Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исторические и теоретические предпосылки возникновения исследований в области межкультурных коммуникаций



Исторические и теоретические предпосылки возникновения исследований в области межкультурных коммуникаций

Термин межкультурная коммуникация появился в 20 веке в США. Первые исследователи Холл и Трэгер – опубликовали статью «Культура и коммуникация». Развитие это направление получило после выхода книги  Холла «Немой язык», где автор говорил о культуре и коммуникации и сравнении разных культур. Холл сделал вывод, что в современном мире нужно изучать другие культуры. Идеи Холла до сегодняшнего дня являются основополагающими для разработки теории данной дисциплины и для создания учебных программ соответствующего профиля.

С начала 1970-х годов межкультурные идеи Холла были подхвачены коммуникационными науками США. Межкультурная коммуникация получила теоретическое обоснование со стороны психологических исследований, особенно кросскультурной психологии. Возникновение и утверждение МКК  было обусловлено потребностями людей самых разных культур, профессий, социальных институтов. Глобализация экономики, развитие туризма и бизнеса, многочисленные миграционные процессы и возникающие из-за этого проблемы недопонимания, ошибки в общении, культурные недоразумения пробудили интерес исследователей-культурологов к вопросам МКК. Предмет исследований – это взаимодействие различных культур. К концу 70-х годов в США сформировалась новая дисциплина. В европейских странах, в частности в Германии, интерес к исследованию межкультурных ситуаций появился значительно позже.

 

Сущность и элементы межкультурной коммуникации

Взаимодействие культур – это контакты между группами людей. В современных условиях развитие культурных связей происходит в самых разных сферах человеческой жизни — туризме, спорте, личных контактах и т.д. Кроме того, происшедшие в мире в последние годы социальные, политические и экономические изменения привели к масштабной миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей преодолевают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Они вынуждены знакомиться с чужими культурами, вливаться в них. Поэтому реально взаимодействие культур осуществляется именно через контакты между отдельными людьми. По сути именно они представляют процесс межкультурной коммуникации.

Понятие «межкультурная (кросскультурная, межэтническая) коммуникация» ввели в научный оборот  Трейгер и Холл в своей работе «Культура и коммуникация», которые определяли ее как идеальную цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. С тех пор исследователи далеко продвинулись в теоретической разработке этого феномена, например определили наиболее характерные черты. Межкультурная коммуникация осуществляется, если отправитель и получатель сообщения принадлежат к разным культурам, если участники коммуникации осознают культурные отличия друг друга. По сути межкультурная коммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Такая коммуникация вызывает множество проблем, связанных с разницей в ожиданиях и предубеждениях, которые свойственны каждому человеку и различны  в разных культурах. Признаки межкультурных различий могут быть обозначены как различия вербальных и невербальных знаков в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации также влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуникантов, их толерантность, предприимчивость, личный опыт.

Понятие «культурная компетентность» : сущность и составляющие

Этноцентристские этапы

 

Напомним, что под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.

Отрицание

Одна из форм этноцентризма. Отрицание каких-либо культурных различий между народами. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

· Изоляция - физическая изоляция народов и культур друг от друга.

· Сепарация - возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры.

На стадии отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий: международных вечеров, недель межкультурного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п. Важно просто признать существование межкультурных отличий. При этом нужно избегать обсуждения действительно важных различий, так как слушатели либо проигнорируют такую дискуссию, либо отвергнут все объяснения. Когда же эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

Защита

Человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять.

· Диффамация (клевета) — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы.

· Превосходство - подчеркивание своего высокого культурного статуса. Примерами превосходства могут быть гордость за свою расу, пол и т. п. Все чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус.

· Обратное развитие - не является обязательной стадией межкультурного развития, хотя и встречается довольно часто у лиц, долгое время проживающих за границей. Принижение своей собственной культуры и признание превосходства другой.

Умаление

Этап умаления (минимизации) -  последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как это было на стадии защиты. Они становятся чем-то естественным. Эта позиция иллюстрируется известным золотым правилом — поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы.

· Физический универсализм - все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку.

· Трансцендентный универсализм - все люди являются продуктом единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Этнорелятивистские этапы

Основа этнорелятивизма - поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации. Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть. Люди признают необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Признание

Существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д.

· Различие в поведении —  самое очевидное - язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека.

· Отличие культурных ценностей – происходит принятие разных взглядов на мир. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление человеческой способности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными.

Адаптация

Культура — это не застывший факт, а процесс. Человек может временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей культуры.

Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

· Эмпатия - возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, возрастают  знания о других культурах, изучения иностранных языков, повышения чувствительности к разным ситуациям.

· Плюрализмом  - это не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется прожить там не менее двух лет. Также плюрализм демонстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких культурах.

Интеграция

Полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. Формирование мультикультурной личности. Такой человек психологически и социально готов и способен понять множество реальностей.

· Конструктивная маргинальнось - появляется мультикультурная личность. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного поведения. На этой ступени не важно, представителем какой культуры тебя считают другие. Полная свобода ощущается в эмоциональной и поведенческой сферах.

 

Процесс психического роста от монокультурного к мультикультурному человеку — это процесс изменения, в котором новые элементы жизни постоянно объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Этот процесс связан с большим стрессом и напряжением из-за необходимости приспособления к давлению окружающей среды. Не все люди способны к этому.

Исторические и теоретические предпосылки возникновения исследований в области межкультурных коммуникаций

Термин межкультурная коммуникация появился в 20 веке в США. Первые исследователи Холл и Трэгер – опубликовали статью «Культура и коммуникация». Развитие это направление получило после выхода книги  Холла «Немой язык», где автор говорил о культуре и коммуникации и сравнении разных культур. Холл сделал вывод, что в современном мире нужно изучать другие культуры. Идеи Холла до сегодняшнего дня являются основополагающими для разработки теории данной дисциплины и для создания учебных программ соответствующего профиля.

С начала 1970-х годов межкультурные идеи Холла были подхвачены коммуникационными науками США. Межкультурная коммуникация получила теоретическое обоснование со стороны психологических исследований, особенно кросскультурной психологии. Возникновение и утверждение МКК  было обусловлено потребностями людей самых разных культур, профессий, социальных институтов. Глобализация экономики, развитие туризма и бизнеса, многочисленные миграционные процессы и возникающие из-за этого проблемы недопонимания, ошибки в общении, культурные недоразумения пробудили интерес исследователей-культурологов к вопросам МКК. Предмет исследований – это взаимодействие различных культур. К концу 70-х годов в США сформировалась новая дисциплина. В европейских странах, в частности в Германии, интерес к исследованию межкультурных ситуаций появился значительно позже.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь