Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цель и задачи изучения курса



Цель и задачи изучения курса

Дисциплина история Казахстана на конкретном историческом материале должна раскрывать процесс становления человеческого общества на современной территории Республики Казахстан, рассматривая исторические события объективно, во всех их противоречиях. Исходя из принципов научности, историзма к анализу общественно-экономических явлений, курс Истории Казахстана учитывает, что основу исторических знаний должно составлять изучение фактического материала. Дисциплина история Казахстана призвана раскрывать главные и общие направления исторических процессов отечественной истории, позволяющие показать исторические события, происходившие на территории Казахстана, во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов сопредельных стран. Изучение дисциплины «История Казахстана» призвана формировать историческое сознание студентов, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан. В ходе изучения дисциплины «История Казахстана» происходит знакомство студентов с современным уровнем научных исследований по проблемам отечественной истории. В настоящее время, издано большое количество литературы, начиная со справочников и пособий, заканчивая интернет-порталами, позволяющими углубиться в изучение исторического материала, подробно изучить периодизации истории Казахстана. В контексте всемирной истории , история Казахстана играет немалую роль, к примеру присоединение Казахстана к России. Задачи курса представляют собой помощь студентам вспомнить материал, изучаемый в школе; пополнить багаж знаний некоторыми фактами, которые не освещались, или освещались поверхностно в школе, для этого приводились документальные источники; взглянуть на исторические события с других точек зрения с использованием методов: анализа и синтеза, исторического, системного, сравнительно-исторического, статистического и т.п. Таким образом, дисциплина история Казахстана призвана, раскрывать главные и общие направления исторических процессов отечественной истории, позволяющие показать исторические события, происходившие на территории Казахстана, во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов с определенных стран.

Исторический период появления человека на территории Казахстана

Первой социальной общностью, для которой были характерны формирование современного облика человека, создание материальной и духовной культуры, переход от животного стада к общественной организации, основанной на биологическо-социальной базе, является первобытнообщинный строй. Распространение древнейших людей на север привело к появлению их и на территории Казахстана, естественно, гораздо позже, чем на африканском континенте. Примерные хронологические рамки этапов первобытнообщинного строя на территории Казахстана: Каменный век – 1млн.-800 тыс. лет назад – конец III-го тыс. до н.э. ; Бронзовый век – конец III-го – начало I-го тыс. до н .э. Название каждого из этих периодов связано с материалом, из которого изготовлялись основные орудия труда. Распространение древнейших людей на север привело к появлению их и на территории Каз-на, естественно, гораздо позже, чем на африканском континенте. Хронологические рамки этапов первобытнообщинного строя на тер-рии Каз-на: Каменный век - 1 млн.-800 тыс.лет назад - конец III-го тыс.до н.э.; Бронзовый век – конец III-го-начало I-го тыс.до н.э. Название каждого из этих периодов связано с материалом, из которого изготовлялись основные орудия труда.

 

 

Андроновская культура

Дандыбай – Бегазинский, Нуринский, Атасуский этапы, на смену матриархату вступил патриархат. Обособление больших семей (родовая община). Скот.- землед .хозяйство. Пастушье скотоводство, мотыжное земледелие. Поселение по берегам рек, озер. Геометрический орнамент на керамический посуде. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими. Наряду с прежними типами жилищ – землянок и полуземлянок – возникновение нового типа жилищ – юрты. Обнаружение археологами древнего города андроновцев – Аркаим с площадью в центре, с наличием укреплений. Распространение каменной скульптуры, возникновение храмовых комплексов. Зарождение частной собственности; усиление имущественного неравенства.

 

Понятие и смысл «Истории»

История есть процесс взаимодействия чела(общества) с окружающей средой (природной и социальной). Ист.- наука, изучающая исторический процесс. Наука история изучает только те события, кот. тем или иным образом влияют на чела(общество). Учебная дисциплина «ИСТОРИЯ» изучает один из аспектов истор. процесса, опираясь на научные достижения. Ист - это то, что отличает чела от остального окружающего мира. Ведь именно в этой дисциплине сосредоточены все знания человечества. Чем бы чел не занимался, он находится в истор. процессе.

Эпоха бронзы

Развитие хозяйственной и общественной жизни.: БРОНЗОВЫЙ ВЕК - конец III-го-начало I-го тыс. до н.э. Складывание комплексного скотоводческо-земледельческого хоз-ва. Новые формы пастушеского хозяйства - отгон скота на летние пастбища - создание условий для перехода к полукочевому (яйлажному), а в дальнейшем - к кочевому скотоводству. Зарождение первого общественного разделения труда: отделение скотоводства в особую отрасль. Развитие мотыжного земледелия. На смену матриархату пришёл патриархат (отцовский род). На смену родовой собственности возникла собственность отдельной семьи. Появления собственности приводит к имущественному расслоению в обществе. Начинаются захватнические войны. Поклонение небу, солнцу, священному огню. Вера в загробную жизнь. Культ предков. Обычай поминок, обряды жертвоприношений.

Общественный строй саков

Общественный строй сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Социальные различия а обществе саков особенно хорошо видны на местах захоронений. Там, наряду большими «царскими» курганами (высотой 15-20 м при диаметре 100 м), расположены и захоронения простых общинников, которые значительно уступают «царским» курганам и по величине, и по богатству погребений. Это говорит о том, что существовала имущественная дифференциация общества. Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства. Все население делилось на три группы: воины, жрецы, рядовые общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию – свои цвета. Красный – войны, белый – жрецы, желтый и синий – общинники. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Вожди сакских племен посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Царь должен был постоянно доказывать свое превосходство. Должен быть лучшим среди воинов. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, вставал впереди войска во время сражения. Высока роль народного собрания. В нем равноправное участие принимало мужское взрослое население страны.

Скифо-сакская культура

Скифы-саки в свое время создали высокую культуру, влияние которой было очевидным на огромных просторах Вост. Европы, Зап. и Центр. Азии. Гуны многое переняли у скифо-сакской культуры. Расцвет скифской культуры приходится на VIII по VI века до н. э. Об одежде саков можно судить по античным источникам, по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад) и по археологическим находкам. На них скаи изображены в высоких головных уборах, облегающих кафтанах до колен, опоясанные ремнем, в бескаблучной обуви. К ремню справа подвешен кинжл, слева- лук. Украшения выполнялись в общескифском «зверином стиле». Одними из известных являются Бесшатырские курганы, расположенные на берегу реки Или. Все они были разграблены еще в древности. Также ряд кургнов находится в Вост. Казахстане (долина Чиликты). В 1969 году близ города Иссык был раскопан курган, в котором было найдено неразграбленное богатейшее погребение, которое ученые датировали V-ым веком до н. э. В кургане высотой более 7 метров, в деревянном срубе обнаружены останки молодого человека, облаченого в великолепный наряд и при полном вооружении. Четыре тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, архара, птиц и др. Покрывали одежду знатного сака. Так был обнаружен и раскопан знаменитый «Золотой человек». Эта находка дала подтверждение «звериному» стилю в искусстве скифо-сакской культуры. Саки изображали животных в движении, в состоянии борьбы и делали это из разного материала: дерева, кости, бронзы, золота. Особенно часто встречается образ золотого коня, символизирующий солнце. При раскопках Берельских курганов в Восточном Казахстане (на Алтае, недалеко от оз. Зайсан) было раскопано парное захоронение. Наряду с людьми в погребении были обнаружены и принесенные в жертву лошади. Благодаря линзовой вечной мерзлоте, образовавшейся на месте погребальных курганов, удалось даже выяснить цвет шкур этих лошадей. О религиозных верованиях сако говорят найденные археологами жертвенные столики, светильники и другие предметы ритуального назначения. Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было Солнце- Митра. В III-II в. до н. э. скифо-сакская культура разрушена нашествием Савроматов. На ее смену пришла культура усуней.

 

Государство Карлуков

Семиречье, Южн. Каз-н. После падения власти тюргешей господство над потомками усуней захватили карлуки, пришедшие из Зап. Алтая в нач. VIII века. В середине VII века в составе карлуков 3 крупных племени: булак, чигиль и ташлык. Титул вождей- эльтебер. Титул верховного вождя- джабгу (с 840 г. - каган). Столица- г. Суяб. Интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческого населения. Удельная система правления. Вторая половина VIII в. – расширение границ(захват Кашгарии, распространение влияния на Фергану ); территория- от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдрьи, между оз. Балхаш и Иссык-Куль. Борьба с арабами на западе (регион Мавераннахра). Конец IX в.- захват арабами г. Тараз, распространение ислама среди местного населения. Междоусобная борьба за власть, за пастбища ослабила господство карлуков. 940 г. – захват власти карлукской родовой ветвью из Кашгара династией Караханидов; гос-во карлуков пало.

Государство Огузов

Зап. Каз-н, низовья Сырдарьи. Столица Огузского государства - Янгикент (в низовьях р. Сырдарьи, на стыке караванных путей). Верховный глава носил титул «джабгу». Первоначально было 24 племени, которые делились на две равные части: бузуков и учуков. Развитие патриархально-феодальных отношений. Выделение богатой знати. Развитие частной собственности. Основа имущественного неравенства – собственность на скот. Наличие системы регулярных налоговых сборов. В 965 году в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат, в 986 г. - Волжскую Булгарию. 1041 г. (во время правления последнего джабгу - Шахмалика) – покорение Хорезма. Многолетняя вооружённая борьба с Сельджуками. Междоусобицы привели к падению Огузского гос-ва под ударами кыпчакских племён.

Кимакский каганат

От р. Иртыш до р. Урал; Сев. и Вост. Каз-н. Столица город Имакия на реке Иртыш. Глава племен носил титул «ябгу». Основа общественного производства – общинный труд. Выделение родовой знати. Налоговый сбор с зависимого населения. В начале XI века происходит усиление кыпчакских племен. Начавшиеся междоусобицы привели к падению Кимакского каганата. Власть кимаков перешла в руки кыпчакских ханов.

 

Кыпчакское ханство

Нач. – 11 - нач. 13 века, Выделение кыпчаков из степных племен. Первоначально были связаны с Кимакским племенным союзом в составе государства, затем приобрели господство над обширной частью тер-рии Каз-на, начало 11 века – захват тер-рии Огизов, распространение власти над степями Казахстана «Дешт и кыпчака». Вооруженные набеги на приволжские народности и русские земли. 12 век – расширение территории по р. Дунай, в рус. Летописях известны под названием «половцы». 5 групп кыпчаков: казахстанская, южно-русская, поволжская, днепровская, дунайская. Патриархально феодальные отношения, социальное расслоение, выделение знати, обнищание масс, переход их на оседлость, основное занятие – кочевое скотоводство. На юге и на севере – оседлость, торговые пути(Великий Волжский путь). Городская культура (гг.Сыгнак на р.Сырдарья, Кумкент, Джент и др.).

Государства Караханидов

(942 – - до серед. 12 века). Родоначальником династии Караханидов был Сатук Богра хан (915-955) Территория - Семиречье, Маверанаахр, Кашгар. Столица Баласагун. 940- захват г.Баласагун династией Караханидов, установление господства Караханидов ( династия тюркоязычного племени, принадлежавшего карлукскому объединению) .С 942- распространение их власти на тер-рии бывшего Карлукского государства . Деление государств на уделы. Принятие ислама в 960 годы, конец 10 века – захват мавераннахра, начало 11 века – распад госу-ва на две части: западная( обл.реки Сырдарьи) и восточную(Семиречье и восточный Туркестан). 11-12 века – борьба с сельджуками. Экономические, социальные и культурные сдвиги. Интенсивное оседание кочевого населения в южных районах, развитие городской, материальной и духовной культуры. Арабская графика вытеснила древнетюркский рунический алфавит. Выдающиеся представители культуры 10-12 вв. : Аль –Фараби, Юсуф Баласагун, Махмуд Кашгарский, Ходжа Ахмет Ясави. Территория- Семиречье, Маверанаахр, Кашгар. Столица Баласагун

Образование Монгольской империи

С развитием частной собственности на скот и землю шло имущественное и социальное расслоение будущего монгольского общества, вожди родов и племен, опираясь на дружины из преданных воинов – нукеров. Захватывали общинные земли, развязывали междоусобицы. В связи с этими событиями в начале 13 века произошло объединение монгольских племен под властью Темучина и образование монгольского государства. Темучин сын богатого найона Есугай багатура, предводителя племен кият – борджигинов, родился в 1155 году, в течение 30 лет в жесткой борьбе он шел к единоличной власти над всеми монгольскими племенами и сумел не только возродить кочевую цивилизацию, но и начать новую эпоху в истории Евразии. Созданные им военные отряды хорошо обученных конников-лучников перемещались на большие расстояния и наносили сокрушительные поражения врагу. Жесткая дисциплина, взаимовыручка, четкое выполнение приказов отличали монгольское войско. Первоначально монгольское государство было основано в долинах рек Керулена и Орхана, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран, Монгольское государство превратилось в могучую не только в Центральной Азии но и во всем мире.

Ак-Орда

Послемонгольский период характеризуется объединением кочевого и оседлого населения огромной территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Семиречья и Южного Каз-на. На тер-рии Восточного Дешт и Кыпчака в 13 начале 15 века существовало гос-во Ак-Орда. Первоначально в составе Золотой орды. Восточную её часть получил сын Джучи – Орда Еджен. Тер-ия Ак – Орды во 2-ой половине 16 века формировалась постепенно, по мере ослабления зависимости от Золотой Орды. В послемонгольский период Ак Орда становится самостоятельным государством . Во главе стоял хан из рода Орад Еджена. История Ак-Орды можно разделить на три этапа: 1-ый: длительная борьба за освобождение тер-ий Восточного Дешт и Кыпчака изпод власти Золотой Орды.2: вмешательство акордынских ханов в дела Золотой Орды.3: борьба против агрессии правителя Маверанахра эмира Тимура и его потомков. Окончательную независимость Ак-Орда достигла к середине 16 века в годы правления ханов Нрзена и Мубарак-ходжи. Значительно Ак орда укрепилась при хане Урусу в 1360-1370 г . После смерти Урус хана на престоле Ак Орды не осталось достойных наследников и власть захватил Тохтамыш. После поражения Тохтамыша и фактическом распаде Золотой Орды власть перешла к шейбаниду Абулхаиру и он образовал гос-ое объединение.

Тимур и его завоевания

Тимур – сын барласского бека, эмира Тарагая родился в 1336г. С детства занимался военным делом, ещё юношей собрал отряд сверстников и совершал набеги на соседние земли и грабил караваны. Выдвинулся при правлении монгольского хана Тоглук- Тимура, который в 1360-1361 г. Совершил поход в Мавераннахр. Тимур перешел на его сторону и в 25 лет был назначен владетелем тумена своего дяди, бежавшего от Тоглук-Тимура. Тимур в 1381г. Совершил поход на Герат и хотя жители не оказали сопротивления на город была наложена огромная контрибуция, а знатные жители были переселены в гор.Кеш.,после этого Тимур совершил ещё 3 похода: «Трехлетний»(1385-1387) по тер-ии Ирана, Азербайджана, Армении, Грузиии Хорезма, «пятилетниц»(1392-1396) против Тохтамыша и в ИндиюЮ и «Семилетний»(1399-1404) против Ирана, Грузии, Турции и Сирии. После смерти Тимура начался период смут, связанный с борьбой наследников- Тимуридо- за власть.

Ногайская Орда

Возникла в ходе распада Золотой Орды, была одним из крупнейших гос-ых объединений. Первоначально это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных его племен - мангытов. Основателем считается видный военачальник Едиге. Столица – Сарайчик, на реке Яик. В результате войны с Тохтамышем он создал независимое гос-ое объединение, и оно получило название по имени его отца, крупного деятеля Золотой Орды. Окончательную независимость ногайская орда получила в середине 15 века при правлении сына Едиге – Нур-ад-дина на тер-ии Ногайской орды был только один город – Сарайчик, который к этому времени потерял значение торгового и административного центра, население занималось – кочевым скотоводством. После присоединения Казанского и Астраханского ханства к России, а также в результате междоусобиц среди ногайской знати, Ногайская орда распалась на несколько самостоятельных орд.

 

История Моголистана

Юго-Восточный Казахстан в середине 14 - начале 16 века входил в состав государства Моголистан, которое образовалось в результате распада государства Чагатаидов. Территория его – северо- восток Средней Азии, Иссык-Кульская котловина, Семиречье и Восточный Туркестан. В него вошли многочисленные рода, среди которых дулат, канглы, усуни. Первый хан нового государства – Чагатаидов Тоглук- Тимур, основатель династии правителей Моголистана. На престол он вошел при помощи эмира Палачи. Он провел ряд реформ по укреплению центральной власти. При хане действовал совет знати. Но уже при правлении его сына Ильяс – Ходже начался период раздробленности. Кроме того, Ильяс – Ходже пришлось вести борьбу против агрессии Тимура. Тимур совершил более десяти походов в Моголистан. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Моголистан распался ну уделы. Хан Моголистана Кызыр – кожа был вынужден признать себя вассалом Тимура. После смерти Тимура в его государстве начались усобицы. Этим воспользовались правители Моголистана. Во время правления Мухаммед – хана Моголистан стал независимым от Тимуридов, на время утихли усобицы и распри. Удалось вернуть ранее утраченные земли в районах Чу и Таласа. В целях укрепления центральной власти Мухаммед – хан упорно насаждал ислам. Восточные части стали чаще подвергаться нападениям ойратов. Правитель Моголистана Вайс – хан вынужден был неоднократно сражаться с ними. После его правления стали заметны признаки упадка Моголистана. В результате междоусобиц и постоянных войн за владения, ханы раздробили Моголистан на множество уделов. В конечном итоге Моголистан как единое государственное объединение в первой половине 16 века прекратил свое существование, а отдельные уделы постепенно перешли в состав Казахского ханства.

48.  Ханство Абулхаира. (Государство кочевых узбеков)

(1428-1468) в 1420-ых гг. на степных просторах Казахстана в результате распада Ак-Орды и усобиц потомков Джучи образовалось ханство Шейбанида Абу-л-хаир-хана. Абу-л-хаиру удалось создать самостоятельное государство и удерживать власть в течении 40 лет на обширной территории от Урала до Балхаша, от низовьев Сырдарьи и Арала до Тобола и Иртыша. Сложный этнический состав населения( тюркские племена: кыпчаки, найманы, карлуки, конграты,канглы, уйсуни и др.)Позднее многие из этих групп стали называться как племена казахского Среднего жуза. В конце 14- 1-ой половине 15 века они были известны также под общим названием «Узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие название «Государство кочевых узбеков» или Узбекское ханство. Государство не было централизованным и подразделялось на несколько улусов, во главе которых стояли Чингизиды разных линий. Весь период правления Абулхаира заполнен усобицами и войнами. Власть в своих руках он мог удержать только сильной рукой, подавляя любое неповиновение. Абулхаира вел довольно удачные внешние войны. Так, он на короткое время захватил территорию бывшего Хорезма, отобрал у Тимуридов города СЫгнак, Сузак, Узгенд. Сыгнак стал столицей. Ханства. Позднее он продолжал грабительские набеги на Самарканд и Бухару. После смерти Абулхаира ханство распалось вследствие постоянных династийных распрей, недовольства рядовых кочевником гнетом, кроме того, усилившееся Казахское ханство начало движение на тер-ию гос-ва Кочевых узбеков. В результате часть кочевых узбеков во главе с внуком Абулхаира Мухеммед Шейбаном в 1499г. Ушла Мавераннахр. Захватив в 1500 г Бухару они основали там новое гос-во и династию, которая правила до 1599 года. Захваченные народы приняли имя победителей и стали называться «узбеками».

Образование Казахского ханства и казахской народности

Образование государств Ак –Орды, Ханства Абулхаира, моголистана, Ногайской Орды явилось значительным этапом в развитии государственности казахской народности и других народностей, формировавшихся на территории этих государств. Происходило активное общение этнических групп, близких по языку, материальной и духовной культуре. Эти государства имели много общего в государственной системе: улусная организация кочевого населения, структуры правящей власти, налоговая система. Причины образования Казахского ханства: необходимость завершения политической консолидации племен Казахстана в единое государство; необходимость восстановления разрушительных хозяйственных связей между кочевыми, оседло – земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона; необходимость завершения длительного процесса сложения тюркоязычных племен Казахстана в единую народность.; борьба за власть в Восточном Дешт и кыпчаке между потомками Орда – Еджена – Жанибеком, Кереем и Шайбана – Абулхаира. Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств – Ханство Абулхаира и Моголистана, в которых усиливалось экономическое могущество кочевой знати. Начиная с конца 50-х годов 15 века часть казахского населения начали откочевку из Восточного Дешт и кыпчака в западную часть Семиречья, на территорию моголистана, откочевку возглавили Жинабек и керей и в долинах рек Чу и талас они положили начало образованию Казахского ханства. Основатели Казахского ханства – Жанибек и Керей. Первый хан был избран по возрасту Керей. Первоначально территория Казахского ханства – Западное Семиречья, долины реки Чу и Таласа. Основные этапы формирования Казахской народности: древний период(сакский), раннесредневековый период (тюркский), средневековый период (кыпчакский), позднее средневековье.

Жеты-Жаргы»

Жеты Жаргы(Семь установлений) – это свод законов Казахского ханства при хане Тауке(1680-1718)Разработан был этот свод при участие известнейших биев: Толе би, Казыбек би и Айтеке би в начале 18 века и включал в себя основные разделы: земельный закон(Жер Дауы) в котором рассматривались спорные вопросы о пастбищах и водопоях; семейно-брачный закон в котором устанавливались порядки заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов; закон регламентирующий воинскую повинность и выборы военачальников (военный закон); положение о судебном процессе; уголовный закон, устанавливающий различные наказания, кроме убийства; закон и куне – закон об убийстве и тяжких телесных повреждениях; закон о вдовах(Жесир дауы). Законы хана Тауке были в ходу и во второй половине XIX века.

Джунгарское ханство

Джунгары(ойраты) – отколовшаяся ветвь монгольских племен, их также называли калмыками. В 1630- х гг. сложилось феодальное государство джунгаров. Джунгары являлись буддистами. Верховный правитель – Хунтайджи (власть передавалась по наследству).Ханство просуществовало более ста лет, и было завоевано в 1758 году китайской династией Цин. Располагалось на территории современного Северо–Западного Китая. Нужно отметить мощное (по сравнению с казахами) военное оснащение джунгар – они имели на вооружение огнестрельное фитильное оружие. Наличие хорошо обученного войска. Война у джунгар являлась важнейшей частью их жизни. Вся внутренняя социальная организация и внешнеполитическая деятельность ханства были направлены на защиту границ, походы и войны против соседних кочевых и оседло – земледельческих стран. Джунгария находилась в состоянии военно-политической конфронтации на западных, восточных и отчасти на северных и южных границах ханства. Временные затишья сменялись продолжительными войнами, нападениями и набегами. Самая распространенная тактика военных действий джунгар - стремительный набег вооруженной конницы на поселения, скотоводческие пастбища, разграбление, угон скота, массовое убийство мирного населения. В середине 18 века в Джунгарии началась междоусобная борьба, что значительно ослабило центральную власть. Представители знати в борьбе за власть обращались за помощью к казахским ханам и Цинской империи. В конечном итоге Цинская империя собрав значительные силы, совершила поход против джунгар. Задачей похода было не только разгром ханства, но и полное уничтожение народа. В результате от почти миллионного населения Джунгарии спаслось только 40 тысяч челок, которые откочевали на территорию нижней Волги.

Поэт-просветитель Абай

Абай (Ибрагим) Кунанбаев. Родился в 1845г в чингизских горах Семипалатинской области в богатой семье старшины рода тобыкты-Кунанбая. С 8 лет постигает арабскую грамоту. И мусульманскую догматику в медресе имени Ахмет-Риза. В 13 лет отец втянул его судебно-правовую тяжбу между казахскими родами, чтобы изучить каз. обычное право-адат, которое сослужило ему добрую службу. В 12 лет начал сочинять стихи. «Слова назидания» - многоженство непреходящих идей . до ее появления в народе препарировал стихотворный слог. Абай пытался разрешить проблемы нравственного совершенствования человека. Умер в 1904г.

Первый Всеказахский съезд

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был Х. Досмухамедов. Цель съезда рассмотрение 14 вопросов: форма государственного управления, автономия в казахских областях, земельный вопрос, народная милиция, просвещение, суд, религия, женский вопрос, подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей,всероссийский съезд «Шура-и- Ислами», казахская политическая партия, о положении в Семиреченской области, о посылке казахов в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш»

Образование партии «Алаш»

Временное правительство в КЗ не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного и национального вопроса. Тогда была составлена программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из 10 параграфов и была опубликована в газета «Казах» 21 ноября 1917года. Партия «Алаш» ставила задачи: создание войск для защиты народа, социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения, развития народного образования, решения аграрного вопроса. Органом печати была газета «казах», выходившая в Оренбурге да января 1918. Лидером партии был Букейханов.

Образование и деятельность Алаш-Орды

Временное правительство пало. Российская Республика была лишена власти, а при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны, единственным выходом является создание твердой власти, которую признало бы все население казахских областей, съезд единогласно постановил образовать автономию казахских областей и присвоил ей имя «Алаш» был образован временный народный совет «Алаш-Орда» из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Лидеры Алаш Орды контактировали с советской властью, они добивались взаимного признания автономии Алаш и советской власти, но этого не произошло. В июне 1918 года было принято постановление Алаш-Орды, где говорилось: « все декреты, изданные Сов властью на территории Алаш, признать недействительными». В сентябре 1918года в Уфе состоялось совещание, известное как Уфимская директория. Она приняла решение о том, что с ее созданием в России восстанавливается единая централизованная власть, а автономные управления должны прекратить свое существование.

Советское правительство понимало, что для привлечения на свою сторону широких масс казахского населения, ему важно сотрудничество с лидерами Алаш-Орды, и 4 ноября 1919 вышло постановление об амнистии алашординцами. 21 декабря того же года совет Алаш-Орды принял решение о переходе на сторону Советов. В начале 1820 года Алаш-Орда перестала существовать, так как 9 марта было принято решение о ее ликвидации.

НЭП в Казахстане

Недовольство населения политикой «военного коммунизма». Политика «военного коммунизма» полностью отвечала теории большевиков, но не отвечала интересам крестьянства, наконец, по «декрету о земле», получившему необходимое количество земли в собственность. Началось проявление недовольства, часто перерастающее в восстания. В марте 1921 года на 10 съезде партии было вынесено решение о переходе к Новой экономической политике (НЭПу).

Продразверстка заменилась продналогом, который постепенно переводился в денежный налог. Обязательный труд для всех отменялся, разрешалась частная торговля, в частные руки передавались мелкие и средние предприятия, вводилась денежная оплата труда и плата за коммунальные услуги, транспорт и т.д. В руках государства вся банковская система, транспорт, связь, производство средств производства и наиболее крупные предприятия, но и она переводилась на хозрасчет.

Огромное значение для территории КЗ имела «земельно-водная реформа» 1921-1923 годов. Сельское хозяйство начало развиваться, увеличилось поголовье скота, если в 1924 было 24,8 млн. голов, то к 1928 достигло 41 млн. голов. Значительно возросли пахотные угодья, а урожайность достигла 90 центнеров с гектара. Восстанавливалась промышленность, строились железные дороги. В 1923 г был сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, дававший 40% общесоюзной добычи свинца.

С экономической точки зрения НЭП послужила толчком к развитию сельского хозяйства и промышленности.

Цель и задачи изучения курса

Дисциплина история Казахстана на конкретном историческом материале должна раскрывать процесс становления человеческого общества на современной территории Республики Казахстан, рассматривая исторические события объективно, во всех их противоречиях. Исходя из принципов научности, историзма к анализу общественно-экономических явлений, курс Истории Казахстана учитывает, что основу исторических знаний должно составлять изучение фактического материала. Дисциплина история Казахстана призвана раскрывать главные и общие направления исторических процессов отечественной истории, позволяющие показать исторические события, происходившие на территории Казахстана, во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов сопредельных стран. Изучение дисциплины «История Казахстана» призвана формировать историческое сознание студентов, способствовать их активному участию в решении задач, стоящих перед Республикой Казахстан. В ходе изучения дисциплины «История Казахстана» происходит знакомство студентов с современным уровнем научных исследований по проблемам отечественной истории. В настоящее время, издано большое количество литературы, начиная со справочников и пособий, заканчивая интернет-порталами, позволяющими углубиться в изучение исторического материала, подробно изучить периодизации истории Казахстана. В контексте всемирной истории , история Казахстана играет немалую роль, к примеру присоединение Казахстана к России. Задачи курса представляют собой помощь студентам вспомнить материал, изучаемый в школе; пополнить багаж знаний некоторыми фактами, которые не освещались, или освещались поверхностно в школе, для этого приводились документальные источники; взглянуть на исторические события с других точек зрения с использованием методов: анализа и синтеза, исторического, системного, сравнительно-исторического, статистического и т.п. Таким образом, дисциплина история Казахстана призвана, раскрывать главные и общие направления исторических процессов отечественной истории, позволяющие показать исторические события, происходившие на территории Казахстана, во взаимосвязи и взаимодействии с историей народов с определенных стран.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь