Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиционные формы и приемы народных лирических песен. Поэтический язык.
Поэтический язык. Для языка традиционных песен характерно то, что в его основе лежит живая разговорная речь народа. Отвечая основному идейно-тематическому и образному содержанию песен лексика носит бытовой характер; слова, выходящие за пределы бытовой тематики, встречаются в сравнительно небольшом числе. В лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Зато в лирических песнях очень широко используется символика, различные образы природы и животного мира часто употребляются не в прямом, а в переносном значении. Употребление образов природы в переносно-поэтическом смысле, выражение посредством этих образов всевозможных переживаний человека свойственно не только фольклорной лирике. Особенно часто различные предметы и явления природы в переносном значении употребляются в народной лирике, в поэтической образности которой еще достаточно сильны следы антропоморфизма. Хотя следует заметить, что эти образы в рассматриваемых песнях имеют уже не антропоморфическое, а условно-поэтическое, символическое значение. Традиционная лирическая песня оперирует значительным количеством самых разнообразных символов. Так, символом молодца в ней являются соловей, селезень или голубь. В качестве символов девушки в ней выступают белая лебедушка, серая утушка или сизая голубка. Еще шире, чем из мира животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов употребляются предметы и образы из мира растительного. Часто символом девушки в них являются калина, малина или сладкая вишня, а символом молодца — зеленый дуб, хмель или виноград. Однако чаще всего в традиционных лирических песнях различные растения являются символами не каких-то конкретных образов, а определенного их состояния, того или иного чувства или настроения. Так, например, хмель, виноград, калина и малина являются символами радости и веселья, а полынь, осина, рябина, туман и буйные ветры, наоборот, — символами горя, тоски и печали. Как правило, цветение любого растения в песнях означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его засыхание, увядание — печаль, горе, разлуку и т. д. Поэтический смысл употребления символов состоит в том, что они, не обогащая сколько-нибудь заметно конкретного содержания песни, помогают выразить это содержание в форме яркой образности, дают возможность глубже раскрыть те или иные чувства, придают песне большую эмоциональную выразительность. В традиционных лирических песнях, как, впрочем, и в былинах, широко употребляются такие поэтические средства, как эпитеты, метафоры и сравнения. Однако если в былинах все эти средства играют главным образом изобразительную роль, то в лирических песнях их функция — преимущественно выразительная. В лирической песне, например, можно встретить такие изобразительные эпитеты, как «зелёный сад», «чистое поле», «белая береза», «серая утица», «сизый голубь», «ясен сокол», «черные кудри», «русая коса» и т. П. Специфику поэтического стиля народных лирических песен составляет также широкое употребление в них обращений. Нередко в песнях можно встретить обращения к какому-нибудь конкретному лицу, например: «Ах ты, мать моя, матушка!», «Вы кумушки, голубушки!», «Молодка, молодка молодая!» и т. п. Чаще всего в лирических песнях мы находим не прямые, а так называемые риторические обращения. Песни нередко начинаются с обращения . не к людям, а к различным предметам и явлениям природы: к лесу, рябине, дубравушке, соловью, кукушке, солнцу, месяцу, заре, частым звездам, темной ноченьке и т. п. Например: «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные». Композиция традиционных лирических песен так же, как и их поэтический стиль, всецело обусловлена жанровой природой этих песен. Основное назначение композиции лирической песни в том, чтобы как можно полнее и глубже выражать ее идейно-эмоциональное содержание, правдивее и ярче передавать мысли и чувства лирического героя. Народная лирическая песня разработала множество композиционных средств, выполняющих эти функции. При рассмотрении построения традиционных лирических песен необходимо строго различать такие понятия, как композиционная форма и приемы, которыми эта форма создается. Исследование этого вопроса показало, что традиционные лирические песни в основном используют такие композиционные формы, как монолог, диалог и форму схемы «описательно-повествовательная часть плюс монолог или диалог». Песня-монолог является простейшей и, очевидно, самой древней композиционной формой. Она как нельзя лучше отвечает жанровой природе лирической песни, представляет собой самый естественный способ прямого, непосредственного выражения мыслей и чувств лирического героя. Вот пример песни-монолога. Сторона ль моя, сторонушка. Незнакомая здешняя! На тебе, моя сторонушка, Нету милого дружка. На тебе ль, моя сторонушка, Нету дpyra моего, Нету друга, нет подружки, Нету матушки родной. Нередко протяжные лирические песни строятся в форме диалога. Все содержание песни в таком случае выражается в виде разговора девушки со своим милым, жены с мужем, дочери с матерью и т. д. Чаще всего в этом диалоге один спрашивает, а другой отвечает. Принцип поэтического параллелизма в композиционной организации народных лирических песен был открыт и подробно описан А. Н. Веселовским. В основе поэтического параллелизма лежит психологический параллелизм — особый способ мышления, основанный на раннем анимистическом миросозерцании, когда живой и неживой миры в известной степени отождествлялись. Явления человеческой жизни в таком случае познаются в сопоставлении с различными явлениями природы. Принцип поэтического параллелизма был особенно продуктивным на самых ранних стадиях развития народной лирической песни. В дальнейшем поэтический параллелизм разрушается. Принцип устойчивой символико-реальной ассоциации в народном творчестве постепенно заменяется принципом свободной поэтической ассоциации, который, на наш взгляд, нашел свое наглядное выражение в приеме «цепочной связи картин». Сущность его заключается в том, что отдельные картины песен связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в обе рядом стоящие картины. В таком случае с последнего образа первой картины начинается вторая картина, с последнего образа второй картины начинается третья картина и т. д. Простейшим примером такого ассоциативно-цепочного построения является песня «Соловей мой, залетная пташечка». Как прием поэтического параллелизма, так и прием цепочного сцепления картин выражает основную закономерность в построении песни — наиболее важную часть ее содержания передавать в самом конце. С еще большей наглядностью эта закономерность в построении народных лирических песен проявляется в так называемом приеме «ступенчатого сужения образов», который был описан Б. М. Соколовым в статье «Экскурсы в область поэтики русского фольклора». Разъясняя сущность и функцию этого приема, Б. М. Соколов писал: «Под ним мы разумеем такое сочетание (внутреннее сцепление) образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания... Последний, наиболее «суженный» в своем объеме образ, как раз с точки зрения художественного задания песни, является наиболее важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется внимание». Долина, долина, да ты зеленая! По тебе, долина, — дорожка широкая, Дорожка широкая, реченька быстрая, Реченька быстрая, круты бережочки. На них желтые песочки; На желтеньких песочках Стоят три садочка, Как во первом во садочке Соловьюшек свищет; А во втором во садочке Кукушка кукует; А во третьем во садочке Мать с сыном гуляет. А затем следует диалог матери и сына, в котором и выражается основное содержание песни. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-11; Просмотров: 4178; Нарушение авторского права страницы