Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Батюшка, как было выше замечено, советовал духовным чадам своим и Богослужение




Батюшка, как было выше замечено, советовал духовным чадам своим и Богослужение церковное посещать по возможности неопустительно и упражняться всегда в умной молитве. Но особенно он советовал определить себе для упражнения в умной молитве какой-либо час ночи или утра раннего, когда царит полнейшая тишина, и всегда уже в этот час упражняться в ней не особенно долго, четверть часа, а то и менее, по силам. Осторожный и осмотрительный во всем, батюшка был крайне, до боязливости осторожен особенно в деле сообщения инокам правил «художного», как говорят подвижники, совершения умной Иисусовой молитвы. Он опасался, чтобы его чада духовные, не поняв и не заметив в точности его наставлений об этом, не потерпели бы вместо пользы вреда, «не попортили», как выражался он, себя, не впали бы в прелесть, самообольщение. Вследствие этого о «художном» совершении молитвы Иисусовой он делал наставления не многим. «А то, — высказывал батюшка, — один начнет заниматься этой молитвой и привыкает ум, внимание держать в голове, жить представлениями, воображением и фантазией и так испортит свой мозг, что может сойти с ума. Другой начнет сосредоточивать ум и внимание на легких и окончательно испортит их, так что заболевает болезнями легких, ибо молитва умная имеет очень великую силу: если ее совершать правильно — пользы, какую она приносит человеку, нельзя и выразить словами; если же творить неправильно, то она может стать источником неисчислимого вреда и для души, и для тела. Если кто, совершая ее, внимание и ум будет иметь посредине сердца или ниже его, то его охватят пламень похоти плотской и срамные плотские помыслы. Если внимание и ум будут сосредоточены на каком-либо из боков, краев сердца, то есть его верхних боковых частях, то такой неумелый подвижник погрузит ум свой в помыслы и чувства раздражительности, гнева и ярости. И только кто навыкнет во время совершения умной Иисусовой молитвы утверждать ум свой и внимание посредине верхней части сердца, тот и получит от молитвы великую пользу духовную. «Уж лучше, — говорил отец Николай, —




ИЕРОСХИМОНАХ НИКОЛАЙ (ЦАРИКОВСКИЙ)



1045


при произнесении молитвы Иисусовой не сосредоточивать внимания и ума ни в каком месте своего тела и так трудиться, пока не пошлет Господь дара сердечной молитвы». А в предупреждение от прелести особенно убедительно советовал батюшка прочитывать учение святого Симеона, Нового Богослова, о трех образах внимания и молитвы («Добротолюбие». Т. 5-й. С. 500—510), при помощи которых подвижник или преуспевает, или низвергается. Преподавая своим духовным чадам — инокам наставления о молитве, батюшка советовал считать и иметь ее самым необходимым и спасительным средством и долгом как всякого христианина, так инока в особенности.

Нередко он говорил: «Что бы с тобой ни случилось, в чем бы ты ни имел нужду, сейчас обращайся к Богу, к Божией Матери, Угодникам. И всегда получишь просимое. А кроме этого, никогда не должно забывать слов Спасителя: без Мене не мджете творити ничесоже (Ин. 15, 5), и поэтому всегда и во всем обращаться к Богу и призывать Его на помощь».

Но всего более батюшка старался воспитать в чадах своих истинное смирение и смиренномудрие и через это сделать почву их душ плодородной, способной ко всякой добродетели, пригодной для возращения на ней дара молитвенного. Прежде всего, конечно, примером собственной смиренног мудрой жизни и деятельности он достигал этого. Его собственный такт, тон глубочайшего смиренномудрия в отношениях к посещавшим его чадам его духовным заставлял их, хотя в минуты и часы пребывания у батюшки, забывать о всех своих нередко мнимых достоинствах и преимуществах и нисходить в глубину истинного смирения и смиренномудрия.

Но, кроме собственного примера, у него были и некоторые свои особенные приемы, при помощи которых он нередко вводил в дух смирения некоторых своих чад духовных.

Когда, например, они приходили к нему в количестве нескольких человек ради поздравления с праздником Рождества или Воскресения Христова или 6 декабря для поздравления его с днем Ангела, то он, после обычных приветствий




1046


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь