Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предметом социальной педагогики является воспитание людей с учетом влияния жизненной среды.



Попробуем проследить действие вышеуказанных закономерностей.

Появление социальной педагогики и социальной работы связано с давними традициями в общественной жизни. Так, идея добра и зла, стремление к добродетели встречаются в трудах Пифагора, Сократа, а М.Т. Цицерон в «Философских трактатах» утверждал, что делать добро – признак высшего совершенства. У древнекитайского философа Конфуция любовь к человеку, сострадание и гуманность обосновываются как самые важные качества человека. Эти педагогические идеи появились в недрах философии, когда такой науки как «педагогика» еще не существовало, хотя слово «педагогика» возникло из древнегреческих слов «папс» - дитя и «гогейн» - веду. Педагогом в Древней Греции называли грамотного раба, который водил сына рабовладельца в школу и присматривал за ним дома. Слово «школа» с тех времен обозначает скалу с вырубленными ступенями, по которым дидаскал (учитель) ведет своих учеников к свету и знаниям.

Появление педагогики как науки ученые связывают с выходом в свет книги чешского педагога и видного политического и религиозного деятеля Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632 г.). Педагогика тогда развивалась как теория и методика воспитания детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. С конца ХVIII в. внимание педагогов было обращено уже на воспитание юношей и девушек, а во второй половине ХIХ в. педагогика получает социальный заказ на работу с молодежью и людьми старших возрастных групп, на адаптацию и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не выполняющих норм поведения и законов общества.

В ХIХ веке начинается индустриализация, которая породила миграцию сельского населения в город, где оно оказалось неприспособленным к жизни в новых условиях, что вызвало всплеск преступности, аморального поведения и дала обществу тысячи беспризорных, бродяг, нищих из распавшихся семей. Традиционный воспитатель – церковь к тому времени утратила свои господствующие позиции в воспитании. Все это привело к созданию новой отрасли науки и практики – социальной педагогики.

Таким образом, теоретические истоки социальной педагогики и социальной работы исходят из многовековой практики воспитания детей, подростков, молодежи, из народной педагогики и этнопедагогики разных народов, а также из необходимости оказания социальной помощи нуждающимся людям.

Сам термин «социальная педагогика» был предложен «учителем немецких учителей» Адольфом Дистервегом в середине ХIХ века и означал работу учителей среди населения. В настоящее время социальная педагогика понимается как наука о воспитательном влиянии социальной среды [Семенов, В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути решения. /В.Д. Семенов.- Свердловск: 1991.- 87 с.].

Постепенно в недрах социальной педагогики появляется сначала адрогогика – педагогика взрослых, которая сосредоточила свое внимание на проблемах образования. Потом появляется  герогогика – педагогика старости. И только в конце Х1Х века сформировалась педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная - пенитенциарная педагогика. (Penitencia – лат. Покаяние)

Методологической основой социальной педагогики и социальной работы является философия воспитания, философская антропология и современные положения по человековедению. Под методологией мы понимаем систему методов познания и преобразования действительности.

Теоретической основой социальной педагогики и социальной работы являются цивилизованный и культурологический подходы к социально-педагогическим явлениям, которые позволяют исследовать проблемы оказания социальной помощи нуждающимся, образования и воспитания, возникающие в микросреде.

«В современных концепциях социальной работы все чаще встречается обращение к теоретическому заделу смежных наук, исследующих макровзаимодействия в обществе и их влияние на отдельного человека или малые группы» [Салустович, П., Григорьева, И. Социальная работа и развитие сообщества/П.Салустович, И.Григорьева.//Социальная работа в муниципальном образовании. Сборник текстов. Перевод с английского и немецкого языков. – Санкт-Петербург: 2006. – с.219. с.5].

Если раньше социальная работа формировалась на основах психологии, педагогики и медицины, то сейчас – учитываются проблемы менеджмента, экономики, программирования, планирования и т.д. Большое значение приобретает в раскрытии проблем социальной работы такая наука как социология.

В социальной педагогике и социальной работе реализуются следующие принципы:

1. Принцип природосообразности, который означает, что человек – это часть природы, а его развитие подчиняется всем ее закономерностям. Этот принцип рекомендует подходить к человеку как к меняющейся системе, предусматривает объединение биологического, психологического и социального подхода при его реализации. Принцип природосообразности направлен на формирование ответственности за дальнейшую судьбу планеты и человека, установки на здоровый образ жизни, навыков и умений выживания в экстремальных условиях.

2. Принцип культуросообразности. Этот принцип выдвинул               Адольф Дистервег. Он писал: « В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». Это означает необходимость приобщения человека к различным культурам этноса, общества: бытовой, физической, духовной, политической и т.д.

3. Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания человека сводится к единству трех человеческих ценностей:

а) ценность жизни или витальная ценность – это главное, без чего нет смысла говорить о социальной педагогике и социальной работе;

б) ценность существования или экзистенциальная ценность – наличие гарантий существования;

в) эссенциальная ценность – сводится к возможности реализовать творческий потенциал личности.

Личностью выполняются различные социальные роли. При этом единство и целостность личности определяется воспитательными возможностями разнообразных факторов социализации, которые делятся на регулируемые и нерегулируемые. Все они несут определенное воспитательное воздействие на личность. Личность пропускает эти воспитательные воздействия через себя, перерабатывает их и приводит к общему знаменателю, а от результатов этой переработки зависит вся жизнедеятельность человека.

4. Принцип гуманизма определяет ценность человека, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей. В этом принципе заложена установка на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

5. Принцип оптимизма отражает веру в то, что наши воспитательные и социальные воздействия дадут положительные результаты, и сделают человека законопослушным патриотом своей родины.

Изучение опыта социальной педагогики и социальной работы позволяет выделить из совокупности используемых методов как общие (исторический, системного анализа, сравнения, статистики и др.), так и более частные методы (опрос, наблюдение, анализ документов, индивидуальные методы (беседа, помощь, рекомендации, совет, контроль, исповедь и т.д.) и групповые методы (лекции, беседы, сеансы психотерапии, круглые столы, дискуссии, игры и т.д.).

Исторический метод позволяет проследить процесс возникновения, становления и развития благотворительности, процесс зарождения и развития профессиональной социальной педагогики и социальной работы.

Метод сравнения позволяет выделить объекты сравнения постановки благотворительности и образования в разных странах и на разных стадиях их развития. Например, роль государства, общественных организаций по решению проблем социального благополучия населения.

Методом системного анализа опыт социальной педагогики и социальной работы изучается как целостная система, которая включает в себя такие элементы как: объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели, принципы и методы, а также организационные формы социальной деятельности.

Методом статистики можно показать в количественном и качественном выражении динамику различных социальных явлений.

Наряду с общими методами изучения социальной педагогики и социальной работы применяются и частные методы в виде:

-международных, всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференций;

-коллоквиумов, семинаров, «круглых столов»;

-командировок, стажировок, работы и учебы в специальных учебных заведениях и социальных службах в российских регионах и в зарубежных странах;

-подготовки совместных учебников и учебных пособий, книг, брошюр, научных статей и т. д.;

-методы совершенствования знаний, навыков и умений по курсу «История социальной работы»: составление кроссвордов, лабиринтов, интеллектуальных карт, схем, таблиц, графиков, гистограмм и т.д.

Указанные методологические и методические аспекты очень важны для понимания значения опыта социальной педагогики и социальной работы, который накоплен в нашей стране и за рубежом. Этот опыт необходимо изучать, ибо его осмысление и адаптация к современным условиям поможет лучше выполнять свои функциональные обязанности социальному работнику, преподавателю и учителю образовательных учреждений.

Воспитание – вечная категория, имеет исторически обусловленный характер и представляет собой важнейшее общественное явление. Задачи воспитания не остаются одними и теми же в различные исторические периоды, так как для каждого периода нужен человек с соответствующими качествами и свойствами.

Чаще всего воспитание связывают с внешним воздействием на человека. При этом отмечается прямое воздействие воспитателя на воспитанника и косвенное воздействие, организуемое воспитателем.

 

 

 


Когда речь идет о воспитании личности или отдельных ее качеств, то нужно учитывать и внутренний процесс качественных изменений самой личности. При этом каждая привычка, усвоенное правило – это не внесенная извне добавка к тому, что уже было, не примерка, не пристройка над тем, что имелось, а переход в новое, более совершенное качество. Поэтому нельзя свести воспитание только к воздействию воспитателя на воспитанника, так как воспитание – двусторонний процесс, активное взаимодействие воспитателей и воспитанников. Он включает внутреннюю работу воспитуемых и организацию их деятельности воспитателем.

Воспитание – процесс длительный и непрерывный, начинается он от рождения и продолжается всю жизнь. При этом, если нет положительного влияния на личность, то тут же возникают отрицательные влияния. Воспитатель выступает в роли организатора и руководителя воспитательного процесса и является субъектом воспитания. Воспитуемые же являются и объектом, и субъектом воспитания. Это значит, что человека не только воспитывают, но и он сам себя воспитывает. Опираясь на внутренние процессы личности, на особенности эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, можно сформулировать закономерность: чем значительнее влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат, другими словами, самовоспитание идет эффективнее при хорошем воспитании.

Итак, воспитание – основная категория педагогики, которая отличается многозначностью. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность социальных педагогов и социальных работников, учителей, родителей и других воспитателей, как процесс, который отражает движение, динамику и качества личности, как систему воздействий и, наконец, как взаимодействие различных факторов, условий, методов и способов, которые влияют на социализацию личности.

В российской педагогике воспитание рассматривается с нескольких позиций:

- воспитание в самом узком педагогическом смысле – решение конкретных воспитательных задач, например, усвоение правил поведения в каком-либо микросоциуме, выработка положительных привычек и устранение отрицательных;

- воспитание в узком педагогическом смысле – формирование у людей определенных качеств, убеждений и взглядов;

- воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и организованное воспитание в системе образовательных учреждений;

- воспитание в самом широком смысле, включая воздействие на человека в целом, то есть социализация.

Так вот, социальная педагогика решает свои проблемы в самом узком, узком и широком педагогических смыслах, то есть она учитывает многообразие всех средовых влияний на человека.

Если понимать воспитание как процесс социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, то воспитательное воздействие среды может быть стихийным и целенаправленным. Воспитание в процессе социализации отличается осмысленностью и наличием осознанной цели. В социальном воспитании сочетаются как управляемые (целенаправленные) воздействия, так и неуправляемые (действующие спонтанно, стихийно). Общество крайне заинтересовано в том, чтобы уменьшить, нейтрализовать негативные стороны неуправляемых влияний и организовать положительное воздействие с помощью создания образовательных учреждений, подготовки кадров воспитателей, социальных педагогов и социальных работников, использования богатого арсенала воспитательных средств и приемов воспитания.

Интересно, что в примитивных обществах не было специального периода подготовки человека к жизни. Тогда социализация и воспитание были слиты, едины. При рабовладельческом и частично при феодальном обществе воспитание отделяется от социализации, так как начали готовить детей к жизни в социуме. На определенном этапе появляется необходимость в специальном образовании молодых людей, которые они получали в специальных учреждениях. Тогда воспитание становится функцией общества и государства. Эта функция сохраняется и до наших дней. Как мы видим, социальная педагогика имеет свою историю, свой предмет, методологические и теоретические основы, но фактически эта наука давно получила широкое практическое распространение как социальная работа.

Истоки социального воспитания некоторые ученые находят в жизни животных и насекомых, живущих в своих социумах (Летурно, Эспинас и др.). Само воспитание рассматривается при этом как биологическое, а не как сознательное явление (в стае волков, в муравейнике, в пчелиных семьях). Ряд ученых происхождение воспитания связывает только с бессознательным подражанием детей взрослым (Монро и др.). Явление подражания, естественно, присутствует в воспитании, однако потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям – более сложное явление и появилось она при образовании человеческого социума.

 Как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с процесса изготовления орудий труда и учебы детей ими пользоваться. Это происходит еще в дородовой общине, когда дети были общими (только мама знала от кого у нее ребенок), а воспитание - примитивным. Первыми учителями детей были старики, которые не только передавали свой опыт, но и организовывали их совместную деятельность

При родовой общине произошло разделение труда, появились скотоводы, земледельцы и ремесленники. В этот период начинается раздельное воспитание мальчиков и девочек, что приводит к усложнению процесса воспитания. Постепенно община становиться самоуправляемой. В ней действует военная организация, появляются органы управления общиной. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде на основе сказаний, песен, культов и ритуалов.

Видное место на этом этапе развития социального воспитания занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыбную ловлю, уборку урожая и т.д. Появляются различные обряды, например, обряд совершеннолетия ( инициации ) – перевод юношей и девушек в класс мужчин и женщин. Этот обряд у многих народов сохранился до наших дней в виде крещения детей, обрезания в иудаизме и исламе. Следует заметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства первобытных племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.

Появление частной собственности, рабства, моногамной семьи привело к разложению первобытнообщинного строя. Прогрессивным явлением стал брачный союз мужчины и женщины. В этот период в племени выделяются вожди и жрецы, которые стали управлять социальным воспитанием детей и взрослых. К этому времени относится разделение физического и умственного труда.

Впервые зачатки образования в специальных школах, как части социального воспитания детей, появились в странах Древнего Востока и Америке (2, 5 тысячи лет назад). Наибольшее распространение получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Писцы также работали в судах: составляли договора, завещания, деловые контракты и т.д. Военные школы готовили будущих военачальников.

Для учащихся создавали специальные условия обучения. Так, в Древней Мексике учащиеся освобождались от физического труда, учились в особых помещениях. Обучение происходило письму, астрономии, геометрии и другим наукам. В результате выпускники школ, получив сумму знаний, навыков и умений, отделялись от других людей, становились знатью.

Изучая истоки и пути развития социальной педагогики, можно сделать вывод о том, что эта наука создала основу появления и официального утверждения профессии социального работника и новой научной отрасли – социальная работа.


Социальная работа (по М.В. Фирсову) – это профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам и общинам людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, к созданию благоприятных условий для адаптации, развития и творчества людей в социуме.

Если проанализировать появление социальной работы с исторических позиций, то мы видим, что она выросла из филантропической (благотворительной) и меценатской деятельности религиозных, общественных, предпринимательских организаций (монашеские братства, Армия спасения, женские союзы и т.д.) и деятельности образовательных организаций. Социальная работа изначально была направлена на помощь детям: бедным, больным, бездомным, инвалидам, безнадзорным, беспризорным и сиротам и т.д.

Во всем мире складывается государственная система социальной работы: семейное и детское благополучие, психиатрическая, медицинская, школьная. Позднее к ним добавляется профессиональная, городская, сельская, геронтологическая, полицейская, судебная и др. социальные службы.

Теперь немного о личности и функциях социального педагога и социального работника.

Социальный педагог - профессионально подготовленный специалист для работы в социуме: семье, семейно-соседской общине, в сельской общине, на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или в интернате для престарелых, в исправительном учреждении и т.д. С детьми и подростками социальный педагог работает в основном в государственных учреждениях. Всех педагогов можно считать социальными работниками, но не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми людьми, юристы и сотрудники МВД - не педагоги, но и они должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.

Социальный работник обслуживает людей от детского до преклонного возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

Социальный педагог и социальный работник выполняют следующие задачи:

- поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие собственных сил, на использование имеющихся у них резервов;

- предлагают помощь, организуют ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;

- представляют интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии этого сделать;

- участвуют в предупреждении, смягчении или ликвидации чрезвычайной ситуации;

- вызывают сочувствие и активизирует людей на оказание помощи нуждающимся;

- информируют органы власти о негативных условиях жизни и воздействуют на них с целью социальной защиты семьи и детей.

Функции, выполняемые социальным педагогом и социальным работником:

1) воспитательная, которая выражается в организованном и целеустремленном воздействии различных социальных институтов на поведение и деятельность клиентов, в том числе на состояние дисциплины и правопорядка, на использование средств и возможностей социума по организации патриотического, нравственного, физического, эстетического, экологического, экономического воспитания;

2) организаторская, которая выражается в организации различных видов деятельности, досуга, в помощи в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации людей, в координации деятельности союзов, обществ, объединений, в организации взаимодействия клиентов с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, в организации волонтерского (добровольных помощников) движения при работе с промышленными, сельскохозяйственными, религиозными и другими организациями, а также при оказании добровольной помощи при пожарах, землетрясениях, при террористических актах и других массовых беспорядках. Таким образом, обеспечивается консолидация всех сил и возможностей общества для помощи конкретному человеку и обществу в целом;

3) прогностическая, моделирующая, которая заключается в теоретическом изучении динамики социальной среды, в анализе и описании явлений и процессов с целью улучшения социально-педагогического влияния на клиентов и население, в координационной работе по совместному планированию, прогнозированию социального развития макро-, мезо-, микросоциума, в создании моделей благоприятных условий для развития личности и социальной среды;

4) предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая, которая заключается в оказании социально-правовой, юридической и психологической помощи по предупреждению и преодолению негативных влияний среды, в организации социотерапевтической помощи нуждающимся и патронажной помощи в экстремальных условиях;

5) коммуникативная, которая способствует включению волонтеров, самого населения микрорайонов в социальную работу, в совместный труд и отдых, в деловые и личностные контакты, обеспечивает взаимодействие между социальными институтами, а также снабжает жизненно важной информацией население;

6) охранно-защитная функция, которая использует весь арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.

В результате реализации выше обозначенных функций социальному педагогу и социальному работнику приходится выполнять ряд социальных ролей:

- являясь наставниками в системе “личность - семья - группа - социум”, они формируют образовательные, воспитательные, нравственные, физические, эстетические и другие отношения между людьми, которые являются (по А. С. Макаренко) истинными объектами педагогической деятельности, готовит добровольных помощников в социуме (спорт, искусство, досуг, кружки и т.д.);

- как посредники социальный педагог и социальный работник осуществляют связь населения со средой, развивают полезные инициативы, творческие начинания, различные виды взаимо- и самопомощи людей, помогают специалистам ряда профессий (юристам, педагогам, медикам и т.д.) выполнять их функции;

- как консультанты они информируют о возможностях человека помочь самому себе преодолеть склонность к дурным привычкам всех видов, консультируют руководство предприятий и учреждений по педагогическим и социальным проблемам, о путях и способах ликвидации отрицательных условий, которые влияют на быт, здоровье и настроение людей;

- как руководители индивидуального патронажа социальный педагог и социальный работник не только знакомят, но и отрабатывают с людьми профилактически-оздоровительные приемы поддержания бодрого настроения, работоспособности и ликвидации умственных и физических перегрузок и переутомлений;

- как неформальные лидеры - оказывают воздействие на руководителей предприятий и организаций, общественных союзов и фондов с целью повышения материального и духовного обслуживания и социальной защиты людей;

- как социальные психологи – они открыты, доступны для общения с людьми, которые испытывают угрызения совести, неполадки с близкими. Они должны быть готовыми к беседе со всеми, кто ждет душевного участия и сочувствия, кто желает выговориться перед авторитетным и знающим человеком;

- социальный педагог и социальный работник играют роль адвоката и защитника интересов, законных прав семьи и детей, чтобы восстановить социальную справедливость;

- как конфликтологи - помогают предвосхитить появление деструктивных конфликтов, а в случае их возникновения влияют на положительное их протекание, выступают в роли “третейского судьи” в сложных житейских ситуациях;

- как эксперты - ставят социальный диагноз развития микросоциума, определяют методы компетентного вмешательства в жизнь и деятельность клиентов, участвуют в решении сложных воспитательных и социальных проблем;

- как аниматоры - способствуют восстановлению взаимовыгодных отношений между людьми в семье, группах и коллективах;

- как руководители педагогического консилиума - организуют совместную работу опытных специалистов в области юриспруденции, психологии, медицины, представителей микросоциума для диагностики проблем личности, общности и составляют рекомендации по работе с группами социального риска.

А теперь остановимся на характеристике основных категорий социальной педагогики и социальной работы.

Начнем с понятий общей педагогики. Так, есть несколько определений личности.

1. Под личностью понимают конкретного человека, представителя определенного общества, класса, коллектива, занимающегося какой-либо деятельностью и наделенного своими индивидуальными особенностями.

2. Интересную и короткую характеристику дает К. К. Платонов: “Личность - это человек как носитель сознания”. Как мы уже говорили, предметом педагогики является воспитание людей. Что же такое воспитание? Воспитание - организованный, целенаправленный процесс воздействия на личность, чтобы получить высокие социальные качества. Воспитание - вечная категория и присуща обществу с момента его возникновения, т.к. обеспечивает преемственную связь между поколениями. Воспитание носит исторический характер. Почти 300 лет назад И. Кант говорил о воспитании как обучении и формировании нравственности, то есть уже тогда обучение понималось как часть воспитания.

Теперь рассмотрим термин “формирование”. Под “формированием” личности понимается не только организованное и целенаправленное воспитательное воздействие, которое осуществляется в образовательных учреждениях, но и влияние объективных и субъективных факторов, организованных и стихийных влияний окружающей природной и социальной среды.

Одним из важнейших понятий общей педагогики является обучение.

Обучение - организованный и целенаправленный процесс познавательной деятельности, охватывающий совместную работу обучающих и обучаемых по овладению системой знаний, навыков и умений и формирование социально значимых качеств.

В теории и практике воспитания и обучения часто используется такая категория педагогики, как развитие. Развитие - это изменение, представляющее собой переход от простого к сложному, от низшего к высшему, это процесс, в котором накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям личности. Развитие противоположно распаду, регрессу, деградации, которое приводит к частичной или полной потере социальных качеств и, как следствие, к девиантному и преступному поведению личности.

На определенной ступени общественного развития составной частью воспитания становится образование. Так, этот термин отсутствовал в официальных документах России до половины XVIII в. и был введен на Западе швейцарским педагогом Г. Песталоцци, а в России Н. И. Новиковым и означал формирование образа человека. В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений. Образование предполагает определенный уровень подготовленности человека к той или иной области деятельности.

В Законе РФ “Об образовании” говорится, что “под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства... при котором гражданин достиг определенного государством образовательного ценза”.

Теперь перейдем к характеристике понятий социальной педагогики и социальной работы.

Социальное воспитание – процесс единства организованного и стихийного воздействия на личность с целью успешной социализации.

Социум - социальная среда, широкое человеческое окружение, которое влияет на личность в процессе ее жизнедеятельности.

Микросоциум - ближайшее человеческое окружение: семья, группа, коллектив, школа, свободное общение по месту жительства.

Социализация - усвоение человеком под влиянием создаваемых условий и стихийных воздействий ценностей, норм и образцов поведения, присущих данному обществу и воспроизводство им социальных связей и опыта. Это адаптация и интеграция человека в общество с целью саморазвития и самореализации.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде и результат этого процесса.

Социальная реабилитация - восстановление утраченных или ранее не востребованных социально значимых качеств личности.

Асоциальное поведение - характеризуется совершением действий, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Дезадаптированность - состояние, которому характерно отсутствие или утрата социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В научной литературе последних лет появился термин “проблемное” или “девиантное” (отклоняющееся) поведение. Это касается таких аспектов, как психическое здоровье, право, культура и мораль. Девиантное поведение - система поступков и отдельные поступки, противоречащие правовым нормам, игнорирующие законы и права других людей. Девиантное поведение и деятельность нуждаются в предупредительной, профилактической, правовой, моральной, психолого-педагогической работе с людьми, а при необходимости и в коррекции поведения и деятельности.

Когда человек совершает проступки, незначительные для общества, они называются правонарушениями и влекут административную ответственность, а когда они серьезны и наказываются в уголовном порядке - это уже преступления.

Деликвентное ( от лат.delicti – преступное) поведение требует оценки и деятельного вмешательства воспитателей, социальных работников, юристов и общественных деятелей, чтобы это поведение не переросло в преступление.

Безнадзорность – отсутствие (или недостаточность) контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей, заменяющих их лиц, а также в безразличии родителей и воспитателей к детям.

Беспризорность - отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.

Социальная работа в научной литературе характеризуется оказанием следующих видов социальной помощи:

1. Постоянное попечение (покровительство, забота) – престарелые, инвалиды.

2. Срочное попечение (определенный срок – дети, сироты).

3. Временное попечение (временно попали в крайнюю нужду, безработные, утратившие трудоспособность).

4. Трудовая помощь (трудоустройство, обучение и переобучение – инвалиды, военнослужащие и т.д.).

5. Социально-психологическая реабилитация, адаптация и ресоциализация в различных образовательных, медицинских, пенитенциарных учреждениях.

6. Социокультурная анимация (организация культурного досуга).

В культуре каждого общества складывались определенные представления о природе и возможностях человека. При этом каждая культура имеет несколько альтернативных и взаимодополняющих образов человека, исходя из природно-климатических, экономических и социальных условий. Так, по христианскому учению каждый новорожденный несет на себе первородный грех и спасти его можно только беспощадным подавлением воли, подчинением родителям и духовным пастырям. Этих же взглядов придерживались и педагоги И. Гербарт, Н. И. Пирогов и другие.

Социально-педагогический детерминизм провозглашает, что ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу и представляет собой «чистую доску» (tabula rasa), на которой общество или воспитатель могут написать все, что угодно, целенаправленно обучая и воспитывая личность. Таких взглядов придерживались Джон Локк, К. А. Гельвеций и другие.

Природный детерминизм утверждает, что все возможности и характер человека предопределены еще до рождения и изменить что-то существенным образом нельзя. З. Фрейд и последователи генной теории итальянский криминалист Ч. Ламброзо и немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер считали: преступником человек рождается и это можно заранее узнать, анализируя форму носа, ушей. Освободиться от таких людей можно путем ссылки или стерилизации.

В соответствии с утопически-гуманистическими взглядами ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества, поэтому детей нельзя пеленать, воспитывать их нужно на лоне природы, вдали от общества, дав им возможность самим определить, чем они хотят заниматься, лишь незаметно наблюдая на ними, поправляя, давая советы по поведению (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, прагматики и экзистенциалисты). Главная их идея – саморазвитие личности и невмешательство социальной среды.

В настоящее время действительность предъявляет к человеку особые требования, которые обусловлены переломным этапом развития российского государства, ставит его в ситуацию личной ответственности за успешность своего жизненного пути и за судьбу общества и планеты. Ответственность личности – эталон человека в современном обществе.

Процесс социализации в нашем обществе развивается противоречиво. Уходят в историю прежние социальные отношения, а приобретенные взгляды, убеждения, знания, навыки и умения нескольких поколений людей оказываются невостребованными. От личности требуются совершенно иные качества, однако социальная наука пока еще не выработала своих рекомендаций по этому поводу. Сейчас можно сказать, что процесс социализации происходит через усвоение общественного опыта в виде социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролевых функций и реализацию черт и качеств индивидуально каждой личности. Это связано с овладением профессиональным мастерством, приобретением материальной независимости, с принятием на себя ответственности за себя и близких, с достижением гражданской и экономической самостоятельности и т.д.

Как мы уже говорили, сущность социализации состоит в формировании человека как члена конкретного общества. В теории принято процесс социализации делить на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Это условное деление. Более продуктивно деление по возрастным этапам:

- младенчество (от рождения до года);

- младший дошкольный возраст (1 – 3 года);

- дошкольный (3 – 6 лет);

- младший школьный (6 – 11 лет);

- подростковый (11 – 14 лет);

- ранний юношеский (15 – 17 лет);

- юношеский (18 – 23 года);

- молодость (23 – 33 года);

- зрелость (34 – 50 лет);

- пожилой (50 – 65 лет);

- старческий (65 –80 лет);

- долгожительство – более 80 лет.

Каждый возраст решает свои жизненные задачи, а именно:

– естественно-культурные – достижение физического и сексуального развития, что зависит от пола, эталонов женственности и мужественности;

– социально-культурные – познавательные, морально-нравственные, ценностные, правовые и т.д. Эти задачи могут быть поданы обществом в вербализированном виде (нравоучений, законов и правил) и из общественной практики. При этом то или иное требование может не осознаваться человеком, или только частично, а то и просто искаженно и тогда человек идет на преступление;

– социально-психологические – становление самосознания, самоопределение личности, самоутверждение и самореализация.

Таким образом, человек – это объект и субъект самореализации. Но человек может быть и жертвой самореализации, например, конформист, который адаптировался в обществе и не может противостоять ему, а с другой стороны, жертвой может быть и неадаптированный человек – правонарушитель, девиант и т.д.

Социализация личности зависит от бесконечного ряда обстоятельств, которые мы рассмотрим как три фактора социализации [см. 32 ].

I. Макрофакторы социализации (космос, планета, мир, страна, общество, государство). Эти глобальные факторы еще недавно не учитывались в воспитании, хотя наша жизнь зависит от экологических, демографических, военно-политических условий. Так, развитие транспорта, средств коммуникации как бы уменьшило планету и раздвинуло границы познания. Космос стал нам ближе не только с помощью экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, но и как непознанная наукой реальность.

Страна - понятие географическое, учитывающее природно-климатические условия. Так, жаркий климат парализует энергию людей, а холодный - требует больших затрат средств и энергии. Леса, топи и болота Великороссии приносили поселенцу массу опасностей. “Это приучило великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями” - писал В. О. Ключевский.

Общество - понятие политико-социологическое. В нем складываются социальные отношения между людьми, экономические, культурные, государственные и другие условия, которые определяют жизнедеятельность людей. Например, экономические возможности определяют стиль жизни стариков и детей.

В науке рассматривается вертикальная социальная мобильность, когда люди имеют возможность переходить из одного социально-профессионального слоя в другие - более высокие по статусу. В этом плане общество условно делят на ряд социальных слоев (страт): “старая” и “новая” номенклатура; “старые” и ”новые” русские и связанные с ними криминальные элементы; ИТР и квалифицированные рабочие и фермеры; торговые работники; масса средних чиновников управления; интеллигенция - врачи, юристы, учителя, работники культуры и науки; неквалифицированные работники в промышленности и сельском хозяйстве; военнослужащие и работники МВД; студенчество; пенсионеры и инвалиды; маргиналы - люди нигде не работающие и не желающие трудиться (маргинал - переходный тип жителя деревня-город, молодежь); организованная преступность и т.д. Каждая страта имеет свои жизненные ценности, стиль жизни.

Для России в настоящее время характерно появление среднего класса, который оказывает стабилизирующее влияние на общество. Эти люди ценят труд как сферу самореализации, а собственность как средство самоуважения.

В большинстве стран, в том числе и в России, есть слой - люмпены, отчужденные от труда и собственности. Свое положение они наследуют из поколения в поколение и сделали источником самоуважения.

В российском обществе в настоящее время идет ожесточенная борьба различных противоречивых идейных и нравственных систем: ортодоксальные (коммунистические), реформаторские, либерально-демократические, монархические, националистические, аморальные, например, сатанинские, конфессиональные - от Христа и до Будды.

Многие не могут разобраться в этих движениях и системах, жизнь для них теряет смысл, отсюда рост преступности, вандализма, наркомании, алкоголизма, самоубийств.

Государство - понятие политико-юридическое. В нем есть правительственный аппарат, административные, финансовые, судебные и другие органы. Государство держится на власти. Для поддержания своей власти государство создает воспитательные институты, которые определяют задачи, содержание воспитания людей. Можно сказать, что каково государство, таково и воспитание.

II. Мезофакторы социализации.

Есть такое понятие - “этнопедагогика” как совокупность сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушках какого-то народа. Под этносом понимается историческая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, осознанием своего единства и отличия от других образований. Этнос - национальная принадлежность человека, в которой выделяются особенности труда, традиций, в представлениях удобства быта и уюта, в способах развлечений, в понимании доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Этнические особенности весьма разнообразны. Так, в Азии с благодатным климатом поощряется высокая рождаемость, которая в 2 раза выше, чем в России, и в 3 раза - чем в Прибалтике. А вот у грузинских горцев, живущих в суровых условиях, плодовитость женщин порицается. Непредсказуемость русской природы породила стремление к чрезмерному кратковременному напряжению в труде летом (успеть вырастить и убрать урожай) и к продолжительному осеннему и зимнему безделью. Нам, русским, трудно привыкнуть к немецкой размеренности, плановости (наши планы, как правило, не выполняются) и умеренности в труде. Однако та же пунктуальность немцев не очень значима в Испании и Латинской Америке.

Можно отметить зависимость физического развития от пищи на примере Японии. После Второй мировой войны началось стремительное экономическое развитие и американизация образа жизни японцев, изменился рацион питания и, как следствие, молодые поколения значительно опережают старые по показателям роста и веса.

За столетия и даже тысячелетия этнос приобретает специфичный духовный, умственный склад - менталитет, который зависит, в первую очередь, от усвоения родного языка и влияет на развитие мышления и ценности личности. Это выражается в отношении молодежи к старшим, в стиле общения и даже пространственной дистанции между партнерами:

- при различных мероприятиях расстояние между людьми составляет примерно 3, 5 м и более;

- социальное расстояние людей, занятых совместным делом, равно 120-360 см.

- приятели и друзья общаются в пределах 45-120 см;

- интимная дистанция общения (влюбленные, супруги, дети и родители) составляет не более 5 см.

Все эти дистанции имеют явно национальное различие. Так, общение русских ориентировано на более близкий контакт между партнерами, чем общение американцев. Проявляется это при приветствиях, рукопожатиях, поклонах и т.д.

Менталитет также отражает сравнение и оценку других этносов, которая, как правило, не бывает объективной. Уже в детстве мы завышаем образ своего этноса и негативно оцениваем образ других этносов, считая свою группу эталоном. Это приводит к убежденности в превосходстве своего этноса.

Для мезофактора характерно деление страны на регионы. Они могут быть небольшими, например, ряд районов Италии, Германии, и очень обширными - Урал, Сибирь, Средний Запад в США. Регионы отличаются природно-климатическими условиями, экономикой, культурными особенностями, речью (оканье волгарей), диалектом, обычаями и традициями, жилищами и даже поверьями. Так, в одном департаменте Франции считают, что преступники рождаются в среду - проверили в какой день недели родились заключенные местной тюрьмы. И с тех пор во всех грехах обвиняют детей и взрослых, которым “посчастливилось” родиться в среду.

К мезофакторам относится и тип поселения. Значительная часть населения РФ (26%) живет в сельской местности. Село весьма различно - небольшие деревеньки на Севере и Нечерноземье и большие станицы на Ставрополье и Кубани. Важно также - далеко ли село от города.

При всем различии деревни имеют много общего: малая плотность населения, незначительность видов трудовой и досуговой деятельности, слабо работают культурные и обслуживающие учреждения. Жизнь отличается размеренным, неторопливым ритмом, хорошо развитым социальным контролем. Ей характерны родственные и соседские связи, “открытость” общения, влияние городских стандартов, миграция и т.д.

Для города характерна концентрация большого числа людей и высокая плотность населения, разнообразие человеческой деятельности, высокая мобильность. Различают города-гиганты, большие, средние и малые города, промышленные центры, порты, курорты и т.д.

Малые города тесно связаны с деревней, в семьях много детей, там меньше конфликтов и т.д. В средних и крупных городах сосредоточиваются материальные, духовные ценности. Для общения характерна анонимность, деловитость, кратковременность, слабый социальный контроль, велика мобильность и информированность горожанина. Городской житель более контактный, участвует в различных организациях, играет разные роли. Город - сосредоточение криминальных структур и групп, людей девиантного поведения. В городе реализуется противоречие между историческим центром и “спальными” микрорайонами. Трудности жизни в городе связаны с шумом, загрязненностью, различными излучениями. Кроме того, город - сосредоточение социальных взрывов.

Одна из составляющих мезофактора  -  средства массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение, видео, компьютерные системы, космическая связь и т.д.). Средства массовой коммуникации имеют планетарный характер, массовую аудиторию, но они несут противоречивую, несистематизированную информацию, составляют неформальное образование, которое отличается от школьного обучения. Они выполняют релаксационную функцию, которая может отвлечь от неприятностей, заглушить эмоциональную неудовлетворенность.

Средства массовой коммуникации выполняют нормативную функцию, т.к. они показывают различные нормы и стандарты жизни и поведения, как положительные, так и отрицательные - порнофильмы, сексуальные действия и даже криминальный опыт.

III. Микрофакторы социализации.

К микрофакторам в первую очередь относится семья - основанная на браке или кровном родстве группа, где люди связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Семью определяют следующие параметры: социально-культурный (образование), социально-экономический (имущество и занятость трудом), технико-гигиенический (условия проживания, гигиенические условия), демографические (большая, нуклеарная, полная, мало- или многодетная). Стиль семейной социализации зависит от национальности, культуры, от отношений (авторитарные, демократические, либеральные). Авторитет родительской власти уже не срабатывает. Дети сейчас более образованнее, чем родители, больше находятся вне семьи.

Механизмы социализации в семье: 1) в части семей родители добиваются эмоциональной близости, понимания и сочувствия; 2) в других семьях идет обучение полезным знаниям, навыкам и умениям; 3) в ряде семей налаживается тотальный контроль не только за поведением, но и за мыслями и желаниями ребенка; 4) детей в семье часто “лепят” по своим представлениям, и если они сопротивляются, то наказывают, беспощадно бьют. Хорошо или плохо, но все эти семьи все-таки воспитывают своих детей. Но есть дети в семье, а фактически они безнадзорны и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде. По статистике, до 25% семей вообще не в состоянии воспитывать детей, а в 15% - формируют правонарушителей. Так что школьные учителя, социальные работники, юристы, работники МВД никогда не останутся без работы. Часть семей имеет признаки наследственной дегенерации, которая выражается в дебильности, эмоциональной тупости детей.

В XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. Из 2 тыс. их наследников было 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. В России статистики такого рода не существует, хотя все знают, что число детских садов, приютов, школ, интернатов для больных детей и сирот постоянно растет.

Семья выполняет такие функции:

1) физически и эмоционально развивает человека, особенно в младенчестве и старости;

2) формирует психопатического пола ребенка в первые три года жизни;

3) осуществляет умственное развитие ребенка;

4) в семье овладевают социальными нормами;

5) формирует ценностные ориентации, планы и пути их реализации;

6) оказывает социально-психопатическую помощь.

Группы сверстников и субкультура.

Группы сверстников - объединения людей с ценностно-психопатической совместимостью. Они могут быть и разновозрастными. Значение группы стабильно растет от раннего детства к юности, но потом снижается, хотя не исчезает в старости полностью. Группы сверстников делятся: по юридическому статусу; принадлежности (школьный класс, секция, клуб); стабильности; месту функционирования (дворовые, по учреждениям); ценностной направленности (социально положительные и асоциальные). Жизнь и поведение групп сверстников определяется субкультурой - автономное от основной культуры образование, которое определяет систему ценностей, поведенческих образцов, стиль жизни и мышление. Можно говорить о субкультуре крестьянства, интеллигенции, военнослужащих, юристов, геологов и т.д. Всякая субкультура включает в себя элементы жаргона, эстетических пристрастий в одежде, внешнем виде, в половом поведении, во взаимоотношениях и т.д.

Микросоциум - ближайшее социальное окружение человека. Границы микросоциума весьма расплывчаты: село, поселок, в городе - микрорайон. Влияние микросоциума определяется наличием и качеством работы образовательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, библиотек и т.д., а также составом жителей, их этнической принадлежностью, профессиональным составом, преобладанием женщин или мужчин, наличием определенного морально-психологического климата (просоциальный, асоциальный и антисоциальный стиль жизни).

Институты воспитания - специально созданные обществом организации для развития людей и их профессиональной подготовки. Это детские сады, школы, лицеи, гимназии, колледжи, вузы. Сюда же относятся: детские и юношеские организации, клубы, организации опеки и попечительства детей, учреждения для людей с психо-соматическими, социальными отклонениями и дефектами, профилактические заведения для перевоспитания и реабилитации.

Воспитанием в какой-то степени занимаются партии, профсоюзы, различные объединения по интересам и месту жительства, различные педагогические, спортивно-культурные комплексы, учреждения призрения и реабилитации.

Все эти институты влияют на своих членов как целенаправленно, так и стихийно - путем неконтролируемого общения. Так, в школе и других учебных заведениях люди получают часто непрактические знания, а в жизни - реальный опыт.

После семьи, как важнейшего фактора социализации человека, заметное место занимает религия. В России представлены все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм. В стране функционируют 1800 религиозных общин (1990 г.) и более 30% взрослого населения считают себя верующими. Влияние всех конфессий стало возрастать, верующим возвращают культовые здания, строятся новые храмы. Среди молодежи растет религиозность. Это заметно по числу крещений, венчаний, по участию в различных обрядах, молодые люди охотно идут в воскресные школы, а в школах появился новый предмет - история религии.

Православная церковь восстанавливает традиционную приходскую систему, где проводит воспитательную и милосердную деятельность. Для подготовки священников открываются семинарии и академии.

Функции религиозных организаций:

- ценностно-ориентационная - служит для формирования системы верования (вера в Бога, бессмертие души и т.д.), позитивного отношения к обрядам и религиозному просвещению;

- регулятивная - служит для привития религиозных норм поведения, для контроля за жизнедеятельностью прихожан;

- коммуникативная - реализуется в создании условий для общения и в пропаганде принципов конкретной религии;

- милосердная - реализуется в деятельности милосердия и благотворительности внутри и вне религиозных организаций;

- компенсаторная (утешительная) - служит для осознания верующими своих проблем и для духовной защиты от мирских потрясений и неприятностей. Возрастает роль гомелетики (религиозного красноречия), исповеди, прощения;

- воспитательная - осуществляет религиозно-нравственное воспитание.

Итак, успешность социализации личности зависит от характеристик средовых факторов и особенностей индивида. При серьезном изучении этих характеристик можно выявить причины многих возникающих проблем и найти пути и способы их минимизации. При устойчивой же дезадаптированности личности к социальным условиям возникает необходимость в целенаправленной реабилитации индивида, под которой мы понимаем восстановление утраченных или ранее невостребованных социальных качеств и психических функций человека.

Для будущих социальных работников будет полезным познакомиться с теорией социальных выпадений, которая описывает различные отклонения от нормы социальных отношений людей. Для начала определим, что следует понимать под нормой.

Норма - система поступков и деятельности человека, которая соответствует общечеловеческим ценностям, требованиям морали, права и традициям народа.

В науке в настоящее время рассматриваются различные отклонения от нормы и выпадения: медицинские и биологические (болезни, инвалидность, акселерация, децелерация, органические мозговые, гормональные, генетические нарушения); психологические, которые являются результатом нарушения нейропсихологического статуса человека:

- истерический невроз - проявляется в обкусывании ногтей, выдергивании волос кружочком, полоской, в нервной рвоте, в жалобах на перебои сердца, затрудненное дыхание, на кашель (без простуды);

- неврастения - выражается в нарушении сна и аппетита, повышенной возбудимости, пониженной работоспособности, склонности к агрессии и разрушительным действиям, жалобах на боли головы, рук и т.д.;

- депрессия - жалобы на скуку, немотивированную грусть; вялость, скованность, замедленная лаконичная речь. Плаксивость, повышенная ранимость, слабая переключаемость внимания, отказ от общих дел;

- синдром неодолимых влечений: 1) клептомания - стремление к воровству ненужных предметов; 2) дромомания - уходы из дома, тяга к бродяжничеству; 3) стремление к разрушению разных предметов; 4) садизм - стремление к мучениям и убийствам животных, а иногда и других людей;

- реакция гиперкомпенсации - человек стремится достигнуть высоких результатов именно в той области, где он наиболее слаб: робкий совершает отчаянные и безрассудные поступки; физически слабый лезет в драку; трус совершает хулиганские нападения;

- патологическая реакция увлечения-хобби - жажда получения легкой, без интеллектуального напряжения информации, потребность во множестве поверхностных контактов, праздное шатание по улице, болтовня о пустяках; страсть к накопительству и азартным играм;

- патологические сексуальные влечения - мастурбация (у женщин), онанизм (у мужчин), повышенный интерес к интимной жизни, попытки к насилию, гомосексуализм, интерес к порнографии, переживания по поводу своей сексуальной неполноценности;

- суицидальное поведение - склонность к самоубийству, которое выражается в мыслях, намерениях, высказываниях или угрозах. Важную роль в этом поведении играет унижение личности, драматические отношения с близкими или безответное чувство.

Важную роль в социальном выпадении играет табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Виктимология как отрасль теории социально-педагогических выпадений изучает проблемы возникновения, реабилитации и адаптации жертв социальных условий: детей и подростков, нуждающихся в попечительстве, сирот и инвалидов, бродяг, бомжей и, наконец, жертв преступлений.

Социальная природа выпадений заключается:

1) в нарушении социальных и личностных отношений;

2) в недостатках социализации родителей, учителей и руководителей;

3) в физических наказаниях;

4) в негативном балансе поощрений и принуждений;

5) в императивном, авторитарном стиле общения и т.д.

Как видим, деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, с общественными, религиозными, коммерческими и государственными организациями. Социальный работник призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, для повышения благосостояния людей с учетом макро- мезо- и микрофакторов.

Вопросы и задания для повторения:

1.Какие задачи стоят перед курсом «История социальной работы»?

2.Что является предметом социальной педагогики?

3.Какие закономерности действуют в социальной педагогике и социальной работе?

4.Что является методологической основой социальной педагогики и социальной работы?

5.Назовите основные принципы социальной работы и социальной педагогики.

6. В чем сущность социального воспитания?

7. Раскройте сущность социальной работы.

Темы для рефератов:

1.Социальное воспитание в современных условиях.

2.Реализация основных принципов в деятельности социальных работников.

Основные понятия: благотворительность; социальная педагогика; социальная работа; воспитание; методологическая основа социальной работы; принципы социальной работы; социальное воспитание; андрогогика; герогогика; пенитенциарная педагогика; этнопедагогика; социум; социальная реабилитация и адаптация; безнадзорность и беспризорность; объект и субъект социальной помощи; менталитет; жертвы социализации (виктимология); макро-мезо-микро факторы социализации; маргинал; девиантное поведение; деликвентное и преступное поведение. 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.178 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь