Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра.
Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т.к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка. Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли). В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа: · Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его. · Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах). Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску). Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей. Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора. Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905). Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы. · Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы. · Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии. · Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами. · Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм. · Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме. · Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра. · Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы. 56. Пьеса «Лодка», ее идейное содержание и художественные особенности. Наиболее широкое название пьесы «Лодка». Однако т.к. это фольклорное произведение, есть вариации «Шлюпка», «Атаман», «Разбойники», «Шайка», «Ермак», «Стенька Разин». Пьеса «Лодка» была популярна и в крестьянской, и в солдатской, и в среде фабричных людей. Это объяснялось тем, что в ней затрагивались важные для широких народных масс вопросы. Сюжет: Шайка разбойников во главе с атаманом и есаулом плывет по Волге. Есаул в подзорную трубу оглядывает местность и докладывает атаману что видит. Когда на берегу попадается большое село, разбойники высаживаются и нападают на помещичью усадьбу. Один из вариантов пьесы заканчивается восклицанием: «Эй молодцы! Жги, пали богатого помещика!». В некоторых вводится мотив любви атамана к дочери помещика или персиянке. Но при этом сюжетная основа – угроза разбойников властям и помещикам – сохраняется. Идейная сущность пьесы состоит в выражении протеста народа против угнетающих порядков. Такого рода особенность позволила многим ученым отнести пьесу к концу 18 в. и связывать ее с крестьянскими восстаниями, а другим считать, что она возникла в связи с восстанием Степана Разина. Однако первые сведения о ней идут от 1814-1815 г. Пьеса носит антикрепостнический характер. В ней действует шайка разбойников, есаул, иногда разбойник Каликатура. В роли благородного разбойника-атамана выступает либо Ермак, либо Разин, либо имя вовсе не упоминается. Степан Разин – основной герой пьесы, даже если атаман не носит его имени. В деталях его обрисовки проглядываются черты Разина и именно его образ наиболее полно отображает идейный смысл пьесы; социальное недовольство народных масс, их протест. Обычно исполнители пьесы помнили лишь основную схему сюжета, диалоги и монологи составлялись из «сподручного материала», знакомых им афоризмов, цитат из литературных произведений. «Лодка» пережила сложную историю: в нее включались новые песни, интермедии (сцена с гробовщиком/доктором), но основа сюжета сохранялась. Некоторые сцены были постоянными, некоторые заменялись. Менялась и сама пьеса: то на первый план выдвигались разбойничьи сцены, то любовные. Устойчивой в своих мотивах пьеса стала в эпоху романтизма, когда впитала в себя часть произведений писателей-романтиков. Однако и сам сюжет романтичен: разбойничий сюжет, любовь атамана, бунтарский характер песни. Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней вершину развития русской народной драмы и начало профессионального искусства. 57. Пьеса «Царь Максимилиан». Идейное содержание и художественные достоинства. Пьеса, как предполагают исследователи, сложена в конце 18 в. Это обосновывается рядом обстоятельств: содержащимися намеками на политические события того времени, исполнением ее матросами и солдатами, введение в пьесу стихотворений писателей 18 в. и особенностями языка. Пьеса, вероятно, сложилась в солдатской среде: в ней выводятся военные персонажи, отражается военный порядок и в речи военная фразеология (Здравия желаем). Также имеют место быть военные/походные песни. И первое исполнение произошло в военной среде 1818 г. Пьеса прошла длинные и сложный путь оформления. Ее структура отличается введением в текст разнородных литературных произведений (Державин «На взятие Варшавы», Пушкин «Гусар»). Это не случайные/механические вставки. Они служили для характеристики персонажей, создания определенного эмоционального тона и оценки поведения действующих лиц. Стихотворения и тексты переделывались, излагались другим языком, ритмы перестраивались, однако основная суть осталась прежней. «Царь Максимилиан» нередко контамировался с пьесами «Ирод» и «Лодка». Первая из них усиливала мотивы борьбы против деспотизма за правую веру, вторая – мотивы борьбы социальной (уход Адольфа в разбойники). Строение пьесы усложнялось: ослаблялась трагическая линия, развивались комические эпизоды. Сюжет: Скоморох объявляет прибытие царя. Является царь Максимилиан, который говорит, что он «не император русский и не король французский» и будет судить своего сына Адольфа. Пажи приносят его царские регалии, в которые он облачается. Приводят Адольфа и царь требует, чтобы тот поклонился «кумеристическим богам». Адольф отказывается. Три раза происходит объяснение отца с сыном и в итоге Адольфа заковывают в кандалы и уводят в темницу. К царю является римский посол и требует освободить Адольфа. Царь отказывается и исполинский рыцарь с угрозами уходит. Царь велит призвать древнего воина Анику на защиту города от невежи, который хочет город сжечь, рыцарей перебить, а царя взять в плен. Еще раз он спрашивает своего сына не одумался ли он, но Адольф не признает чужих богов. Царь гневается и посылает скорохода за палачом Брамбеусом. Сначала палач отказывается исполнить приказ, но царь настаивает и он срубает голову Адольфу, а затем пронзает себе грудь и падает замертво. Следует сцена с гробовщиком. Царь хвалит Анику за победу над Исполинским рыцарем, но тут приходит Смерть. Царь просит рыцарей защитить его, но те в страхе разбегаются. Царь просит три года/месяца/дня/часа, но Смерть отказывается и срубает его. Идейный смысл заключен в последней сцене (которая позже введена в другую пьесу «Аника и Смерть»): наказание жестокого и злого тирана Максимильяна. Трудно определить против какой политической ситуации направлена пьеса (скорее всего в ней отражены взаимоотношения Петра 1 и его сына Алексея). В революционную эпоху пьеса служила выражением революционных настроений народных масс. Ясный политический смысл пьесы мог усиливаться в связи с новыми социально-историческими ситуациями. Достоинства пьесы состоят в том, что это не только обличение тирании и деспотизма, но и возвеличивание смелого протеста Адольфа. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы