Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЕСЕДЫ ВЕЛИКИХ РУССКИХ СТАРЦЕВ. Вот как раскрыто это состояние преподобным Серафимом, состояние благодатной душевной




— Состояние, в котором мы оба с вами теперь находимся, есть то, про которое сказал Господь: Суть неции из зде сто ящих иже не имут вкусити смерти. Вот что значит быть в полноте Духа Святаго.

Вот как раскрыто это состояние преподобным Серафимом, состояние благодатной душевной тишины, состояние благодатной душевной радости, состояние благодатной душевной теплоты; все это даруется душе, находящейся в полноте Духа Святаго Божиего, состояние благодатное, от человека не зависящее. Все остальное есть средства, предлагаемые Церковью для достижения этого состояния. Для достижения его — все труды, все подвиги, вся внутренняя работа человека, для этого весь тот трудный путь внутренних борений, борьбы со страстями, для этого все средства, которые предлагает Святая Церковь своим чадам; для этого и Господь пришел, чтобы дать людям возможность стяжать Духа Святаго Божиего, ибо это значит — благодатная жизнь в Боге.

Сами заповеди, они есть то русло, по которому должна течь жизнь человеческая, чтобы он мог прийти к этому состоянию, чтобы жить в Боге, в полноте Духа Святаго. Но как только эти средства для достижения этой благодатной, вожделенной цели сами делаются целью у человека, он неминуемо впадает в фарисейство, как бы ни была, казалось, возвышенна сама по себе эта цель.

Если человек будет исполнять устав для устава, он непременно впадет в мертвенное фарисейское состояние.

Все это мной говорится как некое предисловие к тому, что надлежит мне ныне сказать относительно наступившего поста. Те из вас, кто исповедуется у меня, да и те, которые часто слушают, прекрасно знают, как я настойчиво и упорно везде, где только возможно, настаиваю на соблюдении постов.

Многократно по разным поводам мною уже указывалось вам, что легкомысленное забвение поста — одно из первых, с чего начинает вражеская сила обмирщение человеческой души. Подход к вопросу о посте чисто мирской, когда начинают говорить, что пост не важен, что лучше не сердиться, не раздражаться, не говорить неправду, словом, не оскверняться




ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ



1145


тем, что выходит из уст. И то хорошо, и это хорошо, и нечего здесь заниматься сравнениями.

Если нас одухотворяет в нашей церковной и религиозной жизни то, о чем ныне словами преподобного Серафима мы здесь говорили, то тогда и пост будет иметь великое значение, как одно из условий стяжания полноты Духа Святаго.

Мешает полноте благодатной жизни в нас все косное, тленное и злое, что есть в нас и в мирской жизни. Поэтому все, что будет нашу жизнь обмирщать, все будет идти наперекор нашему намерению стяжать Духа Святаго Божиего, и, наоборот, все то, что будет оцерковлять нашу жизнь, все будет служить на пользу для достижения этой вожделенной цели. В числе других средств, перечисленных здесь преподобным Серафимом, на одном из первых мест стоит соблюдение поста. Нет слов выразить негодование по поводу укореняющегося у нас отношения к посту.

Как будто бы неважно перешагнуть небольшое пространство, но если это пространство — бездонная пропасть, отделяющая один мир от другого, то это маленькое пространство может быть решающим. Есть такая русская пословица: «Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Вот так же и в вопросе обмирщения жизни: ты только зацепись коготком за мирскую жизнь, пропадет вся птичка. Если ты грешишь, то так и сознавай, как грех, а оправданий не вводи в норму, в некоторое разрешенное правило. Если ты будешь нарушать пост, сознавая тяжкое свое прегрешение, — это полбеды, но когда у тебя в душе мысль: «Да ведь это, собственно, не нужно» — мысль лукавая, мысль вредная, отравляющая душу. Дело поста — дело великое в нашем оцерковлении жизни!

Надлежит непременно всем сознательно встающим на путь духовной жизни возвращаться к соблюдению поста.

Если кто-нибудь указывает на фарисейское, внешнее, мертвенное исполнение поста, то этим он обличает не пост, а только фарисейство. В посте, как и во всем церковном, важно внутреннее содержание. Ведь для некоторых маловажное дело и крестное знамение, но для нас оно наполнено живым




1146


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь