Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Взгляд хотя к пессимистический, но полностью подтверждаемый практикой на протяжении тысячелетий,
- В оригинале — «асабийя», главный термин, достижение и открытие Ибн Хальдуна. Смирнов переводит его как «спаянность», Розенталь на английский — как group feeling («чувство локтя»), у самого Ибн Хальдуна этот многозначный термин используется для обозначения и автоматической реакции «наших бьют», и для групповой увлеченности призы вами какого-нибудь проповедника, и для «верности» большого числа людей единому правителю. Мы переводим его как «сплоченность», а смысл этого термина и открытия в целом раскроется на следующих страницах. 323 Читатель, конечно, узнает стандартный сценарий завершения совместного правления равных — как только один из них становится сюзереном, он предпочитает собственных вассалов, а не вчерашних соратников. Как видите, он действительно реализуется во все времена и у всех народов. 324 Реальная племенная сплоченность, разумеется, ничего общего не имела с всеобщей любовью и братством. Б религиозной организации альмохадов, к примеру, «...иерархизированное общество подчинялось строгому распорядку, и махди крепко держал его в руках. Усердие при отправлении религиозных обязанностей было обязательно. Небрежное отношение к ним влекло за собой наказание кнутом и даже смерть» [Жюльен, 1961, с. 120]. Сплоченность племен достигалась, как и в современных тоталитарных сектах, полным контролем за свободным временем каждого человека, не оставлявшим для пего возможности поступить как-то иначе, чем предписано обычаями и указаниями старших. 325 «Мулк» — еще один труднопереводимый термин Ибн Хальдуна. Он одновременно означает и принуждение (другого независимого человека), и владение им (как вещью), и возможность собирать с него налоги. 326 Ибн Хальдун упоминает срок — три поколения — и продолжительность одного поколения s 40 лет. Если сравнить его результат с эмпирическими данными по арабским династиям (120 лет — медианная продолжительность существования), то нельзя не признать, что перед нами один из самых точных результатов во всей теории Власти! 327 В то же время если взять последние 100 лет, то российская революция 1917 года оказывается блестящей иллюстрацией закона Ибн Хальдуна — состарившуюся и разложившуюся династию сменила совершенно новая группировка с ого-го какой асабийей. 328 Разумеется — как же иначе! — под лозунгами «очистки мира от скверны» и «установления высшей справедливости». 329 На конец XX века, по крайней мере 330 Сразу же после того как Макиавелли выпустили из тюрьмы и отправили в ссылку в родовое поместье. 331 Обычно полагают, что «Государь» был персонально адресован одному из правителей Флоренции, Лоренцо Медичи, но это всего лишь легенда (Лоренцо стал правителем в 1516 году, а «Государь» был закончен еще в 1513 году). На деле Макиавелли пытался просто устроиться на службу к новой власти, рукопись «Государя» он передал своему другу Веттори, послу Флоренции в Риме (где папой был избран еще один Медичи, Джованни, он же Лев XII), дабы тот похлопотал за него перед домом Медичи, но Веттори, прочитав «Государя», решил этого не делать, а других контактов при дворе у Макиавелли не было [Скиннер, 2009]. 332 «Первая декада» Тита Ливия — это книги 1 -10 из громадной «Истории от основания города», охватывающие период с VIII в. до н.э. по 293 г. до н. э. и полностью дошедшие до наших дней, в отличие от второй и большинства последующих «декад». 333 Раннюю смерть Макиавелли в 1527 году (ему было всего 58 лет, для тогдашней Италии не возраст) обычно связывают с отказом очередного — республиканского — правительства Флоренции взять его на службу что повлекло за собой депрессию и тяжелую болезнь, : Квентин Скиннер, автор «Очень краткого введения», не просто историк, а один из основателей «кембриджской школы историк понятий», разработавший методологию понимания авторов исходя из исторического контекста, в котором они создавали свои произведения. В своем рассказе мы в значительной степени следуем его реконструкции теории Макиавелли. 334 Ибн-хальдуновская асабийя удовлетворяет этому условию, и поначалу кажется, что Макиавелли должен переоткрыть именно ее. Но никаких кочевых племен в Италии не было даже во времена Древнего Рима, так что свою «асабийю» Макиавелли пришлось искать в другом месте. Тем интереснее его результат, 335 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы