать надо, чтобы два паруса ладьи — руки наши — чаще поднимались горе к небу с горячей мольбой о помощи свыше, а особенно, чтобы правый парус — десница наша чаще слагалась бы в истовое крестное знамение.




СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ ДМИТРОВСКИЙ



1059


Да! Трудно, трудно плавание. Много потребно умения, бдительности, осторожности при управлении этой до крайности сложной ладьей. Не управиться одним нам, никак не управиться... Кормчего в помощь звать надо — не доплыть нам одним. О, Господи Иисусе, прииди, поспеши на помощь, «приближися, приближися нам, везде Сый» — прииди и Сам управляй нами! Сам через волны житейского моря веди и приведи нас «во Свой град — Иерусалим Небесный, идеже празднующих глас непрестанный и безконечная радость зрящих Твоего лица доброту неизреченную».

Корень жизни духовной

Духовная жизнь требует к себе большого внимания: самый незначительный проступок способен разрушить внутренний строй. Она подобна нежному цветку, который от грубого прикосновения моментально закрывает свою благоухающую чашечку.

У каждого дерева есть корень, ствол и ветви. Важнейшая часть дерева — корень. Если обрубить ветви, дерево живо, если срубить ствол, от корня пойдут новые побеги.

Моток ниток мотают на основу, не будь основы, ниткам не на чем держаться, и моток выйдет некрепкий, нитки рассыпятся.

И в духовной жизни есть свой корень, основа, без которой ее не может быть.

Что значит корень духовной жизни? Постоянное хождение перед Богом, или память Божия, не отходящая от человека. Все подвиги, молитвы, поклоны — только пути к единственной цели. Три канона, которые читаем, — путь, правило молитвенное — путь. Но если пути не доведут до цели, они предприняты тщетно. Если путник пойдет в дорогу и не дойдет до города, в который собрался, к чему было идти. Так и в духовной жизни, если не дойдет человек до цели — внедрить в себя память Божию, добиться, чтобы постоянно ходить




1060


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь