Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феодоровский Образ Пречистой Божией Матери



– пред Ним принесем покаяние

Благодать приявшая от Бога Сына Твоего, Дево Богородице, …

не лиши ныне и нас богатыя Твоея милости, даруй нам покаяние о гресех…

(Из кондака 12 акафиста)

 

Феодоровский Образ Пресвятой Богородицы -­ один из самых древних в нашем Отечестве, написан евангелистом Лукой. Однако, неизвестно кем и когда он был принесен в Русские земли. С 1613 года икона стала почитаться покровительницей Царского Дома, российской государственности и державности.

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 16/29 августа – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 14/27 марта об избрании Михаила Феодоровича Романова на Царство в 1613 году.

Феодоровский Образ был обретен святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне около волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Городецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара. Но в 1239 году, 29 августа, костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу стоящий на дереве образ Пресвятой Богородицы. Желая снять икону, он стал коленопреклоненно молиться, но икона не сошла к князю, она внезапно поднялась в воздух. Вернувшись в город, князь рассказал о чудесной иконе духовенству, и жители Костромы во главе со священниками отправились к месту явления иконы крестным ходом. Отслужив молебен, священники смогли снять ее и перенести в Соборный костромской храм.

За день до обретения иконы князем многие костромичи видели, как по улицам города эту икону носил некий воин в «преукрашенной одежде», удивительно похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Это чудесное видение, а также Соборный храм в его честь, в котором был поставлен образ, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

С Феодоровской иконы было сделано много списков, что свидетельствует о совершенно особом почитании этого образа на Руси. С нею связывались надежды на окончание Смутного времени, что и произошло в 1613 году, когда перед этой иконой был благословлен на царство первый из династии Романовых – царь Михаил Феодорович. Именно перед этим образом его мать, инокиня Марфа, вручила Царице Небесной судьбу своего сына и судьбу России. С тех пор икона стала покровительницей Дома Романовых. Все русские цари преклоняли впоследствии колена перед этой святыней и просили благословения Царицы Небесной на служение Отечеству и своему народу.

Когда Михаил Феодорович был воцарен на Царство, завершилось его шестилетнее пребывание в Ипатьевском костромском монастыре, получившем позже название «колыбели Дома Романовых». Интересно то, что у получившего благословение на царство перед этим образом юного боярина Михаила отчество было Феодорович, и не менее удивительно то, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре, и завершилась в доме Ипатьева.

Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и принимавшим Православие инославным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось отчество Феодоровна. Это указывало на то, что нашим Царицам была оказана исключительная честь иметь Восприемницей и Покровительницей Саму Царицу Небесную.

Многие члены Царской крови, в том числе все российские императоры считали своим долгом посетить Кострому и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери. Императором Николаем II и его Семьей это было сделано в 1913 году, когда Россия отмечала 300-летие Царственного Дома Романовых. Преклонив колена перед святым образом, Государь усердно молился о своей стране и вверенном ему народе.

Особое почитание Царем Николаем II и его Семьей Феодоровского образа было ознаменовано и тем, что в 1909-1912 годах в Царском Селе под Петербургом на месте выбранном лично Царем был построен Феодоровский Государев собор, в честь родовой святыни.

После событий 1905 года, когда признаки грядущей смуты стали явственны в России, обращение Царя именно к Феодоровской иконе прочитывается как желание духовно переломить ситуацию. Чтобы русские люди вспомнили события Смутного времени и задумались о значении Самодержавия, о Богоустановленности Царской власти, и не допустили новой смуты. И тот факт, что Государь прямо перед смутой обратился к Феодоровской иконе можно расценивать, как духовное завещание нашего святого Царя.

Феодоровский Образ Божией Матери стал главным символом 300-­летия Династии Романовых в 1913 году. Строились храмы, освящались приделы в честь Феодоровской иконы ­ — именно по примеру Государя, который построил собор в Царском Селе. Государь лично положил первый камень в его основание и внимательно наблюдал за его строительством. Напротив него был построен Феодоровский городок, в котором во время Первой мировой войны был устроен лазарет под покровительством Великих Княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны. Стоит отметить, что спустя 80 лет, рядом именно с Феодоровским Государевым собором, 17 июля 1993 года был освящён первый в России памятник Императору Николаю II, выполненный скульптором В. В. Зайко.

Как некогда совершилось перед Феодоровской иконой Божией Матери поставление на царство первого Царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего Государя Николая II и его Семью. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над Царской Семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Царица Александра Феодоровна никуда не выезжала.

Церковная история сохранила множество чудес обновления икон. Но с Феодоровским образом Божией Матери свершилось обратное чудо. В день свержения Государя Николая II с престола 2/15 марта 1917 года, образ потемнел и стал почти черным, предуказав тяжелое время для России. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбой России, ибо Феодоровский образ был родовой святыней Дома Романовых. С убийством Царской Семьи ушел тот дух, который и делал Россию отличной от иных стран, тот дух, который А.С.Пушкин называл «Русским Духом». Дух этот был Дух Христов, и только будучи преисполнена этим Святым Духом может быть Россия — Россией. Царская Семья, особенно Государь Николай II, была державным воплощением этого духа. Они символизировали собой верность России Христу Спасителю и верность Ему ставили выше жизни и выше смерти.

Потемнением Своего Пречистого лика Матерь Божия указала на то, что она скорбит и ожидает нашего покаяния. Лик Пречистой омрачился по причине наших грехов, направленных против Бога и Его Помазанника – умученного Царя Николая II и его Семьи. Мы должны осознать, что сегодняшние проблемы в Российском государстве неслучайны, посланы нам для вразумления, они есть следствие забвения духовных основ человеческой жизни. Матерь Божия молит, чтобы русский народ в сокрушении сердца обратился к Богу и к тем, кого не смог защитить - святой Царской Семье, проливая покаянные слезы, чтобы омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. Тогда, по преданию, Матерь Божия явит нам Свой Пречистый лик и воскреснет Царская Россия!

Ныне Феодоровская икона Божией Матери пребывает в Костромском Богоявленско-Анастасиинском кафедральном соборе. Она издавна почитается как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах.

К сожалению, до сих пор – после 1917 года – Феодоровская икона Божией Матери должным образом не почитается. Редко в каком доме можно найти этот образ. Дорогие братья и сестры! Усилим молитву – приобретем Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, чтобы перед ним приносить покаяние.

Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, Богородицы ради и святых Царственных Великомучеников: Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, помилуй нас и спаси святую Русь! Аминь.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Схимонахиня Николая (Софронова) и её духовное чадо Ксения Маслеева


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь