Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!. ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ. 1136 ____ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ
Гонимая Церковь, презираемая миром, будет блистать высшей, духовной красотой. Нам неведомы времена и сроки, неведомы и нашим детям, может быть, не доживут до них и наши правнуки, может быть, многим поколениям суждено ожидать последние времена. Но мы знаем, и это нам дано знать, что приближается это страшное время. И в этом движении к последним временам все, что является обмирщающим нашу жизнь, все есть некое дыхание антихриста. Поэтому и всякое торжество Православия, всякое уничтожение в нашей церковной жизни обмирщающего начала должно нами восприниматься как великое торжество правды Христовой. Вот в этом-то смысле значение запрещения общей исповеди — это истинное торжество Православия. Как же нам не возблагодарить Господа, который от нас отвел эту страшную церковную беду! Аминь. 12 Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вчера мы слышали Великий канон, весь проникнутый чувством раскаяния, весь проникнутый чувством ничтожества земной суеты, чувством стьща за ту плотскую страстную и грязную жизнь, которой отдается человек на земле. В четверг Святая Церковь будет праздновать Благовещение — благую весть о спасении мира, о рождении Господа Иисуса Христа. В четверг вечером будет совершаться заупокойная всенощная в память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. В пятницу за всенощной мы услышим Похвалу Богородицы. Вот эта пятая неделя Великого поста невольно обращает нашу мысль к постоянному и основному вопросу о жизни и смерти. Отношение к смерти чаще всего страдает двумя крайностями. Или размышление о смерти человека приводит в состояние болезненного уныния, он начинает везде и во всем ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ 1135 чувствовать дыхание смерти, он не может смотреть на людей, все ему представляются покойниками, он не может и на себя смотреть, и ему самому кажется, что он уже видит себя лежащим в гробу. Это дух антихриста. Другие, боясь безпокойства, стремятся просто забыть о смерти. Человек отмахивается от этих размышлений, пока есть возможность, пока не встал вопрос о какой-либо тяжкой болезни. Если и мелькает иногда мысль о смерти, такой человек старается поскорее от нее избавиться, как от мрачной мысли, от которой чем скорее избавиться, тем лучше. А если она все же навязчиво возвращается помимо его воли, он считает себя почти больным и обращается к доктору, жалуясь, что он стал неврастеником. Это дух антихриста. И в то же время мысль о смерти, а через нее возможность уяснения себе иной жизни является непременной, обязательной для всякого живущего духовной жизнью. Нас этому научают и святые отцы, и подвижники; нас этому научает даже самый малый опыт духовной жизни, так плодоносна, так животворяща эта постоянная мысль о смерти. Надо совершенно отрешиться и от первой крайности и не видеть в смерти торжествующего начала, которое угашает всю жизнь, все превращая в нечто смрадное, тленное, все делая безжизненным трупом. Нужно оставить и легкомысленное, мирское, преступное отношение к вопросу о смерти, когда она изгоняется из нашего разума, чтобы не мешать нам жить так, как мы живем, то есть пить, есть, спать и наслаждаться. Так поразмыслим же вновь и вновь об этом вопросе, чтобы нам уяснилось главное, уяснилось истинное содержание жизни. Что меняется от срока жизни, который каждому из нас дан здесь, на земле? Вот одни живые существа живут тысячу лет, другие живут сто, третьи — пятьдесят лет, а есть и такие, которые живут один день. И те, которые живут один день, если бы они могли сознавать как человек, они бы думали, какая долгая жизнь у тех, кто живет год, а те, которые живут несколько лет, они, наверное, подумали бы, как длинна, как безконечно длинна жизнь человека. А вот человек думает, как долго живут те 1136 ____________________________________________________ БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ существа, которые живут тысячу лет. Но не безразлична ли для уяснения смысла жизни и содержания ее эта арифметика? Какая разница, сколько ты проживешь: тысячу ли, сто ли, пятьдесят ли лет или один день? Приблизим к себе наш конец, приблизим его так, чтобы он стоял для нас не там где-то в отдалении, что как будто он нас не касается, а приблизим его так, чтобы он стоял перед нами лицом к лицу. Представим себе, что мы, каждый, умрем через три дня. И посмотрим на нашу жизнь, что в ней останется тогда ценного и что сразу покажется суетой? Вот ты любишь своего сына, ты умрешь через три дня и что же? И все-таки ты будешь любить его, и все-таки ты будешь чувствовать, что в этом выражается нечто, что нисколько не перестанет иметь смысл от того, что ты через три дня жить перестанешь. Ты задумал выстроить себе роскошный дом и узнаешь, что через три дня умрешь. Какой интерес у тебя будет к этому твоему земному начинанию, которому, может быть, ты отдавал столько своих душевных сил? Подойди к каждому жизненному своему движению с этой меркой, и ты научишься различать, что в твоей жизни суета, ради которой не стоит жить, и что составляет то содержание жизни, которое смертью не уничтожается. Размышления о смерти совершенно по-иному определяют не только твое отношение ко всему делаемому тобой здесь, но также определяют по-иному и твои отношения с людьми. Внутренние наши распри, трудность для нас относиться к человеку снисходительно, уметь ему прощать, относиться к нему с жалостью, иметь в своей душе ту или иную постоянно его сопровождающую доброжелательную мысль об окружающих его людях — все это питается размышлением о смерти. Пусть каждый проверит себя: как изменялось отношение его к умирающему человеку. Но ведь эта мысль о смерти так должна касаться отношений ко всем ближним нашим, потому что каждый из нас на очереди, чтобы уйти туда. И если ты будешь постоянно памятовать об этом, для тебя сразу определится, что в твоих отношениях к ближнему суета и что истина. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы