Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция и художественные особенности волшебных сказок.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения - старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее - Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки - смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце "воцаряется" — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Им свойственен вымысел, в них действуют сверъестественные силы: то добрые, то злые. Происходят необычные превращения, есть волшебные предметы. В волшебных сказках выражена мечта народа о счастье, когда свершается чудо, несмотря ни на что. (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») Характер волшебных действий в сказке совладает с видами и типами народной магии. В науке выделены следующие виды магии: лечебная, вредоносная (Порча), любовная, Среди второстепенных видов магических обрядов надо обратить особое внимание на магию беременности и рождения. В сказках встречаются все виды этих магических обрядовых действий. Волшебный вымысел вобрал в себя все обрядово-магические представления и понятия. И в сказках люди искали путей преодоления власти реальных сил природы, которые они по всем правилам мифологического мышления представляли в виде разных фантастических существ. В древнейшем волшебном вымысле с неизбежностью должны были запечатлеться магические действия людей, но природа этого вымысла иная, чем в магии и мифе. Одно дело — сам магический обряд, а другое — рассказ о нем. Рассказывание ценно не практическими советами, а возбуждением у слушателя активности, желания покорить окружающий мир. воспроизводила этот мир, созданный воображением. Заданность мысли, воплощенной в волшебной сказке, привела к строгой и стройной композиции волшебного повествования. Герою в волшебной сказке его жизненная задача становится ясной с самого начала. Вся динамика развития дальнейшего повествования основана на его стремлении к осуществлению своей цели. Чем ближе конец повествования, тем острее и напряженнее становится борьба. Очень часто, подведя героя к исполнению желанной цели, сказочник вновь возвращает его к тому положению, с которого он начал свою борьбу. Начинается новый цикл приключений и поисков. Усложненность сюжета — характерная черта композиции волшебной сказки. В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования. Неизменная верность героя своему характеру сочетается с резкой сменой его положения. Несчастная падчерица становится счастливой, но остается такой же доброй; всесильный Кощей лишается власти, но не изменяет своему нраву до последнего издыхания. Резкая смена сюжетных ситуаций наилучшим образом передает остроту жизненного конфликта. Сказочники не идут на компромиссы. Очень просто решается конфликт в сказках. Змей сражен мечом героя, брошены под Калиновый мост все его девять голов. Художественный прием троекратного повторения имеет определенный смыслов каждом конкретном случае в сказкё о Сивкё-бурке трижды повторяющийся эпизод скакания на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели героем. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходят дочери мачехи подсматривать за Хаврошечкой и буренкой: два раза их усыпила Хаврошечка, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Возможно, этот эпизод передает сохранившуюся древнюю веру людей в число три. В отдельных случаях оно оказывается несчастливым, в других, напротив, счастливым. Сказочники любят традиционные стилевые формулы. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...» — таково обычное начало волшебных сказок. Оно сразу как бы настраивает на чудесный и невероятный вымысел. Такой же характер носят и типичные концовки: «И я тут был, мед-пиво пил, по устам текло, во рту не было». Свадебный пир, которым обычно кончается повествование, лишь игра воображения: мед-пиво сладко, да в рот не попадает. Краткость рассказа о событиях, происходящих в течение длительного времени, создается с помощью устойчивых стилистических формул: «Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю...» Оговорка сказочников вызвана их стремлением передать в волшебном повествовании те отношения и связи, которые существовали в действительности. Как бы чудесен ни был вымысел, сказка заботится о правдоподобии. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1929; Нарушение авторского права страницы