Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ВОРОВ И МОШЕННИКОВ
Вопрос : В «Шримад-Бхагаватам» (4.13.20) сказано, что в стране, где нет царя, процветают воры. В своем комментарии Прабхупада пишет, что, хотя сейчас воры и мошенники расплодились по всему миру, правительство не собирается принимать против них никаких решительных мер. Оставив в стороне опасность, которую воры и мошенники представляют для нашей собственности (и даже жизни), оказывает ли их присутствие воздействие на нравственность честных людей? Ответ: Воры и жулики расплодились сейчас не только в обществе, но и среди самих правительственных чиновников. Иногда даже главы государств действуют скорее как мошенники, нежели как слуги народа. Долг царя - создать в государстве атмосферу, вдохновляющую каждого стремиться к самопознанию и любви к Богу. Вся политика государства должна быть нацелена на это. В частности, в стране должна царить атмосфера, поощряющая бескорыстие, сотрудничество и, самое главное, любовь и доверие. Воры и мошенники посягают непосредственно на культуру любви и доверия. Если современные лидеры не предпримут эффективных мер по борьбе с обманом и эксплуатацией, которые проникли сейчас во все сферы общества, люди в значительной степени утратят способность использовать человеческую форму жизни по назначению. Защищать своих подданных - одна из главных обязанностей божественного монарха. По сути, это одна из главных обязанностей любого лидера-слуги. Как уже упоминалось ранее, когда люди чувствуют воодушевление и защищенность, они действуют с гораздо большей эффективностью во всех сферах жизни. Когда же люди не ощущают заботы о себе и не испытывают воодушевления, они не склонны действовать продуктивно. Наоборот, возникает явление, которое в экономике называется «законом уменьшения отдачи». Если организации и отдельные личности не ощущают любви и покровительства со стороны лидера-слуги, то, несмотря на обилие ресурсов, результаты будут посредственными, а то и вовсе ничтожными. Когда атмосфера наполнена любовью, состраданием и бескорыстием, а система ценностей построена на упорном труде, достоинстве и целостности, результатом будет высокая продуктивность. Эти качества имеют свойство передаваться другим. Когда новые люди оказываются в такой атмосфере, они автоматически будут меняться к лучшему. Истинно и обратное: оказавшись в атмосфере, построенной на позировании, манипулировании и эксплуатации, люди не только подвергнутся ее влиянию, но и усугубят ее своими собственными негативными энергиями. Конечно, когда воры и мошенники угрожают жизням и собственности добропорядочных граждан, это является серьезной проблемой для любой организации или общества. Однако, еще хуже, если руководитель не предпринимает решительных мер в отношении этих мошенников. Если воров и жуликов вовремя не остановить, их количество возрастет еще больше, и рано или поздно все общество превратится в общество обмана. Праведность и благочестие будут утрачены, и со временем люди совсем забудут о нормах поведения. Иными словами, под удар будет поставлена нравственность общества в целом. К тому же, когда люди живут в атмосфере страха, их связи друг с другом ослабляются. В древних ведических писаниях приводится следующий пример: признаком могущественного и праведного правительства является тот факт, что женщина может без страха носить красивую одежду и золотые украшения, и даже если она будет спать под деревом, ее никто не потревожит и не соблазнит. Если взять это за критерий, то станет ясно, что практически ни одна страна в мире сегодня не соответствует ему. Повсюду женщины опасаются за свою безопасность, и страх этот оправдан. Из этого примера мы можем понять, насколько могущественными были божественные монархи. Во время их правления граждане боялись не только воровать, но и оскорблять других - даже если ситуация была провоцирующей. Мы также должны помнить, что у лидеров, которые не способны защитить своих подопечных, ни в прошлом, ни в настоящем не было сильных и серьезных последователей. Это вполне естественно, поскольку люди стремятся жить там, где царит атмосфера безопасности и защищенности. Многие современные корпорации пронизаны атмосферой незащищенности. Они просто используют своих служащих на производстве, однако не проявляют о них даже элементарной человеческой заботы. Люди могут в любой момент оказаться без работы, если их компания решит сократить штат или изменить структуру. И, конечно же, такие служащие утрачивают преданность компании. Они прекрасно понимают, что лидеры не ценят и не защищают их. Сохранить преданность талантливых людей компании - одна из самых сложных задач, с которыми столкнулось большинство крупнейших компаний в западном мире. В эпоху свободного доступа к информации это стало серьезной проблемой для всех компаний, входящих в список «Fortune 500» в Соединенных Штатах. В настоящее время в Америке есть много миллионеров, которым нет еще и тридцати. Они умны, агрессивны и обладают большим потенциалом, особенно в компьютерной индустрии. Однако, как правило, у них мало преданных помощников. В свое время эти люди убедились на собственном опыте в том, что компании, на которые они работали, были Достаточно безразличны к ним. Поэтому зачастую такие талантливые люди уходят из компании и начинают свой бизнес. Теперь исполнительные директора ищут пути, как удержать и обучить этих талантливых людей, приходящих в их компании. Они пытаются защищать интересы своих работников, создавать им условия для творческой работы, повышать уровень их самооценки и развивать в них веру в цели корпорации. Что должен понять для себя руководитель, стремящийся быть лидером-слугой? В «Шримад-Бхагаватам» (4.14.17) говорится: «Царь, оберегающий граждан от произвола безнравственных чиновников и защищающий их от грабителей и борову в награду за это имеет право взимать со своих подданных налоги. Такой благочестивый правитель, несомненно, достоин того, чтобы наслаждаться жизнью не только в этом мире, но и в том, который уготован ему после смерти».
В комментарии этому дается более подробное объяснение: «В этом стихе очень хорошо описаны обязанности праведного царя. Самой важной из них является защита населения от воров и грабителей, а также от чиновников, которые ведут себя, как воры и грабители. Прежде государственные чиновники всегда назначались царем и не могли быть переизбраны. Поэтому, если царь был недостаточно благочестив или не очень строг, его чиновники превращались в грабителей и безжалостно обирали ни в чем неповинных граждан. Царь обязан строго следить за тем, чтобы воры и взяточники не могли проникнуть ни в государственные, ни в общественные учреждения. Если правитель не способен защитить своих подданных от воров и грабителей, будь они царскими сановниками или разбойниками с большой дороги, он не имеет права облагать их налогами. Иными словами, царь или правительство могут взимать с граждан налоги лишь в том случае, если они в состоянии оградить их от воров и грабителей». Поэтому мы постоянно подчеркиваем, что главной обязанностью лидера является защита своих подопечных. Только в этом случае он имеет право взимать налоги, часть которых также используется для блага подчиненных. В «Рамаяне» сказано, что взимать с подданных налоги, не предоставляя им при этом защиты, греховно. Правитель, который так поступает, будет наказан Ямараджей, Владыкой Смерти.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИДЕРА
В «Хари-бхакти-виласе» (1.70), средневековом руководстве для вайшнавов, утверждается, что духовный учитель несет ответственность за грехи учеников, муж несет ответственность за грехи жены, а царь ответственен за ошибки своих советников. В каждом из перечисленных случаев мы видим серьезность ответственности лидера. Духовный учитель должен так наставлять своих учеников, чтобы они смогли подняться до более высокого уровня; в противном случае ему придется страдать за их грехи. Обязанность мужа - защищать жену, заботиться о ней и руководить ею. Если он не будет этого делать, грехи жены упадут на него. Аналогичным образом, человек, занимающий руководящее положение, то есть любой, кто имеет дело с жизнями других людей, несет кармическую ответственность. Е Если бы люди по-настоящему понимали ответственность, лежащую на лидере, большинство из них отказалось бы занимать это положение. Хотя современный образ мышления людей построен на представлении о себе как о самодостаточной единице, общество подразумевает понимание нашей взаимозависимости. Каждый из нас играет определенную роль в успешном функционировании общества. Многие люди сегодня избегают ответственности по отношению к обществу, не понимая того, что жизнь в обществе - - это важная составная часть естественного порядка вещей. Если правительство погрязло в обмане, такое же умонастроение передается и людям. В Ведах есть история об одном царе и его благочестивом советнике - брахмане по имени Бхагаван пандит. Несмотря на то, что все другие министры преследовали свои корыстные интересы, Бхагаван пандит сохранял дух брахманического отречения. Все министры ненавидели его, поскольку в его присутствии им было трудно манипулировать царем и обманывать его. Тогда они решили избавиться от него. Сначала они хотели убить его, но затем решили отстранить от должности главного советника, изгнав из царства. В ведической системе царь правил на протяжении всей жизни, по крайней мере до тех пор, пока он сохранял здравый рассудок. Министры же назначались царем на определенный срок, пока в них была необходимость. Поэтому многие министры опасались того, что потеряют свой пост. Кроме министров царь советовался также с брахманами, которые не занимали никакого официального положения; они не были материалистичными людьми и никогда не занимались политикой в корыстных интересах. Итак, министры приказали привратнику, чтобы тот сказал Бхагавану пандиту, что царь больше не нуждается в его услугах и вообще ему лучше покинуть царство. Послушный воле царя Бхагаван пандит добровольно покинул царство. Через несколько дней царь стал спрашивать о нем, и тогда министры-заговорщики сказали, что он умер от сердечного приступа. Царь был потрясен этой новостью. Он позвал во дворец врача, чтобы узнать подробнее о смерти брахмана. Врач тоже был частью коварного плана, и он подтвердил, что пандит умер от сердечной недостаточности. Это окончательно убедило царя. Тогда он решил как-то отблагодарить Бхагавана пандита за его верную и искреннюю службу и поручил одному из министров передать пожертвование вдове пандита. Министр взял деньги, но вместо того, чтобы отдать жене пандита, поделил их с другими заговорщиками. В это время Бхагаван пандит снова попытался встретиться с царем, однако его не пустили во дворец - министры обладали большой властью. Однажды, когда царь совершал прогулку по городу, Бхагаван пандит решил предпринять еще одну попытку встретиться с ним. Стражники, конечно же, предвидели такую возможность, поэтому они были начеку и не позволяли брахману приблизиться к царю. Тогда Бхагаван пандит посмотрел, в каком направлении идет царь, забежал вперед и влез на высокое дерево. Когда царь проходил недалеко от дерева, Бхагаван пандит закричал: «Махараджа! Махараджа! Это я, ваш старый друг, Бхагаван пандит!» Он кричал с таким отчаянием, что царь услышал его и обернулся. Он немедленно направился к дереву, но тут к нему подбежали министры и стали наперебой кричать: «Не ходите туда, Ваша Милость. Это дух Бхагавана пандита». Царь остановился в замешательстве. Однако, поскольку все министры убеждали его в один голос, он подумал: «Да, это привидение. Мои министры спасли меня». Смысл этой истории в том, что, принимая ложные теории за истину, часто, сами того не подозревая, люди становятся частью системы манипулирования и лжи. Если царь недостаточно тщательно следит за поведением своих подданных и не знает, как исправлять социальные отклонения, царством станут править воры, жулики и мошенники. Обычные люди не только станут жертвами этих мошенников, но со временем и сами станут такими же. В современном обществе нет недостатка в таких примерах, ибо мы превратились в общество обманщиков и обманутых.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы