Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
История методики музыкального воспитания детей с проблемами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития культуры общества и тесным образом взаимодействует с рядом научных знаний, обусловливающих их развитие. Методика и ритмика взаимосвязаны с эстетикой, культурологией, музыкознанием, которые являются их методологической основой. Знания в этой области дают представления о закономерностях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности воспитательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и особенности корригирующей и катарсистической функций музыкального искусства и его музыкально-ритмического направления, разработки методики в аспекте использования в специальном образовании. Эти же знания помогают определить содержательную и дидактическую стороны музыкального воспитания и коррекционной ритмики детей с проблемами. Тесная связь методики музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционной ритмики с физиологией, невропатологией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами помогает понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различными вариантами нарушений. Знания о клинико-психологических особенностях детей позволяют дидактически правильно выстроить коррекционно-развивающий и психотерапевтический процесс воздействия средствами музыкального искусства и движений. В решении многих вопросов методика и ритмика опираются на общую, возрастную и специальную психологию. Знания закономерностей генезиса психики нормально развивающихся детей и особенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посредством музыки и движений. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика ориентируются на основные теоретические положения специальной психологии: об особенностях биологического и социального в развитии, о единой линии развития нормального и аномального ребенка, о соотношении первичных и вторичных дефектов, об общих и специфических закономерностях аномального развития, о возможности коррекции и компенсации отклонений в развитии, о зоне актуального и «зоне ближайшего развития». Знание особенностей психического развития детей с проблемами ориентирует на необходимость соблюдения ряда психологических условий обучения и воспитания детей данной категории, дает возможность определить конкретные пути и эффективные технологии коррекционной работы средствами музыки и движений, тем самым обеспечивая компенсацию отклонений в развитии детей. Методика музыкального воспитания и коррекционная ритмика как области педагогической науки подчиняются закономерностям общей специальной педагогики, артпедагогики, используя их Дидактические принципы в обучении и воспитании средствами Музыки. Основой взаимодействия методики с педагогическими наука-Ми являются теоретические положения известных психологов и педагогов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущую деятельность. Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу способствовать всеми возможными способами развитию ребенка с проблемами, считая его субъектом воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми средствами музыки, методика рассматривает отношения в системе «педагог—ребенок» как уста-| новление диалога и сотрудничества, создание условий для активизации его творческих проявлений. Методика и ритмика объединены с социальной педагогикой общностью целей и задач. Конечным результатом коррекционно-1 развивающего музыкального и ритмического воспитания, как в социальной педагогике, выступает социальная адаптация ребенка с проблемами в развитии. При этом важное место в социальной среде отводится культурно-досуговой деятельности, где ребенок с проблемами также может себя выражать определенным образом, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативы и творческих проявлений. Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным искусством й| литературой. Это позволяет в коррекционно-развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства и литературы). Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка с проблемами. Мы только обозначили области знаний, с которыми взаимодействует методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика. Задания для самостоятельной работы 1. Дайте краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции. 2. Охарактеризуйте применение музыкального искусства в лечебных и коррекционных целях в работе с детьми с проблемами в развитии. 3. Расскажите, кто из видных отечественных ученых, медиков использовал музыкальное искусство в лечебных и образовательных Учреждениях. 4. раскройте основные понятия методики музыкального воспитания коррекционной ритмики, цели и задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики. 5. Покажите взаимодействие методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики с другими областями научного знания. Литература Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995. Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980. Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972. Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2. Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001. Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966. Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ Глава 1 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы