Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальный статус личности



Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые. К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п., ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
системы ценностей, характерных для данного общества.
Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения.

Каждый индивид имеет возможность выбрать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.

Личным статусом называют положение индивида в социальной группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в системе межличностных отношений.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;
Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;
Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения — его статику.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

11. Общая характеристика основных социальных групп.
Социальная группа
— любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе.

Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения.

Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее — эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы.

Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы;
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

3) способность индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели;
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп.

Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает три или два человека (соответ"
ственно, триады и диады). В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры.
Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике.

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Все значимые в жизни человека группы — малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы.
Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов.

В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно"ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы.

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциальные, негативного — асоциальные.
Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу.

Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией.

Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным. Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе.

В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма.

Конформность — это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения.

Такая зависимость имеет разные степени выраженности — от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами.

Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм.

 Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности.

 

Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния.

Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях.

 

12. Потребности личности и основных социальных групп.
Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:
а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности);
б) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);
в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:
1) потребности, связанные с трудом, – потребности познания и созидания;
2) потребности, связанные с развитием, – потребность в игре, научении, самореализации;
3) потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, – нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

Кроме этого, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными (витальными, от лат. vita – жизнь). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода.

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности ("Мотивация и личность", 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности – это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности – гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, – признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей – "расползание" вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организует психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.


Интересы социальных групп - это такое социально-психо­логическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

Природа интересов гораздо лучше исследована в социологии, чем в социальной психологии. Вместе с тем ряд проблем требует социально-психологического анализа. Конкретное содержание классовых интересов также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в определенном типе общества. Психологически важно выяснить, как классовый интерес, формируемый на уровне группы, соотносится с общечеловеческими интересами и как это детерминирует поведение и деятельность каждого отдельного индивида. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он — член многих социальных групп: во-первых, внутри самого класса есть много подгрупп, различающихся по уровню квалификации, по сферам занятости и т.д.; во-вторых, каждый представитель класса может в то же самое время быть членом какой-либо группы в сфере образования (например, в школе или вузе), где он непосредственно взаимодействует с членами другого класса. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе. Как в этой системе интересов индивида обозначаются наиболее устойчивые интересы, и, напротив, при каких обстоятельствах менее коренные интересы начинают играть доминирующую роль — имеет принципиальное.

Кроме потребностей и интересов к психологии класса иногда относят так называемые «социальные чувства», определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Понятие «социальное чувство» не является общепризнанным в литературе; в известной степени оно спорно и уязвимо, поэтому использовать его можно лишь как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы. Неопределенность термина не умаляет значения самой проблемы, она лишь свидетельствует о том, что в социальной психологии нет сложившейся традиции исследовать эту область при помощи научного понятийного аппарата, ей приходится заимствовать терминологию из других традиций, например из традиции гуманистической литературы, философии и истории, где само существование некоторых социальных «чувств» и «эмоций» давно установлено и описано. Так, в исторических исследованиях, посвященных рабочему классу в периоды его революционных выступлений, неоднократно было констатировано преобладание оптимистического настроя, вызванного революционным подъемом; в эпоху буржуазных революций, когда класс буржуазии выступал в качестве революционной силы, доминирующим типом социальных чувств и внутри этого класса были чувства энтузиазма, уверенности в привлекательности политических программ, оптимистического восприятия исторических перемен.

Традиционно ведущими признаками больших социальных групп считались их потребности и интересы, которые в данном случае рассматриваются как групповые социально-психологические яв­ления. Как правило, их освещение производилось с идеологиче­ских позиций. При этом интересы предпринимателей характеризовались как алчные, как интересы эксплуататоров, а рабочих - как движущая сила общественного процесса. Разумеется, таким упрощенным образом нельзя объяснять интересы больших соци­альных групп. Подобной антитезы на самом деле нет. Во всяком случае, это характерно для периода первоначального накопления капитала.

13. Культурные процессы как объект прикладной культурологии.
Процесс _ (течение , ход , продвижение)- последовательная смена состояния чего-либо , стадии развития, рассматриваемого явления. А так же совокупность последовательного действия, направленная на достижения некоторой цели .
Культурный процесс –это изменение во времени состояние культурных систем и объекта, а так же типовые модели взаимоотношения между людьми и и социальными группами .
Культурные события являются артефактами культурных явлений
Типология культурных явлений:
1 порождение культурных явлений ( генезис творческих инноваций , рождение творческих инноваций, инструментарий деятельности , знания, идеи , произведения, формы организации и регуляции совместной деятельности и способность обмена информацией) и их частичная институциализация
2 превращение порождения в культурные формы( социальная интеграция культурных форм в общественную практику, в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности , расширение или сужение числа субъектов вовлечённых в практику, заимствование другими культурами и системами )
3 функционирование культурных явлений ( действие или взаимодействие людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов , потребностей и необходимостей, осуществляемых индивидуально и коллективно виде опредмечивания культурных идей в конкретных артефактах , применения технологий и получения продуктов деятельности : жизнеобеспечивающих, природообразующих, инфраструктурных, коммуникативных, познавательных, мироосмысленных. художественных , оценочных, формирование социальной практики на основе принятых культурных образцов функционирования культурных явлений
4 социокультурное коммуникатирование между людьми ( символическое позиционирование наблюдаемых и представляемых природных явлений и процессов в семантических знаках , понятиях обозначениях, названиях, и пр. Обмен информацией между людьми о наблюдаемых и представляемых явлениях и процессах через трансляцию в виде семантических знаков, и составления из их вербальных и невербальных текстах , регулирующих порядок, осуществляет жизнедеятельность людей , передачу знаний.

5 аккумуляция социально значимых знаний и опыта ( анкопление , обобщение, информации об окружающем мире и социальном опыте коллективной жизнедеятельности людей, способствующих повышению их социальной интегрированности и консолидированности , улучшения взаимопонимания и взаимодействия , а так же понижения остроты и повышение процесса разрешения проблем и противоречий , селекция на основе практики их использования )
6 восприятие и интерпретация культурных явлений субъектов культуры (процессы индивидуального и коллективного понимания –идентификация , декодирование символики , осмысление сущностных признаков и функций культурных явлений , понятийная и оценочная интерпретация , символистическое присвоение культурных форм людьми , самоидентификация )
7 символизация и маркировка среды обитания ( выработка нормативных вариантов (интерпретации) собственных и чуждых форм , превращение стереотипов восприятия и интерпретации в значимый элемент культурной традиции .
8 социальная и историческая сомовоспроизводство культурных систем и форм ( межпоколейная трансляция социокультурного опыта , селекционирование норм, стандартов и правил выполнения любого социально значимого действия актов познания , ориентированных интерпретированных , осуществляемых в ходе социализации и инкультурации членов сообщества в процессе их воспитания и образования . Трансляция системы образов , ритуалов, нормативность параметров образа жизни и картин мира , поддерживающих необходимый уровень социальной консолидированности сообщества . Воспроизводство форм социальной организации и регуляции  в виде социальных институтов , норм коллективной жизенедеятельности и взаимодействия языков обмена информацией
9 изменчивость культурных явлений , постепенная трансформация , утилитарных и социально регулятивных функций уровня социальной актуальности формальных черт и семантических значений культурных форм , как по ходу времени их функционирования в социальной практике так и в процессе их пространственного распространения, развития, модернизации культурных форм в сторону повышения их утилитарной и социальной эффективности .
Таким образом культурные процессы представляют собой целенаправленную жизнедеятельную активность людей и являются осуществлением типовых последствий:
1) осмысление людьми своих интересов и потребностей возникающих в связи с какими-то обстоятельствами
2) разработка технологий( способов) удовлетворения этих интересов и потребностей или их модернизация под новые задачи
3) прктическое применение этих технологий , получение какого-либо результата ( продукта)
4) оценка эффективности применения технологий и соответствие полученных результатов поставленным целям
5)селекция, наиболее эффективных способов , осуществления этой деятельности
6) передача информации другим людям об этих способах и результатах
7) закрепление селекционных образцов деятельности в нормах правилах, стандартах, ценностных ориентиров , традициях


14. Понятие СКД. СКД как общественное явление.
Социально-культурная деятельность является одним из элементов духовной жизни общества. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов культуроформирующей деятельности. Она доносит и включает в личностное поведение идеи, нормы, значения и цели, которые необходимы обществу в регуляции всего разнообразия своей деятельности Социально- культурная деятельность способствует духовной интеграции общества и различных его групп . Социально-культурная деятельность включена в политические процессы, происходящие в обществе. Социально-культурная деятельность является частью социально-экономической жизни общества. Социальная значимость социально-культурной деятельности обусловлена проникновением ее во все сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

2. Сущность современной социально-культурной деятельности

Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Социально-культурная деятельность - это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание.Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций -все это является объектом научного анализа.

Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения[2].

1. Миссия социально-культурной деятельности в современном обществе

ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуро-охранительную, культуросозидающую, культуро-творческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.

СКД – это обусловленная нравственно- интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры (М.А. Ариарский). Социально-культурная деятельность – педагогически направленный и социально обусловленный процесс взаимодействия людей в освоении, потреблении, распространении и создании культурных ценностей (Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников). Социально-культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, освоения, трансляции, и развития традиций, ценностей и норм в сфере исторической, духовно-нравственной, художественной, политической и экологической культуры (Я.Д. Григорович). Социально-культурная деятельность – это общественно значимый способ активного отношения к действительности, который выявляется в потреблении, производстве и распространении ценностей культуры (Н.И. Аксютик).

Проблемное поле СКД – это специализированная область общественной практики. Содержание социально-культурной деятельности - комплекс отобранных специалистами для населения интегрированных видов деятельности, в процессе которой: 1. расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему наши знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующие просвещению и утверждению научного мировоззрения, идейно - нравственной и эстетической позиции; 2. формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно- технического и художественного творчества; 3. развивается творческий потенциал личности; 4. создаются, осваиваются, сохраняются, воспроизводятся, распространяются и развиваются ценности культуры; 5. усваиваются оптимальные способы культурного проведения досуга и правила нерегламентированного общения; 6. удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно-эстетические интересы и потребности. Итак, социально - культурная деятельность - это целенаправленная деятельность профессиональных организаторов досуга, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения, самореализации, самоактуализации личности или группы людей в свободное от учёбы или работы время. Основными подсистемами СКД являются: - культурно-просветительные учреждения; - коррекционно-реабилитационные учреждения; - спортивно-оздоровительные учреждения; - СМИ, освещающие развитие художественной культуры, вопросы воспитания, образования личности и общества; - профессиональное художественное творчество; - самодеятельное художественное творчество; - народные промыслы и ремёсла; - книгоиздание и библиотечное дело; - музейно - галерейное дело; - НИУ, изучающие сферу культуры и искусства; - международное культурное сотрудничество. Главными носителями СКД являются: - профессиональные работники СКС; - большая часть населения, занимающаяся СКД на самодеятельных началах. Субъект СКД – человек, группа людей или общество в целом, направляющие свои действия на объект с целью его оптимизации. Объект СКД - аудитория социально-культурных и культурно-досуговых мероприятий, проводимых в различных учреждениях СКС. Характерной тенденцией нашего времени является переход от субъект-объектной модели СКД к более востребованной равноправной субъект-субъектной модели. Предмет СКД – процесс формирования культурной среды, реализация механизмов хоминизации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и совершенствования духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальных общностей в процесс культуротворчества. Характерно, что предметом СКД выступает не некий надуманный идеал, а объективные реальности современного мира и культурных процессов, включая все достижения, противоречия и недостатки культурного развития. Вспомним, что во-первых, СКД предполагает создание культурных ценностей как на профессиональной, так и любительской основе (пример: деятельность архитектора, художника, писателя, композитора, дизайнера, модельера, конструктора, строителя и т.д.)

Во-вторых, освоение культурных ценностей (пример: деятельность педагогического работника дошкольных, профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, а также социального работника, психолога, журналиста)

В-третьих, сохранение культурных ценностей (пример: деятельность реставратора, архивариуса, библиотекаря, музейного работника, научного сотрудника)

В четвёртых, распространение культурных ценностей (деятельность актёра, музыканта, лектора, экскурсовода, работника средств массовой коммуникации и различных форм СКД)

В пятых, дальнейшее развитие ценностей культуры и вовлечение новых реципиентов и творцов в мир культуры (деятельность профессионального организатора СКД, осуществляющие социально-педагогические, организационно- посреднические и административно-управленческие функции, направленные на стимулирование различных видов активности в СКС).

На практике специалистам СКД приходится участвовать в решении различных проблем семьи и развития детей, религиозного, историко-культурного и экологического движения в целях создания благоприятного и насыщенного культурного фона для максимально полной реализации разнообразных инициатив населения и отдельных граждан


15. Принципы СКД.
Принципы – это основы, начальные положения, базисные элементы учения, теории; Принципы СКД – это наиболее общие положения, которые отражают существующие, внутренне обоснованные, необходимые и устойчивые связи и отношения процесса организации СКД людей в условиях проведения ими своего свободного времени и определяющие его направленность, характер, содержание и формы.

Современная социально-культурная деятельность, ее функции, виды, формы проявления основаны на следующих принципах:

1. Неразрывная связь социально-культурной деятельности с жизнью, с практическими задачами реформирования общества.

Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

а) целенаправленность социально-культурной деятельности (наличие цели педагогического и культуроразвивающего воздействия);

б) конкретность социально-культурной деятельности, т.е. каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в обществе, решая ежедневно присущие только ему задачи соответствующими формами, средствами, методами;

в) оперативность деятельности социально-культурных учреждений (актуальность, динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности личности);

г) непрерывность процесса социально-культурной деятельности (последовательность и систематичность, прогнозирование и программирование направленного воздействия).

2. Принцип добровольности и общедоступности социально-

культурной деятельности. Добровольность отражает возможность свободного выбора занятий из всего многообразия видов деятельности, предлагаемого социально-культурным учреждением и выражает все возрастающую тенденцию к самопрограммированию личностного содержания своей культуроразвивающей деятельности. Эта деятельность, ее содержание отражают духовный уровень личности, она организуется по собственному усмотрению, для своего развития. В этом ее истинная ценность и значимость.

3. Принцип развития инициативы и самодеятельности. В основе действия этого принципа лежит потребность в самовыражении и утверждении себя в системе многообразных общественных отношений. Человеку присуще желание, расширить диапазон своей социальной роли и связей с обществом в проявлении себя как личности с различных сторон и в разных общественно-творческих качествах.

4. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия. Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществляется обществом через воспитание, обучение, просвещение. Культурные ценности, ценностные ориентиры личности формируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры.

5. Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам. Изучение конкретных социально-демографических групп (возраст, пол, уровень образования), интереса к определенному виду деятельности, позволяет не только определить содержание социально-культурных мероприятий, но и подойти к разработке наиболее эффективных форм и методов воздействия на эти группы, что, естественно, повысит качество социокультурной деятельности. Дифференцированный подход может осуществляться на групповом и индивидуальном уровнях. Групповой подход предполагает вычленение из состава аудитории совокупности лиц, характеризующихся сходными признаками, и постоянный учет их особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на изучение особенностей, потребностей и интересов конкретной личности. Дифференцированный подход к массовой аудитории целесообразно осуществлять на основе следующих признаков: учитывать возраст, образование, профессию и характер проявления культурных потребностей, интерес к тем или иным социокультурным формам. Также при организации социально-культурной работы необходимо учитывать национально-этнические, региональные особенности культурной ситуации и проживания людей.

6. Принцип системности и последовательности. Следование этому принципу означает, что социально-культурная деятельность должна рассматриваться с позиций системного подхода: целенаправленности, взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов, включения ее в качестве подсистемы в более сложные системы. Целеполагание, разработка задач, наличие субъекта и объекта деятельности, инструментария осуществления форм социально-культурной деятельности – все эти элементы необходимо рассматривать как часть единой системы – взаимосвязанные и взаимообусловленные, необходимые и достаточные. Данным принципом необходимо руководствоваться при социокультурном проектировании – создании проектов развития различных социальных институтов и социальных объектов социально-культурной сферы. Прогнозирование, моделирование и конструктивная разработка видов, форм, методов и технологий СКД, базируется также на реализации данного принципа.

Итак, принципы социально-культурной деятельности представляют собой основное методологическое звено теории, их развитие исторически обусловлено, содержание носит объективный характер. Принципы составляют единое целое с функциями, посредством которых получают реализацию и развитие в практической работе.

16.Функции СКД.
функции социально-культурной деятельности, которые можно назвать постоянными, присущими большинству социально-культурных институтов, в отличие от вспомогательных, временных, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

- развивающая;

- информационно-просветительная;

- нормативная;

- коммуникативная;

- культуротворческая, преобразовательная;

- рекреативно-игровая.

Развивающая функция. Цели, содержание и назначение социально-культурной деятельности определяют ее развивающее начало. Эта функция направляет и объединяет все другие функции. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и самовоспитанием личности, ее социальным самоутверждением. Развивающее начало воплощено в каждой функции.

Информационно-просветительная функция. В основе этой функции лежит процесс накопления, хранения и распространения информации, культурно-просветительная деятельность. Цель этой функции формирование интеллектуальных качеств, стимулирование самообразования, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации;

обновление знаний. Особенности реализации этой функции в деятельности культурно-досуговых учреждений:

- информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленном и обязательном в учебных заведениях, основана на добровольности, инициативе, самодеятельности;

- обеспечивает удовлетворение разнообразных досуговых

интересов людей различного возраста и профессий;

- использует более разнообразный потенциал средств, форм

- и методов приобретения знаний, умений, навыков;

- продолжает, дополняет и углубляет те знания и ту информацию, которую люди получают в учебных заведениях и из других источников.

Нормативная функция. Цель этой функции – формирование общегуманистических нравственных качеств, социализация личности. Социально-культурная деятельность помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения и действия, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, организации, территриальной общности, в которые входит индивид. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом, а также формы предметно-практической деятельности на работе, в быту, в семье (санитарно-гигиеническая культура, культура речи, способность к самоконтролю, саморегуляции поведения и т.д.).

Коммуникативная функция проявляется на двух уровнях.

На одном уровне – диалог культур, взаимовлияние локальных культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур.

На другом уровне – межличностное общение, формирование культуры деловых и неформальных отношений. Общение в системе социально-культурных учреждений и объединений удовлетворяет и развивает следующие культурные потребности:

а) человек получает ответы на интересующие его вопрос (информационно-познавательный аспект);

б) утверждается или разуверяется в истинности какого-либо мнения, суждения, оценки (ценностный аспект);

в) удовлетворяет эмоциональные потребности в сопереживании (эмоциональный аспект);

г) получает возможность избежать коммуникативной дискомфортности, замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);

д) удовлетворяет потребность в избирательном общении (гедонистический аспект);

е) позволяет включиться в сферу отдыха и развлечений (рекреационный аспект).

Культуротворческая функция – освоение ценностей культуры, вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества. Способность к созиданию – не привилегия избранных, а важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности. В связи с этим представляется важным создание условий для реализации и развития творческих способностей широких слоев населения в деятельности социально-культурных учреждений. Самодеятельное художественное творчество – одно из направлений реализации культуротворческой функции, наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего, особенно на региональном уровне. В этом смысле актуальна сегодня ориентация самодеятельного художественного творчества на освоение локальных национально-культурных традиций.

Рекреативно-игровая функция. Цель ее – формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. Социально-культурные учреждения выполняют задачи регулярного восстановления физических и интеллектуальных сил человека, гармонизации психики через организацию различных видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют: свободное межличностное общение, игра, восприятие развлекательных зрелищ и любительское художественное исполнительство.

Через эти функции реализуются культуросозидающие возможности общества, и происходит культурно-творческое развитие личности.

17.Методы СКД.
Методы социально-культурной деятельности - система идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

1. Методы формирования общественного сознания:

- информирование;

- разъяснение;

- комментирование;

- обобщение;

- внушение - информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

- заражение - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

- убеждение – (как процесс информационно-психологического воздействия)основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений; (убеждение как качество личности)система осознанных потребностей и высшая форма направленности личности, интегрирующая мировоззренческую позицию и побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

 

.2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

- включение в различные формы непрерывного просвещения;

- привлечение к разным видам любительского творчества;

- упражнение - метод обучения, предполагающий многократное повторение умственных и практических действий с целью закрепления необходимых навыков и умений;

- приучение к выполнению общественно культурных функций;

- самоорганизация - деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.;

- самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.;

- самообразование - овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.;

- самообслуживание – метод организации, при котором субъект самостоятельно осуществляет действия, способствующие преобразованию каких-либо знаний в нормы, принципы его поведения, убеждений;

- игра и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности (положительный пример):

- соревнование;

- требование;

- общественное мнение;

- поощрение;

- перспектива – сформированные виды и планы на будущее;

- критика - высказывания, подчёркивающие недостатки, дефекты чего-либо

-самокритика - способность к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления.

18.Средства СКД.
Основные средства СКД – это виды деятельности, предметы и приспособления, необходимые для развития традиций, ценностей и норм в области духовной культуры. К ним относятся устное слово, книги, наглядные средства. В Новое и Новейшее время большое воздействие на формирование личности оказывают средства массовой информации и коммуникации (печать, радио, кино, телевидение, компьютерные сети). К дополнительным средствам относят различные технические средства, которые помогают человеку осуществлять СКД. Это может быть звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, осветительная, аудиовизуальная и цифровая техника. Их основная задача – увеличить эмоциональное воздействие на аудиторию культурных мероприятий. Под влиянием основных и дополнительных средств СКД постепенно происходила системная трансформация общества. Средства СКД ↓ принципы функционирова ния культуры динамика и содержание культурных процессов формы знаний и типы мышления

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Следует отме­тить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:

выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег­да под рукой и в полной исправности»


19. Формы СКД.
Формы СКД – это утверждённая на практике система применения совокупности определённых средств и методов организации СКД в условиях свободного времени, стимулирующая личностное развитие. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории.

По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальны формы:

- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

- Консультации:объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

Групповые формы:

- Лекции:устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения).

Встречи:это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Массовые формы:

- Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздничный спектакль любого уровня строится по образу семейного праздника, при этом делаются попытки усилить интеграцию социокультурных полей, приблизить управляющих к управляемым, главу государства к народу. В общем, сплотить ту или иную социальную общность. Цель государственных праздников - сплочение граждан вокруг официальных лидеров. Государственные праздники бывают двух уровней: организуемые самими властями и индивидуальные. Второй уровень, это когда государственный праздник сливается с индивидуальным и люди устраивают застолья. В случае первого уровня праздник просто становится дополнительным выходным. Религиозные праздники обеспечивают интеграцию всех членов данной церкви вокруг ее руководства. Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников. Важную роль в праздничных ритуалах играет потребление. Оно выражается в застолье, подарках и специальной праздничной одежде. Формирование общества потребления превращает бизнес в ключевого участника праздничного дискурса. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.

- Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары - эффективная форма подготовки инженерных и научно - педагогических кадров в ВУЗах. Научные семинары - в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам.

Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно - досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер.

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.

20.Социально-культурный опыт и механизмы его трансляции.
Традиция включает в себя то, что передается (признанный как важный и необходимый для нормального функционирования социума и его субъектов определенный объем социокультурной информации), и то, как осуществляется эта передача, то есть коммуникативно-трансляционно-трансмутационный способ внутри и межпоколенного взаимодействия людей в рамках той или иной культуры на основе относительно общего понимания и интерпретации накопленных в прошлом данной культуры смыслов и значений.

Традиция, в том числе и культурная, является особой разновидностью ценностей, защита или критика которых требует ссылки на их давнее происхождение. Сущность традиции состоит в ее значимости, а не фактичности, но как ценность может быть связана с действительностью и присоединена к объекту. Соответственна может быть произведена оценка, которая может быть транслирована посредством семиотического механизма.

Имитационные способы трансляции, предполагают обязательное участие группы субъектов не менее двух, либо опосредованно объект и субъект. В первом случае это пара «учитель — ученик», где обязательно стремление к тождественности, то есть ученик пытается стать «копией» учителя и это невозможно без учителя пример спортивный тренер, во втором — «предмет — человек», где примером может служить художник и картина его предшественника. Здесь для того, чтобы начали работать имитационные механизмы, достаточно информации несет предмет.

Условно использовано три типа культур со спецификой в каждой трансляции культурных ценностей имитационным механизмом, в ракурсе убыстрения общественного развития в XX веке и изменением законов преемственности поколений: постфигуративная культура — где каждое изменении протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков не могут себе представить никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для каждого поколения детей, прожитое ими — это схема будущего для их детей; конфигуративная культура — культура, в которой преобладающей моделью является поведение современников. Конфигурация начинается там, где наступает кризис постфигуративной системы в связи с различными причинами как катастрофа с гибелью старшего поколения, в результате развития новых форм техники, в связи с переселением в другую страну, где старшее поколение не будет иметь той главенствующей социальной роли; префигуративная культура, где старшие учатся у своих детей — наиболее характерная для информационного общества.

В прошлом, несмотря на долгую историю конфигуративных механизмов передачи культурных традиций и широкое признание возможности быстрых изменений, существовали огромные различия в том, что знали люди, принадлежащие к различным классам, регионам и специализированным группам в какой-нибудь стране, равно как и различия в опыте народов, живущих в различных частях мира. Изменения все еще были относительно медленными и неровными. В настоящее время во всех частях света, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых повторение своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ.

Имитационный способ передачи традиций является первейшим и основным и по сей день.

Одна из проблем - проблема сохранения человеческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Одно из последствий современного техногенного развития - появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Казалось бы, человек получил новые, подчас почти фантастические возможности для своего культурного развития, например, возможности глобальных сетей и технологии мультимедиа; получив и сохранив от книжной эпохи умение абстрактно, индивидуально мыслить и дополнив его новой образной культурой компьютерной эпохи, человек может невиданными темпами интеллектуально и культурно развиваться. Однако, автоматической реализации новых возможностей культурного развития в массовом масштабе не наблюдается. Наоборот индивид, имеющий в любую секунду доступ к любой информации и высокий уровень техногенного обслуживания, становится техногенно-синкретичным. Возможность реализовать себя с позиции физической силы невозможна в силу большого объема ограничений и высокого уровня требований к социальному росту в его среде, поэтому появляется интерес к примерам успеха историческим личностям и попытка перенести модель их поведения в настоящее. Наиболее устойчивыми в социальном и демографическом планах становятся субъекты с тщательно поддерживаемой сетью родственных связей и сохраняющие национальные и родовые традиции.

Информатизация общества — сложный социально-исторический процесс перехода к новой стадии человеческой цивилизации. Информационное общество — общество, в котором основным богатством и ресурсом служит информация. Данное понятие возникло во 2-ой половине 60-х годов — человечество впервые осознало наличие информационного взрыва, когда количество циркулирующей в обществе информации стало возрастать по экспоненте. Чтобы справиться с такой лавиной информации, потребовались специальные средства для её обработки, хранения и использования. Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть компьютеризованных рабочих мест позволяет многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве. Новые информационные технологии и робототехнические системы кардинально изменяют характер труда в промышленности, резко снижают численность занятых в этой сфере работников, изменяют саму технологию и организацию производства. Всё это влечёт за собой в значительной степени непредсказуемые социальные последствия, во всяком случае, несомненно, что общество должно изменить свои ценности и выйти на истинно фундаментальные параметры человеческой экзистенции.

Традицию в процессе трансляции можно рассматривать как совокупность постоянных связей переменных объектов, с циклической повторяемостью и переменой свойств, которые в сумме близки к константе.

Инфологическая модель должна обеспечивать возможность правильного представления восприятий субъекта об объекте. В реальном мире нет никаких специальных механизмов представления элементарного факта. Объект в инфологической модели есть нечто такое, что можно нестрого определить как представляющее интерес. Применение таких человеко-ориентированных моделей данных позволяет получить виртуальное предметной области посредством нескольких взаимосвязанных отображений. Одно из них отражает реальный мир в некоторые естественные для человека базовые концепции. Такого рода описание относится к инфологической области моделирования данных. Мифологическая модель данных относится к слабо типизированным моделям, что ближе всего к традиции, как форме социокультурного опыта. В рамках этой модели все может быть объявлено объектом, и любая связь или свойства, имеющие место в определенное время сопоставимы факту.

Мифологическая модель данных относится к слабо типизированным моделям, что ближе всего к традиции, как форме социокультурного опыта. В рамках этой модели все может быть объявлено объектом, и любая связь или свойства, имеющие место в определенное время сопоставимы факту.

Использование инфологической модели данных в виртуальном механизме трансляции традиции позволяет прогнозировать возможные последствия интеракции традиций.

21.Государственные и общественные субъекты СКД.
В нашей стране осуществляется государственная культурная политика. Это комплекс мер, которые принимаются государственными органами РБ по сохранению, развитию и распространению культуры, организационному, правовому, финансовому, материально-техническому, кадровому, информационному и другому обеспечению культурной деятельности. Управление сферой культуры в Республике Беларусь осуществляется через деятельность Министерства культуры.
Основными целями государственной культурной политики в Республике Беларусь являются:

 1. обеспечение и защита конституционного права каждого, на участие в культурной жизни (право на достойный уровень культурного обслуживания, получение информации о культурной жизни в стране, равный доступ к культурным ценностям, образование);
2. установление гарантий свободы творческой деятельности;
3. содействие распространению культуры во благо человека и общества;
 4. социальная защита работников СКС;
 5. защита общественной морали, утверждение гуманистических идей и высоких нравственных идей в общественной жизни, формирование эстетической жизненной среды;
6. развитие международного сотрудничества в области культуры.


Приоритеты государственной культурной политики в Республике Беларусь:
 1. сохранение, распространение и развитие белорусской национальной культуры и языка;
 2. создание и популяризация произведений культуры для детей и молодёжи;
3. создание условий для эстетического воспитания, художественного и культурологического образования;
4. пропаганда классических произведений мирового и отечественного искусства;
 5. функционирование и развитие культуры в сельской местности.
СКС в РБ основывается на признании культуры в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа и других национальных сообщностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и самореализации личности, образования и воспитания детей и молодёжи
.Субъекты культурной деятельности, указанные в законе: - работники культуры, другие физические лица; - организации культуры; - субъекты творческой деятельности; - государственные органы; - органы территориального общественного самоуправления; - научно-исследовательские учреждения и учреждения образования в области культуры; - другие юридические лица.

 

«Коллектив художественного творчества – объединение физических лиц, которые совместно занимаются художественным творчеством».
 Согласно закону Республики Беларусь, организации культуры в нашей стране имеют свою классификацию.
 В законе названы: - библиотеки; - музеи; - картинные, художественные галереи и галереи искусств, выставочные залы, панорамы; - клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества (народного искусства, фольклора), центры (дома) ремёсел, молодёжные культурные центры, центры национальных культур; - парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; - книжные палаты; - театры; - цирки; - филармонии и другие концертные организации; - организации кинематографии; - творческие мастерские; - организации народных промыслов (ремёсел); - научно-проектные и производственные реставрационные организации; - научно-исследовательские организации (НИИ культуры и искусства) и методические центры народного творчества.

 

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно-управленческих принципов, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер по:

- реализации созидающего потенциала культуры,

- концентрации усилий на приоритетных направлениях ее развития,

- сохранению национально-культурного наследия,

- внедрению культуры в сферу производства, образования, общественных отношений, быта, досуга и других областей жизнедеятельности,

- стимулированию социально-культурной активности населения,

-осуществлению национальных, региональных, муниципальных и отраслевых культурных программ,

- поддержанию диалога культур, международных культурных связей,

- совершенствованию инфраструктуры социально-культурной сферы, подготовке ее специалистов.

Объект культурной политики - человек, социальные группы, общество.

Предмет культурной политики - процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедеятельности.

Цель, сверхзадача культурной политики - развитие личности средствами культуры.

22. Семья как субъект СКД.
Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей-культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъектов выступают практически все – и создатели, и потребители культурных ценностей.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации.

СУБЪЕКТЫ

СОЦИАЛЬНО –КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ

  • ЛИЧНОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
  • ГОСУДАРСТВО


Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.

Прямо или косвенно центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.

Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.

В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей.

23.Поколения как субъект СКД.
Среди субъектов культурной деятельности особое место занимает поколение.

Поколение – объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, которые объединены

границами возраста, общими условиями жизни, образом жизни, функционирующими в конкретный исторический период.

Это социальное, относительно самостоятельное качественное образование, которое реализует присущие ему функции.














































































Функции ПОКОЛЕНИЯ

рассматриваются через сущность СКД во взаимосвязи с функциями СК опыта.

1. Отбор культурных новаций для поддержки социальной консолидации (регуляции).

2. Развитие духовного и творческого потенциала индивида и творческая деятельность для аккумуляции локальных культурных черт на уровне устойчивых социальных ориентиров и личностной культуры индивида.

3. Сохранение, распространение и введение в общественное использование результатов предвидения культурной деятельности для социального воспроизводства сообществ, трансляции их культурной особенности от поколения к поколению.

 

ПОКОЛЕНИЕ участвует в регуляции культурных процессов и в организации условий, саморегуляции культуры и воспроизводство членов социума как субъекта социального и культурного действия.

Таким образом, поколение – субъект культурной деятельности, функции которого является

- передача социокультурного опыта

- воспроизводство субъектов культурного и социального воздействия

- введение в общественное использование культурных инноваций (новоопыта) социально одобренных и приемлемых.

Например, поколение 60-х гг. , военное поколение, дедушка-папа-сын (поколение семейное), мы – поколение конца начала 90-ых гг 20 века или поколение конца 20в- начала 21 в.) Различие в возрасте 1 года и есть уже поколение.

Поколения различаются между собой внешними и внутренними различиями:

Внешние различия Внутренние различия
Проблемы с которыми сталкивается поколение. Например, проблема война. Другие поколения учатся на этом опыте. Характеризуется теми технологиями, которые положены в основу решения этих проблем. Например, проблема передачи информации – на камнях, перьевыми ручками, шариковыми ручками, компьютер.

Человеку на протяжении жизни приходиться осваивать множество социальных ролей, каждая из них имеет культурные нормы, правила. Последовательное изменение циклов развития культуры в границах одного народа или страны должно проходит таким образом, чтобы от поколения в поколение передавались базовые элементы культуры, а видоизменялись вторичные элементы.

24.Хоминизация личности в процессе СКД.
ХОМИНИЗАЦИЯ ИНДИВИДА - процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.
Теория

Хоминизация- первый этап вхождения человека в культуру, так называемое очеловечение. Этот процесс происходит механически. С детства человек начинает перенимать правила поведения, умения и навыки, приучается к ответственности, к своим обязанностям. Эта первая стадия приближает человека к нормам общества. Хоминизация- процесс ухода, воспитания, образования детей перво-наперво в семье- осуществляется теми людьми, которые находятся в непосредственном контакте с ребенком в самом раннем и позднем детстве. Хоминизация образует основы половой идентификации. На стадии хоминизации закладывается фундамент личной культуры человека. Освоение норм культуры на этой стадии происходит через игру, значительное влияние имеют детские сады, начальная школа.

Хоминизация носит спонтанный характер. Механизм ее освоения спонтанно передается с поколения в поколение, строится на принципах народной педагогики , опирается на национальные, религиозные, региональные, семейные другие традиции.

25. Инкультурация личности в процессе СКД.
Инкультурация-
подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате инкультурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.255 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь