Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная работа в Западной Европе
Социальная работа в Западной Европе была связана с социальным движением и, особенно, с развитием феминистических идей в ряде стран. «Матери-основатели» социальной работы рассматривали зарождающуюся профессию не только как рычаг социальных реформ, но и как инструмент эмансипации женщин. В 1920-30-е г. расширяются международные связи специалистов и организаторов социальной работы. Вторая Мировая война нарушила планы и международные связи в области социальной работы и эта деятельность замирает до 1945 г. Возобновившись, социальная работа наполняется американскими методами и подходами в оказании социальной помощи населению. В Европе работа с индивидуумом, группой и общиной называлась американской классической триадой. Однако в Европе активно идет поиск своих подходов к организации социальной работы. Особенно это проявилось при критическом осмыслении индивидуалистической направленности социальной работы, которая господствовала в США. В каждой европейской стране социальная работа была построена с учетом своих особенностей, поэтому мы рассмотрим специфику ее становления и развития в Великобритании. Еще в начале ХVII в. английский философ Френсис Бэкон категорически настаивал, что «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями, и не только тогда, когда облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но и когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть легкой и спокойной». Это философское рассуждение подтолкнуло создание специализированных приютов для умирающих. В середине ХIХ в. в Дублине был основан монашеский орден сестер милосердия, главной задачей которого была забота об умирающих. В 1891 г. банкир и филантроп Уильям Хор основал старейший в Англии хоспис Тринити, в котором ухаживали за больными раком в последней стадии заболевания. В 1967 г. был построен первый хоспис современного типа – приют Святого Христофора. Создателем этого приюта была баронесса Сесилия Сондерс – медсестра, врач, филантроп. Она учила людей тому, что сострадание вместе с медициной может утешить обреченных и примирить их с неизбежной смертью – тогда они принимают ее спокойно и с достоинством. Хоспис Святого Христофора ежегодно принимал 800 пациентов при 200 сотрудников на полной ставке и 250 занятых частью времени на добровольных началах. Годовые затраты составляли около 2, 5 млн. фунтов, из которых лишь треть финансировалась государственной социальной защитой. Остальные средства собирались за счет пожертвований. В штат сотрудников британских хосписов входят врачи, медсестры, социальные работники, специалисты по терапии, психологи и священники. Они занимаются как медицинскими, так и духовными нуждами умирающих и их близких. Кроме новейших препаратов и лекарств используется иглоукалывание, массаж, ароматическая терапия и другие методы обезболивания. Учебный центр хосписа проводит один восьминедельный и три шестинедельных многопрофильных курсов для врачей и медсестер. Сейчас в Англии действует свыше 150 таких учреждений – хосписов. С именем Октавии Хилл в социальной службе Великобритании связаны многие начинания: работа в сеттльменте, первые подходы к проблемам девиантных групп, организация Общества благотворительных организаций. Один из ее современников К. Маурис в своих воспоминаниях писал: «Она знала о мужчине больше того, что он пьяница, и о женщине, что она из больной жизни. Она знала, что сказать и как вселять надежду в их жизнь. И все ее жизненные планы были связаны с ними, с их обучением и мобилизацией. И мы, вспоминая ее, возвращаемся с истиной, надеждой в нашу жизнь для каждого человека». Священник Уильям Бут начал серию евангелистских встреч в лондонском Ист-Энде. Он беседовал с людьми, пытаясь проникнуть в суть их проблем, знать о них все и помочь каждому человеку не терять власть над собой. Уильям Бут и его последователи знали, где живут эти люди: воры, проститутки, мошенники и пьяницы. Они знали, как им помочь, знали, как их удержать от дальнейшего падения. В августе 1878 г. был утвержден устав благотворительной христианской организации – «Армии спасения». С 1881 по 1885 г. под влиянием У. Бута изменили свой образ жизни около 250 000 человек. В первой половине 1880-х гг. деятельность «Армии» разворачивается в США, Канаде, Австрии, Франции, Индии, Южной Африке – более чем в 90 странах мира с координацией в международном штабе из Лондона. В 1899 г. «Армия спасения» была зарегистрирована в Нью-Йорке как религиозная и благотворительная организация со следующими целями: -духовное, моральное и физическое преобразование рабочего класса; -перерождение злобных, преступных, распутных и опустившихся; -посещение бедных и больных; -проповедь христианства посредством открытых и закрытых собраний. Уильям Бут разработал программу социальной помощи, в основу которой был положен принцип ее оказания без различия рас, вероисповедания и политических убеждений и без требования подчинения «Армии». В программе названы пять основных направлений работы: трудовая занятость, здравоохранение, развитие районов, спасательные службы во время катастроф и бедствий, обучение местного персонала. В своей работе «Армия» использует следующие формы: - создание центров по трудовой реабилитации наркоманов и алкоголиков, бесплатных временных приютов для людей, оказавшихся в стесненном финансовом положении, детских домов и центров дневного ухода за детьми, молодежных корпус-центров, реабилитационных центров для бывших заключенных и жертв преступлений, общежитий для одиноких женщин, имеющих низкий уровень доходов; - раздача уличных обедов нуждающимся, пожилым и бездомным, организация благотворительных столовых в районах катастроф и стихийных бедствий, снабжение неимущих дешевым жильем и организация лагерей для взрослых, доставка горячего питания инвалидам, не выходящим из дома; - организация врачебного ухода за больными и немощными людьми, родильных домом, оказание поликлинической помощи, предоставление услуг по усыновлению и воспитанию детей; - консультационная помощь в вопросах брака, отношений между родителями и детьми, по проблемам подростков, матерей-одиночек и безработных; - поиск пропавших без вести и работа в армии (через организацию клубов Красного щита). Деятельность «Армии» построена по армейскому образцу: во главе – генерал, избираемый Высшим Советом, состоящим из комиссаров и командующих территориями в ранге полковников; в общинных центрах – корпусах работают офицеры; солдаты «Армии» вступают в нее после подписания «Соглашения о войне». Подготовка офицеров осуществляется в специальных школах (в США есть 4 школы: в Суфферне, Чикаго, Атланте и Ранчо Палос Вердесе). Каждый офицер дает обет «заботиться о бедных, кормить голодных, одевать нагих, любить забытых и быть другом тому, у кого нет друзей». Главная цель «Армии» побуждать людей найти правильные взаимоотношения с Богом через спасение, которое они могут найти во Христе. Слово «Армия» означает, что она постоянно сражается с силами зла, а основным средством этой борьбы является благотворительность. В 1903 г. Общество благотворительных организаций основало собственную школу социальной работы – Школу социологии. Впоследствии, в 1912 г., после объединения с Лондонской школой экономики и на их базе был образован Департамент социальных наук и управления. Именно с этого года начинается целенаправленная подготовка кадров социальной практической деятельности. Необходимость профессии «социальный работник» обострилась в связи с крушением идеи создания государства всеобщего благоденствия. Идея не прошла, усилий государства мало, нужны усилия профессионалов. На социального работника в 1950-60-е годы возлагаются функции работы с «индивидуальным случаем». Возникла необходимость, чтобы социальный работник был координатором усилий государства, конкретных социальных работников и разнообразных социальных учреждений. В 1950-1960-е гг. профессиональная ассоциация осуществляет лицензирование курсов социальной работы и дипломов. Социальная работа в те годы начинает изучаться в университетах. В 1971 г. издается в Англии «Закон о социальных службах при местных органах власти». В результате пересматриваются программы подготовки социальных работников, расширяется система курсов. Центральный совет по обучению и подготовке в области социальной работы ставит своей задачей координацию и управление процессом образования в сфере социальной работы. Совет через публикации, конференции и курсы помогает поднять стандарт образования социальных работников, составляет академические программы и повышает престиж деятельности социальных работников. Иногда Совет критикуют за излишнее теоретическое образование и недостаток практических предметов. Только после 1970 г. в университетах появляются факультеты или школы социальной работы, возникают специальные кафедры. На кафедры устремились непрофессионалы, которые отсеивались по цензу опубликованных исследовательских работ. А преподавателями социальной работы становились высококвалифицированные и опытные работники. Они иногда подрабатывали в социальных агентствах, чтобы потом читать в основном практические курсы по социальной работе. Студенты ценят, когда курсы читают практические работники социальных служб. Особенностью обучения социальных работников в Англии – обучение в небольших семинарских группах по 4-10 человек, часто - в индивидуальном порядке. Очень ценится система индивидуального наставничества (тьютеры). В процессе обучения используются экспериментальные методики, ролевые игры, аудиовизуальные материалы (например, как проводить опрос). По окончании курса проводятся экзамены без предварительной подготовки, путем письменных отчетов. Студенты после учебы получают сертификат или диплом, а в некоторых университетах – степень магистра. Маргарет Тэтчер премьер-министр Великобритании (с 1975г.) поставила вопрос о сокращении государственной помощи социальному обеспечению и рекомендовала делать упор на семью и соседей, на поощрение частных и коммерческих организаций в деле социального обеспечения. При ее правлении ценность и необходимость социальной работы подвергается сомнению, так как она оторвалась от общественных организаций, и поддерживается старой профессиональной элитой. В Англии неоднократно вставал вопрос: «Может ли социальная работа выжить? ». В настоящее время (после 1982 г.) ситуация в области социальной работы и профессиональной подготовки изменилась. Нужны новые подходы в социальном взаимодействии. Ставится задача перенести акцент с привычных методов индивидуального патронажа и консультирования на разработку методических рекомендаций по работе в социуме. Отсюда следует, что задачи социальных служб заключаются в более эффективной работе по проблемам безработицы, которая разрушает семью, личность и социум; по демографическим проблемам; по проблемам групп социального риска и т.д. Однако практика жизни такова, что большинство социальных работников работают в организациях местных властей, в «микрорайонных бригадах» по найму, в службе надзора, в добровольно-частных организациях, например, уход за престарелыми на дому. Работа с молодежью не входит в обязанности социальной службы в Англии. С молодежью работают местные отделы народного образования. «Комьюнити-работники» работают по найму в местных органах. Учатся такие работники на одно-двухгодичных курсах (1970 г.) в университетах. Чаще всего это курсы патронажа (уход за детьми, работа с правонарушителями или даже работа с психическими больными). В Англии в каждом городе есть «гражданское бюро советов», где разные люди могут получить ответы на самые незначительные, серьезные, трагические и другие вопросы. Вопросы разбираются строго конфиденциально и бесплатно. Бюро – самостоятельная организация, не зависящая ни от местных, ни от других инстанций. Работают в нем добровольцы (90% работают бесплатно и неполный рабочий день). Финансы к ним поступают из местных и государственных средств. Их кредо: «Мы заботимся о том, чтобы граждане не страдали от незнания своих прав и обязанностей, от недостатка информации относительно имеющихся видов услуг или неумения должным образом рассказать о своих нуждах». Работники бюро рассказывают о пособиях, о налогообложении, задолжностях, помогают заполнению различных анкет и т.д. В бюро работают специалисты, вышедшие на пенсию, матери, у которых выросли дети. В бюро работают на «телефоне-справке» – «телефоне доверия». Особенности проблем социальной работы во Франции. Особенностью социальной работы во Франции было то, что в этой стране активную роль в практической социальной политике играло женское движение. Еще в 1907 г. Мария Гахери открыла Школу социального обучения и тем самым положила начало профессиональной деятельности в области социальной работы. Постепенно такие школы были созданы по всей Франции. Школы социального обучения часто создавались непосредственно на «объекте помощи». Так, в 1917 г. в Париже была открыта женская школа социальной работы на фабрике. По окончании курса, получив диплом, женщины-помощники должны были заботиться о моральном и физическом здоровье работниц фабрики. Со времен Людовика ХIV церковь была помощником в деле государственной благотворительности и принимала активное участие в создании школ социальной работы. В 1911 г. открывается социальная школа при непосредственном участии католической церкви. В 1913 г. пастор Донмегью основал профессиональную школу социальной службы. Но только в 1932 г. государство официально утвердило статус социального работника и профессиональный диплом социальной службы. С 1945 г. во Франции произошли радикальные перемены. В практику начинает внедряться американская модель социальной работы. В настоящее время французская модель социальной работы – это разветвленная сеть оказания помощи различным слоям населения. Профессия социального работника пользуется популярностью у молодежи, которая во Франции имеет наиболее благоприятные перспективы в вопросах трудоустройства. Например, безработица среди социальных работников составляет всего 1, 6% от общего числа трудоспособной молодежи. Надо заметить, что профессии во Франции, связанные с социальной работой, делятся на две группы: одни социальные работники трудятся в образовательных учреждениях, а другие – имеют дело с семьями и группами населения, т. е. готовятся по разным программам. В первую группу входят: должностные лица, осуществляющие надзор за условно осужденными; специалисты-эксперты в области образования; преподаватели специальных методов социальной работы; дошкольные преподаватели; персонал в детских садах; медико-психологические помощники и т.д. Во вторую группу входят: помощники социальной службы; советники семьи; социальный аниматор; женщины-домработницы и т.д. К первой группе можно отнести французского педагога, руководителя новой экспериментальной школы Селестина Френе (1896-1966 гг.). В учебном процессе в его школе большое значение придавалось развитию самостоятельности учащихся. В школе была открыта типография, где учащиеся сами помещали «свободные тексты»: рассказы о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т.д. Тексты раскрывали психологические и физические данные ребят, их интересы и стремления. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, так как они навязывают детям волю взрослых, веру в печатное слово. Вместо учебников Френе применял карточки в специальных картотеках. Одним из первых Френе стал заниматься проблемами программированного обучения и предложил оригинальную обучающую машину. Дети с помощью учителя составляли недельный план-график своей учебы. При этом утверждалось, что дети сами изучат тот или иной материал, исходя из своих индивидуальных способностей, определяя его объем и темп изучения. Учитель играл роль «консультанта» и «советчика». В результате такого подхода дети получали несистематизированные знания. Френе был противником «словесного» метода нравственного воспитания, считая, что дети должны сами накапливать жизненный опыт, участвуя в организации школьной жизни. Для этого Френе создал в школе «школьный кооператив» (своеобразный прообраз нашего учкома) для решения хозяйственных, организационных и дисциплинарных вопросов. Решения принимались с помощью голосования. При этом учитель имел право «вето». Полезными для нашего времени являются идеи Френе: -преодоления книжно-вербального характера обучения; -возбуждение интереса детей к школьным занятиям; -становление новых отношений между учителем и учащимися; -использование технических средств обучения. По-видимому, эти достоинства были недостаточно критично оценены в начале 1990-х годов, когда в массовом порядке в России стали открываться школы «по Френе». Несколько позже подобные школы также быстро исчезли из практики российского образования. Хотелось бы обратить внимание слушателей на особенность развития во Франции социо-культурной анимации, которой нет в других странах Европы. Французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960 гг.) в своих произведениях рисует тщетные попытки преодоления отлученности от мира, видит высшее мужество человека в борьбе с бессмысленностью бытия, но и он замечает небольшие сдвиги в сознании современных людей. Он констатировал: «В течение тысячелетий мир был похож на те полотна художников эпохи Возрождения, где одни люди на холодных каменных плитах страдают от пыток, а другие с великолепным безразличием смотрят в даль. Число людей «бесчувственных» было головокружительно огромным по сравнению с числом сочувствующих. История кишела людьми, не сочувствовавшими несчастьям других людей… Сегодня все делают вид, что полны сочувствия. В залах дворца правосудия свидетели внезапно обращают взор в сторону бичуемого». Скорее всего, из сочувствующих людей путем естественного отбора вышли профессиональные социальные работники. Особенно это наглядно видно в социо-культурной анимации, в одном из ее видов – социальной инженерии. Французские социальные работники предложили принципиально новую систему работы в локальных общностях, таких, как район или отдельная община. Там они работают по укреплению межчеловеческих связей, по поддержке ассоциаций жителей, по координации выдвижения лидеров. По их представлениям, аниматор становится «полюсом развития», помогает самоуправлению жителей, направляет их деятельность в борьбе против кого-либо, регулирует взаимоотношения на различных уровнях, подключая к этому органы правосудия, средства массовой информации. В его обязанности входит восстановление жилища и нормальной среды обитания всех жителей района. Практика социокультурной анимации доказала во многих районах Франции свою эффективность. Особенностью работы социального аниматора во Франции является его деятельность в сфере пенитенциарной системы. Социальные работники предложили в колонии для малолетних преступников открыть лицей. По их мнению, находясь в изоляции, подросток не должен отрываться от основ мировой культуры, наоборот, имея достаточное количество «свободного времени», он должен с пользой употребить его для своего духовного развития. Управление социальной работой осуществляется как департаментами областей, так и районными службами. Широкая сеть профессиональных ассоциаций контролирует практическую деятельность социальных работников почти во всех регионах страны. В 1990-е годы во Франции социальная работа переживает определенные трудности. Идет сокращение занятости, давление на заработную плату, рост налогов, дороговизна потребительского кредита. Все это привело к сокращению сбережений, а затем и личного потребления населения. Увеличивающиеся выплаты из фондов социального страхования резко усилили их дефицит. Предметом беспокойства правительства оставался нарастающий дефицит системы социального обеспечения, включающий медицинское и пенсионное страхование, а также страхование по безработице. В последние годы Франция, как и другие страны Западной Европы, столкнулась с необходимостью реформирования системы социальной защиты, которая отягощена крупным и постоянным дефицитом и поэтому все дороже становится национальной экономике. Таким образом, мы видим, что социальная работа во Франции имеет общие подходы и тенденции развития, но и содержит специфические особенности функционирования и взаимодействия с различными категориями населения. В отличие от США, Англии и Франции в Германии достаточно долго длился период становления социальной работы. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), характеризуя германский менталитет, писал: «В Германии, как ни в одной другой стране, любая новая мысль сразу же делается всеобщим достоянием, идолом дня». Наверное, это так и есть, так как люди, далекие от общественной деятельности, начинают заниматься благотворительностью почти на профессиональном уровне. В 1836 г. в городе Кайзерверте пастор Флиндер основал женскую службу, где сестры были под именем «диаконисс». Эти женщины работали сестрами милосердия при госпиталях. В Гамбурге ученый, политический экономист Бюш и купец Фохт создают систему общественной помощи бедным, основанную на принципе индивидуальной поддержки. В их «команде» насчитывалось 18 добровольных помощников, однако для 100 000 населения Гамбурга этого было недостаточно и в конце концов эта система прекратила свое существование. Но дело социальной благотворительности нельзя было остановить. И в городе Эльберфельде в 1852 г. была внедрена принципиально новая система социального обеспечения. Помощь согласно этой системе оказывалась лишь тому, кто не мог самостоятельно обеспечить свое сносное существование. Данная система предполагала индивидуальный подход при оказании помощи и предварительное обследование нуждающихся. Из городской казны были выделены определенные средства, весь город был разбит на 31 округ, в которых было 434 попечителя. Каждый попечитель имел 5-6 подопечных. Лица, попавшие в списки нуждающихся в помощи, делились на категории: способные трудиться и неработоспособные. Способные работать люди получали пособие для трудоустройства, а нетрудоспособные получали материальную помощь, размеры которой превышали пособие по безработице. Еженедельное пособие семье составляло 12 марок, общее число получающих пособия составляло 8 688 человек, или 6, 48% от общего числа жителей Эльберфельда. Такой подход обеспечил, с одной стороны, целенаправленную помощь действительно нуждающимся, с другой стороны, были предприняты меры против тунеядства и различных видов социальной девиации. Многие города Германии поддержали эту форму социального обеспечения. К концу века в Германии складывается система социального обеспечения, которым было охвачено 1 592 386 человек или 3, 4% населения. Сумма помощи составляла 90 млн. марок. Начало обучению социальных работников в Германии было положено Жаннет Шверин, открывшей в 1893 г. «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы». В 1905 г. протестантская церковь в Ганновере создает женскую школу по социальному обеспечению. Проблемы социального воспитания в Германии были связаны с именем немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854-1932 гг.) – теоретика трудовой школы и гражданского воспитания. Свои взгляды он изложил в книгах: «Профессиональное воспитание немецкого юношества»(1901 г.) и «Понятие гражданского воспитания» (1909 г.). Целью народной школы, по теории гражданского воспитания должно быть не всестороннее развитие детей, а лишь последовательное приучение их к прилежанию, добросовестной высококачественной работе, выработка у детей трудящихся привычки к безусловному послушанию и подчинению авторитету. Эти качества наилучшим способом формирует народная школа и армия, через которые проходит подавляющая масса народа. В школе нужно сообщать минимум знаний, но максимум навыков трудолюбия, способностей и наслаждений в результате труда. В народных школах (8-летки) Мюнхена в учебных планах Г. Киршенштейнер большое место уделял математике, естествознанию и рисованию, способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий. Разработал он также вопросы организации и методики ручного труда учащихся при мастерской, в саду, на школьной кухне и т.д. Народная школа не готовила к поступлению в гимназии и реальные училища, то есть была тупиковой в области образования. Перед первой мировой войной в Германии существовало течение, которое получило название «экзистенциализм» (от лат.- существование). В настоящее время идеи экзистенциализма имеют широкое хождение во Франции и ФРГ. В центре внимания этого течения стоят вопросы о смысле жизни, о месте и роли человека в обществе, о личной ответственности за выбор жизненных путей. Для экзистенциализма характерно ограничение разума в познании, опора на индивидуализм, иррационализм (озарение, инстинкт, воображение, интуиция, воля и волюнтаризм) и пессимизм. Человек в этой теории – изолированный, одинокий индивид, выступающий против непостижимых внешних сил, не видит перспектив в своей жизни. Само существование человека – бессмысленно. По мнению Карла Роджерса «человек в обществе – пассажир, а не шофер. Один правит, а все остальные трясутся». Отсюда экзистенциализм стоит за «абсолютную свободу личности», свободу его воли, критикует любой государственный строй, развивает «бунтарские» настроения и рекомендует человеку: «Бери все от жизни! ». Прямого выхода в школьную практику эта теория не имеет, однако приверженцы ее считают, что предвидеть результаты воспитания чрезвычайно трудно и делают вывод о том, что ученик должен сам определять цели своего образования без участия учителя. Процесс обучения должен быть строго индивидуальным, поэтому прочь расписания, звонки, отметки, поощрения, так как все это заставляет учеников делать то, чего они не хотят. Экзистенциалисты предлагают свести к минимуму все формы коллективных занятий учащихся. Сильной стороной экзистенциализма в школе – индивидуальный подход в обучении, эстетическое и эмоциональное воспитание, которое эта теория связывает с воспитанием глубокой набожности. Многие идеи экзистенциализма просматриваются во взглядах и практической деятельности немецкого педагога Рудольфа Штейнера (1861-1925 гг.). Цель его педагогики звучит привлекательно: воспитать гармоничного человека в мыслях, чувствах и воле. Впоследствии идеи Р. Штейнера были объединены под названием «Вольдорфская школа» и широко использовались в 1990-х годах в России. Особенностью такой школы было то, что один учитель обучает всем предметам в течение 8 лет. Учитель в этом случае показывает пример ориентировки в разных отраслях знаний. Р. Штейнер считал, если в школе на каждый предмет есть один учитель, то это воспитывает поклонение авторитету и неспособность самостоятельно мыслить. Расписание в Вольдорфской школе скользящее: главный урок идет 1 месяц по гуманитарному или естественному предмету (литература, история, математика, география и т.д.). После этого отдельные предметы проходят углубленно по 3-4 недели. Через несколько месяцев повторяют пройденный материал. Все обучение ведется без книг – они лишь помощь в учебе. Считается, что при этом познание идет наиболее продуктивно и творчески. С первого класса в школе изучают по два иностранных языка. Учитель читает стихи, поет песни и играет с детьми на изучаемом языке, играет роль ведьмы, задающей сложные вопросы, хитрой лисой, волшебником. В середине дня ученики активизируют речь, занимаются музыкой и эвритмией, когда речь и музыка соединяется с движением. В начальных классах дети играют на струнных инструментах, а более старшие – на флейте. Как показывает опыт, идеи Вольдорфской школы частично применяются в России с более широким использованием российского опыта образования. Истинным реформатором в области подготовки социальных работников в 1908 г. становится Алиса Соломон. Она открывает первую двухгодичную школу социальной работы в Берлине, определяет цели и задачи подготовки, которые стали методологическим ориентиром в системе подготовки работников социальных служб Германии и в других государствах на целые десятилетия. Алиса Соломон писала: «Итак, не меньше, чем наука, но и нечто иное наряду с наукой необходимо исследовать и преподавать. Метод не должен быть нацелен на чистое познание и передачу знания, он должен возбуждать жажду знания и познания для решения практических задач. Эта внутренняя установка является решающей для характера высшего образования в образовательных учреждениях». Она же в 1928-29 гг. организовала Международную ассоциацию школ социальной работы. Также как и в других странах, школы социальной работы в Германии развивались в тесной связи со службами социального обеспечения. Но в Германии в отличие от других стран существовали трения этих школ с церковью по поводу распространения влияния в этой сфере. Первая мировая война сняла эти «профессиональные» противоречия. Особенность социальной работы в Германии заключалась в том, что это была чисто женская профессия, хотя после Второй Мировой войны ситуация несколько изменилась. Женщины «разрешили» мужчинам не только обучаться, но и даже преподавать им. Говоря о мужском разуме, Мишель Монтень отмечал: «Наш разум – опасный, подвижный и отважный инструмент». Наверное, отсутствие этого мужского инструмента мешало развитию социальной работы и социальной педагогики в Германии. На примере Германии видно, что социальная работа и социальная педагогика – два направления одной деятельности. Эти два направления постепенно стали интегрироваться в единую парадигму социальной помощи. И еще, именно на рубеже 1970-х годов программы социальной работы были интегрированы в систему высшего образования. Финансовая сторона в деятельности социального работника играет существенную роль. Деньги на социальные нужды в ФРГ можно получить главным образом в учреждениях, финансирующих социальные услуги, от государства, от церковных общин, фондов социального страхования, от общественных организаций, от предприятий и профсоюзных касс взаимопомощи, централизованно от церкви, из многочисленных фондов и учреждений, служащих социальным целям. Кроме того, есть и другие источники финансирования: больничные кассы (обеспечение по болезни), страхование от несчастных случаев, пенсионное обеспечение, а также кредитные учреждения, например банки, гарантирующие, так называемые, социальные кредиты. Социальный работник в ФРГ обязан хорошо знать и уметь пользоваться всеми источниками социального финансирования. На начало 1990-х годов социальной работой в ФРГ занималось более 6000 служб и организаций, годовой оборот этих учреждений составлял 50 млрд. немецких марок. Здесь работали более 700 000 штатных сотрудников и 15 млн. человек привлекались к работе в качестве добровольцев. Сюда же можно отнести 410 000 учреждений самопомощи, которые финансировались частично из бюджета упомянутых учреждений, а частично из других источников. В ФРГ на социальные цели в 1994 г. выделялось на человека около 13 000 немецких марок в год (для сравнения – в 1960 г. на эти цели шло около 1200 немецких марок). Профессиональные социальные работники работают в различных социальных службах. Вот один из примеров этой работы. По свидетельству немецких специалистов, ежегодно бросает школу 10-15% старшеклассников. В результате формируются специалисты низкой квалификации, казна недополучает налоги, увеличиваются расходы на программы социального обеспечения и помощи безработным. Изучив американский опыт «Школа как город», в Германии создали свой проект «Город как школа – Берлин». Основная идея этой модели состоит в замене абстрактной учебы в классных кабинетах практическим опытом учащихся в реальных условиях. Учащиеся отправляются из школы в город, где они объединяются по специальной индивидуальной программе в различные группы и интегрируются в организации и учреждения города. Например, родной язык они изучают в редакциях газет, литературу – в книжных магазинах, историю – в музеях, приготовление пищи – в ресторанах и т.д. Кроме того, молодежь в возрасте от 16 до 25 лет может отработать добровольцами от 6-ти месяцев и до года в социальных учреждениях благотворительности, в консультациях по делам молодежи, семьи и по вопросам здравоохранения, в лечебных учреждениях, в домах престарелых, детских домах, детских дневных заведениях и домах отдыха. Эта работа является для них профориентацией на профессию социального работника. Социальные работники по этому проекту помогают молодым людям в планировании работы, в установлении связей с другими социальными институтами и с родителями. Данный проект показал свою жизнеспособность и был рекомендован Европейскому сообществу. Он был интегрирован в проект «Интернациональная сеть производственных школ в Европе». В заключении необходимо отметить, что все сферы социальной работы в Европейских странах строго защищены законом и невыполнение их влечет за собой уголовную ответственность и другие меры наказания, штрафы и более легкие порицания с занесением в банк данных полиции нравов. Представляется, что Российской Федерации стоит равняться на те страны, у которых можно взять что-то лучшее в сфере организации социальной работы.
ВЫВОДЫ: – период социальной работы характеризуется крупномасштабными социально-экономическими реформами; – развитие социальной работы связано с активизацией международного женского движения за свои права в обществе; – в этот период организуется сеть профессиональных заведений, ориентированных на подготовку практических работников по оказанию социальной помощи различным слоям и группам населения; – социальная работа как вид профессиональной подготовки интегрируется в структуру высшего образования; – происходит взаимосвязь социальной работы с другими областями знаний: психология, экономика, социология и др.; – формируются основные области социальной помощи: семейное и детское благополучие, психиатрическая социальная работа, медицинская, школьная, промышленная, геронтологическая, профессиональная, сельская, судебная и другие виды социальной деятельности; – классические методы социальной работы (индивидуальная, групповая, общинная) были интегрированы в единый комплекс; – социальная работа, школы социальной работы интегрируются в единую международную сеть с профессиональными ассоциациями и штаб-квартирами в разных регионах планеты. Вопросы и задания для повторения: 1.При каких условиях появилась необходимость в социальной работе как виде деятельности? 2. Какие профессиональные заведения были организованы для подготовки социальных работников в разных странах Западной Европы и США? 3. Как социальная работа взаимосвязана с другими областями знаний? 4. Назовите основные виды социальной помощи. 5. В чем особенности Эльберфельдской системы помощи? 6. Назовите основные направления социальной работы в начале ХХ в. 7. Какие модели социальной работы вы знаете? 8.Назовите типы компетентности и социальные установки социального работника. 9. Изготовьте таблицу: «Становление и развитие социальной работы». Темы рефератов: 1.Международное женское движение. 2.Реабилитационная работа (с детьми, инвалидами и т.д.). 3.Психиатрическая социальная помощь. 4.Геронтологическая социальная помощь. 5.Жизнь и деятельность Мери Ричмонд. Основные понятия: Социальная медицина; модели социальной работы; сеттльмент; криминогенность; кейсуорк; социальный диагноз; метод катарсиса; социальное планирование; «здоровое общество»; страхование; государственное вспомоществование; травматизм; черта бедности; жилищные субсидии; шефская работа; волонтеры; группы риска; эмансипация женщин; хоспис; социально-культурная анимация; социальная инженерия; комьюните; супервизия; психоанализ; общество анонимных алкоголиков.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы