Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие афразийских языков



Каждая из языковых семей, входящих в афразийскую макросемью, имеет свое внутреннее подразделение — кл-цию языков по генетическому признаку. Классификации разработаны с разной степенью детализации, так как далеко не все афразийские языки достаточно изучены и адекватно описаны.

Исключение составляет древнеегипетский язык, для которого не обнаружено никаких близких «боковых» родственников. Для этого языка установлена лишь хронологическая периодизация его существования от первых памятников до последних памятников коптского языка.

Период афразийского языкового единства (скорее всего, это был не единый язык, а группа близкородственных диалектов) относится приблизительно к XI—X тысячелетиям до н. э. Распад афразийской макросемьи на отдельные семьи относят к X—VIII тысячелетиям до н. э.

Предполагается, что древнейшим ареалом распространения афразийских языков были территории Северо-Восточной Африки и Передней Азии.

Относительно прародины афразийских языков существуют две гипотезы. Первая по времени выдвинута И. М. Дьяконовым и локализует афразийскую прародину в области Юго-Восточной Сахары и в прилегающих районах Восточной Африки. В XI—X тысячелетиях до н. э. (период мезолита) эти территории были еще благоприятны для жизни человека. Эта гипотеза поддерживается тем фактом, что большинство афразийских семей и языков по-прежнему распространены на территории Африканского континента. Египетская и чадская языковые ветви, отделившись от праафразийского, сохранили ряд общих особенностей. Позже отделяются носители пракушитской языковой общности, сохранившие ряд особенностей, общих с прасемитским. Последнее разделение афразийских ветвей происходит между прасемитским и прабербероливийским в VI тысячелетии до н. э. В связи с ухудшением климатических условий на территории Сахары древнесемитские племена двинулись на восток, в Переднюю Азию (через Суэцкий перешеек или через Баб-эль-Мандебский пролив). Ливийско-гуанчские племена двинулись в западном направлении, достигнув Атлантического побережья и Канарских островов.

Вторая по времени гипотеза выдвинута А. Ю. Милитаревым и локализует афразийскую прародину в Передней Азии и на Аравийском полуострове. К этой точке зрения примыкают и сторонники включения афразийских языков в ностратическую общность. В пользу второй гипотезы свидетельствует тот факт, что между афразийскими языками, распространенными на африканской территории, и неафразийскими языками Передней Азии (в частности, кавказскими) обнаружены следы древних контактов (главным образом, в лексике). По времени проникновения контактная лексика соответствует периоду предполагаемого единства афразийских языков. Согласно второй гипотезе, разделение афразийской общности сопровождалось движением большей части афразийцев на Запад, на территорию Африки, и только прасемитский остался на своей исторической прародине.

Ген. классификация основных ветвей афразийской макросемьи окончательно не установлена в связи с существенно различной степенью изученности разных ветвей (семей).

Семитская группа. Народы: арабы Юго-Западной Азии и Северной Африки, мальтийцы, евреи Израиля, ассирийцы, амхара, аргобба, харари, гураге, тиграи, тигре.

Берберская группа. Народы: кабилы, шауйя, рифы, тамазигхт, шильх (шлех), туареги.

Чадская группа. Народы: хауса, ангас, сура, анкве, баде, болева, бура, мандара (вандала), котоко, маса, муби и др.

Кушитская группа. Народы: беджа, агау, афар (данакиль), сахо, оромо (гал­ла), сомали, консо, сидамо, омето, каффа, гимира, маджи и др.

42.Языковая классификация народов Африки.

В генетическом отношении языки Африки делятся на 7 изолированных языков, 9 неклассифицированных языков и 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская) происходят из других частей света. За исключением двух последних все остальные со времен Гринберга (1963) условно объединяются в 4 гипотетические макросемьи. Каждая из них имеет разный уровень доказанности и общепризнанности и разную потенциальную глубину. В основном, эти макросемьи являются таксономическими, а не генетическими, по крайней мере при современном уровне их изученности. Лингвистам они полезны для условной систематизации языкового материала, а также как исходный материал для выдвижения рабочих гипотез.

Макросемьи:

1. Афразийские языки

Афразийская (семито-хамитская) макросемья является наиболее доказанной и общепринятой. Народы этой группы живут в Северной и Северо-Восточной Африке. Распад афразийского праязыка произошёл примерно в 10 тыс. до н. э. либо в районе Восточного Средиземноморья (А. Ю. Милитарёв), либо в районе Эфиопского нагорья (И. М. Дьяконов, Кристофер Эрет, Роджер Бленч). Крупнейшими народами этой семьи на территории Африки являются арабы — 101,34 млн чел. (56,4 %), хауса — 22,38 (12,46 %) и амхара — 12,7 (7 %).

2. Нигеро-конголезские языки

Согласно нигеро-конголезской (нигеро-кордофанской) гипотезе в одну макросемью объединяется большая часть языков Африки от Сенегала до ЮАР. Если родство этой макросемьи будет доказано, её временная глубина едва ли окажется менее 15 тыс. лет. Нигеро-кордофанская макросемья делится на 2 части: нигер-конго и кордофанскую (последняя в несколько раз меньше первой), а в составе нигер-конго своей многочисленностью выделяется бенуэ-конголезская семья, к которой относится почти 1/3 всего африканского населения. Почти во всех странах Восточной Африки широко распространён язык суахили — язык межнационального общения (суахили — родной язык небольшого народа в Танзании), которым как вторым пользуется сейчас[когда?] более 40 млн бантуязычного населения.

3. Нило-сахарские языки

Распространены в регионе Судан (природная область — северная часть центральной Африки, к югу от Сахары до 5 параллели к северу от экватора. От Сенегала с запада до Эфиопии на востоке и Кении на юге): государства Судан (26,6 %), Кения (18,3 %), Уганда (15,9 %), Нигерия (13,1 %), Чад (9,1 %), Нигер (6,3 %), Конго (Заир) (4,8 %), Мали (1,8 %), Танзания (1,8 %), Эфиопия (1,1 %), ЦАР (0,8 %), Камерун, Бенин и другие. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 29,365 млн человек народов, принадлежащих к этой языковой макросемье, что составляло 5,6 % от всего населения Африки. Крупнейшими народами этой макросемьи являются канури — 3,89 млн чел. (13,3 %), луо, или джолуо — 2,62 (9 %) и динка — 2,35 (8 %). Согласно нило-сахарской гипотезе вместе объединяются 11 семей и 4 изолированных языка, распространенных между языками афразийской и нигеро-конголезской макросемей и не вошедших ни в одну из них. Если родство этих семей когда-либо окажется доказанным, то оно окажется существенно более далеким, чем это можно предполагать для нигеро-конголезских языков. Так, согласно одной из гипотез, нигеро-кордофанские языки включаются в нило-сахарскую гиперсемью (называемую тогда нигеро-сахарской) наряду с другими (макро)семьями.

4. Койсанские языки

Наиболее спорной является койсанская гипотеза, согласно которой в одну макросемью объединяются все не-банту языки юга Африки, проживают в государствах: Намибия (62,1 %), Ботсвана (19,6 %), Танзания (13,4 %), Ангола (2,6 %), ЮАР (1 %), Зимбабве. Их общим признаком является наличие особых щёлкающих согласных. По этому же признаку к койсанским языкам добавляются два изолированных языка с востока Африки: сандаве и хадза. Койсанские языки изучены очень слабо, причем около половины из примерно 30 языков уже вымерло, а большинство остальных находится на грани вымирания. Все это значительно затрудняет их исследование. В середине 1980-х годов на африканском континенте насчитывалось 306 тыс. человек народов, принадлежащих к этой языковой макросемье, что составляло 0,06 % от всего населения Африки. Крупнейшими народами этой макросемьи являются готтентоты — 110 тыс. чел. (36 %), горные дамара — 80 (26 %), бушмены — 75 (24,5 %) и сандаве — 40 (13 %). Ранее по этнографическому принципу эти языки делились на бушменские и готтентотские.

Ещё 9 языков Африки считаются неклассифицированными: древний мероитский язык и живые:

· мпре, джалаа, лаал и бангери, которые находятся в ареале нигеро-конголезской макросемьи и соответственно условно включались в её состав;

· шабо (микеир), относимый к нило-сахарской макросемье;

· бирале (онгота), иногда относимый к афразийским языкам в качестве изолята (традиционно рассматривается в числе кушитских языков), и вейто, считаемый кушитским или восточносуданским языком.

· оропом † — вымерший и практически неизученный язык Уганды и Кении; есть схождения с кульякскими языками и хадза, однако скудость данных не позволяет сделать определённых выводов.

Пигмеи, особая субрасовая группа негроидных африканских народов, ещё до недавнего времени сохранявшая в быту пережитки мезолита. В настоящее время пигмеи говорят на языках или диалектах языков соседних с ними народов, по отношению к которым они находятся на более низкой социальной ступени. Тем не менее, среди лингвистов существует гипотеза о существовании в доисторическую эпоху пигмейских языков, исчезнувших позднее в ходе ассимиляции, что может подтверждаться наличием в пигмейских диалектах субстратной лексики, связанной с охотой и собирательством (например, лесного мёда) и необъяснимой из исторической реконструкции данных языков.

Наконец, две семьи появились в Африке в историческое время.

Из индоевропейской семьи первым стал древнегреческий язык колоний в Египте и Ливии в 1 тыс. до н. э. Греческая община и поныне сохраняется в Египте. После присоединения Карфагена к Риму по магрибскому побережью распространился латинский язык, начавший развиваться в самостоятельный романский язык, который был вытеснен арабским к концу 1 тыс. н. э. В XV—XVII вв. в Северной Африке появился другой романский язык — сефардский, на котором говорили евреи, бежавшие из Испании и Португалии. С XVII же века начинается освоение Африки европейскими державами и распространение европейских языков — голландского, испанского, португальского, позднее — французского, немецкого и английского. Крупнейшими народами этой макросемьи являются африканеры, или буры — 2,83 млн чел. (25 %), метисы — 2,75 (24 %), англоафриканцы — 1,61 (14 %) и индопакистанцы — 1,17 (10 %). Большинство из представителей африканских индоевропейцев расселены в ЮАР (71 %), Зимбабве (1,4 %), Кении (1,2 %), Танзании (1,1 %), Намибии (0,7 %).

Носители одного из австронезийских языков, родственного калимантанским языкам, начали селиться на Мадагаскаре с конца 1 тыс. до н. э., и сейчас всё его население говорит на малагасийском языке. В середине 1980-х годов в Африке насчитывалось 9,48 млн человек народов, принадлежащих к австронезийской языковой макросемье, что составляло 1,8 % от всего населения Африки. Крупнейшими народами этой макросемьи являются малагасийцы — 9,31 млн чел. (98,2 %). Большинство из представителей африканских австронезийцев расселены на Мадагаскаре (98,6 %).

Кроме представленных в таблице в Африке проживают представители других макросемей и семей народов: китайцы (60 тыс. чел., на середину 1980-х годов), турки (36 тыс. чел.) и другие народы (649 тыс. чел.).

43.Языки и народы палеоазиатской языковой надсемьи.

ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ (палеосибирские), несколько языковых семей Сибири, не обнаруживающих прямых генетических связей с другими представленными в Сибири языковыми семьями – уральской (включающей финно-угорские и самодийские языки) и алтайской (включающей, в частности, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки). Согласно гипотезе, выдвинутой в середине 19 в. русским ученым Л.И.Шренком, народности, говорящие на этих языках, представляют собой остатки древнего населения Азии – палеоазиатов. Хотя дальнейшие лингвистические исследования показали несостоятельность такого объединения, термин довольно прочно укоренился в литературе и в настоящее время носит условный характер. Народности, говорящие на палеоазиатских языках, населяют обширную территорию от Ледовитого океана до низовьев Амура и от Берингова пролива до Енисея. Количество говорящих на этих языках – не более 25 тыс. человек. Палеоазиатские языки включают пять языковых семей, которые не обнаруживают прямых генетических связей: 1) чукотско-камчатская; 2) юкагирско-чуванская; 3) эскимосско-алеутская; 4) кетско-асанская; 5) нивхская. В соответствии с теорией глубокого родства языков, чукотско-камчатская и эскомосско-алеутская семьи предположительно относятся к ностратической макросемье, куда, в частности, входит индоевропейская семья.

На языках чукотско-камчатской семьи говорят народности, населяющие п-ова Чукотка и Камчатка. Их общая численность – не более 20 тыс. человек. Чукотско-камчатская семья включает чукотский, корякский, алюторский, керекский и ительменские языки. Для чукотского и корякского языков в 1930-е годы была создана письменность на основе русской графики. На языках юкагирско-чуванской семьи говорили народности, населявшие внутренние районы северо-восточной Азии. В настоящее время от языков этой группы сохранился лишь юкагирский язык, на нем говорит не более 300 человек. Юкагирский язык – бесписьменный. На территории России представлены только эскимосский язык (п-ов Чукотка) и алеутский язык (Командорские о-ва). Для эскимосского языка в 1930-е годы была создана письменность на основе русской графики. Алеуты Командорских островов не имеют письменности. Численность азиатских эскимосов – не более 1 тыс., численность алеутов командорских островов – не более 50 человек. На языках кетско-асанской семьи говорили народности, населявшие бассейн р.Енисей и некоторых его притоков. Эта семья в прошлом включала кетский (енисейско-остяцкий), коттский, аринский и асанский (ассанский) языки; из них к настоящему времени сохранился лишь кетский язык, число носителей которого не более 1 тыс. человек. Кетский язык – бесписьменный. Нивхская группа засвидетельствована только нивхским (гиляцким) языком. На нивхском языке говорит народность, населяющая низовья р.Амур и о.Сахалин, общей численностью не более 3000 человек. В 1930-е годы для нивхского языка была создана письменность на основе русской графики.

44.Языки и народы сино-тибетской и паратайской языковых семей.

СИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ, иначе называемые китайско-тибетскими, – языковая семья в Азии. Занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейских языков. Сино-тибетские языки распространены прежде всего в КНР, на северо-востоке Индии, в Мьянме, Непале и Бутане, а также в Бангладеш, Лаосе и Таиланде; кроме того, десятки миллионов китайцев, сохраняющих свой язык, живут практически во всех странах Юго-Восточной Азии (на Сингапуре они составляют более 75% населения); значительная китайская диаспора распространена по всему миру.

Число языков, входящих в сино-тибетскую семью, оценивается по-разному, чаще всего примерно в 300. Неопределенность связана не только с традиционной проблемой разграничения языка и диалекта, но и с социолингвистической и культурно-исторической неоднородностью семьи. С одной стороны, в нее входит крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родном и имеющий многотысячелетнюю культурную традицию, письменность и литературу китайский язык, а также два других достаточно крупны х старописьменных языка – бирманский и тибетский. С другой стороны, к сино-тибетской семье относится множество мелких и совершенно не изученных племенных языков.

В литературе представлено несколько классификаций сино-тибетских языков, значительно отличающихся друг от друга. Генеалогические связи внутри сино-тибетской семьи изучены недостаточно, что обусловлено рядом причин: дефицитом эмпирического материала, отсутствием у большинства сино-тибетских языков сколь-нибудь долгой письменной традиции и, следовательно, сведений об их состоянии в прошлом, а также структурными особенностями этих языков: неразвитостью морфологии и широким использованием тонов, до недавнего времени плохо фиксировавшихся в описаниях, – и все это на фоне значительного типологического сходства их фонологической структуры. Такое сочетание типологического сходства (которое сино-тибетские языки разделяют с рядом географически соседствующих языковых семей) с недостаточной разработанностью исторической реконструкции имело следствием неясность самих границ сино-тибетской языковой семьи. В ее состав довольно долго включали тайские языки (в состав которых входят, в частности, тайский и лаосский) и языки мяо-яо, признаваемые ныне самостоятельными языковыми семьями; дискуссионным остается вопрос о принадлежности к сино-тибетским языка бай, или миньцзя в китайской провинции Юньнань (ок. 900 тыс. говорящих из 1,6 млн. этнических бай; китайские заимствования в словаре этого языка доходят до 70%).

Сино-тибетские языки.К этой языковой семье, называемой также китайско-тибетской, относится крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родном китайский язык, который вместе с дунганским образует в ее составе отдельную ветвь; прочие языки, числом примерно от 200 до 300 или более, объединяются в тибето-бирманскую ветвь, внутреннее устройство которой трактуется различными исследователями по-разному. С наибольшей уверенностью в ее составе выделяются группы лоло-бирманская (крупнейший язык – бирманский), бодо-гаро, куки-чин (крупнейший язык – мейтхей, или манипури на востоке Индии), тибетская (крупнейший язык – тибетский, раздробленный на сильно различающиеся диалекты), гурунг и несколько групп так называемых «гималайских» языков (крупнейший – невари в Непале). Общая численность говорящих на языках тибето-бирманской ветви – свыше 60 млн. человек, на китайском – более 1 млрд., и за его счет сино-тибетская семья занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейской. Китайский, тибетский и бирманский языки имеют долгие письменные традиции (со второй половины II тыс. до н.э., 6 в. н.э. и 12 в. н.э. соответственно) и большое культурное значение, однако большинство сино-тибетских языков остаются бесписьменными. По многочисленным памятникам, обнаруженным и дешифрованным в 20 в., известен мертвый тангутский язык государства Си-Ся (10–13 вв.); имеются памятники мертвого языка пью (6–12 вв., Бирма).

Сино-тибетским языкам присуща такая структурная характеристика, как использование тоновых (высотных) различий для различения обычно односложных морфем; отсутствует или почти отсутствует словоизменение или вообще какое-либо использование аффиксов; синтаксис опирается на фразовую фонологию и порядок слов. Некоторые из китайских и тибето-бирманских языков подверглись широкомасштабному изучению, однако реконструкция, аналогичная той, которая была сделана для индоевропейских языков, осуществлена пока лишь в малой степени.

Сино-тибетская семья (23% населения мира) уступает по своей численности лишь индоевропейской (в ее состав входят китайцы, самый многочисленный народ на Земле). Сино-тибетские народы проживают в основном на территории Китая, где составляют большинство населения. Само название отражает их местоположение: Китай (сино- здесь — от латинского названия Китая) и Тибет.

ПАРАТАЙСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

семья языков, носители которой расселены на значительной части полуострова Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая. Первые исторически достоверные сведения о передвижении тайских народов относятся к XII—XIII вв., когда предки сиамцев, лао и шанов заселили современную территорию обитания. Предполагается, что прародиной тайских языков была территория современной провинции Гуандун и северных районов Вьетнама (А. Ж. Одрикур, С. Е. Яхонтов). Отсюда предки народа ли переселились на остров Хайнань, а предки дуншуйских народов — в Гуйчжоу и Гуанси (около 3 тыс. лет назад), куда на 1000 лет позже продвинулись и предки чжуан.

Внутренняя классификация

Тай-кадайские языки делятся на следующие основные группы:

· Тайские языки

o северная подгруппа

§ северные диалекты чжуанского языка

§ буи

§ сэк

o центральная подгруппа

§ тай (тхо)

§ нунг

§ южные диалекты чжуанского языка

o юго-западная подгруппа

§ тайский (сиамский)

§ лаосский

§ шанский

§ кхамти

§ ахомский язык

§ языки черных и белых тай

§ юан

§ лы

§ кхын

· Дун-шуйские языки

o дун

o шуй

o мак

o тхен

· Лаккя

· Бе

· Кадайские языки

o лакуа

o лати

o языки гэлао (северный и южный)

· языки Ли

Родство кадайских языков (кроме ли) с тайскими языками весьма вероятно, но из-за недостатка материала окончательно не доказано.

Наиболее крупными языками являются: тайский язык (27 млн), исанский язык (20 млн), чжуанский язык (10 млн), лаосский язык (3,5 млн), шанский язык (3 млн).Большинство тайских письменностей восходит к индийскому письму. Типологически они делятся на 2 группы: «восточную» (сиамская, лаосская, черных и белых тай, юан, лы, кхын) и «западную» (шанская и ахом). Первые, созданные до XIII в., отражают исторический принцип в орфографии. Генетически сиамская, лаосская, письменности черных и белых тай восходят к кхмерской, шанская, юан, лы и кхын — к бирманской. Первый памятник тайской письменности — надпись на стеле Рамакакхенга (1292). У чжуан в прошлом была письменность, созданная на основе китайских иероглифов, которая вышла из употребления. Во второй половине XX в. для чжуан, дун и ли языков в Китае и для тай и нунг во Вьетнаме были созданы письменности на основе латинской графики.

Буи, буей, буяи, ёй (самоназв.), старое назв. – чжунцзя, туцзя

Язык тайской группы паратайской семьи, имеет три диалекта; распространен также кит. яз.

 Живут на Ю.З. и в центре пров. Гуйчжоу (наиболее компактно в Южно-гуйчжоуском авт. округе народностей буи и мяо), а также в пров. Юньнань.

террасное поливное пашенное и ручное земледелие (рис, батат, сахарный тростник, рапс, овощи, табак), подсобные – животноводство (буйвол, бык, свиньи), птицеводство, плетение, ткачество, камне- и деревообработка, кузнечное дело.

Жилище наземное, одноэтажное, там же содержится скот и птица.

Семья малая, моногамная, патриархальная. Сохраняется обычай возвращения молодой после свадьбы в дом родителей до рождения первого ребенка.

ГЭЛАО, тхю, или тхи (самоназв.), цилао, келао, илао, тхулао

 Язык (или языки) группы гэлао паратайской семьи. Распространен также кит. яз.

Народ на Ю.Китая. Числ. 55 тыс. чел., 1,3 тыс. чел. Живут во Вьетнаме.

Г. занимаются поливным рисоводством. Сохранились древние высокоразвитые традиции металлообработки, ткачества из волокон пальмы, травы и конопли, вышивки. 

Поселение беспорядочной планировки, жилище наземное, прямоугольное, с тростниковыми стенами и земляным полом; в прошлом бытовало свайное жилище. ЛИ (кит.), самоназв. – шай, сай, гэй, ха, моифу, цзунь

Говорят на яз. ли группы ли паратайской семьи. Различаются сев. и юж. диалекты.

Народ в Китае, на о. Хайнань

 поливное пашенное земледелие (рис, овощи), а также разведение скота (буйволы, зебу), рыболовство, охота (применяли лук с отравленными стрелами); в горных р-нах – подсечно-огневое земледелие и собирательство. Выращивают разл. виды пальм

 Традиц. дома каркасно-столбовой конструкции, в горных р-нах – в форме опрокинутой лодки, на невысоких сваях и др.

45.Языки и народы австроазиатской и австронезийской языковых семей.

Австронезийская семья (другое ее название, которое теперь явно выходит из употребления, - малайско-полинезийская семья) относится к общепризнанным в современной лингвистике генетическим объединением языков. Хотя реальность существования семьи не подлежит сомнению, ее объем нельзя еще считать полностью выясненным.

Языки, которые несомненно входят в эту семью, занимают почти весь Малайский полуостров (вместе с Филиппинскими островами), некоторые ограниченные области на крайнем юго-востоке Евразийского материка (на п-ве Малакка, во Вьетнаме и в Кампучии), распространены на о-ве Тайвань и на многочисленных архипелагах в юго-западной и центральной части Тихого океана. Австронезийским является малагасийский (мальгашский) язык Мадагаскара. Таким образом, ареал австронезийской семьи простирается от Мадагаскара на западе до о-ва Пасхи на востоке, от Тайваня и Гавайских островов на севере до Новой Зеландии на юге.

Интересно отметить, что в лингвистических границах семьи неясные участки отнесены не к географически удаленным частям ареала, а к области Новой Гвинеи (от Тимора и близлежащих островов на западе до о-вов Санта-Крус на востоке), где австронезийская семья контактирует с папуасскими языками [1]. О некоторых малоисследованных языках этой области, которые явно содержат много австронезийской лексики, в настоящее время трудно сказать, входят ли они в рассматриваемую семью или нет.

Определению числа австронезийских языков мешают объективная трудность разграничения языка и диалекта (которая особенно сильно ощущается в бесписьменных языках), слабая лингвистическая изученность многих территорий [2], а в некоторой степени также неясность границ семьи в области Новой Гвинеи. Но кажется, что даже при самой осторожной оценке число языков в семье превысило бы 600.

Сходные черты языков области, включающей Мадагаскар, Малайский архипелаг и тихоокеанские острова, расположенные дальше к востоку, стали предметом научного обсуждения в начале XVIII в., когда Х. Реланд в своей диссертации [Reland 1708] сопоставил малагасийский, малайский, яванский и язык тихоокеанского (по-видимому, полинезийского) острова, названного insula Cocos [3]. Сходство этих языков диссертант объясняет тем, что в них сохраняются остатки древнего "малайского" языка, который, по его мнению, был когда-то широко распространен на островах двух океанов.

В конце того же века Л. Эрвас-и-Пандуро объединил ряд языков указанной выше области - малагасийский, малайский, тагальский, бисайский, язык Марианских островов (по-видимому, чаморро) и несколько полинезийских языков - как связанные родством (affunità) [Hervas y Panduro 1784; 1786]. Учтенные им языки составляют уже некоторый "костяк" той языковой семьи, которую потом стали называть малайско-полинезийской (название "австронезийская семья" было предложено В. Шмидтом в 1899 г.) [4]. Поэтому создание понятия об этой семье обычно считают заслугой Эрвас-и-Пандуро.

46.Основные конфессиональные регионы Европы.

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на первых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось районом Средиземноморья. В центральноевропейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы - лишь в VIII-XII вв.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, Западной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго-Восток — за Константинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., еще более осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православными появились еще протестанты. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всем Севере.

С той поры география различных религиозных направлений в Европе не претерпела существенных изменений. Протестантизм по-прежнему преобладает среди верующих североевропейских стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Фарерские острова, Исландия), а также отдельных стран Западной и Центральной Европы (Великобритания и Северная Ирландия, Германская Демократическая Республика). В таких же западно- и центральноевропейских странах, как Нидерланды, Федеративная Республика Германии, Швейцария, протестантизм в разных формах исповедует примерно половина верующих.

В странах Юго-Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Мальта), а также в некоторых странах Западной (Ирландия, Франция, Бельгия, Люксембург), Центральной (Австрия) и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия) большинство верующих - католики. Католики образуют приблизительно половину верующего населения также в Федеративной Республике Германии, Нидерландах, Швейцарии.

Православие преобладает среди верующих Юго-Восточной Европы (Румыния, Болгария, Греция). В Югославии помимо православных много католиков и мусульман.

Ислам распространен в Европе сравнительно узко, хотя в последнее время его влияние быстро расширяется. Лишь в Албании и в европейской части Турции к этой религии относится большая часть верующих.

Уже давно Европа является одним из мировых центров свободомыслия и атеизма. Особенно широко атеистические идеи стали распространяться со времени Великой французской революции. После коренных социальных преобразований в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в этом регионе были сильно поколеблены устои религии. В социалистических странах непрерывно растет число лиц, порывающих с религией. Рост атеизма можно наблюдать также в буржуазных странах Европы. Особенно выделяются в этом отношении страны с давними традициями свободомыслия — Франция, Нидерланды, Великобритания.

47.Основные конфессиональные регионы Азии.

Религии Азии - это все мировые, а так же многие национальные религии нашей планеты. Здесь зародились такие религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.

Азия является колыбелью всех современных мировых религий. Именно здесь (на территории современного Израиля и Палестины) возникло христианство, которое позднее рапостранилось по всей Европе, а оттуда попало и на другие континенты. В Азии возникла и другая великая мировая религия - ислам (позднее Ислам рапостранился и по всей северной Африке и частично - Европе). Так же Азия является родиной иудаизма, зороастризма, индуизма, сикхизма, буддизма, джайнизма, даосизма, конфуцианства, синтоизма и других религий.

Сегодня в западной и юго-западной Азии доминирующей религией является ислам. Он преобладает в Турции, Сирии, Азербайджане, Ираке, Иране, Ливане, Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Иордании, Омане, Йемене, Афганистане. Преимущественно в этих странах ислам преобладает в форме сунизма. Другое направление ислама - шиизм - распостранен лишь в Иране, а так же частично в Ираке, Сирии, Йемене и Ливане. В Израиле преобладает иудаизм. На Кипре, в Армении и Грузии преобладает христианство. Христиан так же много и в Ливане.

В Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Казахстан) так же преимущественно преобладает ислам сунитского толка. В Казахстане так же много христиан.

В Южной Азии доминирующей религией является индуизм (Индия). Так же в некоторых странах (Пакистан, бангладеш, Мальдивы) распостранен и ислам. На Шри-Ланке, Бутане и отчасти в Непале доминирующим является буддизм.

Современная Юго-восточная Азия является центром вероисповедования буддизма (Вьетнам, Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия), а так же ислама (Малайзия, Индонезия, Бруней). На Филиппинах много христиан.

Восточная Азия - это центр исповедования одновременно нескольких религий. Так, к примеру, в Китае исповедуют конфуцианство, буддизм и даосизм. В Корее - конфуцианство и буддизм. В Японии - национальную религию синтоизм. В Монголии - будизм.

Самой популярной религией в Азии является ислам. Сегодня количество мусульман в мире, по разным оценкам, составляет от 1 до 1,8 млрд. человек. По этим показателям ислам уступает лишь христианству (однако тут следует заметить, что основная часть христиан живет за пределами Азии). Так же ислам является самой быстрорастущей религией в мире. По подсчетам экспертов, к 2030 году мусульмане будут составлятьодгну четвертуя часть населения нашей планеты.

48.Основные конфессиональные регионы Африки.

В Африке распространено несколько основных религий. Большинство африканцев придерживается христианства или ислама, однако многие их приверженцы также практикуют и традиционные африканские религии, включая народные и синкретические.

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность во время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д'Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

 

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

 

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

 

Иудаизм исторически связан с Африкой - об этом есть свидетельства в Ветхом Завете, книга Исход (евреев из Египта). Видимо, иудаизм был реакцией на политеизм Египта[источник не указан 192 дня]

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана).[6] Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д'Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов.

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

   49.Основные конфессиональные регионы Америки и Австралии.

Австралия является многоконфессиональной страной и не имеет официальной религии.

Христианство является преобладающей верой Австралии. По данным переписи 2011 года, крупнейшим, по численности, вероисповеданием является Католицизм, которому принадлежат 25,3 % населения. 22,3 % являются нерелигиозными. Следующей крупной конфессией является Англиканство, которой придерживаются 17,1 %. Буддизм в Австралии исповедуют (2.5 % населения), ислам (2.2 %), индуизм (1.3 %) и иудаизм (0.5 %)[1][2].

 

Конституция Австралии запрещает правительству устанавливать государственную религию и вмешиваться в свободу вероисповедания, однако же, отдельные штаты свободны в изменении своих собственных конституций и могут диктовать религиозную жизнь, хотя таких прецедентов ещё не было. Отношения между правительством Содружества и религиями гораздо свободнее, чем в Соединенных Штатах. С правительством работают религиозные организации, которые обеспечивают образование, здравоохранение и другие социальные услуги.

Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.

Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство опрошенных людей выразило свою приверженность вероисповеданию, отметив, что религия играет «очень важную роль» в их жизни[2].

Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным «Всемирной книги фактов ЦРУ» на 2007 год: 51,3 % населения США — протестанты, 23,9 % — католики, 12,1 % не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7 % — мормоны, 1,6 % — члены другой христианской конфессии, 1,7 % — иудеи, 0,7 % — буддисты, 0,6 % — мусульмане, 2,5 % — другие верования, 4 % — атеисты[3].

Согласно Yearbook of American and Canadian Churches за 2012 г., в котором число членов церквей приводится вместе по США и Канаде и данным Национального совета церквей (англ.) пять крупнейших религиозных организаций включают[4]:

Римско-Католическая Церковь, 68 202 492 членов

Южная баптистская конвенция, 16 136 044 членов

Объединённая методистская Церковь (англ.), 7 679 850 членов

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), 6 157 238 членов

Церковь Бога во Христе (пятидесятники), 5 499 875 членов

Протестанты разбиты на целый ряд церквей, поэтому католическая церковь крупнейшая.

50.Хозяйственно-культурная классификация народов мира.

Существуют этносы, которые группируют по хозяйственно-культурным типам, которые складываются в сходных природных условиях обитанияна основе одинаковых видов хоз деятельности. Хозяйственно-культурный тип — комплекс особенностей хозяйства и культуры, который складывается исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Главным разделительным элементом является способ производства конкретных обществ. При сходной историко-географической ситуации могут возникать тождественные хозяйственно-культурные типы у народов, живущих в разных частях континента, находящихся далеко друг от друга. М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров классифицировали способы производства на три последовательных хозяйственно-культурных типа: -группы с присваивающим хозяйством (охотники, собиратели, рыболовы). Данное хозяйство для них основное. К ним относятся автсралийские аборигены, народы южной африки.

-народы и группы с производящим хозяйством (мотыжное и ручное земледелие, скотоводство). Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта — излишка, который накапливается: у животноводов это скот, у земледельцев — зерновые культуры, а также домашний скот, птица и др. В результате возможно возникновение классовых обществ, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникает имущественное неравенство. Сейчас этим занимаются в индии, тропической африке, китае.

-народы с развитым производящим хозяйством (плужное и пашенное земледелие с использованием тяглового скота). Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась главной экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.095 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь