Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концепция формирования межкультурной чуткости М. Беннета



Чтобы подготовить человека к жизни в чужой культуре, для этого, как считает Беннет, нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чувственном восприятии и толковании культурных различий. Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации происходят именно из-за межкультурной разницы.

Осознание культурных различий проходит несколько этапов.

· Начальная стадия: само существование этих различий обычно не осознается человеком.

· Затем другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир. В это время межкультурная чуткость начинает возрастать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры.

· Последние стадии: межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.

 Модель Беннета динамична, так как говорит не просто о начальной, средней и конечной стадиях развития, но и подчеркивает изменения, происходящие внутри каждой стадии. Эта модель может быть представлена в виде схемы.

 

Этноцентристские этапы

 

Напомним, что под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.

Отрицание

Одна из форм этноцентризма. Отрицание каких-либо культурных различий между народами. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

· Изоляция - физическая изоляция народов и культур друг от друга.

· Сепарация - возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры.

На стадии отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий: международных вечеров, недель межкультурного обмена, на которых можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п. Важно просто признать существование межкультурных отличий. При этом нужно избегать обсуждения действительно важных различий, так как слушатели либо проигнорируют такую дискуссию, либо отвергнут все объяснения. Когда же эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

Защита

Человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять.

· Диффамация (клевета) — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы.

· Превосходство - подчеркивание своего высокого культурного статуса. Примерами превосходства могут быть гордость за свою расу, пол и т. п. Все чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус.

· Обратное развитие - не является обязательной стадией межкультурного развития, хотя и встречается довольно часто у лиц, долгое время проживающих за границей. Принижение своей собственной культуры и признание превосходства другой.

Умаление

Этап умаления (минимизации) -  последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как это было на стадии защиты. Они становятся чем-то естественным. Эта позиция иллюстрируется известным золотым правилом — поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы.

· Физический универсализм - все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку.

· Трансцендентный универсализм - все люди являются продуктом единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.

Этнорелятивистские этапы

Основа этнорелятивизма - поведение человека можно понять только из конкретной культурной ситуации. Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть. Люди признают необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Признание

Существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д.

· Различие в поведении —  самое очевидное - язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека.

· Отличие культурных ценностей – происходит принятие разных взглядов на мир. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление человеческой способности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными.

Адаптация

Культура — это не застывший факт, а процесс. Человек может временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей культуры.

Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

· Эмпатия - возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, возрастают  знания о других культурах, изучения иностранных языков, повышения чувствительности к разным ситуациям.

· Плюрализмом  - это не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется прожить там не менее двух лет. Также плюрализм демонстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких культурах.

Интеграция

Полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. Формирование мультикультурной личности. Такой человек психологически и социально готов и способен понять множество реальностей.

· Конструктивная маргинальнось - появляется мультикультурная личность. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного поведения. На этой ступени не важно, представителем какой культуры тебя считают другие. Полная свобода ощущается в эмоциональной и поведенческой сферах.

 

Процесс психического роста от монокультурного к мультикультурному человеку — это процесс изменения, в котором новые элементы жизни постоянно объединяются с полным пониманием того, что такое культура. Этот процесс связан с большим стрессом и напряжением из-за необходимости приспособления к давлению окружающей среды. Не все люди способны к этому.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь