Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государственная благотворительность в России



 

В начале XVIII в. в эпоху правления Петра Первого (1672-1725гг.) социальное призрение становится не только церковной, но и светской. По примеру западноевропейских государств в России открываются благотворительные заведения для престарелых, инвалидов, лиц с отклонениями в физическом или психическом развитии. Благотворительная деятельность российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает устойчивые традиции.

У России впервые появилась регулярная армия и флот. Стремительными темпами развивается наука, искусство, литература, идет освоение новых земель на Востоке, создается промышленность. Россия в этот период ведет жестокие войны на своей территории. Отмечается активизация политической жизни. В Россию вдруг явилась новая цивилизация, что породило массу трудностей и реформ в жизни государства. Как известно, культура – наследственный дар и привить чужую культуру без жестокой борьбы никогда и никому не удается. Этот вывод можно отнести как ко всей политике Петра I, так и к благотворительной деятельности, в частности. В петровскую эпоху изменился взгляд на человека и на мотивы, по которым ему стоит помогать, на что он способен. Деньги давать тем, кто заработал, создал реальный продукт. Во всех Указах (1691, 1694, 1712, 1718 гг.) Петра I были распоряжения по борьбе с профессиональными нищими.

В период приказного хозяйства (1682-1709 гг.) проблемы призрения начались с секуляризации (превращения) монастырских земель в приказные. К 1700 г. церковные вотчины были основными поставщиками денег, хлеба и других сборов государства. В те годы существовал Монастырский приказ, который распределял сборы монастырей на военные нужды, в том числе на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских жен, а также на школы и аптеки.

В 1703 г. на основании принципа дифференциации в организации учреждений социального призрения создаются закрытые учреждения хронических больных, а также в Москве создается рабочий дом для занятия праздношатающихся.

В период с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, а на богадельни для нищих отпускаются деньги из государственной казны, причем для них действует финансирование по остаточному принципу. Финансирование военного дела превышает финансирование просвещения, призрения и медицины вместе взятых.

В 1708 г. проводится Административная реформа, и Россия делится на губернии, приказы заменяются коллегиями. Вместо Монастырского приказа появляется Святейший Синод, указы которого являются обязательными к исполнению, а священники приравнивались к светским чиновникам.

Теоретиками общественного призрения в этот период были Ф. Салтыков, Ф. Курбатов и И. Посошков. Федор Степанович Салтыков – известный дипломат и просветитель, изучив опыт Англии по этому вопросу, предложил свои рекомендации по организации общественного обеспечения Петру I. В его работах «Пропозиции», «Изъявления прибыточные государству» был изложен план по развитию образования в России. Автор предлагал создать для детей нищих и сирот два типа учебных заведений (элементарные и повышенного типа): « А когда…какой сирота выучиться читать и писать… его следует отсылать в «питалища» высшей категории при монастырях, соединенные, как и «питалища» низшей категории, с госпиталями, то есть «странноприимными» учреждениями для престарелых, «бесчувственных» и увечных». На основании идей этих ученых Петр I вводит в жизнь Указы по милосердию. Так, он пишет: «Богадельням не быть! », детей же обучать «грамоте…грамматике, арифметике пять частей и геометрии» для мальчишек, а для девочек – вместо геометрии – рукоделие, а также «чтоб и языки». «Если ученики окажутся крепостными, то, когда они познают и обучатся своей науке или художеству», направлять их на морскую или сухопутную государеву службу. Тех, которые познают «мануфактурное дело», отпускать на свободу, давать грамоту, так как от их промысла и дохода только польза. Девушек после освоения наук и рукоделия также отпускать на свободу и «велеть им от рукоделия своего питаться»

После того как императором была уничтожена треть монастырей, а колокола переплавлены на пушки, дороги России заполнили толпы нищих, поэтому одним из первых указов Петра I в деле государственной благотворительности был выпущен в 1712 г. Согласно этому указу, государство брало под свое покровительство увечных, престарелых, определяя их в шпитальные дома. По этому указу было велено учредить такие дома во всех губерниях. В Указе 1712 г. от 31 января содержалось также указание на то, чтобы нищих, которые по дворам ходят, ловить, отсылать в монастыри или на каторгу. Все нищие должны работать в смирительных домах для мужчин и прядильных – для женщин. Организация, контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенствующими были возложены на Департамент полиции.

Таким образом, указами Петра I была разрушена система призрения бедных за счет боголюбцев, которую ввел Иван Грозный. В России оставалась только открытая система призрения, существовавшая под надзором церкви и полиции. При Петре I индивидуальная помощь никак не просматривается, так как создается жесткая, централизованная система помощи и поддержки. Поступил приказ: «Милостыню не давать! ». Жестокие меры были предприняты в отношении не только «прошаков» и нищих, но и тех, кто оказывал им помощь. На них налагались штрафы от 5 до 10 рублей, что было по тем временам немало.

 При Петре I военная служба стала массовой и регулярной, с большими людскими потерями, с тяжелыми формами инвалидности, поэтому принимается Указ от 15 марта 1722 г. о том, чтобы раненые офицеры и рядовые призревались при монастырях. При этом им полагался денежный оклад. Размер оклада колебался в зависимости от чина. Так, полковник получал 892 рубля 73 и 14 копейки, а рядовой – 20 рублей 38 и 14 копейки.

Военные, прослужившие 25 лет, могли выбирать: либо казенный пансион, либо самостоятельное кормление на своей земле. Чтобы жить за казенный счет, необходимо было принять пострижение в монахи, и тогда, бывшие солдаты и унтер-офицеры могли получать денежное и хлебное жалование. При Екатерине II такой порядок был отменен, но из церкви стал взиматься налог для содержания военных инвалидов. При Александре I увеличивается сеть инвалидных домов для отставных военных.

В монастырях приказано содержать обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых, драгун, солдат, направленных Военной Коллегией (Указы 1720, 1721, 1722 гг.). Все монахи должны были ухаживать за больными. Это была одна из обязанностей монастырей. Другая обязанность – просветительная для распространения грамотности. В монастырях открывались школы, а позднее – духовные училища, гимназии. Монастыри бесплатно рассылали иконы, книги, брошюры религиозно-нравственного содержания.

Постепенно роль духовенства в деле призрения стала уменьшаться, а роль губерний стала возрастать. В Указах Петра велено устраивать в губерниях «гошпитали» для увечных, престарелых и «зазорных младенцев» и все это делать из своих местных доходов.

При Петре I в России впервые детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Незаконнорожденных детей от «законных жен рожденных» приказано было брать в специальные приюты, причем с соблюдением анонимности происхождения. Была регламентирована процедура передачи ребенка в приют: тот, кто приносил ребенка, обязан был передать его из рук в руки, не называя себя. А кто «зазорных младенцев» загубит, то «казнены будут смертию» – так заканчивал указ Петр I. Он позаботился об их судьбе. Детей до 10 лет отдавали в богадельни на пропитание, или приемным родителям. Детей старше 10 лет приказано отдавать в матросы. Подкидышей и незаконнорожденных, по приказу царя, отправляли в «художественные ученики». Младенцы же обеспечивались государством, поэтому из казны были выделены специальные средства на содержание детей и обслуживающих их людей. «Приставленным на год денег по три рубля, да хлеба по полуосмине на месяц, а младенцам на день по три деньги». Как видно, еще с петровских времен появилась традиция не очень-то жаловать труд воспитателей и педагогов в детских домах, урезать средства на пропитание и воспитание детей. Однако еще в те годы предъявлялись высокие требования к женщинам, работающим в этих заведениях. Было царское повеление «подобрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев».

При Петре I издается серия Указов о запрете детоубийства незаконнорожденных. Ставилась задача не только дать ребенку право на жизнь, но и на прокормление и воспитание (Указ от 4 ноября 1715 г.). Виновники инфатицида с 1813 г. уже не подлежали смертной казни, а приговаривались к различным срокам каторжных работ.

Многое Петром 1 было сделано в области просвещения народа. Так, он сам правил буквы гражданского алфавита и ввел его в жизнь, отрыл в Москве первую государственную школу математических и навигацких наук (1701 г.), где учились от 200 до 500 учащихся, набранных добровольно и по принуждению. В этой школе не было сроков обучения, учащиеся индивидуально переходили от предмета к предмету. Математику учили по учебнику Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739 г.) «Арифметика, сиречь наука числительная». Русский язык изучали по учебнику Максима Григорьевича Смотрицкого «Грамматика славянская». По указам Петра 1 были открыты хирургические, инженерные и «разноязычные» школы. С 1714 г. при церковных епархиях были открыты цифирные школы для младшего технического персонала. Позже были отрыты архиерейские школы и духовные семинарии с широкой программой обучения.

В 1721 г. на Урале под руководством Василия Никитовича. Татищева была открыта первая горнозаводская школа при Уктусском заводе (словесная - для обучения чтению и письму, а также арифметическая), для которой сам Татищев создал все нормативные документы. В 1736 г. Татищев составил инструкцию для заводских школ «Учреждение, коим порядком учителя русских школ имеют поступать», где указывалось, что учащиеся должны знать не только ремесло, но и механику, минералогию, уметь рисовать и чертить. Ученики должны не только наблюдать за работой мастеров, но и «рассуждать», а по окончании школы – работать на том же заводе. Учитель же должен не только обучать наукам, но и «правилам жизни человеческой».

В 1725 г. в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук с гимназией и университетом.

К 1737 г. были открыты Екатеринбургская, Каменская и Соликамская горнозаводские школы. Особое внимание он уделял образованию дворянских детей, которые должны уметь писать, знать арифметику, геометрию, инженерное дело, русскую историю и географию, воинские уставы и непременно иностранные языки, в том числе азиатские. Таким образом, Татищев не стоял за равное образование для всех сословий.

Петр 1 составил первое наставление в России по воспитанию шляхтичей – детей дворян. Наставление называлось «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению от разных авторов»(1717 г.). Вот некоторые правила, которые должен выполнять отрок:

1.Впервых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать.

2.У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестивых, а празден и без дела отнюдь не бывай… от лености разум затмится и иступится.

13. Младший отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник. Таким же должен быть и господин: каков игумен, такова и братия.

14. Правила поведения за столом: обрежь себе ногти, да не явятся, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди прямо и не хватай в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда еси. Первый не пий, будь воздержан и бегай пьянства… Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари его. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою – прикрой рот. … над ествою не чавкая, как свинья, а головы не чеши. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже. Культурно с яйцом – не замарай скатерти. около своей тарелки не делай забора из костей, хлеба, корок и прочего. После еды умойся и прополощи рот.

18. Молодой шляхтич может быть придворным, если в екзерциции (обучении) совершен, а наипаче в языках, конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к томуж красноглаголив и в книгах научен».

19. Придворный должен быть смел, отважен и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением.

22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах… Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно…

27. Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится… со слугами и другими болванами.

63. Младый шляхтич или отрок всегда должен быть охочь к научени всякого добра.

Уход церкви из сферы призрения повлиял на рост нищенства, а поэтому стали создавать смирительные и прядильные дома, где людей насильственно привлекали к общественному труду – это были органы социального контроля. Создавались и органы социальной защиты: гошпитали, где призревали сирот, убогих, больных, увечных, престарелых и т.д. Ищутся и находятся источники финансирования системы призрения:

– увеличение сбора венечных денег;

– усиление контроля над продажей восковых свечей;

– «установление вычетов» из жалования на гошпитали;

– обучение монахинь ремеслам и обращение средств с них на общественные, а не личные нужды;

– сбор подаяний при церквах на гошпитали;

– сбор штрафных денег с раскольников и т.д.

Анализируя приказы общественного призрения, можно сделать вывод о том, что их капиталы складывались из частных пожертвований и самостоятельной деятельности органов призрения: больниц, родильных домов, работных и смирительных домов, корабельных верфей, кирпичных заводов, гостиничных рядов и т.д. Таким образом, органы призрения вели самостоятельную коммерческую деятельность, что поощрялось и законами в виде пенных денег и пособий от государства.

О дочери Петра 1 Елизавете М.В. Ломоносов писал:

 

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь»

 

Императрица Елизавета Петровна (1709-1761 гг.) продолжала дело своего отца и «дверь счастья», которую она «отверзала» на ниве государственного призрения была отворена чуть шире, нежели при отце. Сохраняется прежняя система призрения, однако деятельностью в этой области руководит коллегия экономии, а не полиции. Вероятное, на такое решение повлияла переписка Императрицы с деятелями французского просвещения. При ней в 26 епархиях открывают по одной богадельне для «пристройства  безумных». Возрастает роль губернских органов власти в деле общественной благотворительности.

Ни одна великодержавная особа не посеяла в миру столько легенд о своей благотворительности, сколько это было при Елизавете Петровне. Рассказывают, что курские купцы пожелали ей от щедрот своих душевных поставить «скорый монумент» на сумму 50 тысяч рублей за ее душевные подвиги. Но царица отказалась от столь щедрого подарка, сказав, что лучшим памятником ей будет добрая память в сердцах россиян. Она посоветовала, эти деньги употребить на благотворительность и к ним присовокупила еще своих 150 тысяч рублей.

Благотворительностью занимались и деятели Российского просвещения. В деле призрения бедных важную роль сыграл проект И.И. Бецкого, в котором предполагалось из сирот и зазорных детей вывести через просвещение и воспитание новую породу людей, новых отцов и матерей, а потом таким же образом получить «третий чин» и создать в России новое сословие. В России в тот период появился интересный документ – проект социального переустройства. И хотя этот проект не был тогда осуществлен, его идеи были воплощены в реформаторской деятельности Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795 гг.) в конце ХVIII века. В этом проекте предлагалось создать специальный орган надзора за призрением. По мнению автора проекта нужен «Аптекарский приказ», т.е. закон, в котором было бы четко определено действие служб, полномочия и меры социального призрения.

Большое внимание в этом проекте уделяется детской безнадзорности. Рассматривая проблему нищенских детей, «робят и девок», автор предлагает, как это было сделано в Европе, воспитывать их в специальных учреждениях, «дворах», обучать тем ремеслам и наукам, которые земле Российской нужны. Он видел в этом возможность подготовить для России образованных людей. Идея закрытого воспитания, возможно, впервые начинает осознаваться в российском обществе в связи с социальным призрением. В дальнейшем мы увидим, что появятся закрытые образовательные учреждения: Благотворительный пансионат Бецкого для девушек, Царскосельский Лицей, закрытые благородные институты и пансионаты.

Русский просветитель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744 -1818 гг.) выступил за издание добродетельной литературы в пользу нравственного образования «среднего сословия» разночинцев. Он издает первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», где излагает свой принцип общественного влияния на семью: «воспитание сердца», наставление детей в семье в единстве воли, совести и разума считается средством установления всеобщего социального благополучия и упражнения в «примиримости и великодушии, искренней любви и благоговении ко всем человекам».

По поручению Екатерины II И.И. Бецким (1704-1795 гг.) и профессором Московского университета А.А. Барсовым в 1763 г. был подготовлен «Генеральный план Императорского Воспитательного дома», «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В январе того же года Екатерина 11 эти планы был утверждены, а в апреле 1764 г. в доме у Варварских ворот начался прием младенцев в Воспитательный дом. При этом все незаконнорожденные подкидыши до совершеннолетия поступали в Ведомство приказов общественных учреждений, а затем становились вольными. Воспитанники Московского Воспитательного дома должны были разделяться «по даровитости» на «три разбора»: «Первому состоять из тех, которые очевидно отличатся в науках и художествах, второму и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, из простых работников». Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностранные языки, поступали в Московский университет, а девочки – в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Воспитательные дома при заключении контрактов освобождались от пошлин, могли покупать и продавать землю и строения, открывать фабрики, заводы, мастерские» [Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России./В.В. Беляков – М: 1993- с. 10-11].

 По Генеральному плану были созданы воспитательные учреждения нового типа – училище при Академии художеств (для мальчиков 5-6 лет), Смольный институт благородных девиц, Сухопутный кадетский корпус, Воспитательный дом для детей, покинутых родителями. Ставилась задача воспитать «новую породу людей» среднего чина, соболезнующих о бедных и несчастливых, обученных «домостроительству во всех оного подробностях», которые в будущем «детям своим те же прямые и основательные правила воспитания в сердце вселять могли, какие получили они сами». В эти годы разрабатывается общая система средств нравственного, трудового, умственного образования представителей третьего сословия в России. В юношах следовало воспитывать высокие нравственные начала, вселив в них «страх Божий», возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, «соболезнованию о бедных».

В новых образовательных учреждениях ставилась задача дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне образованных людей. Даже из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса должны выходить не столько «искусные офицеры», сколько «знатные граждане». Этот термин не относился к знатности происхождения, так как в корпус принимали не только дворянских детей. Учитель в этих заведениях должен «быть всегда веселу и довольну, петь; смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума». Кроме того, детей «во время гулянии приводить … различным предметам, дабы через то умножить их любопытство».

 4 мая 1764 г. был объявлен именной указ Императрицы Екатерины «О воспитании благородных девиц в Петербургском Воскресенском монастыре». К указу был приложен Устав и штат «сего Воспитательного Общества» (будущий Смольный институт благородных девиц) – первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Согласно штату, монастырь должен был принять 200 девиц дворянского происхождения. Начальницей была определена княжна Нина Долгорукова, а правительницей – вдова действительного статского советника Софья де-Лафон.

При приеме в «Общество» от родителей требовалось, чтобы они «по собственному своему произволению и видя будущую дочери их от сего воспитания пользу, препоручают в опеку до 18 лет, так что до исходу того 12-ти летнего времени ни под каким видом обратно их требовать не станут», «через все время пребывания их дочерей в Воспитательном Обществе от всякого попечения о них свободны».

Воспитанницы разделялись на 4 возраста, причем каждый отличался от другого цветом платья. Приемный возраст был определен в 5-6 лет, воспитанницы должны были оставаться в «Обществе» 12 лет и выходили из него не старше 18 лет.

В младшем классе (от 6 до 9 лет) они обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (от 9 до 12 лет) к этим предметам добавлялись география и история. В 3-ем классе (от12 до 15 лет) вводилось обучение «словесным наукам» (чтение исторических и нравоучительных книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет) Уставом предусматривалось: «1) знание совершенное закона, 2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости, 3) повторение всего пройденного». Таким образом, учениц готовили к жизни в высшем обществе. Несколько позже К.Д. Ушинский писал, что это училище давало «французское галантерейное» воспитание, а эта система была направлена на приготовление очаровательнейших куколок, которые потом естественно и быстро превращались в самых легкокрылых светских бабочек.

В 1765 г. при Смольном институте было создано училище для девиц других сословий – «училище для мещанских девиц», где образование ограничивалось изучением русского языка, одного иностранного языка, арифметики, а также танцев и музыки. Большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались).

В 1848 г. «мещанская половина» Смольного института была преобразована в Александровское училище, и в этом же году здесь открылся педагогический класс, где начали готовить учительниц и воспитательниц для школ и других детских учреждений.

Во 2-й половине Х1Х в. по объему и характеру даваемого в нем образования Смольный институт отставал от женских гимназий и лишь в 1905-07 гг. его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 г. Смольный институт был закрыт.

В 1772 году в Москве началась постройка «сиропитательного дома» (воспитательного дома для призрения «зазорных детей-сирот). И тогда меценат из рода Демидовых Прокофий Акинфиевич (1710-1786 гг.) внес на его устройство 1 млн. 107 тыс. рублей. Из этой суммы 205 тыс. было выделено на устройство при доме коммерческого училища для купеческих детей – первого в России. За такую щедрую благотворительность Прокофий Акинфиевич был пожалован императрицей в порядке исключения сразу чином V класса в Табели о рангах – статского советника.

В 1775 г. Екатерина II издала указ «Учреждение для управления губернией», где в законодательном порядке устанавливается впервые государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. В каждой губернии под председательством губернаторов предусматривалось создание особых Приказов, которые должны были организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома для сумасшедших, работные дома, в которых бедные люди могли своим трудом добывать себе пропитание и смирительные дома – для исправления людей. На приказы общественного призрения возлагались не только благотворительная, но и карательная деятельность.

Необходимо отметить, что Россия на 100 лет раньше, чем Америка, создала систему государственной помощи нуждающимся. 7 ноября 1775 г. был основан Приказ общественного призрения. Именно это ведомство осуществляло социальную политику в стране. В середине ХVIII в. в России сложилась система помощи бедным, немощным и сиротам. Практически в каждой губернии существовали следующие социальные институты общественного призрения:

- народные школы;

- аптеки;

- богадельни;

- дома для неизлечимо больных;

- дома для умалишенных;

- работные дома;

- приюты, детские приюты или сиротские дома;

- смирительные дома.

Первичный капитал, выделенный на общественное призрение в 1775 г. составлял 25 млн. рублей, а число призреваемых достигло 156 744 человек, которые были помещены в учреждения различного типа. Если судить по сводкам полицейского управления, то цифры на самом деле внушительные, однако в жизни не все было так благополучно. В противном случае, Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.) не написал бы свою пьесу «Ревизор» и не давал бы советы устами городничего Артемию Филипповичу Землянике, попечителю богоугодных заведений: «Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет, прежде всего, осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как они обычно ходят по-домашнему».

 Ряд идей об общественном призрении высказывал Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.), который считал, что призрение бедных и больных – прерогатива правительства, и оно должно давать «общие распоряжения», то есть законы. А общественным попечением, - считал А.Н. Радищев, - должно руководить специальное ведомство.

 Отправляя своего сына-дворянина на службу, он наставляет: «Если в обществе нравы и обычаи не противны закону, …то исполнение правил общежития есть легко». И далее продолжает: «Исполняя обычаи и нравы, мы нравимся другим, исполняя законы, мы приобретаем звание честного человека. Исполняя же добродетель, приобретаем общую доверенность, почтение и удивление тех, кто не имеет таких качеств».

В образовании юношества Радищев придерживался идеи свободного воспитания активно мыслящей личности. В своем произведении «Беседа о том, что есть сын Отечества» он писал: «Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)» и далее – имя «сын Отечества» принадлежит Человеку – «существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею». Отличительными признаками «сына Отечества» Радищев называет: 1. Честолюбие: почитает свою совесть, возлюбит ближних; исполняет звание свое честно, не заботясь о почести и славе. 2. Благонравен – «с благоговением подчиняется он всему тому, что есть порядок, благоустройство и спасение общее требуют; для него нет низкого состояния в служении Отечеству». 3. «Благороден же есть тот, кто учинит себя знаменитыми, мудрыми и человеколюбивыми качествами и поступками своими». Тот есть, прямо благороден, которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени Отечества».

Вопросы просвещения и социального воспитания А. Н Радищев осветил в своем знаменитом труде «Путешествие из Петербурга в Москву»(1790 г.). В главе «Крестьцы» он впервые изложил поднял проблему воспитания дворянина, чем положил начало русской национальной педагогики. В этой главе описывается случай, когда отец-дворянин отправляет сына на службу и говорит, как он своего сына воспитывал и дает ему свои советы:

   - «Со младенчества вашего принуждения вы не чувствовали». Неприметно вводил на правильный путь;

   - ходили вы босы, не покрывая головы, спали на скамье и камнях. «Труды наши лучшая была приправа в обеде нашем»;

  - научил работать, укрепил мышцы физическими занятиями, научил сражаться мечом и готовить пищу;

   - во младенчестве не отягощал рассудок готовыми размышлениями и мыслями чужими;

  - «Познания ваши тем основательнее, что вы их приобрели не твердя»…;

- обучал наука, знакомил с различными народами, с языками иностранными. Но главное – познание своего языка. Английский и латынь сделал известнее других;

- охранял от избыточного чувственного насыщения. «Не забывайте никогда употреблять ваших телесных сил и чувств. Упражнение оных умеренное укрепит их, не истощая и послужит ко здравию вашему и долгой жизни». «Нега, изленение и неумеренное чувств услаждение губят и тело, и дух. Ибо, изнуряя тело невоздержанностью, изнуряет и крепость духа;

  - воздерживайтесь от пищи при болезнях, а когда сон удалился, занимайтесь физическими упражнениями;

- «Будьте опрятны в одежде вашей; тело содержите в чистоте». Везде умеренность! Не гнушайтесь пособить, испачкавшись в грязи, этим вы просветите сердце;

- отправляя своего сына-дворянина на службу, он наставляет: «Если в обществе нравы и обычаи не противны закону, …то исполнение правил общежития есть легко». И далее продолжает: «Исполняя обычаи и нравы, мы нравимся другим, исполняя законы, мы приобретаем звание честного человека, исполняя же добродетель, приобретаем общую доверенность, почтение и удивление тех, кто не имеет таких качеств»;

- в деяниях своих заслужите собственное уважение; остерегайтесь раболепия, не унижайтесь и т.д.

В 1782 г. по приглашению Екатерины II в Россию приехал последователь Я.А. Коменского, серб по происхождению Янкович Де Мириево (Федор Иванович). Он подготовил план школьной реформы, которая была проведена в 1786 г. По его плану были созданы малые и главные народные училища, а также разработаны учебные планы для сухопутного, морского, артиллерийского и инженерного кадетских корпусов и других учебных заведений. Перу Янковича принадлежат выдающиеся произведения своего времени: «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи»(1783 г.), «Букварь» (1782 г.), «Прописи и для них руководство по чистописанию» (1782 г.), «Руководство к арифметике» (1785 г.) и другие. Ф.И. Янкович впервые ввел домашние задания, классную доску, мел и школьные звонки. Об этом человеке Н.А. Добролюбов писал, что Ф.И. Янкович «… принадлежит к числу тех немногих деятелей в истории нашего воспитания, которых труды всегда будут иметь свою цену в глазах истинных любителей просвещения».  [ Избр. пед. произв., 1952, с.339-340].

Нельзя не остановиться на великих заслугах Михаила Васильевича Ломоносова (1711- 1765 гг.) - основоположника русской науки, поборника отечественного просвещения. Родился и начал учиться у местного дьячка в селе близ Холмогор по учебникам Л. Ф. Магницкого и М.Г. Смотрицкого. В юношеском возрасте поступает в Московскую славяно-греко-латинскую академию, за прилежное обучение в которой Ломоносов был удостоен в 1736 году командировки за границу, где он изучал горное дело, химию и другие науки. После командировки (1741) он становится адъюнктом Петербургской академии наук, а затем и профессором химии – академиком (1745 г.).

 Перу М.В. Ломоносова принадлежит несколько ценных педагогических сочинений: «Регламент академической гимназии» (1758 г.) и сам ввел его в практику учебно-воспитательной работы. В «Регламенте» были изложены правила школьной жизни, советы по обучению и воспитанию детей. Дети в школе приучаются к «правильному образу мышления» и к «добрым нравам». Важнейшая обязанность школы – воспитать у детей любовь к труду, научить их «правилам и приемам прилежания».

Основой обучения Ломоносов считал родной язык и для его преподавания он организовал особые классы. Учителям он советовал начинать изложение предметов с простейших понятий. По физике, химии, русскому языку и литературе Ломоносов разрабатывал методики преподавания.

Детский возраст Ломоносов считал самым благоприятным для воспитания, та как «молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие и их воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Однако в отношении детей нужно проявлять не только мягкость, но и твердость характера учителя.

В апреле 1755 г. открывается Московский университет, для которого М.В. Ломоносов вместе с И.И. Шуваловым составил нормативные документы по все трем факультетам: юридический, философский и медицинский. Велики заслуги Ломоносова в составлении учебных пособий и учебников для высшей школы. Он перевел с латыни учебник «Волфианская экспериментальная физика», написал учебники по химии «Элементы математической химии»(1741 г.), «Введение в истинную физическую химию» (1752 г.).

На протяжении всей жизни Ломоносов разрабатывал вопросы развития русского литературного языка. В 1748 г. он издает руководство «Риторика», которое вызвало большой интерес у русской общественности. На основе этого труда были написаны все последующие учебники русского красноречия. Ломоносову принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка «Российская грамматика», изданная в 1757 г., которая была лучшей на протяжении 50 лет в России. Заслуживают внимания современного читателя труды М.В. Ломоносова по стихосложению и истории, которая дает «младым – старых разум».

С 1796 г. руководством «Общества» занималась Императрица Мария Федоровна жена Павла 1, которое разрасталось, у него появляются филиалы, мелкие благотворительные общества. Они занимались призрением младенцев и взрослых, организацией яслей, призрением слепых и глухонемых, учреждениями женского воспитания и образования, учреждениями врачебно-медицинской помощи.

В 1797 г. Высочайшим Указом было создано «Ведомство учреждений Императрицы Марии Федоровны» для добровольно-обязательного попечения бедных, их образовании и воспитании. В воспитательных домах юноши находились до 21 года, а девушки – до 19 лет. Тех, кто освоил грамоту, переводили в ремесленные классы, где мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу, а девочек – домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству.

В некоторых воспитательных домах из способных учеников создавались латинские, немецкие и французские классы. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких – учились будущие няни и акушерки, преподавательницы музыки. Окончившие французские классы могли работать учительницами и воспитательницами в частных домах.

Стоит отметить, что смертность в воспитательных домах доходила до 75%, поэтому с 1811 г. сирот стали чаще передавать в семьи. За детьми, передаваемых в крестьянские семьи, осуществлялся надзор со стороны воспитательного дома. В 1828 г. принимается закон о запрещении открытия воспитательных домов в губерниях.

 О масштабах благотворительной деятельности учреждений Императрицы Марии Федоровны говорит тот факт, что в течение 1898 г. благотворительностью воспользовались более 7 млн. человек, не считая 20 млн. случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В этих учреждениях постоянно проживало около 500 тыс. человек. Иногда дело благотворительности доводилось до курьезов: в 1778 г. Уральский заводчик Прокопий Акинфович Демидов устроил в Петербурге народный праздник, где вино и яства были в таком изобилии, что от беспробудного пьянства умерло до полутысячи человек.

До Октябрьской революции Екатеринбург был уездным городом Пермской губернии. Благотворительная деятельность была связана с церковными учреждениями. Екатеринбургская епархия насчитывала 465 приходов, из них 127 – в Екатеринбурге. При казенных и богоугодных заведениях было 8 церквей. В Екатеринбурге действовали детский приют Нурова, Екатеринбургское Епархиальное попечительство о бедных духовного звания, Совет общества милосердия во имя Святителя Николая, Общество помощи нуждающимся воспитанницам Екатеринбургского Епархиального Женского училища и другие.

Как показывает исторический опыт, россиянам всегда была страсть к единоначалию и единомыслию. И хотя в России никогда не было недостатка в думающих людях, но их идеи, в конце концов, воплощались в каких-то господствующих мнениях.

Русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) рассуждая о судьбах России, заметил, что «в Х1Х веке мироощущение человека и миросозерцание передовых слоев человечества было окрашено в ярко социальный цвет. Не раз уже указывали на то, что социология заменила теологию, что религиозное чувство потерявшего веру человечества приобрело социальный характер. Ориентация жизни сделалась социальной по преимуществу, все ценности были поставлены на социальную перспективу». Эти идеи вместе с ростом экономических противоречий и активизацией политических движений привели общество к осознанию таких явлений, как бедность, девиация в различных ее формах. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, происходит «взрыв» социальной благотворительности.

 Возможно, так произошло и при создании в 1802 г. «Благодетельного общества», которое занималось на общественном уровне государственной благотворительностью. Дело призрения бедных и инвалидов поручается в этот период полицейскому ведомству. Но при этом общественная, филантропическая деятельность «Благодетельного общества» носила всеобъемлющий характер. Оно открывало учебно-воспитательные заведения, богадельни, дома бесплатных и дешевых квартир, ночлежные приюты, народные столовые, швейные мастерские и медицинские учреждения. В этот период открываются многочисленные благотворительные воспитательные заведения, ставящие перед собой преимущественно образовательные цели. Открываются элементарные школы женского Патриотического общества, ремесленные и средние специальные школы.

С 1810 г. надзор за общественным призрением осуществляло Министерство внутренних дел и Министерство полиции. С их помощью находились новые источники дохода на призрение нуждающихся: сдача в наем лавок, домов, кузниц, мельниц, садов, распилка бревен, дров для продажи, изготовление игральных карт, открытие суконных фабрик и т.д. Министерство внутренних дел регулировало кредиты при экстремальных ситуациях: пожары, наводнения, голод, неурожай и т.д.

К 1862 г. сложилась структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных); заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих, институт пансионатов, благотворительные общества). Однако, слава дореформенных заведений общественного призрения была весьма на низком уровне, так как пожертвования были малы, а деятельность была плохо организована. Чтобы хоть как-то поправить систему призрения, организуется императором Александром 1 (1777-1825 гг.) Благодетельное общество (1802 г.). Это общество имело следующие направления в деятельности:

1) домовое призрение бедных и больных;

2) диспенсарии в разных частях города;

3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах;

4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями;

5) призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т.д.

На основе «Благодельного общества» в 1816 г. было организовано «Императорское Человеколюбивое общество». При обществе был Совет из 11 членов. Общество постоянно помогало учебно-воспитательным учрежденьям, богадельням, заведениям бесплатных и дешевых квартир. К временным учреждениям относились медицинские, благотворительные, ночлежные приюты, столовые. Необходимо подчеркнуть, что вся система помощи была связана с просвещением и воспитанием. Так, в Училище для глухонемых, в приюте для детей-калек обучали гражданскому и славянскому чтению, письму и чистописанию, началам арифметики. Кроме того, преподавался Закон Божий, а некоторых школах – география, русская история в рассказах. Обязательными были такие предметы как пение (церковное и хоровое), гимнастика, рисование. Особое внимание уделялось линейному черчению, необходимому при обучении различным ремеслам.

Заметную роль в социальной политике занимали масонские ложа. Слово «масон» происходит от французского и означает – «вольный каменщик». Такое название возникло еще в средние века, когда строители храмов, дворцов и замков начали собираться вместе, чтобы обсуждать секреты своего мастерства. С 16 века ложи каменщиков превратились в закрытые общества для аристократии, где она пыталась влиять на внутреннюю и внешнюю политику своих государств. Многих видных людей привлекала в масонство таинственность, пышность обрядов и званий, возможность оказаться в кругу известных и влиятельных людей. «Вольные каменщики» также занимались филантропической деятельностью, поддерживая нуждающихся в пансионатах, в основном, деньгами.

Появились общества по попечению больных и раненых после войны 1812 г. Впервые в деятельности таких обществ участвовали сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

     
лет
 
200

 


Кроме общественного призрения складывается и государственное призрение по проблемам инвалидности, материнства и детства, а также по проблемам социальной патологии: профессиональному нищенству, пьянству, детской безнадзорности по лечению увечных воинов.

После войны 1812 г. лечением раненых генералов и офицеров занимался специальный Комитет. Если офицеры и генералы могли нести гражданскую службу, то их назначали полицмейстерами, городничими, смотрителями богоугодных заведений, комиссарами при пограничных карантинах, земскими исправниками при сохранении за ними пенсий. Увечным воинам бесплатно выдавались лекарства, а нижним чинам «по смерть» клался оклад. Таким образом, государство ищет и находит способы помощи на основе законодательных и правовых актов. Пытались использовать бывших военных при трудовых формированиях, но из этого ничего не получилось. В 1814 г. был основан Комитет попечения о раненых офицерах и их семьях.

Инвалидов призревали не только военных. Еще при Петре I появились дома для умалишенных, а при Екатерине II эти дома появились и в губерниях, так как был разрушен институт православных юродивых. В 1806 г. Александр I пригласил в Санкт-Петербург французского исследователя слепоты В. Гаюи, который основал первый институт слепых. В этом же году было положено начало призрению глухонемых.

До начала Х1Х в. в России призрение детей-сирот осуществлялось преимущественно государственными учреждениями, потом стали усиливаться патронат и воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях. В это время создаются приюты, которые содержали частные лица, попечительские советы или различные благотворительные общества.

В 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозаводчика Анатолия Николаевича. Демидова был открыт первый детский приют, в котором находились дети в то время, когда их матери уходили на работу. С детьми занимались только днем. В приюте они питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали чтению и письму, счету и различным трудовым навыкам. Известным также был приют Петра Георгиевича Ольденбургского  в Петербурге, открытый в 1846 г. В приюте было два отделения: мужское и женское. Выпускники получали образование начальной школы и обучались какому-либо ремеслу и направлялись в реальные училища. В приюте были музыкальная и рисовальная школы, струнный и духовой оркестры, переплетная, слесарно-механическая и часовая мастерские.

Во второй половине ХIХ века в России стали открываться ясли-приюты, которые были городскими и сельскими. Некоторые городские ясли-приюты были платными. Ясли-приюты для крестьянских детей пользовались особенным успехом в летнюю, страдную пору.

Благотворительностью занимались в России Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество попечения об испорченных детях и т.д. В эти годы социальным воспитанием занимаются дворянские, христианские и женские попечительства.

Социальному контролю подвергалось такое социальное явление как проституция. В 20-х годах ХVII в. появляются первые дома терпимости, своднические квартиры и процветала одиночная проституция. С тех пор появляется масса незаконнорожденных детей, детоубийство и сифилис. При Екатерине II объявляются запреты домовладельцам отдавать помещения под «промысел разврата», при нарушении этих запретов виновных штрафовали или отправляли в смирительные дома. Правда, лечение венерических болезней велось бесплатно. При Павле I и Александре I проститутки отлавливались и отправлялись в Иркутск, на Нерченские заводы в Забайкалье.

 В 1837 г. Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для «обер-офицерских сирот» (мальчиков). В этот институт поступали дети в возрасте от 4-5 до 12 лет. Они жили в небольших пансионатах, которые содержали в своих частных домах женщины-благотворительницы. Отсюда дети шли в школу, где проводили время в учении и играх. В институте готовили домашних учителей, в большом объеме преподавалась педагогика, а позже стали готовить канцелярских служащих и правоведов [Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХVIII – начало Х1Х в. – М: 1974. – с. 220-221].

С 1854 по 1858 г. в Гатчинском сиротском институте работал сначала учителем русского языка, а затем инспектором классов Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870гг.). В это время он публикует несколько статей в «Журнале для воспитания» и выдвигается как педагог-теоретик. К.Д. Ушинский являлся основоположником народной школы, создателем педагогической системы и автором учебных трудов («Родное слово», «Детский мир» и др.), что позволило современникам назвать его «Учителем русских учителей». Для социальных педагогов и социальных работников особенно важно его произведение «О народности в общественном воспитании», где он писал о своеобразии каждого народа, обусловленного его историческим развитием, географической средой и природой. Выдвигает четыре идеи: 1) Своеобразие воспитания и невозможность заимствования в других странах; 2) в основу обучения для русских необходимо поставить русский язык; 3) необходимость воспитания патриотизма и уважения к другим народам; 4) христианство как характерная черта русского народа, а главной чертой религиозности он считал любовь к людям. Как видим, все эти идеи созвучны современному социальному положению в России.

С 1844 г. Московский сиротский институт начал готовить домашних воспитательниц и наставниц. В одном из его отделений готовили рукодельниц, которых после окончания курса направляли в имения швеями или мастерицами.

В 1844 г. образовалась Свято-Троицкая община сестер милосердия, которая содержалась на средства княгини Александры Николаевны. Община выполняла задачи попечения о больных, ухода за ними на дому, призрения и воспитания малолетних сирот. При общине была организована четырехклассная школа, где обучалось до 120 девочек. После окончания школы и успешной сдачи испытаний выпускницы посвящали себя делу милосердия. Кроме того, эта община поставила своей задачей служение во время войны раненым воинам.

В октябре 1854 г. Крестовоздвиженская община получила высочайшее соизволение на деятельность в Крымской войне (1853-1856 гг.) Никогда еще женщин не посылали на поле боя!

Во время Крымской войны расцвел хирургический и организационный талант Н.И. Пирогова (1811-1881 гг.), который сформулировал доктрину военно-полевой хирургии; создал учение о наркозе на поле боя, который давался не на глазок, а на основе точного знания расположения тканей в организме; описал точные и яркие картины болезней и осложнений, которые считаются классическими и для настоящего времени. Именно Н.И. Пирогов утверждал: «Будущее принадлежит медицине предохранительной». Ему же принадлежит заслуга в создании Российского ордена сестер милосердия.

По плану Н.И. Пирогова сестры милосердия (120 женщин) вместе с докторами были разделены на 4 группы. Первая группа принимала и сортировала раненых по роду и градусу болезни. Вторая группа принимала раненых для немедленной операции. Третья группа занималась уходом за ранеными. Четвертая группа состояла из сестер и священника и была предназначена для безнадежно больных и уминающих, чтобы доставить им последнее утешение. Работать сестрам милосердия приходилось в самых ужасных условиях.

После Крымской войны высшее проявление сострадания стало отвечать принципу: «Inter arma caritas» (лат.) – милосердие между армиями, что впоследствии стало девизом Красного Креста.

Есть еще одна интересная деталь в движении сестер милосердия. Западные историки утверждают, что первой военной сестрой милосердия была англичанка Флоренс Найтингейл, которая прибыла с 37 сестрами на поля Крымской войны в начале 1855 г., то есть позже, чем российские сестры милосердия. Однако во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. была учреждена медаль имени Ф. Найтингейл, которой награждались медицинские сестры в СССР.

После Крымской войны в 1856 г. в журнале «Морской сборник» была опубликована статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», которая принесла ему большую известность как педагогу-теоретику. В ней он выступал против сословной школы и ранней профессионализации, выдвинул идею общечеловеческого воспитания – «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание». Появление этой статьи позволило правительству назначить Н.И. Пирогова Попечителем Одесского учебного округа (1856-1858 гг.) и Киевского учебного округа (1858-1861 гг.). Исполняя эти высокие обязанности, Пирогов в своих «Циркулярах» указывал на необходимость учить мыслить, развивать умственные способности, навыки самостоятельной работы у учащихся, поощрял методические искания учителей. Правда, не всегда был последователен в проведении педагогических идей в практику. Так, то осуждал телесные наказания в школе, то утверждал, что без розги не обойтись. Высказывался за равноправие женщин, но считал, что равноправие женщин в образовании – бесстыдство.

Вклад Н.И. Пирогова в педагогическую науку был настолько велик, что позволил Н.А. Добролюбову заключить: «Если бы от Пирогова остались только его педагогические сочинения, он и тогда навсегда бы остался в истории науки».

В 1847 г. было организовано «Общество посещения больных» под руководством князя Владимира Федоровича Одоевского (1803-1869 гг.). Общество помогало больным деньгами, одеждою, дровами и лекарствами. В него входили и офицеры, но после приказа 1852 г. им было запрещено участвовать в каких-либо обществах.

Князь В.Ф. Одоевский, аристократ из рода Рюриковичей, выступал за введение в России всеобщего образования, против привлечения иностранцев в качестве домашних учителей, так как, по его мнению, это вредит гражданскому воспитанию молодежи. С середины 1830-х гг. он занимался благотворительной деятельностью, открытием приютов. В эти же годы он разработал «Положение о детских приютах», где давал рекомендации воспитательницам этих приютов, разработал материалы для детского чтения и дидактические карты, рисунки и чертежи. Особое внимание он уделял общению с детьми. «Искусство говорить с детьми, - писал он, - очень важно для успеха в воспитании. И все познания воспитательницы не принесут пользы, если она не умеет говорить тем языком, который и может быть внятен и убедителен для ребенка» [ Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М: 1987. - с.361].

В период общественного призрения естественно шло осмысление и теоретическое доказательство необходимости каких-то направлений в этом деле, а также тех качеств, которыми должен обладать работник, оказывающий помощь. Главный вывод: человек, занимающийся помощью другим должен быть добродетельным и непорочным.

В конце ХVII в. Я.П. Козельский в работе «Философские предложения» разрабатывает типологию общественных субъектов: «богатого», «достаточного человека», «недостаточного человека» и «убогова человека». Например, убогий – тот, у которого «нет столько имения, сколько надобно на пищу и одежду». Козельский Я.П. пишет, что помогать не нужно тому, кто сам может что-то делать, иначе сформируется тунеядец. Позитивное, фасилитарное и альтруистическое поведение может провоцировать негативные девиантные отклонения, что ведет к социальным патологиям типа «тунеядство» и «беспутство». Интересно, что Козельский считал, что сангвиники и флегматики больше тяготеют к милосердным, нетрудным делам, которые похожи больше на забавы». И еще одно замечание Козельского: «Мы считаем себя богатыми и убогими не по количеству вещей, а по сравнению с другими людьми».

В «Русской правде» П.И. Пестель (1793-1826 гг.) целью государства видел в «Благоденствии Всех и Каждого». Каждое сословие имеет свои права и обязанности. Личность имеет право на конфессиональное самоопределение. По проекту Пестеля только люди, достигшие 60 лет, имеют право на монашеский чин. Он же предложил Военно-Сиротское отделения превратить в Педагогические институты. Для всех классов общества нужно готовить своих учителей. Он считал, что нужно территориальный принцип сделать ведущим при организации общественного призрения.

 С середины Х1Х в. создаются территориальные благотворительные общества. Такие общества в Петербурге возникли в 1862 г. в православных приходах. К 1874 г. их уже действовало 21. Общества занимались регистрацией всех «действительно бедных», живущих на данной территории. Они выплачивали временные и постоянные пособия на дому, указывали благотворительным обществам и властям людей, нуждающихся в призрении в том или ином государственном учреждении.

В 1864 г. в России была осуществлена земская реформа. По этой реформы в стране появились Земства, которые отвечали за строительство дорог, образование, медицинское обслуживание, торговлю, промышленность, исправительные учреждения и т.д. При этом Земства тратили на медицинскую помощь до четверти бюджета, а на образование – от 15 до 18%.

В эти годы был проведен ряд реформ в системе образования, приняты руководящие документы: в 1860 г. – «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения»; в 1863 г. – был принят Устав Университетов; в 1864 г. - «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий», «Положение о земских учреждениях» и др. Необходимо заметить, что деятельность Земств во всех областях жизни российского народа была достаточно эффективна.

В 1870 г. была проведена Городская реформа. Реформа предусматривала создание выборной городской Думы. Выборы в Думу ограничивались имущественным цензом. У кого не было недвижимого имущества, его не могли избрать в Думу (рабочие, врачи, учителя). Городские Думы отвечали за продовольственное снабжение городов, строительство лечебных заведений и школ. При Думах создавались социальные службы, главным образом для оказания адресной помощи нуждающимся.

В 1869 г. Совет «Императорского Человеколюбивого Общества» констатирует: «За всем, что делает Императорское Человеколюбивое Общество, оно однако же осознает, что дальнейшее осуществление и развитие задач истинной филантропии возможно только при единодушных совокупных усилиях всех существующих в России под разными наименованиями благотворительных учреждений и что для этого необходимо установление между ними правильных отношений и взаимодействия». С этой целью Обществом были сделаны определенные шаги для совместного взаимодействия с территориальными благотворительными обществами.

Однако эта тенденция сближения всех благотворительных организаций в России была осуществлена на основе централизации и координации деятельности лишь к концу Х1Х века. По этому поводу известный экономист Густав Шмоллер писал: «Современная благотворительность может быть охарактеризована как крупный экономический и правовой институт, представляющий собой совокупность частью государственных, частью общественных учреждений, имеющих целью предохранить обедневших людей от крайней нужды посредством вспомоществований, не требуя ничего взамен последним. Помощь – нравственная обязанность общества».

Справедливость этого высказывания можно проиллюстрировать статистическими данными, опубликованными в 1899 г. Императорским Человеколюбивым Обществом в виде отчета о своей деятельности за истекший год. Этот отчет представлял собой фолиант из 1700 страниц, где были учтены благотворительные мероприятия общества и его филиалов в 93 городах, уездах и губерниях. Развитой системой благотворительной деятельности отличались не только Петербург и Москва, но все крупнейшие города России. Внушительны средства благотворительного общества, составившие к концу 1899 г.: 250 776 370 рублей капитала, 1 109 520 рублей пожертвований, более 7, 5 млн. рублей поступлений. Было выплачено пособий более чем 2 млн. рублей и оказана помощь 1 164 754 человекам.

Анализируя материалы этого отчета, можно прийти к выводу, что в России процесс феминизации имел свои особенности, так как женщины в системе благотворительности заняли почти все ключевые позиции. В России тогда существовало большое число женских обществ, представляющих широкое поле деятельности любой феминизированной даме. Например, Женское патриотическое общество, контролировало деятельность школ-интернатов, домов для престарелых, приютов. Главной целью работы в этих заведениях это общество видело в призрении «детей обоего пола без различия звания, вероисповедания, сословия и происхождения, доставление им религиозно-нравственного воспитания, первоначального и профессионального образования и приготовление их к самостоятельному и производительному труду». Не многие современные детские дома могут так четко сформулировать конкретную программу своей деятельности.

При «Императорском Человеколюбивом Обществе» издавался специальный журнал, на страницах которого освещался передовой опыт, шел обмен методиками работы. Это был один из первых профессиональных журналов по социальной работе.

Значительный вклад в теорию социального воспитания в России сделали революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они выступали против сословной и классической школы, против ранней профессионализации и за равноправие женщин в образовании. По их мнению, новый человек должен быть патриотом, близким к народу, обладать единством мыслей, слов и действий. Дети должны поступать правильно, не боясь наказания, а руководствуясь преданности «добру и правде».

В Работе «О значении авторитета в воспитании» Н.А. Добролюбов писал о необходимости учитывать законы развития ребенка. В русской семье, отмечал он, господствует авторитет подавления, превращающий ребенка в «вещь», которой не положено думать. В школе свобода и самостоятельность не отменяет, а предполагает организацию обучения, направляемую учителем, то есть учитель должен быть авторитетным. Н.А. Добролюбов был убежден, если относиться с любовью к ребенку, то можно обойтись без наказаний. Ребенок должен знать себя, любить правду и уметь стоять за нее.

Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.) писал, что «злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка ли нравственного воспитания, или от ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду». Только улучшение социальных условий народа, считал Н.Г. Чернышевский, сможет повлиять на улучшение его нравов.

Благотворительные женские организации вели работу с семьями заключенных, ходатайствовали об обеспечении освобожденных из тюрем, помещали детей из неблагополучных семей в приюты. Несовершеннолетние, освобожденные из мест заключения, получали убежище, питание, их снабжали одеждой, заботились о дальнейшем устройстве. Таким образом, складывалась судебная социальная работа, появившаяся в Европе только в 50-х годах Х1Х века.

В этот период действовал принцип милосердной и сострадающей помощи со стороны интеллигенции в образовании и просвещении. Был создан идеал народной школы, близкой к крестьянскому быту, хорошо укомплектованной наглядными пособиями и книгами. Главными подходами были: практическая направленность, культуросообразность, реализм и гуманизм целей, а также гражданско-патриотическая направленность.

С 1859 по 1864 гг. функционировали воскресные школы для взрослых: Киевская школа профессора П.В. Павлова, Петербургская воскресная школа М.С. Шпилевской, Харьковская женская воскресная школа Х.Д. Алчевской.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.147 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь