Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление китайской цивилизации



Об истории Древнего Китая нам известно, что по реке Хуанхэ жили земледельцы. Единый Китай образовался в 221 году до н. э. при династии Цин. В 214 году до н. э. китайцы начали строить Великую Китайскую стену (3000 км.) от набегов кочевников-гунов. Горы и пустыни на многие столетия отделили Китай от других народов, поэтому там образовалась своя цивилизация.

Все в Древнем Китае предписывалось сверху: в каких одеждах ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Аристократы – « те, кто ест мясо», а простолюдины должны обходиться без него по ритуалу, а не потому, что мяса не было. Существовал принцип: « Кто знатен – тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.

В деревне действовала круговая порука: за одного наказывали общину. А как община поступала с человеком – государство этого не касается, то есть для государства нет личности, а есть община, коллектив. Человек – не индивидуальность, а один за всех – все за одного. Вся эта система многие столетия обеспечивала стабильность в обществе и формировала достаточно ровные отношения власти и народа.

Один из мудрецов Древнего Китая Лао-Цзы высказал мысль о том, что «люди будут жить в гармонии с окружающим миром и тогда они выполнят свое предназначение». С тех пор идея сохранения гармонии с окружающим миром стала великой идеей сохранения всего человечества.

По теории английского историка Тойнби (1888-1975 гг.) в развитии нации большую роль играет интеллектуальная элита. Таким интеллектуалом в Древнем Китае был Кун Цю (Конфуций – по западному произношению), который родился 27 августа 551 г. до н. э. в городе Цюйфу в период « борющихся царств», когда Китай распался на множество царств. В те годы мудрецы предлагали различные способы регулирования государства и воспитания человека, ибо, по словам Конфуция, « в государстве, где царит хаос, люди не живут, если люди отвлекаются от обработки земли, бросают ремесла или уходят из страны, возникает смута и волнение». Конфуций предложил этическую систему: нужно сначала исправить людей, очистить их и вернуть к нормам поведения и государство войдет в равновесие. В основе поддержания гармонии лежит обычай «ли» – сыновья любовь и почитание старших. Основу его этики составлял «культ предков». Предки были образцами для подражания. Без вспоминания о них не начинали ни одного дня, так как предки жили по правилам и соблюдали этические нормы. За малейшие отступления от этих традиций следовало наказание - «фа» Социальным работникам в наши дни неплохо бы взять на вооружение принцип Конфуций поклонения предкам. 

Сохранились некоторые сведения о жизни и взглядах Конфуция. Так, отец Конфуция – видный военачальник Китая имел 9 дочерей и ни одного сына – наследника. Тогда он в 70 лет женится на 16 летней девушке Чжэнцзай из бедной семьи и она в дупле тутового дерева родила Кун Цю. Этот ребенок отличался большим весом, вмятиной на темени. Рос он быстрее сверстников, имел массивный лоб, очень длинные уши, у него была вздернута верхняя губа, его отличали белесые на выкате глаза. Вообще не красавец! В последствии он имел высокий рост и грузное тело. Учеба Конфуция началась с выполнения обычаев, ритуалов, поучений матери, изучения китайского фольклора, Уже с детства он изучал ритуал жертвоприношения, которым позднее овладел в совершенстве.

Конфуций женится в 19 лет, становится смотрителем хлебных амбаров, затем надзирателем царских стад. По своему характеру он не был дипломатом – прямодушен, честен, бесстрашен. Играя на лютне (старинном струнном щипковом музыкальном инструменте), он долго отрабатывал мелодию – приводил в единство внутренний опыт и технические умения.

В 30 лет Конфуцию были характерны следующие качества: «Безупречные манеры, неподдельная скромность и редкостное трудолюбие принесли ему необычную для человека его лет известность и авторитет даже среди высших придворных чинов».

Достигнув определенного положения, он открывает первую в Китае школу воспитания человеческих характеров. За все существование школы он обучил 2000 учеников, а 72 из них «прославились в мире». В школе его «не существует ни установленных часов для занятий, ни программ обучения, ни что-либо подобного экзаменам». Обучал словесности, благонравному поведению, преданности и доверию. Учитель он был мягок, но тверд, повелителен, но не жесток, исполнен достоинства, но располагал к себе. На досуге учитель был радушен и весел. Он ценил отдохновение от трудов, радости от приятельской беседы, музицирование и даже винную чарку. Конфуций считал, что простые жизненные ценности: самообладание, здравый смысл, любознательность, скромность – приводят к вершинам мудрости. Занятия словесностью, каллиграфией, живописью, музыкой с легкой руки Кун Цю стали почетными и приносящими славу. Конфуций определил стиль всей китайской цивилизации. Эта школа и по сей день представляет гармонию своеобразных небольших зданий.

Главная книга о Конфуции «Обсужденные речи». В наследии Конфуция нет темы, а есть вариации, анекдоты, афоризмы. Например, « Говорить нужно ровно столько, чтобы выразить смысл». В его наследии масса полезных советов по социальной работе и по качествам социального работника. Интересно, что он высказывал свои наблюдения по жизни мужчин (8 – летний цикл): в 8 месяцев – молочные зубы, в 8 лет он их теряет, в 16 – зрелость, в 64 – мужская сила оставляет его.

И по жизни женщин (7 – летний цикл): в 7 месяце – молочные зубы, в 7 лет их теряет, в 14 лет – зрелость, в 49 – перестает рожать.

А вот еще несколько советов социальному работнику:

– «оказывай помощь только тому, кто не умеет высказывать свои заветные думы…». В настоящее время у нас социальная помощь оказывается информационным методом выявления нуждающихся (соседи, официальные лица и т.д.), а также заявительным методом  (бабушка на свою пенсию поднимает внука – ей стыдно идти за помощью). Таких много и их нужно уметь выявлять;

– «Золотое правило Конфуция»: «Не пренебрегай повседневными делами»;

– « Соблюдай обычаи! », - советовал Конфуций. Но их нужно сначала изучить, создать, а потом воспитывать на этих обычаях других людей. На это уйдет много лет, поэтому с ними нужно ознакомить будущих социальных работников уже в образовательном учреждении;

– «Почтительность к родителям и уважение к старшим братьям – вот основа человечности в этой жизни! » Для китайца истина рождается не споре, а в семье. При этом Конфуций говорил: «Вся Поднебесная – одна семья»;

– на людях Кун Цю держится скромно, а в разговоре как бы с трудом подыскивал слова… «Точность выбора слов, жеста, поступка, действия всегда «ко времени» – вот что, по Конфуцию, делает человека учителем»;

– Учитель сказал: « Попробуйте стать хотя бы немного добрее и вы увидите, что уже не в состоянии будете совершать дурные поступки»;

– Учитель сказал: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека… Мудрый не теряет ни слова, ни человека;

– « Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот» И еще: « Человек, любящий подмечать недостатки других, рано или поздно попадет в беду; человека, который любит разоблачать промахи других подстерегает опасность»;

– Учитель сказал: « Добродетель никогда не останется в одиночестве. Она обязательно соберет вокруг себя людей»;

– Пожалуй, самой важной заслугой Конфуция была разработка различных ритуалов. Он говорил: «Ритуал – это главное условие человеческого общежития и, следовательно, лучшее средство воспитания в людях человечности». Якобы ритуал существует независимо от человека. Это закон природы, а в Законе главное – человеколюбие, гуманность, долг, преданность, искренность, сыновья почтительность, забота о младших и честность. В ритуале он открыл фундамент всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Ритуал, закон, правило – защита от глупых поступков;

– Сдержанность, и еще раз сдержанность – вот кредо Кун Цю.

– Конфуций говорил: «…Государство богато богатством его подданных и притом не допускает в народе чрезмерного имущественного неравенства, чреватого общественными потрясениями. Ему же приписывают слова: « Равное материальное положение равно вырождению нации, а разное материальное положение ведет к расцвету нации»;

– Материальные интересы людей способны определять ход истории. Сначала накормить людей, а потом обучить;

– Управлять – значит исправлять!;

Тот, кто причиняет хлопоты старшим, будет терпеть унижения. Тот, кто причиняет хлопоты друзьям, потеряет дружбу.

Эти и множество других высказываний Конфуция могут послужить социальным работникам для успеха в их деятельности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь