Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кэти: Как вы узнаете, что рука уже находится в каталепсии?



Я это чувствую. Когда я держу руку, слегка ее покачивая, она становится

все легче, и, наконец, сама собой останавливается. Китти, закройте на

секунду глаза. Кэти, поднимете ее левую руку. Сожмите ее, чтобы ее

чувствовать. Китти, теперь представьте себе, пожалуйста место, где вы

провели когда-то особенно приятные каникулы. Когда вы это вспомните,

качните головой. Теперь рассмотрите подробно, пожалуйста все перед

собой, все, что вы видите перед собой. Опишите подробно, вслух, все, что

вы видите в том месте, где вы провели каникулы.

Китти: Я вижу лес, это лес секвойи.

Что особенного вы видите в нем?

Много деревьев и глубокие тени.

Хорошо, Кэти, положите ваш палец на ее запястье Спрашивайте y нее все

больше подробностей, и каждый раз, когда она начинает говорить, двигайте

пальцем вверх и вниз, чтобы узнать, удержит ли она палец или нет. Когда

он начнет удерживаться, это значит, что в ее руке возникла

подсознательная реакция. Поскольку она полностью занята тем, что

рассматривает и описывает свои образы, она не осознает своей руки. При

этом вы научитесь различать, держит ли человек свою руку сознательно,

или бессознательно. Кстати, если он держит руку сознательно, действуйте

дальше и пользуйтесь положением также, как если бы он держал ее

бессознательно.

Вариацией предыдущего является то, что мы называем «сновидением руки». 

Это вид рычажного наведения. Это очень хорошая техника, которую вы

должны знать, особенно если вы работаете с детьми. Детям нравится

сновидение руки.

Когда я работаю с ребенком, прежде всего я вызываю y него интерес: «Ты

знаешь, как видят сны рукой? » Это может показаться ему немного странным,

и тогда я начинаю смеяться над ним: «Значит ты об этом не знаешь? А я

знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь, ты еще кому-нибудь расскажешь». Это

уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенок говорит: «Я никому

не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне.» На это я отвечаю: «Но

ведь тебе пожалуй, не так уж хочется это знать». Милтон Эриксон называл

это «построением потенциала реакции».

Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: «Какую программу по телевизору или

какое кино ты больше всего любишь? » В наше время это непременно будет

«бионический человек» или «Война звезд». Потом вы говорите: «А помнишь

ты самую первую сцену, когда выходит Стив Остин и играет музыку? » Когда

ребенок вспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким

путем он этому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимет глаза

вправо, поднимите его правую руку, если влево - левую поднимите. Рука

легко перейдет в каталепсию, потому что она управляется тем же мозговым

полушарием, которым он обрабатывает информацию, отвечая на ваш вопрос.

Если человек поднимает глаза влево, он извлекает образы из своей памяти,

хранящиеся в правом полушарии мозга. И когда вы поднимаете его левую

руку, управляемую тем же правым полушарием, он не заметит, что вы

делаете с его рукой, - если только вы делаете это осторожно, не прерывая

поток его образов. Его левая рука автоматически перейдет в каталепсию,

потому что образы полностью занимают его сознание. Как правило, y него

не будет представления о том, как вы поднимаете его руку, потому что

образы отвлекут все его (сознание) внимание.

Вы можете также спрашивать его о музыке, особенно, если вам известно,

что этот человек имеет ярко выраженную слуховую ориентацию. «Когда вы

слышали в последний раз интересный ансамбль? » И пока он будет искать

ответ, поднимите его руку с той стороны, куда он при этом смотрит.

Когда вы уже добились каталепсии руки, остается сказать: «Очень хорошо. 

Теперь закрой глаза и посмотри весь фильм подробно, вместе со звуком, а

твою любимую часть ты мне расскажешь в конце, это важнее всего. И твоя

рука будет опускаться лишь по мере того, как ты увидишь весь фильм».

Это действовало на всех детей, каких я встречал, кроме одной девочки,

которая была дочерью гипнотизера и годами подвергалась программированию

не поддаваться гипнозу. Она работала примерно с 25 знаменитыми

гипнотизерами, и умудрилась нанести им всем поражение. Не пытаясь играть

с ней в эту игру, я просто поздравил ее. Я сказал ей, что она не

поддается гипнозу, и никак не может войти в транс. Конечно, она

попыталась опровергнуть это утверждение, и тут же начала переходить в

транс.

После того, как вы подняли руку, и она осталась в каталепсии, вы можете

проделать то же самое, что и при любом другом рычажном наведении. Вы

можете сказать: «Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как

ваше подсознание не просмотрит заново весь этот фильм, чтобы вы могли и

сейчас получить от него удовольствие... видеть и слушать все сцены, одну

за другой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части,

которые вы вспоминаете сейчас...»

Женщина: Какой рукой надо пользоваться, если y партнера просто

расфокусируется зрение, и он смотрит прямо вперед?

Простейший ответ на это - поднять обе руки. Их всего две, та, что упадет

не годится.

Женщина: А может ли быть, что человек смотрит в одну сторону, а

каталепсия происходит с другой рукой?

Да, можно делать почти все. Но мое объяснение дает вам правило - способ

решить, какой рукой пользоваться более эффективно.

Теперь вернемся обратно и обсудим прерванное рукопожатие, которым я

обменялся с Дэвидом. Это пример класса наведений, называемых «разрывом

шаблона». Выделив любой жесткий шаблон поведения - индивидуальный или

связанный с культурой - вы должны начать выполнение этого шаблона, а

затем прервать его. Тогда y вас будет та же рычажная ситуация, что и при

каталепсии руки. Классический пример - это прерванное рукопожатие.

Рукопожатие - это автоматическая, цельная составляющая поведения в

человеческом сознании. Когда мы пожимаем друг другу руки, на вопрос:

«Что мы сделали? » каждый ответит: «Вы пожали друг другу руки». Словесное

кодирование подсказывает, что это цельная составляющая поведения, и это

верно. (Лектор несколько раз протягивает руку Сью, каждый раз убирая

руку обратно). Хотя Сью и знает теперь, что это игра, - каждый раз, когда

я протягиваю ей руку, зрительный сигнал побуждает ее подать мне руку,

потому что это входит в цельную составляющую поведения,

запрограммированную в ней. Если бы она должна была сознательно думать,

что означает моя протянутая рука, а затем сознательно отреагировать, это

получилось бы крайне медленно и неуклюже.

У каждого из нас, тысячи таких автоматических программ. Вам надо лишь

заметить, какие из них являются подлинно автоматическими для каждого

человека, а затем прервать одну из них. Когда я протягиваю мою руку для

рукопожатия, Сью протягивает мне свою. Затем я прерываю программу,

схватив ее запястье своей левой рукой и немного приподняв ее руку. Она

оказывается на некоторое время без программы, потому что за этим нет

никакого следующего шага. Когда вы прерываете цельную составляющую

поведения, y человека нет следующего шага. Ему никогда не случалось

переходить с середины рукопожатия к чему-то другому. Перед вами момент

рычага. Вы должны только сформулировать надлежащее указание, которому,

как правило, последует ваш партнер. В этом случае указание будет

следующего рода: «Позвольте вашей руке медленно опуститься, но не

быстрее, чем вы впадете в глубокий транс...»

Сью: Не можете ли вы указать различие между рычажным наведением и

разрывом шаблона?

Различие состоит скорее в организации ваших восприятий, чем в

действительном переживании. Рычаг состоит в ситуации, ставящей человека

в необычное положение, когда y него уже происходят некоторые явления

транса, например, каталепсия. После этого вы используете словесное

соединение, чтобы связать это имеющееся поведение с чем-нибудь другим,

что вы хотите вызвать.

Разрыв ставит человека в положение, когда он вовлечен в некоторую

цельную составляющую наведения, например, в процесс рукопожатия.

Вы прерываете такую цельную составляющую его поведения, и это сбивает

его с толку, по крайней мере на некоторое время. Насколько я себе

представляю, никто из присутствующих никогда не переходил от середины

рукопожатия к какому-нибудь другому образцу поведения, поскольку y

рукопожатия нет середины Рукопожатия имели для нас середину, когда нам

было три-четыре года, и когда мы проходили сложную

перцептуально-моторную программу обучения рукопожатию со взрослым. 

Когда-то это поведение имело части, точно также как хождение имело части

в соответствующий период вашей жизни. Но теперь эти части стали столь

хорошо закодированными и отработанными элементами бессознательного

поведения, что y таких видов поведения нет уже никакой «середины». И

если вы задержите человека посреди чего-то, не имеющего середины, то он

останавливается. В этот момент вы можете сформулировать указания, как

перейти из этого невозможного положения к желательным для вас реакциям.

Различие между рычагом и разрывом шаблона - есть перцептуальное

различие, касающееся гипнотизера. В случае рычага г создаете своими

манерами некоторое необычное поведение, а затем связываете с этим

поведением желательную для вас реакцию, как выход из положения рычага.

Разрыв шаблона означает, что вы находите в поведении клиента полную,

цельную, повторяющуюся составляющую, а затем прерываете ее посередине. 

Поскольку она имеет в сознании статус цельной составляющей, y клиента

нет программы перехода из ее середины к чему-то другому. И тогда я

предоставляю такую программу.

Когда я подошел к Элу и спросил: «Дадите вы мне вашу руку? », я не ждал

сознательного ответа, я просто протянул мою руку и поднял его руку. Он

мог бы опустить ее, сказав «Нет». Это возможно. Но в случае разрыва

такая реакция невозможна, и это одно из различий между разрывами и

рычагами. В случае рычага я создаю ситуацию, в которой человек попадает

врасплох, оказавшись в необычном положении, вроде каталепсии. В случае

разрыва y него нет никакого выбора, потому что это цельная составляющая

поведения: вдруг он оказывается посередине процесса, и он не

оканчивается.

Кевин: Как мне кажется, y всех присутствующих создалось предубеждение,

что в случае такого разрыва каждому придется рано или поздно перейти в

транс. Но во внешнем мире дело обстоит иначе. Другими словами, если я

встречу кого-нибудь на улице и прерву рукопожатие, все это пойдет

несколько труднее.

Согласен, что здесь имеются различные предубеждения, по сравнению с тем,

что происходит во внешнем мире. Но, как я предвижу, там это было бы

гораздо легче. Пробуждая ваше сознание таким образом, как я это делал

здесь, я весьма затрудняю свою задачу в качестве гипнотизера. Если вы

уже предупреждены, что здесь будет происходить нечто вроде гипноза, это

дает вам возможность выбора, будете вы в этом участвовать или нет. Могу

вам гарантировать, что если вы выйдете в холл этого отеля и протянете

кому-нибудь руку, как полагается, а затем прервете рукопожатие то этот

человек застынет на месте.

Вы можете экспериментировать также с другими шаблонами. Когда в

следующий раз кто-то встретит вас приветствиями: «Как поживаете? »,

попробуйте ответить: «Страшно, просто ужасно. Боюсь, что скоро я умру! »,

и посмотрите, что произойдет с вашим партнером. В нашей культуре обычная

ритуализированная реакция на такое приветствие - «Отлично». Как правило,

y людей нет способа реагировать на любой другой ответ, и они ощущают его

как разрыв. В особенности это верно, в деловой или профессиональной

обстановке.

Для большинства курильщиков - вынуть и зажечь сигарету - вполне

бессознательная и цельная компонента поведения. Если вы прервете эту

последовательность действий, отобрав y курильщика сигарету, вы увидите

реакцию того же рода.

Это гораздо легче получается с людьми, не предупрежденными, что вы

занимаетесь разными типами гипноза, нежели в осведомленных группах вроде

этой. Если кое-кто в этом сомневается, займитесь здесь всерьез вашими

упражнениями, а затем попробуйте, легче или труднее применить те же

приемы к вашим клиентам и посторонним.

Мужчина: Что ж предположим, что вы проводите эксперимент с посторонним.

Хорошо. Оставим в стороне вопрос, прилично ли ставить эксперименты на

ничего не подозревающей публике, между тем, как полагается работать с

людьми, пришедшими просить y вас помощи. Я сказал бы постороннему

человеку: «И вы позволите своей руке опускаться, пока она не коснется

моей, и в этот момент вы сожмете мою руку, завершив рукопожатие, как

будто не случилось ничего особенного». Его рука начнет опускаться пока

не приблизится к моей, и в этот момент я схвачу ее и скажу: «Очень

приятно». Человек будет в состоянии амнезии относительно того

переживания, и я не встречу никакой отрицательной реакции до конца

рукопожатия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь