Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мусульманская правовая семья.⇐ ПредыдущаяСтр 55 из 55
Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на исламе. Оно является выражением исламской идеологии, ее основой и зафиксировано в шариате, представляющем совокупность обязательных к исполнению норм и предписаний. Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII-X в.в. и исходит их того, что право является не продуктом человеческого разума и социальных условий, а божественным установлением. Оно дано человеку богом раз и навсегда, поэтому оно не должно изменяться, а может только объясняться и толковаться. При этом надо учитывать, что мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, а не на правах. Основным источником мусульманского права являются религиозные тексты. Система источников лица права включает себя Коран, Сунну, Иджму, Кияс. Коран – священная книга мусульман, содержит высказывания Аллаха, данные Мухаммеду. Сунна представляет собой сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Иджма – нормы, сформулированные учеными-богословами, согласованное заключение знатоков ислама об обязанностях мусульман. Кияс – суждения исламских правоведов по аналогии. В мусульманском праве отсутствует деление на частное и публичное, однако существует определенная интеграция однородных норм в отрасли права. Все юридические значимые поступки подразделяются на обязательные, запрещаемые, порицаемые, рекомендуемые и безразличные. Мусульманское судоустройство обличается большей простотой. Единоличный судья (кади) рассматривает все категории дел. Иерархии судов не существует, отсутствует кассационная и надзорная инстанции. В настоящее время мусульманские суды в большинстве арабских государств продолжают играть большую роль наряду с судами общей юрисдикции. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права, прежде всего, романо-германского. В результате становления законодательства создается система европейского права. Таким образом, действуют как бы две независимые друг от друга системы права – мусульманская и светская. При этом в ряде государств (Турция и др.) практически вытеснены мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Сирия, Египет и др.) мусульманское право сохраняется в отдельных, преимущественно личных сферах общественных отношений. Но в ряде исламских государств (Иран, Пакистан, Ливия и др.) оно до сих пор является активно применяемой основой права. Мусульманское право относиться к числу догматических юридических систем, в основе развития которых лежит определенная социальная сверхзадача, идея, цель, достижению которой подчинены интересы всего общества. В качестве самостоятельной ценности в исламском мире право не рассматривалось. В этой связи неизбежно доминирует инструментальный подход к правовому регулированию, к закону. Индивид не признается свободным по отношению к государству и официально исповедует идеологию. Источники мусульманского права. Первым по значению источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман. Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, - речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и собранные впоследствии в одно произведение. Серьезное воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм, главным образом Пятикнижие (Тору), Талмуд. Близок к Корану и тесно связан с ним другой правовой источник - Сунна. Это сборник хадисов, преданий о жизни Мухаммеда, его поступках, образе мыслей. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX); среди хадисов немало таких, достоверность которых не вызывает сомнений. Сунна собственно юридических норм содержит мало, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет обобщающих принципов, а представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Следующий источник мусульманского права - иджма - общее решение авторитетных исламских правоведов. Еще один источник мусульманского права - кийяс. Обычное решение по аналогии, которое в западных правовых системах не считается самостоятельным источником права, а лишь гарантирует правовое регулирование. К числу правовых источников, возникших в более поздний период развития исламских государств, можно отнести закон (нормативный правовой акт), который сегодня в большинстве мусульманских стран играет весьма значительную роль в правовом регулировании. В законодательных актах содержатся правовые нормы, не только дополняющие, конкретизирующие положение первичных религиозно-правовых документов, но и идущие вразрез Корану, сунне, иджме (например, об ограничении брачного возраста совершеннолетием, о недопущении спекуляции, ссудно-кредитных операций в банках). Мусульманскому праву не свойственно известное деление на общее и частное право, как романо-германскому или на общее право и право справедливости как англосаксонской семье. Здесь выделяют комплексы юридических норм в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) - сунитскими и другими. Наличие различных ветвей в исламской доктрине обусловливает аналогичную дифференциацию и в праве. Другими словами, это объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Вместе с тем существует и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями, в частности указывают на такую отрасль, как «право личного статуса», регулирующую семейные отношения, наследственные и другие; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющий гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм - сфера государственного и административного права; международное право (сийар). Мусульманские судьи (кади) сыграли важную роль в процессе формирования правовой системы, особенно на этапах ее становления. Однако сейчас значение традиционных судов (кади) уходит в прошлое. Это объясняется развитием светской системы правосудия, заимствованной из континентальной Европы и США.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы