Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правильное определение информационного повода — гарантия успешного сюжета.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Новостной сюжет Выпуск новостей — сложный организм, который объединяет много разных по стилю и задачам информационных составляющих. В выпуске обязательно должна быть информация, которая сообщается сухо и без затей. Это правило. Но оно не действительно для вашего сюжета. Как раз наоборот: в настоящем сюжете информация лишь основа для интересной истории. В настоящем выпуске новостей далеко не все является сюжетом. В реальном эфире присутствует: • кусок интервью без комментариев; • сухая и короткая информации о событии; • закадровый комментарий видеоряда; • «без комментариев» — чистый видеоматериал без монтажа; • «флай» — прямое включение в эфир корреспондента с места события; • оперативное сообщение; • и, конечно, подводки (комментарии) ведущих. Всё это — новости. Но не сюжеты! Потому что сюжет — это отдельный авторский материал, созданный репортером для информационного выпуска, длиной (хронометражем) не менее 1,5 - 2 минут, в течение которого необходимо смоделировать сообщение о происшествии, сняв и смонтировав его или обработав предоставленный видеоматериал.
Событие — это материал сюжета. Информационный повод — его форма. А история — это содержание сюжета, сам сюжет.
В любом сюжете новостей должны быть герой и антигерой. Без этого невозможно сделать историю. К счастью, в реальной жизни ничего не надо придумывать. Герой с антигероем всегда ходят «рука об руку». Причём, подобно герою, антагонист, не имеющий конкретного человеческого обличья, может быть группой, толпой, народом, стихией или независимым обстоятельством. Кто в истории герой, а кто — антагонист, зависит от репортёра Новостной выпуск — это серьезный и ответственный инструмент информирования. А настоящий сюжет — это развлечение. Интересное шоу на основе фактов и событий, поставленное по драматургическим законам. Только вместо актёров в нем живые люди. Чтобы сделать хороший сюжет, надо уметь переводить событие в информационный повод, а этот последний — в историю. Факты можно преподнести так, что смысл события перевернется «с ног на голову». Потому что в реальности репортер имеет дело не с одним фактом, а с множеством фактов, которые переплетаются между собой. Определив, какие из них нужны для сюжета, а какие — нет (при помощи информационного повода), репортер создает историю, которая отражает его точку зрения на событие.
Конфликт в сюжете создается драматизмом новостей. Даже в очень простых и заурядных событиях кроется достаточно энергии столкновения различных интересов. Поэтому сюжет без конфликта, сухо излагающий содержание события, — самое плохое, что может быть в новостях. Для того чтобы грамотно выстроить конфликт в сюжете, надо знать ещё одну подробность: он развивается по этапам. Это совершенно классические: • экспозиция; • завязка; • развитие; • кульминация; • развязка. Конечно, в реальном сюжете далеко не всегда присутствуют все пять этапов конфликта. Иногда достаточно дать завязку (она же экспозиция) и сразу перейти к кульминации или даже развязке. Времени на полноценное развитие конфликта никогда не будет. То, что у драматурга растягивается на акт-другой, у репортёра должно занять от силы два предложения. Развитие конфликта в сюжете сжато до максимума. Событие безжалостно прессуется. Поэтому отдельными этапами можно и даже нужно жертвовать. Сюжет от этого только станет лучше. Отправляясь в кино, зритель знает: комедия — для смеха, ужасы — для страха, а мелодрамы — для слёз. Зритель точно знает, какие эмоции он получит. В хорошем кино ужас и смех не смешиваются. Этому же правилу подчиняется сюжет новостей. Все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы вызвать у зрителя четко выраженную эмоцию: ненависть или любовь, страх или восторг, волнение или умиротворение. И эта эмоция должна быть одна. То есть, рассказывая историю, нельзя спутать или смешать противоположные либо разные эмоции. Вы просто не успеете выдавить у зрителя больше одной. Нельзя в сюжете новостей сначала успокоить, а в конце заявить: «Все пропало!» Зрители вас не поймут. «А как же мысль? Неужели на весь сюжет только одна мысль?! Этого не может быть!» — возможно, возмутитесь вы. Но это действительно так. Просто не надо путать факты, из которых слагается история, и мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Факты могут быть самыми разнообразными. Но они должны всегда сводиться к одной простой мысли, которую ненавязчиво продвигает репортер. Все, что вы хотите сказать зрителю, после того как заставите его плакать или смеяться, должно умещаться в одной короткой фразе. В новостях нет места разнообразным мнениям, изящным выводам и сложным рассуждениям. У вас есть только одна мысль, прямая как стрела.
Сюжет = 1 Событие = 1 Информационный повод = 1 История = 1 Эмоция = 1 Мысль Константин Гаврилов «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» Амфора, 2007 Информационный повод Для сюжета нужно событие. Что делает событием нечто происходящее в реальности? · исключительность; · неожиданность; · общественная значимость; · действенность; · новизна; · визуальность; · драматичность. Этих качеств достаточно, чтобы событие было выделено из огромной массы не-событий и стало основой сюжета новостей. Итак, событие — это вся реальность. Сюжет — узкий взгляд на нее. Как же определить, что именно взять из события жизни, чтобы сделать сюжет новостей? Для этого придуман принцип «информационного повода». Существует простое и понятное определение информационного повода, которое знает любой выпускающий редактор: это то, ради чего имеет смысл отправлять на съемку бригаду. Вы отбираете только то, что необходимо для сюжета, оставляя за кадром остальное. Информационный повод определяет, что будет происходить в вашем сюжете и что именно будет в нем показано. (А вот каким будет сюжет, зависит от ваших дальнейших решений.) Информационный повод: Надо, отвечая на вопрос: «Что происходит в сюжете?», составить короткое утвердительное предложение, употребив в настоящем времени и действительном залоге глагол, которым вы передаете одно, но главное действие события. Приступать к съемке, не представляя, что и зачем будешь снимать, непрофессионально. Синхрон Оператор выстраивает картинку с учётом фона, на котором происходит запись интервью. Ракурс: положение камеры на уровне глаз героя или немного ниже уровня его глаз. Микрофон необходимо направлять точно на источник звука. Корреспондент должен чувствовать положение камеры за своей спиной и не «перетягивать» на себя героя. Порядок действий съёмочной группы: А) оператор выстраивает картинку Б) корреспондент определяет положение микрофона относительно линии «герой-камера» В) начало записи. Вопросы необходимо формулировать таким образом, чтобы ответ героя был развёрнутым. Если на вопрос можно ответить односложно - «да» или «нет» - такой вопрос сформулирован неправильно. Стендап Стендап (англ. — standup — стойка) — журналистский прием, использующийся в телевизионном репортаже, когда журналист находится непосредственно в кадре, как правило, на месте освещаемого события и сообщает дополнительные подробности по данной теме. Стендап делают для того, чтобы: - показать, что корреспондент находится на месте, где происходит данное событие; - сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации; - создать плавный переход от одной части сюжета к другой;
Требования, предъявляемые к стендапу: - стендап не должен быть длинным по времени (как правило, он длится 10-20 секунд); - фон должен иметь отношение к теме репортажа; - журналист должен создавать атмосферу естественного общения со зрителем; - внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета. Р екомендации по подготовке текста телевизионного материала.
1. Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых словами потому что, причем, хотя, ибо, так как, а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов а, и, но. 2. Выделение в особые фразы пояснительных сочетаний слов, присоединяемых без помощи вводящего слова. 3. Замена громоздких цитат пересказом. 4. Варьирование объема фраз (по числу слов), при чередовании длинных и коротких фраз (соблюдая пропорцию числа ударений к числу слогов - чем выше акцентная насыщенность речи, тем меньше должен быть объем фраз). 5. Расчленение при необходимости длинных сложных предложений на несколько коротких и простых. 6. Замена конструкций с причастными оборотами, с отглагольными существительными, страдательными оборотами, с "нанизыванием" одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога). 7. Объяснение узкоспециальных и малоизвестных терминов. 8. Замена словосочетаний типа "выше было сказано" или "о чем будет сказано ниже" на разговорные конструкции: я уже говорил об этом, об этом я скажу позже. Понятия выше и ниже в телевизионной речи должны быть исключены. 9. Умеренное использование цифрового материала; округление сложных дробных чисел, использование по возможности не цифр, а дефиниций кратности, особенно, если уместна сравнительность с чем-либо: вдвое, втрое, больше половины, менее четверти и т.д. 10. Замена сокращенных слов полными, включая и довольно распространенные и т.д., и т.п. 11. Использование пунктуационного знака тире (в качестве факультативного) для выделения интонации перед актуализируемым словом. Важнейшее свойство телевизионного текста: сочетание в себе общелитературных (книжно-письменных) норм с устно-разговорными. При этом часто возникает необходимость разграничения допустимых ненормативных речевых явлений, обусловленных спецификой телевидения, с простыми ошибками. Первое никогда не может быть оправданием второго.
Сценарный план • Информационный повод: • Мысль: • Эмоция: • Герои: • Места съемок: • Рабочие параметры: PAL, 1920х1080, 25 fps, 48 kHz (16 bit) audio
Вопросы: 1.Напишите формулу новостного сюжета: Сюжет = 1… = 1… = 1… = 1… = 1… Требования, предъявляемые к стендапу.
Новостной сюжет Выпуск новостей — сложный организм, который объединяет много разных по стилю и задачам информационных составляющих. В выпуске обязательно должна быть информация, которая сообщается сухо и без затей. Это правило. Но оно не действительно для вашего сюжета. Как раз наоборот: в настоящем сюжете информация лишь основа для интересной истории. В настоящем выпуске новостей далеко не все является сюжетом. В реальном эфире присутствует: • кусок интервью без комментариев; • сухая и короткая информации о событии; • закадровый комментарий видеоряда; • «без комментариев» — чистый видеоматериал без монтажа; • «флай» — прямое включение в эфир корреспондента с места события; • оперативное сообщение; • и, конечно, подводки (комментарии) ведущих. Всё это — новости. Но не сюжеты! Потому что сюжет — это отдельный авторский материал, созданный репортером для информационного выпуска, длиной (хронометражем) не менее 1,5 - 2 минут, в течение которого необходимо смоделировать сообщение о происшествии, сняв и смонтировав его или обработав предоставленный видеоматериал.
Событие — это материал сюжета. Информационный повод — его форма. А история — это содержание сюжета, сам сюжет.
В любом сюжете новостей должны быть герой и антигерой. Без этого невозможно сделать историю. К счастью, в реальной жизни ничего не надо придумывать. Герой с антигероем всегда ходят «рука об руку». Причём, подобно герою, антагонист, не имеющий конкретного человеческого обличья, может быть группой, толпой, народом, стихией или независимым обстоятельством. Кто в истории герой, а кто — антагонист, зависит от репортёра Новостной выпуск — это серьезный и ответственный инструмент информирования. А настоящий сюжет — это развлечение. Интересное шоу на основе фактов и событий, поставленное по драматургическим законам. Только вместо актёров в нем живые люди. Чтобы сделать хороший сюжет, надо уметь переводить событие в информационный повод, а этот последний — в историю. Факты можно преподнести так, что смысл события перевернется «с ног на голову». Потому что в реальности репортер имеет дело не с одним фактом, а с множеством фактов, которые переплетаются между собой. Определив, какие из них нужны для сюжета, а какие — нет (при помощи информационного повода), репортер создает историю, которая отражает его точку зрения на событие.
Конфликт в сюжете создается драматизмом новостей. Даже в очень простых и заурядных событиях кроется достаточно энергии столкновения различных интересов. Поэтому сюжет без конфликта, сухо излагающий содержание события, — самое плохое, что может быть в новостях. Для того чтобы грамотно выстроить конфликт в сюжете, надо знать ещё одну подробность: он развивается по этапам. Это совершенно классические: • экспозиция; • завязка; • развитие; • кульминация; • развязка. Конечно, в реальном сюжете далеко не всегда присутствуют все пять этапов конфликта. Иногда достаточно дать завязку (она же экспозиция) и сразу перейти к кульминации или даже развязке. Времени на полноценное развитие конфликта никогда не будет. То, что у драматурга растягивается на акт-другой, у репортёра должно занять от силы два предложения. Развитие конфликта в сюжете сжато до максимума. Событие безжалостно прессуется. Поэтому отдельными этапами можно и даже нужно жертвовать. Сюжет от этого только станет лучше. Отправляясь в кино, зритель знает: комедия — для смеха, ужасы — для страха, а мелодрамы — для слёз. Зритель точно знает, какие эмоции он получит. В хорошем кино ужас и смех не смешиваются. Этому же правилу подчиняется сюжет новостей. Все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы вызвать у зрителя четко выраженную эмоцию: ненависть или любовь, страх или восторг, волнение или умиротворение. И эта эмоция должна быть одна. То есть, рассказывая историю, нельзя спутать или смешать противоположные либо разные эмоции. Вы просто не успеете выдавить у зрителя больше одной. Нельзя в сюжете новостей сначала успокоить, а в конце заявить: «Все пропало!» Зрители вас не поймут. «А как же мысль? Неужели на весь сюжет только одна мысль?! Этого не может быть!» — возможно, возмутитесь вы. Но это действительно так. Просто не надо путать факты, из которых слагается история, и мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Факты могут быть самыми разнообразными. Но они должны всегда сводиться к одной простой мысли, которую ненавязчиво продвигает репортер. Все, что вы хотите сказать зрителю, после того как заставите его плакать или смеяться, должно умещаться в одной короткой фразе. В новостях нет места разнообразным мнениям, изящным выводам и сложным рассуждениям. У вас есть только одна мысль, прямая как стрела.
Сюжет = 1 Событие = 1 Информационный повод = 1 История = 1 Эмоция = 1 Мысль Константин Гаврилов «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» Амфора, 2007 Информационный повод Для сюжета нужно событие. Что делает событием нечто происходящее в реальности? · исключительность; · неожиданность; · общественная значимость; · действенность; · новизна; · визуальность; · драматичность. Этих качеств достаточно, чтобы событие было выделено из огромной массы не-событий и стало основой сюжета новостей. Итак, событие — это вся реальность. Сюжет — узкий взгляд на нее. Как же определить, что именно взять из события жизни, чтобы сделать сюжет новостей? Для этого придуман принцип «информационного повода». Существует простое и понятное определение информационного повода, которое знает любой выпускающий редактор: это то, ради чего имеет смысл отправлять на съемку бригаду. Вы отбираете только то, что необходимо для сюжета, оставляя за кадром остальное. Информационный повод определяет, что будет происходить в вашем сюжете и что именно будет в нем показано. (А вот каким будет сюжет, зависит от ваших дальнейших решений.) Правильное определение информационного повода — гарантия успешного сюжета. Информационный повод — это выбор смысла события. Событие как бы втискивается в рамки, которые вы устанавливаете своим выбором. И поэтому может вступать с информационным поводом в разные «смысловые отношения». Во-первых, событие может быть значительно больше информационного повода. Информационный повод может объять лишь малую часть большого события. Пример: событие — в Перми выпало небывалое количество снега; один из возможных информационных поводов — дворникам не хватает лопат. Во-вторых, событие может быть меньше информационного повода. В этом случае информационный повод «раздувает» событие до размера сюжета. Пример: событие — сугубо специальная научная конференция, — для неспециалистов это скучно. Сюжет может спасти информационный повод — судьба академической науки в России. В-третьих, событие может быть равно информационному поводу и полностью исчерпываться им. Таких случаев в реальной практике огромное множество. Пример: событие — пропажа телефона забытого на подоконнике. Конечно, можно сделать информационным поводом «Разгул преступности в университете», но само событие столь простое, что вполне умещается в своем информационном поводе — пропал телефон. И, в-четвертых, события может вообще не быть — информационный повод моделирует его для сюжета. Самый простой пример. На Северный полюс отправляется Андрей Королёв на велосипеде. Андрей Королёв ещё никуда не едет и лишь сообщает о скором старте на пресс-конференции, а информационный повод уже отправил его в дорогу и пожелал счастливого пути. Когда определять информационный повод? Перед съемкой. Информационный повод: Надо, отвечая на вопрос: «Что происходит в сюжете?», составить короткое утвердительное предложение, употребив в настоящем времени и действительном залоге глагол, которым вы передаете одно, но главное действие события. Приступать к съемке, не представляя, что и зачем будешь снимать, непрофессионально. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-01; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы