Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Войны и военное искусство саков



Сакские войны использовали свои военные навыки не только для завоевания пастбищ. Война «как доходный промысел», использовалась в целях грабежа, захвата богатств соседей. Часто приходилось переходить от набегов к обороне. В бою наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Ближайшим Соседом с юга являлось древнеперсидское государство Ахменидов, с которым сакам приходилось вести отражательные войны. Основатель – царь Кир , предпринял поход в 530 г. До н.э. В это время правила царица Томирис у массагетов. Массагеты одержали победу, царя захватили в плен и отрубили голову. Персидский правитель Дарий I оставил после себя победную надпись на Бехистукинской скале о походе против «саков в остроконечных колпаках» - саков-тиграхаудов.Эти события происходили в 519-518 г. До н.э. В результате длительной войны с персами часть саков была покорена ими. Они платили Дарию дань, обязаны послыть своих войны для участия в персидских воинах. В V-ом веке до н.э. Персия вела войну против Греции. Среди персидской армии было много сакских наемников. Одно из главных сражений (Марафонская битва 490 г. До н.э.) закончилась разгромом персов и их союзников – саков. В VI-ом в. до н.э. Александр Македонский, разгромив и подчинив державу Ахменидов, начал завоевание Средней Азии. По его приказу на Сырдарье был построен город – Александрия Эсхата. После нескольких неудач Македонский оставил попытки подчинить себе сакские племена, живущие за Сырдарьей. В целом сакская стратегия ведение военных действий являлась предшественницей тюркской: отступление конных армий с заманиванием противника в глубь территории и совершенно тюркская манера стрельбы из лука – на полном скаку, убегая от противника, стрелять обернувшись назад. Самые значительные военные события саков можно представить VI в. До н.э. – войны с персами V век до н.э. - войны на стороне персов против Египта, Греции/ IV в. до н.э. – оборонительная борьба против завоевательного похода Александра Македонского.

Скифо-сакская культура

Скифы-саки в свое время создали высокую культуру, влияние которой было очевидным на огромных просторах Вост. Европы, Зап. и Центр. Азии. Гуны многое переняли у скифо-сакской культуры. Расцвет скифской культуры приходится на VIII по VI века до н. э. Об одежде саков можно судить по античным источникам, по изображениям (Персеполь, Амударьинский клад) и по археологическим находкам. На них скаи изображены в высоких головных уборах, облегающих кафтанах до колен, опоясанные ремнем, в бескаблучной обуви. К ремню справа подвешен кинжл, слева- лук. Украшения выполнялись в общескифском «зверином стиле». Одними из известных являются Бесшатырские курганы, расположенные на берегу реки Или. Все они были разграблены еще в древности. Также ряд кургнов находится в Вост. Казахстане (долина Чиликты). В 1969 году близ города Иссык был раскопан курган, в котором было найдено неразграбленное богатейшее погребение, которое ученые датировали V-ым веком до н. э. В кургане высотой более 7 метров, в деревянном срубе обнаружены останки молодого человека, облаченого в великолепный наряд и при полном вооружении. Четыре тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, архара, птиц и др. Покрывали одежду знатного сака. Так был обнаружен и раскопан знаменитый «Золотой человек». Эта находка дала подтверждение «звериному» стилю в искусстве скифо-сакской культуры. Саки изображали животных в движении, в состоянии борьбы и делали это из разного материала: дерева, кости, бронзы, золота. Особенно часто встречается образ золотого коня, символизирующий солнце. При раскопках Берельских курганов в Восточном Казахстане (на Алтае, недалеко от оз. Зайсан) было раскопано парное захоронение. Наряду с людьми в погребении были обнаружены и принесенные в жертву лошади. Благодаря линзовой вечной мерзлоте, образовавшейся на месте погребальных курганов, удалось даже выяснить цвет шкур этих лошадей. О религиозных верованиях сако говорят найденные археологами жертвенные столики, светильники и другие предметы ритуального назначения. Из бытовавших верований в эпоху ранних кочевников следует отметить культ предков, огня, коня и солнца. У большинства племен главным божеством было Солнце- Митра. В III-II в. до н. э. скифо-сакская культура разрушена нашествием Савроматов. На ее смену пришла культура усуней.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь