Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды компьютерной зависимости



 

Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности:

· Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

· Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

· Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная[2, с. 16].

7
Компьютерная зависимость у взрослых – это аномальное увлечение человека провождением времени за компьютером.

Наиболее полную и удачную, на мой взгляд, классификацию дает М. С. Иванов. По его мнению, все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр [5, с.94-95].

Под ролевыми компьютерными играми в психологическом смысле понимаются игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, таким образом, сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.

М. С. Иванов не отрицает возможности формирования психологической зависимости от неролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как программирование или работа с Интернет. Не исключена также возможность того, что этого рода зависимость может быть не менее сильна, чем зависимость от ролевых компьютерных игр. Однако автор делает совершенно очевидное предположение о том, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего [5, с.95].

М. С. Иванов выделяет критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

1) Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру.

2) Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, в следствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».

8
3) Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом.

Неролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Такие игры еще называют «приставочными», так как, в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему — быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

3. Игры на быстроту реакции. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры.Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом — компьютерные варианты игрового репертуара казино. [5, с.96-97].

Надо отметить, что чаще компьютерная зависимость у взрослых появляется на фоне неудовлетворённости окружающей реальностью. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов, жизненных неудач и хронических заболеваний. Это может быть как невозможность самопроявления, так и боязнь непонимания.

9


ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
НА ПСИХИКУ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

2.1. Этапы и признаки развития психологической зависимости от компьютерных игр у взрослых людей.
Рекомендации по устранению компьютерной зависимости у взрослых людей

 

Зависимость от компьютерных игр у взрослых имеет свойство развиваться очень быстро, заставляя человека все чаще и дольше проводить время за компьютером, постепенно доводя до того, что взрослый человек начинает жить виртуальной жизнью.

С.М.Иванов выделяет четыре этапа развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.

1. Стадия легкой увлеченности.

2. Стадия увлеченности.

3. Стадия зависимости.

4. Стадия привязанности. [5, с.99-100].

Для выявления зависимости от компьютерных игр у взрослых специалисты обозначают физиологические и психологические признаки нарушения здоровья.

К физиологическим нарушениям и расстройствам здоровья геймера относятся:

· проблемы со сном. Нестабильная психика, отсутствие режим дня, физической нагрузки и плохое питание ведёт к проблемам со сном. Возникает бессонница, головные боли, плохой сон. Человек может даже поспать 8-10 часов, однако, будет чувствовать себя «разбитым» и уставшим;

·

10
повышенная утомляемость. Игрок очень вялый, как в психологическом плане, так и в физическом;

· боли в пояснице и плечах. Часто мучают боли в области спины, связаны они с постоянным нахождением тела в сидячем положении, без какой-либо активности;

· для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, игрок начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы.

Психологические признаки зависимости от компьютерных игр основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге и проявляются у взрослых в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир, к ним относятся:

· потеря контроля над временем;

· неутолимая жажда игры;

· рост времени проводимого за игрой;

· отсутствие режима дня;

· смещение приоритетов (развитие безответственности);

· отказ от реального общения;

· искажение сознания;

· отсутствие любых других интересов;

· проявление агрессии.[4]

    К физиологическим симптомамигромании относятся: сухость глаз, бледность кожных покровов, анемия, боли в спине, искривления позвоночника, головные боли, бессонница, истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание), ускорение обмена веществ, учащение сердцебиения и пульса.

Формирования зависимости от компьютерных игр основано на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях взрослых людей. Существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр. [5]

Рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.

11
Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии и «погружение» в другую реальность — виртуальную.

Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Объектом исследования моей работыявляется выявление уровня увлеченности компьютерными играми и возникновения компьютерной зависимости у пяти взрослых мужчин в возрасте от 26 до 35 лет, которые были женаты, имели детей, все были трудоустроены, имели хорошие социальные жизненные условия,нопериодически играли в он-лайн игры.

Для выявления психологической компьютерной зависимости у взрослых людей мною были применены:

1) способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Приложение 1). Данная методика была изначально разработана и адаптирована к использованию в русскоязычной среде Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот. Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете. Каждое утверждение сопровождается четырьмя степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла. Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям: если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0; от 16 до 22 баллов - стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента, реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект; от 23 до 37 баллов - первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий; 38 и более баллов - вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий. [2, с.154]

2)

12
тест Такера на выявление игровой зависимости (Приложение 2).

Тест состоит из 9 вопросов. Отвечать на его вопросы следует, имея в виду последние 12 месяцев, используя следующую шкалу: никогда- 0 баллов; иногда – 1 балл; чаще всего – 2 балла; почти всегда – 3 балла. Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. Итоговая сумма баллов равная: 0 баллов показывает, что у человека нет никаких негативных последствий от компьютерной игры; 3 – 7 баллов – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям; 8 – 27 балл – человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического формирования зависимости. (8).

3) тест-опросники, разработанные С. В. Красновой, Н. Р. Казаряном, В. С. Тундалевой, Е. В. Быковской, О. Е. Чаповой, М. О. Носатовой.

Опрашиваемые должны ответить, верно или нет одно из 16 утверждений. Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости. [6] (Приложение 3)

    В результате проведенных опросов-исследований мною было выявлено, что согласно скрининговой диагностике компьютерной зависимости четверо из пяти опрошенных мужчин имели первую стадию компьютерной зависимости, пятый мужчина находился в стадии увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента.

Тест Такера указал, что трое опрашиваемыхиграют в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям, у двоих оставшихсяконтроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян и высока вероятность патологического формирования зависимости.

13
Тест-опросники, разработанные С. В. Красновой, Н. Р. Казаряном, В. С. Тундалевой, Е. В. Быковской, О. Е. Чаповой, М. О. Носатовой показали, что у всех опрашиваемых мужчин имеется компьютерная зависимость.

Таким образом, общие результаты опросов оказались неутешительны и указали на необходимость проведения профилактических мероприятий по устранению компьютерной зависимости у мужчин.

Процесс устранения зависимости от компьютерных игр у взрослых людей представляет собой комплексный подход, который включает в себя работу над сменой образа жизни.

Существуют следующие способы устранения зависимости от компьютерных игр:

1. Постепенное уменьшение времени, проведённого за играми.

2. Осознание опасности.

3. Понимание перспективы.

4. Выявление альтернативы.

5. Увеличение объема времени, проводимого вне дома.

6. Увеличение физических нагрузок.

7. Ведение дневника результаты.

8. Изолирование от общества геймеров.

9. Поддержка близких людей.

Сложный и длительный процесс по профилактикеустранения компьютерной зависимости у взрослых людей основывается на сочетании различных мероприятий и требует тщательной подготовки. Для того, чтобы правильно устранить у человека зависимость от компьютерных игр необходимо свою работу строить поэтапно, и спланировать конечный результат.

 

 

14






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Компьютерная зависимость – форма ухода от реальности. Ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку «войти» в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека.

Существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

В результате исследования проведенного с помощью тестирования и описанного в данномпроекте, у пяти взрослых мужчин была выявлена зависимость от компьютерных игр.Наличие которой указало на необходимость проведения мероприятий по устранению у них компьютерной зависимости. К данным мероприятиям относятся:

1. Постепенное уменьшение времени, проведённого за играми.

2. Осознание опасности.

3. Понимание перспективы.

4. Выявление альтернативы.

5. Увеличение объема времени, проводимого вне дома.

6. Увеличение физических нагрузок.

7. Ведение дневника результаты.

8. Изолирование от общества геймеров.

15
9. Поддержка близких людей.

Процесс избавления от компьютерной зависимости ни в коем случае не должен быть насильным, иначе человек будет уходить в себя и в игру еще сильнее. Нужно поощрять человека, помогать ему разобраться в себе и своих желаниях, страхах и причинах, которые развили в нем компьютерную зависимость.

Кроме того, необходимо периодически проводить профилактические мероприятия, такие как:

· поездки на природу;

· увеселительные мероприятия;

· активный образ жизни;

· фиксирование достижения поставленных целей.

К сожалению, статистика не утешительна и показывает, что человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети.С каждым днем все больше и больше людей становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня и постараться предотвратить данную проблему.

 

16


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь