Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С высокой, как солнце, мечтой о добре. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Писатель вынашивал эту повесть пять лет. Замысел возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Так появилось это замечательное произведение. Давайте его вспомним. (Краткое содержания повести на фоне видеофильма. «Рисунок песком по мотивам повести «Алые паруса» .)
Лонгрен, человек замкнутый и нелюдимый, жил изготовлением и продажей мо парусников и пароходов. Земляки не очень жаловали бывшего моряка, особенно после одного случая. Как-то во время жестокого шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесён в своей лодке далеко в море. Единственным свидетелем происходящего оказался Лонгрен. Он спокойно курил трубку, наблюдая, как тщетно взывает к нему Меннерс. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её. Лавочника на шестой день подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью рассказал о виновнике своей гибели. Не рассказал он лишь о том, как пять лет назад жена Лонгрена обратилась к нему с просьбой дать немного взаймы. Она только что родила малютку Ассоль, роды были нелёгкими, и почти все её деньги ушли на лечение, а муж ещё не вернулся из плавания. Меннерс посоветовал не быть недотрогой, тогда он готов помочь. Несчастная женщина в непогоду отправилась в город заложить кольцо, простудилась и умерла от воспаления лёгких. Так Лонгрен остался вдовцом с дочерью на руках и не мог уже больше ходить в море. Что бы там ни было, а весть о таком демонстративном бездействии Лонгрена поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Недоброжелательство перешло чуть ли не в ненависть и обратилось также на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами и как будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменил ей и мать, и подруг, и земляков. Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью, где она увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль, собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и поведал: Ассоль рассказала об этом отцу. На беду, нищий, случайно слышавший её рассказ, разнёс слух о корабле и заморском принце по всей Каперне. Теперь дети кричали ей вслед: «Эй, висельница! Красные паруса плывут!» Так она прослыла полоумной. Артур Грэй, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии, рос не в хижине, а в родовом замке, в атмосфере предопределённости каждого нынешнего и будущего шага. Это, однако, был мальчик с очень живой душой, готовый осуществить своё собственное жизненное предназначение. Был он решителен и бесстрашен. Хранитель их винного погреба Польдишок рассказал ему, что в одном месте зарыты две бочки аликанте времён Кромвеля и цвет его темнее вишни, а густое оно, как хорошие сливки. Бочки сделаны из чёрного дерева, и на них двойные медные обручи, на которых написано: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю». Это вино никто не пробовал и не попробует. «Я выпью его, — сказал Грэй, топнув ногой, и сжал ладонь в кулак: — Рай? Он здесь!..» При всем том он был в высшей степени отзывчив на чужую беду, и его сочувствие всегда выливалось в реальную помощь.В библиотеке замка его поразила картина какого-то знаменитого мариниста. Она помогла ему понять себя. Грэй тайно покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добрым человеком, но суровым моряком. Оценив ум, упорство и любовь к морю молодого матроса, Гоп решил «сделать из щенка капитана»: познакомить с навигацией, морским правом, лоцией и бухгалтерией. В двадцать лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет» и плавал на нем четыре года. Судьба привела его в Лисс, в полутора часах ходьбы т которого находилась Каперна. С наступлением темноты вместе с матросом Летикой Грэй, взяв удочки, отплыл на лодке в поисках подходящего для рыбной ловли места. Под обрывом за Каперной они оставили лодку и развели костёр. Летика отправился ловить рыбу, а Грэй улёгся у костра. Утром он пошёл побродить, как вдруг в зарослях увидел спящую Ассоль. Он долго разглядывал поразившую его девушку, а уходя, снял с пальца старинное кольцо и надел на её мизинец. Затем они с Летикой дошли до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он рассказал, что Ассоль — полоумная, мечтающая о принце и корабле с алыми парусами, что её отец — виновник гибели старшего Меннерса и ужасный человек. Сомнения в правдивости этих сведений усилились, когда пьяный угольщик заверил, что трактирщик врёт. Грэй и без посторонней помощи успел кое-что понять в этой необыкновенной девушке. Она знала жизнь в пределах своего опыта, но сверх того видела в явлениях смысл иного порядка, делая множество тонких открытий, непонятных и ненужных жителям Каперны. Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился в Лисс и отыскал в одной из лавок алый шёлк. В городе он встретил старого знакомого — бродячего музыканта Циммера — и попросил к вечеру прибыть на «Секрет» со своим оркестром. Алые паруса привели в недоумение команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Тем не менее утром «Секрет» вышел под алыми парусами и к полудню уже был в виду Каперны. Ассоль была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка. Она бросилась к морю, где уже собрались жители Каперны. Когда появилась Ассоль, все смолкли и расступились. От корабля отделилась лодка, в которой стоял Грэй, и направилась к берегу. Через некоторое время Ассоль уже была в каюте. Все совершилось так, как предсказывал старик. В тот же день открыли бочку столетнего вина, которое никто и никогда ещё не пил, а наутро корабль был уже далеко от Каперны, унося поверженный необыкновенным вином Грэя экипаж. Не спал только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье. Для многих поколений «Алые паруса» превратились из просто повести в символ. Романтический символ юности, отваги и верности. Грин оставляет нам право самим решать – нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, какими были его герои и сам писатель. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода книги « Алые паруса». Ее можно с уверенностью отнести к современной классике, потому что это произведение победно прошло, как корабль Грея «Секрет», под алыми парусами все штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей.
Константин Паустовский писал: «Если бы Грин умер. Оставив нам одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и это было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, тревожащих человеческое сердце призывом к совершенству».
Пусть и вам однажды приплывет корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это будет, если только вы постараетесь сами. Ведь недаром Артур Грей понял одну нехитрую истину. Она в том, делать так называемые чудеса своими руками.
(Звучит песня Владимира Ланцберга «Алые паруса».)
ВЫВОД: А.Грин своим творчеством доказывает читателю что, уметь мечтать - это замечательное душевное качество, уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.
Человек – хранилище культуры» Цель урока: формировать представление о библиотеках как хранилищах книг; познакомить с названием, местонахождением, назначением библиотеки района. Способствовать формированию интереса к культуре, мотивацию к её изучению и сохранению; воспитанию у учащихся эстетического восприятия предметов и явлений культуры, уважения к прошлому народа, любовь к Родине. Ход урока. - Вы видели лист древнего Евангелия и даже Евангелие царя Михаила Фёдоровича. Такие книги составляют гордость наших музеев. Евангелие всегда было главной книгой в русской культуре, человек культурный, образованный не мог обходиться без Евангелия. Правитель страны должен был руководствоваться знаниями данными в этой книге. Русская культура на протяжении веков формировалась с этой книгой и под её воздействием. - Конечно, и царю, и учёному, и учителю, и врачу в работе требуется и много других знаний, собранных в разных других книгах. Книг создано такое огромное количество, что их невозможно пересчитать. Они нужны, чтобы получать знания. А без знаний не может быть подготовки специалистов, не может быть культуры. Книги – значительная часть нашей культуры. Самые редкие книги, имеющие историческую ценность, хранятся в музеях. На них нам там можно только посмотреть. 1) - А где хранятся остальные книги, которыми можно пользоваться? - Что такое «библиотека»? «Библиотека» - учреждение, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати. Собрания памятников письменности впервые возникли в Ассирии, Древнем Египте, Древней Греции и Риме, монастырях раннего средневековья. - Библиотеки могут быть: личные и общественные. - Какие из них будут крупнее? Самые крупные, конечно же государственные . - Библиотеки есть и при музеях, потому что музеи не только хранят книги, там идёт колоссальная научно – исследовательская работа. Музеи изучают культуру, историю. 2) - А как создаются библиотеки? Рассмотрите картину И. Вольского «Интерьер библиотеки в Зимнем дворце». Интерьер библиотеки А.Пушкина. 3) Из истории создания первой библиотеки. Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Об этом событии летописец Нестор писал: «...Ярослав же книги многие написав, положил в Святой церкви, которую создал сам и украсил ее златом и серебром».
Самые большие библиотеки создавали наши цари, но первые библиотеки появились в монастырях. Монастыри и храмы не только собирали и хранили книги, но именно в монастырях и при храмах книги создавались. Монахи делали записи обо всех событиях которые происходили в то время на Руси. И именно благодаря этому мы можем сейчас знать о том, что было много лет тому назад. Когда ещё люди не умели печатать книги, их вручную создавали монахи 4) Знакомство с крупными библиотеками Крупнейшая университетская библиотека в мире — научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов. Самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) в Москве. На ее полках, общая длина которых более 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В фондах библиотеки имеются произведения печати на 247 языках народов мира, в том числе на 80 языках народов бывшего СССР. В библиотеке сосредоточены рукописные книги начиная с II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира. 5) Человек – хранитель культуры - Кто является собирателем культурных ценностей? - Правильно ли утверждение: «Человек – хранитель культуры? Разве нельзя обойтись без человека, например, всё сложить в музеи, в библиотеки и пусть все пользуются, кому как хочется. - А если закрыть в музеях и библиотеках всё наше культурное достояние, спрятать от людей – сохранится культура? Почему? (Вывод: тогда культура погибнет ещё быстрее, потому что культура погибнет в самих людях(умения мыслить, обобщать, пользоваться, передавать знания) Культура – это всегда движение, она разрушается, если её не развивать. Важно и сохранять, и созидать. Созидая что- то ценное для общего блага, мы сохраняем и приумножаем культуру. - Может ли один человек (очень умный, талантливый, умелый) сохранить культуру хотя бы в одном городе или селе? - Если хотя бы один человек будет забирать (воровать) книги из какой-либо библиотеки, то пострадают не только сотрудники библиотеки, но и все читатели. Так же произойдёт, если служитель библиотеки будет недобросовестно исполнять свои обязанности. Сейчас существует много других форм сохранения культурной и исторической памяти народа, среди них изобразительное искусство, музыкальные произведения (песни, оперы…), иконопись, скульптуры. Среди скульптур храма Христа Спасителя мы видим образы многих исторических личностей .
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы