Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Костел св. Симеона и Елены



Cобор св. Духа

Кафедральный собор (бывший костел бернардинок) и монастырь по улице Бакунина, заложенные в 1642 г. (достроены в XVIII в.), являются интересными памятниками старого Минска. Костел имеет базиликальный план (23Х18 м). Внутреннее пространство шестью столбами делится на три нефа. Средний неф, как это принято в базиликальных храмах, значительно шире и выше боковых и заканчивается пятигранной апсидой.

Главный, западный, фасад церкви завершается двумя высокими многоярусными башнями, оформленными слоями пилястр, арочными нишами и в верхних ярусах — арочными пролетами. Зажатая между двумя башнями средняя часть решена в виде щита с криволинейным контуром. Архитектура здания имеет выраженный барочный характер

 

Костел Успенский  в Пинске

Францисканский костел Успения был построен на месте храма XVI в. (1712—1730) с включением в кладку сохранившихся фрагментов старых стен. Костел трехнефный. Средний неф, перекрытый цилиндрическими сводами, определяет пространство интерьера: узкие боковые нефы фактически разделены на небольшие секции. На главном фасаде — две башенки, которым отведена скромная роль: основной композиционный акцент перенесен на фигурный щипец, пластика которого увеличена за счет слоистого по контуру филенчатого углубления, занявшего большую часть стены. Декоративный подход к архитектуре фасада продолжается в барочных формах обрамлений, решетке балкона, нишах, карнизах, поясках. Нарядность главного фасада контрастирует с боковым фасадом, выходящим на ул. Ленина, и особенно с апсидой, монументальной и аскетичной в своей декорации.

В целом монастырь, башня-звонница, костел и сопутствующие культовому комплексу постройки занимают квартал между рекой Пиной и главной улицей города и до сегодняшних дней являются одной из художественных достопримечательностей Пинска. Панорама этого ансамбля красиво раскрывается с реки и обширных пространств правобережья.

 

Монастырь бернандинцев со всех сторон примыкает к костелу бернардинцев. Комплекс построен в 1648 году по запросу полковника Стефана Лозки. В 1832 году монастырь ликвидировали, а в 1839 году после пожара монастырский корпус приспособили под больницу.

Церковь св. Николая

Николаевская церковь (1669 г.), расположена к востоку от центра города в районе так называемого Подниколья. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом характеризуется компактностью. В объемной композиции определяющим является восьмигранный барабан с куполом: он, вырастая из средокрестия, сливается с массой храма, сообщая ему устойчивость и массивность.

Выделяется своим ярусным построением и декорацией архитектура главного фасада. Его художественная трактовка, основанная на местных декоративных приемах, отличается оригинальностью. Она далека от архитектуры костела и при определенном родстве с декоративным убранством памятников русского зодчества имеет свои отличительные черты. Одна из них проявилась в членении плоскости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты и декорации. Каждый ярус, при едином принятом мотиве плоских арочных ниш разнообразной величины и пропорции украшен пилястрами или колонками, покрытыми растительным орнаментом.

Декор главного фасада удачно сочетается с интерьером, в котором выделяется резной иконостас. Деревянный иконостас по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз, — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг.

Гродненский Старый замок — исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

 

Собор Софийский

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. В середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли; появились две башни на новом главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.

Одна из особенностей полоцкого Софийского собора — граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем храма был компактным и динамичным.

Софийский собор — первый и еще робкий пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После " Софии", преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы. Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI—XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом.

 

 

Замок в Креве стоит в стороне от главной дороги, возле развилки. С трех сторон окружен домами. Периметр больше, чем 100х100 метров, стены у основания сложены из битого кирпича и камня, выше двух метров — кирпичные. История замка богата событиями. В 1338 году Великий князь Литовский Гедимин посадил в Крево в замке князем своего сына Ольгерда. Это первое упоминание о замке, и эта дата считается официальной датой постройки. После смерти Ольгерда замком овладел Ягайло. Там же, в замке, в подвале задушил своего дядьку Кейстута, посягавшего на власть над Княжеством. А в 1385 году в замке была подписана Ягайлой Кревская уния, объединившая Великое Княжество Литовское и Польшу. В 1443 году замок боем взял Свидригайло. В начале XVI века замок станет основным оборонным пунктом от московских войск, точно так же, как до этого он оборонял Беларусь от тевтонского ордена. К началу XIX века был практически заброшен, а местные жители стали разбирать его по камням. Бытует расхожее мнение, что замок разрушили в годы первой мировой войны, однако это не так. В конце XIX века замок представлял собой практически те же руины, что и сейчас.

Именно в этом замке, в большой башне, в 1382 г. был задушен по приказу своего племянника Ягайло один из князей Великого Княжества Литовского — Кейстут. Сыну последнего, Витовту, в будущем главному " виновнику" победы в Грюнвальдской битве, удалось бежать от двоюродного брата, переодевшись в женское платье.

В 1929 г. проведена консервация руин.

 

Костел св. Симеона и Елены

Этот действующий костел, его еще называют " Красным", памятник архитетуры неоготики с чертами модерна. Построен из красного кирпича в 1908-10 годах по протекции помещика Вайниловича и его жены Олимпии, которые внесли большое пожертвование и построили костел в память о своих умерших детях.

Трехнефовый и трехбашенный храм ассиметричной объемно-пространственной композиции отличается своим декоративным оснащением: колористическое разрешение храма, витражи, люстры из меди. С 1975 года в здании костела разместился республиканский творческий клуб кинемотаграфистов. В 1990 году костел вернули верующим. Он является памятником республиканского значения.

 

Дворец Бутримовича, построенный в 1794 г. на главной улице Пинска, заслуживает особого внимания. Это архитектура переходного типа — от барокко к классицизму с импровизацией канонических форм в отдельных фрагментах и деталях. От барокко в архитектуре дворца осталось построение плана с вогнутыми криволинейными очертаниями угловых частей, овальная форма главного зала, традиционное членение фасада на два яруса, контрастных по своей декоративной обработке. Необычайна трактовка ордера. Так, торцевые фасады оформлены четырьмя сгруппированными попарно колоннами дорического ордера, причем каждая пара сдвинута к середине. В результате этого угловые части антаблемента не опираются на колонны, а выступают.

Дворец симметричен. Три корпуса его образуют парадный двор, раскрытый в сторону Пины. Такое сочетание корпусов привело к усложнению планировки здания в угловых частях и увеличило пластику главного фасада. Средний корпус отведен для парадных помещений, боковые — заняты жилыми комнатами и кабинетами. Центральное место занимает овальный зал, выдвинутый вперед и раскрытый на террасу. Этот фрагмент фасада в виде своеобразного эркера наиболее богато декорирован. Со стороны реки здание представлено небольшим парадным двориком; фасад имеет более интимный характер. Убранство интерьеров дворца в целом барочного характера, но встречаются и элементы архитектуры классицизма. В здании размещается Дворец пионеров и школьников.


Монастырь цистерианцев в г. Мозыре. Этот памятник архитектуры позднего барокко построен в 1743-45 годах в трех км. от Мозыря на правом берегу реки Припять, в так называемой " Ангельской долине". Включает в себя костел Михаила и жилой корпус. В 1883 году монастырь закрыли, а через пять лет передали православным. В 1893-94 годах костел реконструировали под церковь, пристроив деревянную колокольню. Сейчас в монастыре расположен музей училища.

 

Новый замок Гродненский дворец

Нового замка — бывший королевский дворец — построен в 40—50-х годах XVIII века королем Августом III по проекту дрезденских архитекторов Матеуша Даниеля Пепельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля. В 1789 году реконструировался архитектором Дж.Сака. Использовался как место заседаний Генеральных сеймов Речи Посполитой, как замок Станислава Августа Понятовского. Дворецком буквой П, с обширным парадным двором и главным корпус расположен по соседству со Старым замом в глубине. Оба замка — Старый и Новый — связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красотой и легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. После восстановления и реконструкции в нем разместился Гродненский обком КПБ.

 


Коллегиум иезуитов в Пинске

Комплекс иезуитского коллегиума и костела занимал головное место в ансамбле исторического центра. Корпус коллегиума был построен в 1631 г. Протяженным фасадом он ориентирован на площадь Ленина (бывшая Торговая), коротким — на реку. Угол корпуса закреплен массивной шестигранной жилой башней, которая являлась своеобразным контрфорсом и, очевидно, при необходимости несла оборонные функции. В трех этажах коллегиума были собраны многочисленные служебные и жилые помещения, традиционные для построек этого типа. В архитектуре фасадов прослеживаются черты ренессанса (в декоре окон и простенков) и барокко (в крыше с фигурным фронтоном и волютными завершениями). Корпус коллегиума хорошо сохранился, и в настоящее время в нем размещены административные и общественные организации.

Костел иезуитов (1635 г.) был сожжен во время последней войны и при реконструкции центральной площади города разобран. В прошлом же он замыкал перспективу главной улицы Пинска и был центром старой части города. Архитектура барочного костела характеризовалась нарядностью внешнего облика: боковые пристройки головной части завершались полукружиями стен с арочными проемами.


Церковь св. ангела Михаила в г. Мозыре Православная Михайловская деревянная церковь 2-го класса построена в 1830 году за счет казны. Церковь обслуживала 959 прихожан мужского и 939 женского пола имела пахоты и сеножати до 400 десятин. К ней с 1841 года относился бывший бернандинский каменный костел, Лазаренская кладбищенская церковь, Николаевская деревянная, построенная в 1837 году и Сидельничесвая. В 1831-32 годах монастырь был упразднен, а костел закрыт. В 1839 году в Мозыре, во время большого пожара сгорела деревянная Свято-Михайловская соборная православная церковь. Во время этого пожара сгорел и закрытый костел бернандинского монастыря. В 1851 году была составлена смета на перестройку костела в православную церковь, однако, впоследствии того, что, находясь длительное время без крыши, здание сильно пострадало и разрушилось, ассигнованной на перестройку суммы оказалось не достаточно и работа не началась. Только после многих лет переписки с заинтересованными сторонами к работам наконец приступили в 1864 году.


Костел св. Станислава

В центре Могилева расположено большое каменное здание с массивным портиком на главном фасаде — бывший кафедральный костел Станислава, построенный в середине XVIII в. Здание компактное, прямоугольное, шесть столбов, внутри него образуют пространства трех нефов. Такая планировочная схема не была новой, она почти традиционна для культового строительства того времени. Главный фасад здания параден и пластичен. Основой его композиции является большой — на всю ширину и высоту средней части — четырехколонный портик ионического ордера. Фланкирующие башни дополняют фасад, придавая ему законченность и выразительность. Горизонтальной тягой, имеющей большой вынос, фасад как бы делится на две неравные части: на нижнюю двухэтажную и верхнюю аттиковую. Обе части украшены пилястрами. Декоративное оформление интерьера носит барочный характер. Цилиндрические своды среднего нефа покрыты фресками, имеющими большую художественную ценность.

Борисоглебская (Коложская) церковь

Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

 

Костел св. Варвары

Памятник архитектуры эклектики. Первоначально был построен в 1785 г. на католическом кладбище, вдоль дороги Витебск-Городок. В 1884 г. костел был перестроен в трехнефную базилику. Во время Великой Отечественной войны здание и ограждение были частично разрушены. В 1990 г. реставрирован костел, каплица и ограждение. Является памятником республиканского значения.

 

Церковь св. Петра и Павла

Екатерининская церковь (до 1795 г. — Петропавловская церковь) расположена на углу улиц Немиги и Островского. Была построена в 1613 г. на средства православного братства. План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них завершен граненой апсидой. Главный фасад фланкируется по углам башнями. Такой прием был традиционным в Беларуси при сооружении церквей, приспособленных для оборонительных функций. При реконструкции храма в 70-х годах прошлого века фасады его были изменены, построены новые трехъярусные башни-колокольни и купол над средним нефом (разобран в XIX в.). Сейчас Екатерининская церковь реставрирована, башни ее получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек.

Дворец Сапегов

Перестройка разрушенного замка в дворцовый ансамбль связана с именем Яна Самуэля Беккера, придворного архитектора Сапеги. Комплекс был задуман как сочетание главного и двух вспомогательных корпусов, объединенных мощной аркадой монументальных въездных ворот-брам между флигелями. Общий барочный характер архитектуры переплетается с элементами классицизма, проникшими в белорусское зодчество с 70-х годов XVIII в. Планировочное построение ансамбля имеет выраженный симметричный характер. В замкнутом пространстве обширного парадного двора (его площадь около 1, 5 га) центральное место отведено под главный корпус. Он представляет собой сочетание двух объемов разной величины, в большем из которых сосредоточены зал, вестибюль и парадная лестница. Расположение главных и более высоких помещений в бельэтаже обусловило основное членение фасада на цоколь, парадный этаж и верхний полуэтаж, объединенные общим коринфским ордером. Нарастающая к центру декорация фасада подчеркивает главенствующее значение его средней части, а применение спаренных колонн и раскрепованных карнизов еще более увеличивает ее пластику. Окна дворца богато оформлены, скульптурные детали изящно прорисованы.

 

Бобруйская крепость

Бобруйская крепость была заложена по указу Александра I от 16 июня 1810 г. Это решение определилось осложнением внешнеполитической обстановки и необходимостью защиты западной границы страны. Опирающаяся на водный рубеж — реку Березину, крепость должна была прикрыть стратегически важное направление внутрь России. Руководство строительством на первом этапе было поручено инженеру-капитану Ф. Норбуту.

Крепость была построена на месте старого ядра города. Уже в 1811 г. все жители были переселены в четыре форштата — Минский, Слуцкий, Паричский и Березинский, которые веером примкнули к крепости. Направления всех основных улиц фокусировались на крепость, а поперечные полукольцевые направления повторяли исторически сложившийся рисунок плана города в виде полуовала, опирающегося на реку. Градостроительная преемственность здесь очевидна. Исключением является сама крепость, отделенная от города зоной, свободной от застройки, и получившая автономную систему планировки и застройки.

 

Церковь Александра Невского

Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Построена в 1898 году на Военном кладбище, как храм-памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В церкви есть мемориальная доска с именами воинов-белорусов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка, которые погибли под Плевной (Болгария). Богатую пластику фассадам церкви придают аркатурные пояса, сложные декоративные арочки, розетки, орнаментальный фриз.

Это действующая церковь, памятник республиканского значения.

Дворец Пусловских, выстроенный в стиле романтизма, находится в урочище Меречёвщина — в 1.5 км от Коссово.

Был сожжен в 1943 г. партизанами. Горел 10 дней.

Коссово — город, расположенный недалеко от районного центра Ивацевичи, известен памятником архитектуры — дворцом Пусловских. Дворец этот был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком.

В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.

Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Во время последней войны дворец сгорел, но и поныне он впечатляет своими размерами и экзотикой декоративных элементов.

Быховский замок представлял собой дворцово-замковый ансамбль в стиле барокко с отдельными фрагментами, свойственными архитектуре ренессанса (аркадная галерея главного корпуса со стороны внутреннего двора). Комплекс зданий был воздвигнут в начале XVII в. и перестроен частично, обнесен земляными валами и отделен от города рвами и водой во второй половине XVII—XVIII в. Следы этих укреплений сохранились до сегодняшних дней.

Замок складывался из нескольких зданий, образующих в плане замкнутый комплекс неправильной четырехугольной формы. Главный корпус своей архитектурой мало отличается от дворцового здания. В нем размещались парадные залы и комнаты, вход в которые вел через галерею. Основные залы и жилые покои владельца находились на втором этаже. Середина главного корпуса со стороны внешнего фасада была отмечена высокой дозорной башней. Внутренний дворцовый фасад представлялся двухъярусной аркадой. Кроме дворцовой постройки в комплекс входили казармы и граненые оборонные башни, выступающие в трех углах замка.

Костел Благовещенский

Бригитский костел и монастырь — архитектурный памятник барокко. Построен в первой половине XVII в. Интересен организацией генерального плана с вынесением костела на перекресток двух значительных улиц города. Угловые башенки и изящные брамы монастырских стен усиливают художественное восприятие комплекса среди затесненного участка.

Костел однонефный. Западный фасад расчленен пучками пилястр коринфского ордера и украшен развитым аттиком, фронтоном, двумя декоративными башенками, волютами и др. Фриз вокруг всего здания украшен полосой декоративной живописи. В архитектурных деталях отмечается значительное отклонение от канонов классических форм, своеобразная трактовка отдельных элементов, лишь отдаленно напоминающих формы западноевропейского барокко.

Архитектура монастырских корпусов аскетична. Во дворе монастыря сохранилось интересное деревянное строение, служившее общежитием для монашенок-бригиток.

 

Дворец Хрептовича, где останавливался Наполеон, а затем Александр I, сохранился до нашего времени, хотя и претерпел значительные изменения. Он состоит из трех корпусов. Центральный из них наибольший, двухэтажный; боковые флигеля — одноэтажные. Комплекс в плане образует подобие буквы П, где средний объем выдвинут вперед. В центральном корпусе размещались основные залы и кабинеты. Флигеля отводились под жилье.

В архитектуре дворца, построенного в конце XVIII в., нет традиционного для раннего классицизма портика, решение главного фасада в целом плоскостное. Лишь средняя часть его слегка раскрепована и увенчана фронтоном. Ажурный балкон второго этажа, небольшие карнизы и плоские ниши составляют скромный архитектурно — художественный декор постройки.

Недалеко от дворца размещались оранжерея и разнообразные хозяйственные постройки (часть из них сохранилась). Достопримечательностью являлся великолепный парк с регулярной разбивкой аллей. Главная аллея замыкалась дугообразным в плане прудом. Еще один пруд в виде круга имел в середине островок с беседкой.

 

Городской усадебный дом

В этом музее-усадьбе хранится деревянная икона XVI в. " Тайная вечеря"

В состав городской усадьбы входят: усадебный дом, флигель, парк. Во дворе усадебного дома находится каменный крест (видимо, как экспонат краеведческого музея).

Интересен усадебный дом, построенный во второй половине XIX в. (Ланци). Он представляет собой сочетание разноэтажных объемов и башни. Усложненная композиция этого особняка, расположенного в парке, отвечает романтическим традициям загородной архитектуры прошлого века.

Церковь Троицкая Памятник деревянного зодчества. Построена в середине XIX века. Здание центричное, крестоподобное в плане.Крылья трансепта и алтарная часть пятигранные. С трех сторон здания сделаны входы в виде широких каменных крылец с козырьками на деревянных колоннах. Над главным входом - высокая трехъярусная колокольня. Действующая церковь. Является памятником республиканского значения.

 

Костел Богоматери Францисканский костел построен в 1635 году в комплексе с монастырем в архитектурных формах барокко. Расположен на левом берегу Немона. Сложный рельеф местности определил ассиметричную композицию комплекса (включает в себя костел, башню-колокольню, моностырский корпус и ворота с оградой). В XVIII веке после пожара костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает ярусная колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна, тектонически между собой мало связана. Главный фасад костела декорирован пилястрами, лопатками, карнизными поясами. Сочетание монастырских корпусов, костела и башни наделяет комплекс живописностью. На сегодняшний день костел является действующим.

 

 

Церковь Ильинская

К памятникам архитектуры относится и церковь, построенная, очевидно, во второй половине XIX в. в форме псевдорусского зодчества. Памятник сохранился хорошо и является высотной доминантой в панораме города со стороны противоположного берега Двины. Пять шатрообразных завершений церкви образуют силуэтную композицию, которая эффектно выделяется на фоне малоэтажной застройки.

 

Костел Троицкий

В Ишкольди — старой деревне Барановичского района, расположенной близ шоссе Минск — Брест, сохранился с 1472 г. уникальный памятник каменного зодчества — Троицкий костел. Его небольшой по размерам прямоугольный план (10х14, 5) завершается пятистенной апсидой. Площадь апсиды немного меньше площади основной части храма и является ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Стены кирпичные. Нижние части их орнаментированы сетчатой кладкой из темного кирпича-железняка. Позднее фасады были оштукатурены и побелены.

Костел построен в готическом стиле. Элементы, свойственные готике, проявляются в звездчатом и крестовых сводах с нервюрами, наружных контрфорсах, в высокой щипцовой крыше, убранстве главного фасада и контрфорсов плоскими нишами различного очертания и размера, в стрельчатых оконных и дверных проемах. Фигурное завершение стены главного фасада и мягкие криволинейные очертания контрфорсов придают храму скульптурность, смягчающую монументальный облик памятника

В результате многократных перестроек в течение XVII—XX вв. (под кальвинистский собор, церковь и вновь под костел) художественно-декоративное убранство внутри памятника изменилось.

 

 

Костел Рождества Девы Марии Фарный костел в Заславле - памятник архитектуры стиля барокко. Построен в 1774 году в центре города Заславль на месте деревянного храма. В 1868 году костел был перестроен под церковь Рождества Богородицы. На сегодняшний день декоративное оформление не сохранилось. Костел Девы Марии действовал до 1941 года. Во время войны был сильно поврежден, находится на реставрации

 

Белая вежа

Башня круглая с наружным диаметром 13, 6 м при толщине стен 2, 5 м. Высота сооружения около 30 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене. Общая площадь этажей превышала 300 кв. м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов.

Внешний вид вежи необычайно прост: пояс и зубцы — единственный пластический элемент. Однако башня производит величественное впечатление. Это достигается ее расположением на холме, монолитностью сооружения и лаконизмом деталей.

Каменецкая вежа — немой свидетель многих страниц истории и кровопролитных баталий прошлых веков. В XIV в. ее многократно осаждали рыцари-крестоносцы, штурмовали войска польского князя Мазовецкого, литовских князей Витовта и Ягайло. В XVII в. в Каменце у стен крепости шли ожесточенные бои между армиями Речи Посполитой и Московского государства.

Сейчас Каменецкая вежа приспособлена для размещения филиала Брестского областного краеведческого музея.

Синагога Главная

Быховская синагога — памятник архитектуры барокко начала XVII в. Это — центрическая постройка размером 20x21 м, толщиной стен около 2 м. Особенностью композиции является круглая угловая башня, сильно выступающая за пределы основной постройки. Эта башня придает постройке крепостной характер. Разбивка окон на значительной высоте и бойницы в аттиковом ярусе также свидетельствуют об оборонном характере постройки. По-видимому, ей в системе частновладельческого укрепленного города-крепости отводилась определенная роль.

 

 


Костел Отыскания св. Креста

Крупнейший архитектурный комплекс города — бернардинский костел и монастырь, XVI—XVIII вв. Костел — трехнефная, шестистолпная базилика. На архитектуру костела наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыльном и боковых фасадах имеют черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с отдельными элементами ренессанса (плоскостное решение со слабо выступающими пилястрами, тонкое обрамление окон, ниш и др.).

Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке ордера, нишах со скульптурами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они представляют единую композицию большой художественной силы.

Вплотную к костелу примыкают монастырские корпуса, образуя замкнутый дворик. С западной стороны композиция комплекса обогащена многоярусной колокольней, врезанной между костелом и монастырем. Верхние ярусы колокольни и оформление интерьера (А. Грушецкий, Ф. Михалевич) относятся ко второй половине XVIII в., представляя искусство так называемого виленского барокко. Важная роль принадлежит памятнику и в панораме городского центра, открывающейся с левого берега реки Неман.

 

Собор Рождества Богородицы вит.обл

Бывший кармелитский костел Успения Богородицы, построенный в 1639—1654 гг. и перестроенный к 1735 г. (архитектор И. К. Глаубиц). При нем был обширный сад.

Кармелитский костел имеет оригинальную объемно-пространственную композицию: помимо традиционных двух высоких башен главного фасада на противоположной стороне возвышаются две башни меньшего размера. Фасад декорирован нишами, связками пилястр, волнистыми профилированными тягами, раскреповками и др. Его архитектура после реконструкции 1735 г. приобрела черты, свойственные художественной школе виленского барокко. В 1885 г. над средокрестием костела был надстроен деревянный псевдовизантийский купол (сгорел в 1944 г.). Интерьеры украшены помимо ордерной пластики лепным геометрическим орнаментом и лепниной в технике стукко.

Костел имеет развитый силуэт и является главным сооружением в пространственной композиции поселения.

 

 


Костел Крестовоздвиженский

Строился как католический храм. С 1576 по 1642 гг. был отдан под кальвинский сбор, затем снова переосвящен в костел. Башня-звонница была пристроена к храму только во 2-й половине XIX в. В 1986 г. костел серьезно пострадал от пожара, в 1988 г. восстановлен.

 

Дворцово-замковый ансамбль в г. Несвиже

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен Каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони — автор ряда построек в городе.

На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные в каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание.

Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок. Старый парк, Японский парк. Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.

Другой несвижский парк " Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая Консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.

Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки — аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических — удивляют размахом создателей этого романтического парка.

Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве — множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.

 

Ратуша могил. обл

Для истории архитектуры Беларуси шкловская ратуша считается уникальным объектом, так как до настоящего времени в республике сохранились лишь единицы памятников этого вида.

Ратуша была построена в конце XVIII в. в связи с градостроительными преобразованиями. Впервые город получил проект планировки, по которому он превращался в организованное поселение, разбитое на регулярные кварталы. В системе площадей различного назначения одна отводилась под рынок. Именно с этого места началась реконструкция Шклова. Каменная ратуша в формах архитектуры классицизма была воздвигнута в комплексе с торговыми рядами. Для ратуши была принята композиция, традиционная для белорусского зодчества: компактный двухэтажный объем по центру завершался высокой граненой башней со шпилем. Башня с часами и шпилем с далеких времен была символом городского самоуправления и, как правило, доминировала в застройке города.

Мирский замок

Замок в Мире — выдающееся произведение белорусского зодчества. В его архитектуре нашла зримое отражение эпоха феодализма: за мощными стенами и башнями, способными защитить владельца от неприятеля, стоял богатый дворец — резиденция магната. Выполненный из камня и кирпича, окруженный земляными валами с бастионами и рвами с водой, замок своей монументальностью и неприступностью олицетворял силу и неогра­ничен­ную власть феодала.

План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, близкий к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня — главная — с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку.

Первоначально стены замка имели высоту до 13 м при толщине их у основания около 3 м. Кладка трехслойная: наружная часть стен выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а внутренняя, составляющая ее основной массив, представляет собой забутовку из мелкого камня и кирпичного боя. Высота комбинированной кладки стен около 1, 5 м, в главной башне она достигает 7 м. Верхние части стен башен, а также стены, цилиндрические своды и полы дворца выполнены из кирпича.

Строительство дворцово-замкового комплекса проходило не единовременно, что хорошо прослеживается в характере архитектуры его различных частей. Первоначально, в XVI в., были построены крепостные стены и башни. Позднее, уже при Радзивилле Сиротке, в начале XVII в., вдоль восточной и северной стен строится трехэтажный дворец. Новое строительство вызвало изменения облика стен, к которым примкнул дворец: у них исчезли бойницы, были пробиты большие оконные проемы, заново возведена верхняя часть. Большие окна получила и достроенная часть северо-западной башни. Тогда же по внешнему контуру замка вдоль южной и западной стен строятся одноэтажные хозяйственные постройки и конюшня.

Достопримечательностью замка являются башни высотой около 25 м. Они возвышаются над стенами и в прошлом все имели характерный готический декор в виде ниш и орнаментальных поясов. Такой прием обработки фасадов был распространен в белорусской архитектуре XV—XVI вв. Побеленные ниши и пояса удачно контрастируют с красными кирпичными стенами, усиливая художественную выразительность замка. Ныне только главная, въездная и юго-западная башни сохранили изначальные характерные черты готики. Другие башни, как и дворец, получили формы и декор архитектуры ренессанса: они оштукатурены или облицованы тесаным камнем.

С конца XIX в. пейзаж, окружающий замок, значительно изменился. Здесь был разбит парк, устроен пруд, в 1904 г. в парке сооружен храм-усыпальница.

Замок в Мире за свою более чем четырехвековую историю был свидетелем многочисленных войн. Так, в 1655 г. он пострадал от длительной осады шведов, в 1705 г. они вторично напали на замок и сожгли его. Сильно разрушен замок и во время Отечественной войны 1812 г. Дважды — в июле и ноябре этого года — между русскими и французскими войсками в Мире велись ожесточенные бои. Тогда была взорвана северо-восточная башня замка, в которой находился пороховой склад, сожжен дворец, были сильно разрушены и фортификационные сооружения. Сейчас в замке ведутся реставрационные работы, в процессе которых получены новые данные по его истории и архитектуре на разных этапах строительства.

Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

 

 

Костел Троицкий Глубокский троиицкий костел - памятник архитектуры 18 - начала 20 столетия. Построен в 1764-82 годах в стиле позднего барокко (храм с вытянутой полукруглой апсидой и двухбашенным фасадом). В 1902-08 архитектура храма притерпела изменения. К нему были пристроен трансепт и боковые нефы, что придало храму объемно-пространственную композицию. Его силуэт формируется двумя башнями и высоким фигурным щипцом над апсидой. Декоративное оснащение приближено к первоначальному. В костеле находится икона " Богородица Адигитрия" 18ст. Троицкий костел является памятником республиканского значения. Размещен в старом центре города Глубокое.

 

Костел иезуитов (фарный)

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями.

 

Слуцкая брама в г. Несвиже

Слуцкая брама — оригинальный памятник архитектуры барокко. Когда-то она входила в систему городских укреплений, защищая въезд в город со стороны Слуцкого тракта. От брамы берет начало протяженная дамба, которая создает обширную запруду — озеро. Брама была построена в конце XVI в. и поначалу имела композицию крепостного характера. Так, на гравюре города начала XVII в. в этом месте видна укрепленная башня. В середине XVIII в. крепостная стена у брамы была разобрана, а сама она в 1760 г. перестроена. В первом этаже брамы располагались помещения для стражи, во втором — каплица (молельня).

Сейчас брама представляет собой компактный объем с аркой проезда посередине. Архитектура брамы с контрфорсами, криволинейными очертаниями стен и фронтона необычайно скульптура и выразительна.

 

Костел св. Петра и Павла В начале 17 века в Шклове были построены костел и доминиканский монастырь. Шкловский костёл во времена воинственного атеизма был переделан в клуб. В начале 1994 года в городе начались регулярные богослужения, которые проходили возле полуразрушенного здания костёла. Сейчас костел восстанавливается.

 

 

Костел св. Антония Падуанского Построен костел в 1898-1904г.архитектором А.Гойбелем в Центре Постав на берегу реки Мяделка. Раньше на этом месте находился деревянный францисканский монастырь, основанный в 1617году на средства Станислава и Анны Сенкевичей-Беганских. В 1898 году деревянный монастырь разобран и на его месте началось строительство костела. В годы первой мировой войны здание поставского костела сильно пострадало, разрушен главный алтарь, уничтожен орган. В 20-е годы костел снова отстроили. На сегодняшний день костел является вертикальным акцентом исторического центра Постав. В архитектурно-ландшафтной композиции сочетаются водное зеркало пруда и реки, зелень и псевдоготические из красного кирпича монументальные формы костела. Вит.обл.

Церковь Борисоглебская - один из старейших памятников города, построена в 1519 году на месте святыни XII века в стиле поздней готики.Строительство велось на деньги гетмана Константина Острожского в честь победы в Оршанской битве 1514 года. С 1632 года здесь находилась резиденция униатского митрополитена. С 1839 по 1939 годы церковь принадлежала православным. После войны святыню заняли под архив. В архитектуре церкви много готических элементов: звездчатые своды на нервюрах, контрфорсы, стрельчатые проемы, декоративные пояса, стрельчатые арочки и т. д. Интересно отметить, что отдельные черты архитектуры церкви присущи и архитектуре бернардинского костела в Вильнюсе (1525—1594 гг.). гродн обл


Церковь св. Георгия

Деревянная Георгиевская церковь XVIII в. в Жировичах — простейший тип храма в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом. Крыша у западного фасада имеет небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает ее архитектуру к деревянному народному жилищу.


Костел иезуитов (фарный)

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые вефи, расчлененные на квадраты, - крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные ж горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником Хески в 1752—1754 гг. Тогда же художником была написана и картина " Тайная вечеря" для главного алтаря костела.

Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

 

 

Церковь Спасо-Преображенская Памятник архитектуры эклектики. Построена в начале XX века в центре Шклова. Храм крестоподобный в плане, имеет элементы псевдовизантийского стиля и стиля модерн. Действующая церковь.

 

 

Церковь Успенская. Храм в деревне Саръя (Верхнедвинский р-н) строился как костел и родовая усыпальница местных землевладельцев Лопатинских. Строился он с 1852 по 1858 год. В 1865 году костел был конфискован " за великолепие". В советский период использовался в качестве складского помещения. С 1970 года здание не использовалось, а в 1989 году костел передан православным верующими и официально именуется " Свято-Успенская церковь". Памятник республиканского значения.

 

Собор Михайловский

Слуцкая деревянная церковь состоит из трех срубов, окруженных невысокой галереей, которая раскрывается в сторону центрального сруба и тем самым увеличивает интерьер. Снаружи каждый из трех срубов имеет свое объемное завершение. Наиболее нарядна четырехъярусная композиция среднего сруба с граненым барабаном и шлемовидным куполом. Силуэт, пропорции отдельных частей, большие поверхности стен, лишенные декорации, придают слуцкой церкви величие, свойственное большим деревянным храмам.

 

Городская ратуша

Несвижская ратуша была сооружена в конце XVI — начале XVII в. после получения городом в 1586 г. магдебургского права. С XVII в. ратуша перестраивается и к концу XIX в. значительно меняет свой облик. Башня ратуши становится значительно ниже, теряет свое шлемовидное завершение, а фасады остаются без декора. И только в начале XXI в. ратуша снова обретает свой первоначальный вид.

Вход в ратушу ведет через башню: отсюда можно попасть в помещения первого этажа и по одномаршевой лестнице подняться на второй этаж, где размещен зал собраний.

 

 

Синатога в могилёвской обл.

 

 

 

 

Костел Преображения Господнего (фарный) Фарный костел в Новогрудке - памятник архитектуры барокко. Храм построен в начале 18 века на месте старого костела князем Витавтом. В этом храме в 1422 году был освящен четвертый брак короля Польши Ягайло. Готический костел просуществовал до 1712года. В 1712—23 годах на месте заложенного храма возведен новый, освещенный в 1723 году виленским бискупом. В этом храме 12 февраля 1799 года крещен Адам Мицкевич. В храме с правой стороны находится специальная часовня-каплица, посвященная сестрам-назаретянкам, расстрелянным фашистами в 1943 году. В 2001 году они беатифицированы Папой Иоаном Павлом II и являются белорусскими святыми. Костел действует и сегодня.

Гродн обл

 

 

Костел св. Анны Костел (памятник архитектуры классицизма) построен в 1792 году в деревне Мосар, которую называют белорусским Версалем, за ту очаровательную красоту, которую создал настоятель мосарского костела ксендз Йозас Булька. Костел и замечательный парк представляют собой единый архитектурно-ландшафтный ансамбль.

Недавно здесь установили памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II.

 

 


Костел Троицкий (св. Роха) Памятник архитектуры неоготики. Построен в 1861-64 годах на месте бывшего котолического кладбища. После реставрации в 1983 году здание костела приспособлено под зал камерной музыки Белорусской государственной филармонии. Используется как концертный зал для органа.

Иногда, в свободное от концертов время проходят католические службы. Костел - памятник республиканского значения.


 

Костёл рождества девы Марии   Костёл бенедиктинок барокко      Часовня-усыпальница в г. Рогачеве    Костёл в г. Рогачеве

 

Торговые ряды гродн обл

Памятник архитектуры эпохи классицизма. Были построены в 1812 г. в центре Новогрудка на торговой площади. Вокруг сооружения галерея, выполненая дорической колоннадой.

Реставрированны в 1953 г. Используются под торговые предприятия. Являются памятником республиканского значения.

 




Костел св. Андрея

В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775) — памятник архитектуры барокко. Храм удивляет пластикой фасада, богатством скульптурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это — раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея активно участвует в формировании панорамы Слонима и находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города.


Монастырь Никольский

Особую ценность представляет Николаевская церковь (1669 г.), расположенная к востоку от центра города в районе так называемого Подниколья. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом характеризуется компактностью. В объемной композиции определяющим является восьмигранный барабан с куполом: он, вырастая из средокрестия, сливается с массой храма, сообщая ему устойчивость и массивность.

Выделяется своим ярусным построением и декорацией архитектура главного фасада. Его художественная трактовка, основанная на местных декоративных приемах, отличается оригинальностью. Она далека от архитектуры костела и при определенном родстве с декоративным убранством памятников русского зодчества имеет свои отличительные черты. Одна из них проявилась в членении плоскости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты и декорации. Каждый ярус, при едином принятом мотиве плоских арочных ниш разнообразной величины и пропорции украшен пилястрами или колонками, покрытыми растительным орнаментом.

Декор главного фасада удачно сочетается с интерьером, в котором выделяется резной иконостас. Деревянный иконостас по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз, — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг.


Дворец в Жиличах

Жиличи — бывшее имение в небольшой деревне Добосне Кировского района Могилевской области. Принадлежало крупному землевладельцу Э. Булгака. В 30-х годах XIX в. здесь создается обширный дворцовый ансамбль, разбивается парк со скульптурами и малыми архитектурными формами: павильонами, бассейнами, мостиками и т. д. Площадь парка около 18 га, а всего усадебного комплекса с водоемами, плодовыми садами и многочисленными подсобными сооружениями достигала 100 га.

Дворец является центральным элементом композиции всего дворцово-паркового комплекса, замкнутого в прямоугольник регулярными аллеями. Прослеживается и былая архитектурно-планировочная организация парка.

Дворец строился в два приема: вначале был возведен главный корпус, затем к нему пристроили протяженное крыло с придворной церковью и дополнительными жилыми помещениями. Главный двухэтажный корпус в виде буквы П расчленен по фасаду пилястрами. В центре поставлен на стилобат шестиколонный портик коринфского ордера с фронтоном и бельведером под лестничной клеткой. Фриз антаблемента заполнен лепными гирляндами и розетками.

Два коротких боковых корпуса также украшены портиками. Часть пристроенного к дворцу крыла с встроенным храмом по своему декоративному убранству отлична: здесь композиция фасада определилась широко расставленными пилястрами и арочными окнами.

Архитектура дворца выдержана в классических традициях начала XIX в. Для планировки характерно четкое расположение помещений. Через главный вход посетитель попадает в обширный вестибюль, перекрытый крестовым сводом, пяты которого покоятся на четырех столбах. Находящиеся здесь двери ведут в комнаты первого этажа, а расположенная прямо лестница — на второй этаж, в наиболее парадные покои дворца. Интерьер многих помещений этажа отличается богатством декоративного оформления и тщательностью отделки. Многие детали сделаны из дерева. Стены некоторых залов имеют оригинальные лепные орнаметированные полихромные украшения.

Дворец в Жиличах (ныне используется как учебное заведение) при всей своей представительности имеет усадебный характер: его корпуса, расположенные в гуще парка, практически изолированы от деревни.

Строил дворцово-усадебный комплекс в Жиличах известный литовский архитектор К. Подчашинскис, уроженец д. Жирмуны Гродненской области.

 

Дворец в Снове

В Снове сохранился обширный по своим размерам дворец, построенный в 1827 г. по проекту архитектора Б. Тычецкого. Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Позднее внутренняя планировка здания претерпела много изменений.

Дворец-усадьба расположен на открытом месте у извилистой речки Сновенки. На территории усадьбы был создан небольшой водный бассейн, который окружал парк пейзажного типа. Система каналов образовала несколько островов причудливой формы, густо заросших кустарником и деревьями различных пород.

В генеральиом плане усадьбы применена система симметричной осевой композиции, в которой главное место отведено дворцу. Протяженность дворца — около 140 м. Весь массив сооружения расчленен на отдельные выступающие и разновысотные объемы. Центральная часть дворца и фланкирующие ризалиты — в два этажа, боковые крылья одноэтажные.

Главный вход во дворец выделен четырехколонным портиком ионического ордера. Такой же портик, но с меньшим выступом от плоскости стены, сооружен со стороны парка. Пройдя под портиками, посетители попадают в вестибюли, связанные между собой и основными помещениями дворца — залами, гостиными, кабинетами, расположенными в первом этаже.

Парадный зал в плане прямоугольной формы, площадь его превышает 100 кв. м. Шесть высоких окон, выходящих на оба фасада дворца (по три на каждый), обеспечивают большую воздушность интерьеру и открывают перспективу в сторону парка и поселка. С одной стороны зала устроен альков, который занимает большую часть стены. Глубокий альков овального очертания с нишами для скульптур отгорожен от зала четырьмя колоннами. Этим достигается четкая прямоугольная форма плана зала.

Убранство интерьера зала отличается скромностью. Потолки и стены лишены декорации. Лишь верхняя часть стен зала несет карниз. Украшением, кроме алькова, является большая изразцовая печь, выполненная с большим мастерством.

В боковых крыльях и во фланкирующих объемах дворца размещено главным образом жилье. Архитектура крыльев представлена ионическим ордером. При этом левое крыло дворца решено открытой галереей — колоннадой, а правое — колоннадой, примыкающей к фасадной стене. Построение фланкирующих объемов очень просто: в неглубоких и плоских нишах расположены окна с сандриками, а в верхней части стены — рельеф растительного орнамента.

В архитектуре дворца ничего лишнего, что бы могло придать ему нарочитую парадность. Пропорциональность и изящество портиков с красивым рисунком капителей, ажурные ризалиты с широкими трехчастными окнами на два этажа, скромные декоративные вставки у арочного завершения окон придают фасадам дворца стройность и величественность. К особенностям дворца-усадьбы в Снове можно отнести большую раскрытость композиции сооружения, четкость планировочного и объемного построения, а также строгость архитектурных форм и простоту конструктивного решения. В этом комплексе ярко воплощены черты классической архитектуры.

Костел св. Станислава

В центре Могилева расположено большое каменное здание с массивным портиком на главном фасаде — бывший кафедральный костел Станислава, построенный в середине XVIII в. Здание компактное, прямоугольное, шесть столбов, внутри него образуют пространства трех нефов. Такая планировочная схема не была новой, она почти традиционна для культового строительства того времени. Главный фасад здания параден и пластичен. Основой его композиции является большой — на всю ширину и высоту средней части — четырехколонный портик ионического ордера. Фланкирующие башни дополняют фасад, придавая ему законченность и выразительность. Горизонтальной тягой, имеющей большой вынос, фасад как бы делится на две неравные части: на нижнюю двухэтажную и верхнюю аттиковую. Обе части украшены пилястрами. Декоративное оформление интерьера носит барочный характер. Цилиндрические своды среднего нефа покрыты фресками, имеющими большую художественную ценность.

 

Монастырь францисканцев

Францисканский костел построен в 1635 г. в комплексе с монастырем в архитектурных формах барокко. В XVIII в. после пожара костел был восстановлен со значительными изменениями фасадов. Храм трехнефный. Слева к нему примыкает ярусная колокольня с самостоятельным входом. Архитектурная обработка стен костела и колокольни различна, тектонически между собой мало связана. Главный фасад костела декорирован пилястрами, лопатками, карнизными поясами. Сочетание монастырских корпусов, костела и башни наделяет комплекс живописностью
Борисоглебская, или Коложская, церковь — замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства.

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Здание относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником В. Грязновым.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных в полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни — определенной симметрии, но не строгой, благодаря этому фасады приобрели еще большую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическими заповедниками.

 

. Костел св. Франциска Ксаверия (фарный)

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь — выдающийся памятник архитектуры Беларуси XVII—XVIII в. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30х60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.

Первоначально главный фасад костела был очень прост, две его башни были лишены пластики, свойственной развитому барокко. Ныне фасад представляет собой трехъярусную композицию с возвышающимися по бокам двумя башнями-колокольнями.

Четко выделяются вертикальные и горизонтальные членения пилястрами и поясами антаблементов. Фасад насыщен ордером, много здесь сложных профилей, арочных и прямоугольных ниш и проемов, башни ажурны и силуэтны.

Торжествен и пышен интерьер костела. В его убранстве широко использовались средства архитектурной пластики, скульптура и живопись. Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева. Эти декоративные элементы имеют высокую художественную ценность. Фресковая роспись (1752 г.) состоит из многосюжетных композиций, расположенных в арочных нишах, сводах и др.

 


Церковь св бориса и глеба

 

 

 

 

Костел бернардинок

Полное название храма — костел Безгрешного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии.

Сочетает в себе черты барокко, рококо и классицизма.

Слонимский костел бернардинок возведен между 1664—1670 гг. в формах архитектуры барокко. Эта постройка зального типа с большим полукружием одной апсиды. В головной части высится монументальная ярусная башня. Ее облик ассоциируется с замковыми вежами прошлых веков: та же аскетичность декорации и массивность форм. Гладкая стена апсиды, выходившая раньше на торговую площадь, украшена фигурной рамой барочного рисунка.

Каменный монастырь был пристроен позже, в 1764 г., и обновлен после пожара в 1793 г.

 

Церковь Троицкая

Слонимский костел бернардинцев — также памятник архитектуры барокко. Время его строительства — 1639—1645 гг., монастыря — середина XVIII в. Высокая восьмигранная башня — колокольня на фасаде в своем основании усилена мощными контрфорсами. Башня была крепостным элементом постройки. В арочных нишах ее были круглые бойницы. Достопримечательность бернардинского костела — две кубические пристройки по бокам, крытые шлемовидными куполами. Благодаря им усиливается силуэтная выразительность памятника, занимающего в панораме города видное место.

 

Cобор св. Духа

Кафедральный собор (бывший костел бернардинок) и монастырь по улице Бакунина, заложенные в 1642 г. (достроены в XVIII в.), являются интересными памятниками старого Минска. Костел имеет базиликальный план (23Х18 м). Внутреннее пространство шестью столбами делится на три нефа. Средний неф, как это принято в базиликальных храмах, значительно шире и выше боковых и заканчивается пятигранной апсидой.

Главный, западный, фасад церкви завершается двумя высокими многоярусными башнями, оформленными слоями пилястр, арочными нишами и в верхних ярусах — арочными пролетами. Зажатая между двумя башнями средняя часть решена в виде щита с криволинейным контуром. Архитектура здания имеет выраженный барочный характер

 

Костел Успенский  в Пинске

Францисканский костел Успения был построен на месте храма XVI в. (1712—1730) с включением в кладку сохранившихся фрагментов старых стен. Костел трехнефный. Средний неф, перекрытый цилиндрическими сводами, определяет пространство интерьера: узкие боковые нефы фактически разделены на небольшие секции. На главном фасаде — две башенки, которым отведена скромная роль: основной композиционный акцент перенесен на фигурный щипец, пластика которого увеличена за счет слоистого по контуру филенчатого углубления, занявшего большую часть стены. Декоративный подход к архитектуре фасада продолжается в барочных формах обрамлений, решетке балкона, нишах, карнизах, поясках. Нарядность главного фасада контрастирует с боковым фасадом, выходящим на ул. Ленина, и особенно с апсидой, монументальной и аскетичной в своей декорации.

В целом монастырь, башня-звонница, костел и сопутствующие культовому комплексу постройки занимают квартал между рекой Пиной и главной улицей города и до сегодняшних дней являются одной из художественных достопримечательностей Пинска. Панорама этого ансамбля красиво раскрывается с реки и обширных пространств правобережья.

 

Монастырь бернандинцев со всех сторон примыкает к костелу бернардинцев. Комплекс построен в 1648 году по запросу полковника Стефана Лозки. В 1832 году монастырь ликвидировали, а в 1839 году после пожара монастырский корпус приспособили под больницу.

Церковь св. Николая

Николаевская церковь (1669 г.), расположена к востоку от центра города в районе так называемого Подниколья. Трехчастный план церкви с высоким нефом и трансептом характеризуется компактностью. В объемной композиции определяющим является восьмигранный барабан с куполом: он, вырастая из средокрестия, сливается с массой храма, сообщая ему устойчивость и массивность.

Выделяется своим ярусным построением и декорацией архитектура главного фасада. Его художественная трактовка, основанная на местных декоративных приемах, отличается оригинальностью. Она далека от архитектуры костела и при определенном родстве с декоративным убранством памятников русского зодчества имеет свои отличительные черты. Одна из них проявилась в членении плоскости фасада развитыми карнизами на ярусы различной высоты и декорации. Каждый ярус, при едином принятом мотиве плоских арочных ниш разнообразной величины и пропорции украшен пилястрами или колонками, покрытыми растительным орнаментом.

Декор главного фасада удачно сочетается с интерьером, в котором выделяется резной иконостас. Деревянный иконостас по тонкости исполнения и сложности форм является выдающимся произведением. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз, — излюбленный мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 гг.

Гродненский Старый замок — исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории старый замок подвергался коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

 

Собор Софийский

Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других — пятиглавый. В середине XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли; появились две башни на новом главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой (архитектор И. Глаубиц). От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов.

Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.

Одна из особенностей полоцкого Софийского собора — граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем храма был компактным и динамичным.

Софийский собор — первый и еще робкий пример памятника, в котором проявлялись черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После " Софии", преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы. Ныне закончена реставрация полоцкого памятника XI—XVIII вв., в нем открыт концертный зал с органом.

 

 

Замок в Креве стоит в стороне от главной дороги, возле развилки. С трех сторон окружен домами. Периметр больше, чем 100х100 метров, стены у основания сложены из битого кирпича и камня, выше двух метров — кирпичные. История замка богата событиями. В 1338 году Великий князь Литовский Гедимин посадил в Крево в замке князем своего сына Ольгерда. Это первое упоминание о замке, и эта дата считается официальной датой постройки. После смерти Ольгерда замком овладел Ягайло. Там же, в замке, в подвале задушил своего дядьку Кейстута, посягавшего на власть над Княжеством. А в 1385 году в замке была подписана Ягайлой Кревская уния, объединившая Великое Княжество Литовское и Польшу. В 1443 году замок боем взял Свидригайло. В начале XVI века замок станет основным оборонным пунктом от московских войск, точно так же, как до этого он оборонял Беларусь от тевтонского ордена. К началу XIX века был практически заброшен, а местные жители стали разбирать его по камням. Бытует расхожее мнение, что замок разрушили в годы первой мировой войны, однако это не так. В конце XIX века замок представлял собой практически те же руины, что и сейчас.

Именно в этом замке, в большой башне, в 1382 г. был задушен по приказу своего племянника Ягайло один из князей Великого Княжества Литовского — Кейстут. Сыну последнего, Витовту, в будущем главному " виновнику" победы в Грюнвальдской битве, удалось бежать от двоюродного брата, переодевшись в женское платье.

В 1929 г. проведена консервация руин.

 

Костел св. Симеона и Елены

Этот действующий костел, его еще называют " Красным", памятник архитетуры неоготики с чертами модерна. Построен из красного кирпича в 1908-10 годах по протекции помещика Вайниловича и его жены Олимпии, которые внесли большое пожертвование и построили костел в память о своих умерших детях.

Трехнефовый и трехбашенный храм ассиметричной объемно-пространственной композиции отличается своим декоративным оснащением: колористическое разрешение храма, витражи, люстры из меди. С 1975 года в здании костела разместился республиканский творческий клуб кинемотаграфистов. В 1990 году костел вернули верующим. Он является памятником республиканского значения.

 

Дворец Бутримовича, построенный в 1794 г. на главной улице Пинска, заслуживает особого внимания. Это архитектура переходного типа — от барокко к классицизму с импровизацией канонических форм в отдельных фрагментах и деталях. От барокко в архитектуре дворца осталось построение плана с вогнутыми криволинейными очертаниями угловых частей, овальная форма главного зала, традиционное членение фасада на два яруса, контрастных по своей декоративной обработке. Необычайна трактовка ордера. Так, торцевые фасады оформлены четырьмя сгруппированными попарно колоннами дорического ордера, причем каждая пара сдвинута к середине. В результате этого угловые части антаблемента не опираются на колонны, а выступают.

Дворец симметричен. Три корпуса его образуют парадный двор, раскрытый в сторону Пины. Такое сочетание корпусов привело к усложнению планировки здания в угловых частях и увеличило пластику главного фасада. Средний корпус отведен для парадных помещений, боковые — заняты жилыми комнатами и кабинетами. Центральное место занимает овальный зал, выдвинутый вперед и раскрытый на террасу. Этот фрагмент фасада в виде своеобразного эркера наиболее богато декорирован. Со стороны реки здание представлено небольшим парадным двориком; фасад имеет более интимный характер. Убранство интерьеров дворца в целом барочного характера, но встречаются и элементы архитектуры классицизма. В здании размещается Дворец пионеров и школьников.


Монастырь цистерианцев в г. Мозыре. Этот памятник архитектуры позднего барокко построен в 1743-45 годах в трех км. от Мозыря на правом берегу реки Припять, в так называемой " Ангельской долине". Включает в себя костел Михаила и жилой корпус. В 1883 году монастырь закрыли, а через пять лет передали православным. В 1893-94 годах костел реконструировали под церковь, пристроив деревянную колокольню. Сейчас в монастыре расположен музей училища.

 

Новый замок Гродненский дворец

Нового замка — бывший королевский дворец — построен в 40—50-х годах XVIII века королем Августом III по проекту дрезденских архитекторов Матеуша Даниеля Пепельмана, Иохима Христиана Яуха и Яна Фредерика Кнобеля. В 1789 году реконструировался архитектором Дж.Сака. Использовался как место заседаний Генеральных сеймов Речи Посполитой, как замок Станислава Августа Понятовского. Дворецком буквой П, с обширным парадным двором и главным корпус расположен по соседству со Старым замом в глубине. Оба замка — Старый и Новый — связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной красотой и легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. После восстановления и реконструкции в нем разместился Гродненский обком КПБ.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.399 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь